Хедебю 1
Эта статья может включать текст из большой языковой модели . ( декабрь 2023 г. ) |
«Хедебю -1» , также известный как «Корабль из гавани Хайтабу», представлял собой корабль викингов длинный , который был раскопан в гавани Хедебю , торгового центра викингов, расположенного недалеко от южной оконечности полуострова Ютландия , ныне в Шлезвиг-Фленсбург районе земли Шлезвиг- Гольштейн , Германия .

Открытие корабля
[ редактировать ]Это был один из трех кораблей, вытащенных из гавани Хедебю. Первоначально корабль был обнаружен в 1953 году, когда команда водолазов подняла бревна со дна гавани. [ 1 ] Раскопки не продолжались до 1979 года, когда группа археологов под руководством Оле-Крумлина Педерсена взялась за проект и завершила раскопки. [ 2 ] Для этого команда построила вокруг участка временную дамбу и откачала воду со всего участка. [ 1 ] Чтобы выкопать предметы, не повредив их и самих себя, использовалась система балок и досок, пересекающих дно гавани. [ 3 ] Эти раскопки оказались гораздо более успешными: были обнаружены части киля ( конструктивная балка, проходящая посередине длины лодки), а также части шпангоута левого борта и пола корабля, все из которых имели многочисленные признаки был сожжен. [ 4 ]
Строительство
[ редактировать ]После поднятия корпуса и тщательного тестирования восстановленных частей корабля было обнаружено, что корабль стал важным открытием благодаря своей конструкции. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что корабль прибыл из района Хедебю, а дополнительные данные свидетельствуют о том, что он был построен в самом городе, поскольку тип древесины, использованной при его строительстве, коррелирует с деревьями в этом районе. [ 5 ] Город Хедебю в то время находился под властью Свейна Вилобородого, который, как мы знаем по руническому камню , расположенному в городе, отвоевал город в 982 году нашей эры. [ 6 ] Важно также отметить, что источники спорят о том, кто ранее контролировал город, утверждая, что это была либо Священная Римская империя и Оттон II , либо он был захвачен шведским королем Эриком Победоносцем . Эти знания, а также дальнейшее тестирование досок, извлеченных из корабля, показали, что корабль был построен где-то в 985 году нашей эры. [ 5 ] Строитель корабля неизвестен, но из-за более высокого качества материалов и конструкции корабля предполагается, что корабль был построен для какого-то датского королевского дома, а дополнительные доказательства позволяют предположить, что он был построен для датского короля. [ 5 ] Для фактической постройки корабля это был длинный корабль в стиле скейд (скандинавское: Skeið означает «тот, что разрезает воду»). [ 7 ] это означало, что это был более крупный корабль, предназначенный для перевозки войск, обычно используемых для войны. Общая длина корабля составляла 30,9 метра (101 фут 5 дюймов) и ширина 2,7 м (8 футов 10 дюймов), что делало его самым узким длинным кораблем из когда-либо найденных. [ 8 ] Корабль был очень искусно построен с использованием досок, сделанных из радиально расколотой древесины дуба, а в некоторых случаях их длина превышала 10 м (33 фута). По длине корабля было 35 шпангоутов, что позволяло разместить до 31 пары весел от 54 до 62 гребцов. [ 9 ] Из-за типа используемых материалов, а также того факта, что большая часть его конструкции по сравнению с другими кораблями того времени, такими как корабли Лэдби и Скулделев, качество Hedeby 1 было более роскошным, что дало ему описание длинного корабля. королевского штандарта. [ 9 ] Данные также показывают, что королевские корабли часто были больше, чем большинство драккаров, поскольку высокопоставленные корабли эпохи викингов часто соревновались друг с другом в том, у кого самые длинные и великолепно украшенные военные корабли. [ 10 ] Этот тип королевского корабля был единственным в своем роде из-за своей аномальной длины и ширины, поэтому его конструкция стала важным источником информации о том, как строились корабли высшего класса в датском обществе в конце 10 - начале 11 века.
Упадок Хедебю
[ редактировать ]Однако для историков было важно не только строительство, поскольку разрушение корабля сыграло важную роль в упадке Хедебю, самого города. Город Хедебю был важным торговым центром эпохи викингов и служил важной транзитной магистралью для большей части Балтийского моря . [ 11 ] Таким образом, город постоянно подвергался нападениям со стороны различных группировок, таких как Священная Римская империя или Швеция , которые обе хотели получить стратегическое преимущество города. [ 12 ] Корабль «Хедебю-1» прослужил около 10–20 лет и использовался довольно часто, о чем свидетельствует обнаруженный на корабле износ. В период своего существования Хедебю процветал как торговый город. В конечном итоге он погиб где-то между 990 и 1010 годами, поскольку использовался как брандер ( большое деревянное судно, подожженное для использования против вражеских кораблей во время тарана). ) при нападении на город Хедебю. [ 13 ] Неизвестно, кто именно напал на город, но свидетельства скальдских стихов и рунических камней показывают, что на город неоднократно совершались набеги из-за его экономического и стратегического значения. [ 14 ] Этот набег произошел где-то между 990 и 1010 годами, и разрушение корабля и гавани ознаменовало спад в торговом городе Хедебю. Из-за постоянных атак, а также из-за необходимости в более глубоких гаванях из-за перехода на более крупные корабли, большинство функций Хедебю постепенно начали переноситься в соседний город Шлезвиг . [ 15 ] Хедебю, наконец, встретил свой конец в 1049 году, когда норвежский король Харальд Харрулер напал на город и сжег его. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Унгер, «Археология лодок», 22.
- ^ Джон Р. Хейл, «Корабль викингов». Scientific American 278, вып. 2 (1998): 57.
- ^ Оле Крамлин-Педерсен, Корабли эпохи викингов и судостроение в Хедебю/Хайтабу и Шлезвиге (Роскилле: Музей кораблей викингов, 1997), 81.
- ^ Крамлин-Педерсен, Корабли и судостроение эпохи викингов, 83.
- ^ Jump up to: а б с Крамлин-Педерсен, Корабли и судостроение эпохи викингов, 9 3.
- ^ Ким Хьярдар и Вегард Вике, Викинги на войне (Хавертаун: Каземат, 2016), 116
- ^ Джудит Джеш, Корабли и люди в эпоху позднего викингов: словарь рунических надписей и скальдических стихов (Woodbridge: Boydell & Brewer, 2001), 120.
- ↑ Ян Билл, «Драккар из гавани Хайтабу», пер. Джиллиан Феллоуз-Дженсен, Музей кораблей и мореплавания викингов, https://www.vikingeskibsmuseet.dk/en/professions/education/the-longships/findings-of-longships-from-the-viking-age/the-longship- из гавани Хайтабу .
- ^ Jump up to: а б Крамлин-Педерсен, Корабли и судостроение эпохи викингов, 92.
- ^ Андерс Винрот. Эпоха викингов . (Принстон: Издательство Принстонского университета, 2014), 75.
- ^ Люси Кэтрин Блю, Фредерик М. Хокер и Антон Энглерт. Соединены морем: материалы Десятого международного симпозиума по археологии лодок и кораблей, Роскилле, 2003 г. (Оксфорд: Оксбоу, 2016), 147.
- ↑ Хьярдар и Вике, Викинги на войне , 116.
- ^ Крамлин-Педерсен, Корабли и судостроение эпохи викингов, 95.
- ^ Мария Корси, Урбанизация в эпоху викингов и средневековой Дании: от места высадки до города . (Амстердам: издательство Амстердамского университета, 2020), 65–66.
- ^ Сэбьёрг Валакер Нордейде и Кевин Дж. Эдвардс, Викинги, (Амстердам: Arc Humanities Press, 2019), 25-26
- ^ Винрот, Эпоха викингов, 107.