Анри Маус
Мишель Анри Жозеф Маус (1808–1893) — бельгийский инженер, изобретатель первой туннелепроходческой машины .
Жизнь
[ редактировать ]Маус родился в Намюре (тогда в Самбре-и-Маас , Первая французская империя ) 22 октября 1808 года и был внуком немца, поселившегося в городе около 1750 года. [ 1 ] Его отец, Жан-Мишель Мо, сыграл политическую роль в Бельгийской революции 1830 года. После учебы в Атене де Намюр Анри в 1827 году начал работать в Люксембургском обществе минералогом. В 1833 году он провел исследование маршрута запланированного канала Маас-Мозель, который так и не был завершен. [ 1 ] Он продолжал работать менеджером угольной шахты, пока не заинтересовался паровозом. С 1835 года он работал на бельгийских железных дорогах и спроектировал наклонный лифт , который позволял поездам из Льежа подниматься на 110 метров на расстояние 4,3 км до Анса на плато над городом, что сделало возможным железнодорожное сообщение из Льежа в Брюссель и Антверпен. [ 1 ] Лифт был введен в эксплуатацию 1 мая 1842 года и был признан во всем мире прорывом в железнодорожном машиностроении. [ 2 ] В 1842 году Мауса откомандировали с бельгийских железных дорог во Францию для строительства железнодорожного лифта в долине Луары. [ 1 ]
В 1845 году Маус был нанят королем Сардинии Карлом Альбертом для помощи в проектировании линии, идущей от Турина на юго-восток до Генуи на побережье Средиземного моря и на северо-запад до Шамбери в Савойе. Участок между Турином и Шамбери потребовал строительства 12,8-километрового железнодорожного туннеля через Альпы, что длиннее, чем любой существующий туннель, на строительство которого с учетом имеющихся технологий туннелирования потребовалось бы более 30 лет. В ответ на эту проблему Маус изобрел проходческую машину с гидравлическим приводом. [ 1 ] Железная дорога между Турином и Генуей была завершена в ноябре 1853 года, но работы на линии между Турином и Шамбери были приостановлены до окончания Второй итальянской войны за независимость , когда Савойя отошла к Франции и проект возобновился под руководством Жермена Соммейлера . 17 сентября 1871 года первый поезд проехал через железнодорожный туннель Фрежюс .
Тем временем Маус вернулся в Бельгию в 1854 году. Он отказался от должности главного инженера путей сообщения Великого Герцогства Люксембург и в 1857 году был повторно назначен штатным функционером бельгийского государства. [ 1 ] В 1864 году он был откомандирован в город Брюссель для предварительных работ, связанных с покрытием Сенны , а также стал членом Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии . [ 1 ] В качестве консультанта он консультировал по планам обеспечения чистой водой города Брюссель и строительства моста через Рейн в Базеле ( Веттштайнбрюке ). В 1869 году он возглавил комитет по расследованию эпидемии брюшного тифа, поразившей Брюссель. [ 1 ]
Маус входил в состав жюри, присуждающего награды на Всемирной выставке в Вене 1873 года и Всемирной выставке в Париже 1878 года . В 1877 году он был назначен генеральным директором компании «Мосты, дороги и шахты». [ 1 ] Он умер в Икселе 11 июля 1893 года. [ 1 ] Его некролог в ежегоднике Королевской академии Бельгии написал военный инженер Анри Алексис Бриальмон . [ 3 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- Член-корреспондент Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии , 16 декабря 1846 г.; действительный член, 15 декабря 1864 г.
- Кавалер ордена Святых Мориса и Лазаря
- улица Анри Маус, Брюссель; Рю Анри Маус, Льеж; Технический институт Анри Мауса, Намюр.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Андре Ледерер, «Маус, Анри», Национальная биография Бельгии , том. 39 (Брюссель, 1976), 668–677.
- ^ Ф. Байенс, «Les planeclinés de Liège», Rail et Traction , 40, (январь-февраль 1956 г.), стр. 19-27.
- ^ А. Бриальмон, «Уведомление о Мишеле-Анри-Жозефе Маусе», Ежегодник Королевской академии наук, «Письма и изящные искусства Бельгии» , 1895 , стр. 247-294.