Лесные саамы

Лесные саамы ( швед . Skogssamer ) — это саамы , которые жили в лесах и которые, в отличие от саамов, занимающихся оленеводством («упавшие саамы»), не поднимались в холмы в течение летнего сезона. Исторически сложилось так, что лесные саамы проживали в Швеции на территории от северного Онгерманланда до крайнего севера. В начале 1600-х годов термин «гранлапп» также использовался для обозначения саамов, которые платили налоги только Швеции, в отличие от полукочевых саамов-феллов, которым, поскольку они работали в лесах, расположенных на шведско- норвежской границе, приходилось платить налоги обеим странам. Когда Эрнст Манкер изучал жизнь лесных саамов в начале 20 века, почти все их жилища были заброшены. Осталась только одна лесная саамская деревня, в Мале в Вестерботтене , районе, известном как Стенундсландет в Анундсйо . В Финляндии есть современная группа, считающая себя лесными саамами, но они не входят в саамский парламент . , например, [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Исторически лесные саамы жили в северных частях Онгерманланда и дальше на север Швеции. Два самых южных саамских региона , Оселе и Ликселе, до 1606 года не были заселены фел- саамами, а только лесными саамами. [ 2 ] как и Лаппмарк Кеми в современной Финляндии . Лесные саамы в Кеми, Оселе и Ликселе ассимилировались с финским и шведским обществом, начиная с 17 века. до сих пор сохранились лесные саамские культуры. В лесах Норрботтена и Мало в Вестерботтене [ 3 ] и в центральной Лапландии Финляндии. [ 4 ]
Гранлаппар
[ редактировать ]К 1500-м годам уже существовала разница между лесными саамами и горными саамами. Лесные саамы летом оставались в низинах, пася оленей на болотах , в то время как горные саамы перемещали свои стада высоко на холмы, над линией деревьев , на летние пастбища. [ 5 ] Лесных саамов в то время называли гранлаппар ( Еловые саамы). В результате этого культурного разделения эти две группы подвергались разным формам налогообложения. В 1585 году Олоф Андерссон Бурман, правительственный представитель саамов ( лаппфогде ) в Лулео и Питео, писал:
Говорят, что это еловые участки, которые составляют годовой налог среди диких товаров / налог на рыбную ловлю, то есть щуку, сига, окуня. Но другие, у которых не было получено никакого интереса к рыбе в годовой длине, называются фьеллаппами, получив это название из-за того, что они живут в горах, в горных расщелинах, и не приходят ни в какие озера, если только их соседи не еловые лапы. охотно позволяют им ловить рыбу с собой. (Говорят, что пихты должны платить налоги за охоту и рыбалку.)
Это означало, что налогообложение основывалось на том, является ли человек лесным саамом или членом другой саамской общины. [ 6 ] В начале 17 века термин гранлапп также относился к саамам, которые облагались налогом только в Швеции, в то время как саамы-феллы могли облагаться налогом как в Швеции, так и в Норвегии, поскольку пастбища, на которых они пасли своих оленей, включали земли в обеих странах. [ 7 ]
Лесные саамские деревни
[ редактировать ]В соответствии с принятыми в 1886 году законами об охоте на оленей были созданы деревни для облегчения управления оленеводством. [ 8 ] Например, десять лесных саамских деревень недалеко от города Виттанги носили одно и то же название. [ 9 ] Они были расположены в Елливаре, Йоккмове, Строкке, Арьеплоге, Малмесьяуре, Восточном Киккеяуре, западных частях Киккеяура и Маусьяура и Мале. [ 10 ]
В 1956 году шведская саамская деревня в Йокмокке была демонтирована, поскольку в этом районе было прекращено выпас оленей. Вместо этого в южной и северной частях Йокмокка были созданы две отдельные саамские деревни. [ 7 ]
Распространение и численность
[ редактировать ]В Питео в 1553 году 47% саамского населения составляли лесные саамы. В 1555 году в Лулео 73% платили налоги лесные саамы и 35% другие саамы. Подобные различия в численности населения между двумя группами сохранялись на протяжении всего 16 века. [ 11 ]
Петрус Лестадиус написал в своем дневнике в 1827 году, что лесных саамов к тому моменту стало меньше, чем саамов. Тем не менее, он отметил, что в Арвидсьяуре по-прежнему все население состоит исключительно из лесных саамов, при этом значительная часть населения проживает также в Арьеплоге , Йокмокк. и Елливаре . [ 12 ] [ 13 ]
В 1882 году был сформирован комитет для расследования положения саамов в Швеции, и были обнародованы дополнительные данные: [ 14 ]
- В Энонстекисе проживали две лесные саамские семьи из Пахалы с 600 оленями.
- В Юккасъярви проживало три лесных саамских семьи, у которых было около 500 оленей.
- В Елливаре проживало больше лесных саамов — 6500 человек.
- В Йокмокке было две лесные саамские деревни.
- В Арьеплуге жили лесные саамские семьи, которые перестали выпасать оленей и вместо этого начали заниматься рыбной ловлей.
Они одеваются
[ редактировать ]
До начала 1900-х годов лесные саамы были расселены на обширных географических территориях, причем каждое домохозяйство имело свою территорию. На каждой территории были поселения, известные как вистен , каждое из которых имело гоахти , саамскую хижину или палатку. [ 15 ] Когда Эрнст Манкер изучал лесных саамов в первое десятилетие 20-го века, почти каждый поселок был заброшен в пользу жилищ, которые больше напоминали дома культуры шведского большинства: дома и фермы. [ 16 ]
Рыболовно-охотничье происхождение
[ редактировать ]Лесные саамы платили налоги, которые отличались от тех, которые платили павшие саамы в 17 веке, в зависимости от их различных способов существования. Лесные саамы в этот период вели менее кочевой образ жизни, поскольку они меньше занимались выпасом оленей. В 1670-х годах Сэмюэл Рин сказал, что лесные саамы в Йокмокке жили в основном охотой и рыбалкой. Николаус Лундиус сообщил в тот же период из Умео, что у лесных саамов меньше денег, чем у других саамов. [ 17 ]
Несколько [ нужна ссылка ] Лесные саамы были владельцами оленей в 17 веке. Протокол, изданный в 1699 году, предусматривал, что Туре Турессон был владельцем 100 оленей в Рускселе. [ 18 ]
Религия
[ редактировать ]О религиозных верованиях лесных саамов в дохристианские времена известно очень мало . Известно, что они верили в духов природы и что значимые места, такие как горы и озера, имели свой духовный мир. Глава каждой семьи-мужчины использовал церемониальный барабан, чтобы связаться с этим духовным миром. Были также ноайди , люди, которых считали более способными устанавливать контакт с духами. Известно, что медведи были частью особого культа, и у лесных саамов вокруг них вращались сложные церемонии. [ 17 ]
Языки
[ редактировать ]Большинство лесных саамов использовали шведский в качестве основного языка, но саамские языки в определенной степени использовались и . В Лулео [ когда? ] И лесные саамы, и другие саамы также говорили на саамском языке луле . В Питео [ когда? ] Фелл-саамы говорили на саамском языке пите , тогда как местные лесные саамы говорили в основном на шведском языке или языке уме-саамов . Лесные саамы в Мале и восточном Сорселе также говорили на уме-саамском языке. [ 19 ]
В Ликселе и Оселе лесные саамы были почти полностью ассимилированы шведским обществом в XIX веке. Их старый язык был навсегда утерян. Саамская литература 17-го и 18-го веков, написанная Олаусом Стефани Грааном и Пером Фьельстремом соответственно, демонстрирует, что в то время еще было много носителей уме-саамского языка. Распространение языка умэ-саамов обсуждается Дж. А. Ненсеном в XIX веке, когда лесные саамы в Осёэ использовали диалект, считавшийся разновидностью умэ-саамского языка. Ненсен заявил, что их язык явно отделен от южного диалекта саамских языков, который использовался другим саамским населением Вильхельмины. [ 19 ]
Конец леса Саамская культура
[ редактировать ]С упадком оленеводства на большей части территории Норрланда культура лесных саамов почти исчезла, поскольку они больше не продолжали свой традиционный образ жизни. В Кеми (Финляндия) финские лесные саамы по большей части утратили свою самобытность и ассимилировались с другими группами саамов, приняв их языки. [ 3 ] Подобные изменения произошли в Оселе и Ликселе в 18 веке. [ нужна ссылка ]

Стенсундландет
[ редактировать ]Только одна лесная саамская деревня, Стенундсландет в Мале, сохранилась до XIX века. Нильс Перссон (1804–1880) был последним известным лесным саамом, продолжавшим вести традиционный образ жизни. В 1842 году Перссон получил от муниципальных руководителей разрешение на ведение оленеводческих работ, которые он продолжал до своей смерти. Впоследствии оленеводческий бизнес переняли его дочь Сара Йоханна и ее муж Ларс Йонссон, но в конце концов они отказались от традиционного образа жизни. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/161677/VNTEAS_2019_43_Metsalappalainen_kulttuuri.pdf . Архивировано 6 октября 2021 г. в Wayback Machine. [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Лесные саамы в средних шведских лесах» . Самер.се. Архивировано из оригинала 15 октября 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Тегенгрен, Хельмер (1952). Вымершая лапландская культура в Кеми-Лапландии: исследования истории колонизации Северной Финляндии
- ^ https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/161677/VNTEAS_2019_43_Metsalappalainen_kulttuuri.pdf . Архивировано 6 октября 2021 г. в Wayback Machine. [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Лемпа, К.; Неувонен, С.; Тёммервик, Х. (2005). «Устойчивое оленеводство в экосистеме березы» . В Вельголаски, FE (ред.). Экология растений, травоядность и воздействие человека на горно-березовые леса Северной Европы . Том. 180. Берлин: Шпрингер. п. 270. ИСБН 978-3-540-26595-5 . Архивировано из оригинала 06 октября 2022 г. Проверено 25 октября 2020 г.
{{cite book}}
:|work=
проигнорировал ( помощь ) , со ссылкой на Скьеннеберг, Свен; Слагсвольд, Ларс (1968). «24». Оленеводство и его природная основа . Книги скандинавского университета (на норвежском языке). Осло: Университетское издательство. OCLC 48198719 . - ^ Сбор урожая, обнищание, развитие: переход саамского пленного общества к ренномадизму в Луле-Лапландии, Архив из диссертации 14, опубликованный Леннартом Лундмарком в 1982 году, страницы 43–44.
- ^ Jump up to: а б Документ о флайтлаппарне, опубликованный Reindeer Kommissionen af 1907, Кристиания, Дж. К. Квигстад.
- ^ «Лесные саамы несправедливо обращались на протяжении ста лет» (на шведском языке). Силбона.се. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ «Egendomligt bruk bland lapparne» (на шведском языке). Силбона.се. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ «Изучение йока, чтобы понять культуру саамов» (на шведском языке). Уму.се. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ Skogslapparna i Sverige, Эрнст Манкер, 1968, Acta Lapponica XVIII
- ^ Изменения в оленеводстве и обществе (на шведском языке). Норштедтс Юридик AB. 2006. с. [ нужна страница ] . ISBN 9789138225240 . Архивировано из оригинала 06 октября 2022 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ «Skogssamiska studier» (PDF) (на шведском языке). Уму.се. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 г. Проверено 4 июля 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Марклунд, Бертил (1999). Исследования лесных саамов: встречи в сфере культуры и промышленности 1650–1800 гг. На переднем крае культуры, 16. Умео.
- ^ «Skogssamisk timmerkåta» (PDF) . Вбм.се. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Исследования лесных саамов: встречи в сфере культуры и промышленности 1650–1800 гг. На переднем крае культуры, 16. Умео.
- ^ Jump up to: а б Манкер, Эрнст (1957). Lapparnas heliga ställten. Акта Лаппоника XIII. Стокгольм
- ^ Рускселе: старейшая деревня прихода Ликселе, 1964 год, Оссиан Эгерблад.
- ^ Jump up to: а б Бергсланд, Кнут (1967). «Саамские диалектные группы и проблемы истории». Саамы и скандинавы в старину. Берген: Институт сравнительных культурных исследований XXVI. страницы 32–53
- ^ Вестердал, Кристер (2008). Южные саамы. Боддокгрупп AB. Страницы 150–166.