Непокорное духовенство
Во время Французской революции Национальное собрание отменило традиционную структуру католической церкви во Франции и реорганизовало ее как институт в структуре нового французского правительства посредством Гражданской конституции духовенства . [1] Одним из новых требований, предъявляемых ко всему духовенству, была необходимость принести присягу на верность государству перед всеми иностранными влияниями, такими как Папа . Это создало раскол во французском духовенстве: те, кто приносит присягу, известны как священники-присяжные , и те, кто отказывается от присяги, известны как духовенство, не присягающее или непокорное духовенство . [1]
Фон
[ редактировать ]В течение столетий, предшествовавших Французской революции, Церковь функционировала как автономное образование внутри Франции. Оно контролировало примерно 10% всей французской земли, взимало обязательную десятину с населения и собирало доходы со своих поместий, и все это вносило вклад в общий доход церкви, который она не была обязана раскрывать государству. [2]
При старом режиме Франция была разделена на три сословия , и духовенство занимало первое сословие, аристократия составляла второе сословие, а простолюдины - третье сословие. Будучи одним из первых двух привилегированных сословий, Церковь была освобождена от налогов, хотя каждые пять лет собрание духовенства собиралось и устраивало don gratuit (бесплатный подарок) для вручения королю от имени церкви. [3]
На протяжении XVIII века Франция погружалась в все более глубокий финансовый кризис. Неоднократно государство пыталось лишить Церковь безналогового статуса, чтобы воспользоваться ее значительными финансовыми ресурсами, при этом официальные декларации призывали к формальным исследованиям богатства Церкви и последующим налогам, взимаемым в 1749 и 1780 годах. И то, и другое было успешно отвергнуто. Церковью, чья инфраструктура, организация, рабочая сила и влияние все еще были сильны во Франции. [4] Тем не менее, эти события показывают, что желание ограничить власть и привилегии Церкви набирало силу еще до того, как разразилась революция.
Во время Французской революции
[ редактировать ]Пытаясь найти мирное решение растущим народным волнениям и призывам к реформам, король Людовик XVI сначала созвал Собрание знати в 1787 году, а затем возродил Генеральные штаты в 1789 году. Во время Собрания 1787 года представители духовенства решительно выступали против любых реформ, направленных по отношению к Церкви, [5] но к собранию Генеральных штатов начали формироваться внутренние разногласия. Епископы и другое «высшее духовенство» (часто принадлежавшее к знатному роду) обычно вступали в союз со вторым сословием в сохранении своих традиционных привилегий. Однако многие приходские священники и другое «низшее духовенство» встали на сторону третьего сословия, представляя свой класс и класс своей паствы. [6]
Ситуация начала быстро меняться в 1789 году. 4 августа вновь собранное Национальное собрание разработало « Декларацию прав человека и гражданина », а в течение следующего года полностью демонтировало французское общество и начало восстанавливать его с нуля. . Частично это включало конфискацию церковной собственности и передачу собственности государству. [7] К июню 1790 года Собрание официально упразднило дворянство, а 12 июля приняло Гражданскую конституцию духовенства.
Гражданская конституция духовенства
[ редактировать ]Это новое законодательство демонтировало и реструктурировало Церковь по тем же принципам, что и остальное общество. Епископства были преобразованы в соответствии с восемьюдесятью тремя департаментами, на которые была разделена Франция, а любые дополнительные епископства были упразднены. [8] Духовенству было запрещено признавать власть любых церковных чиновников, подчинявшихся иностранной державе. Сюда входил Папа, чью позицию им было разрешено признавать, но не его авторитет. [9] Новым епископам было запрещено добиваться подтверждения от Папы, но им было разрешено написать ему, чтобы сообщить ему о своей позиции и подтвердить единство веры. [10]
Однако наиболее спорный аспект конституции касался того, как новые епископы должны были назначаться на должность, и какие обязанности от них требовались. Церковь, по сути, была зарегистрирована как еще одна ветвь государства. Епископы будут избираться всенародным голосованием. [11] Это было воспринято с возмущением многими священнослужителями, поскольку оно не только полностью перевернуло традиционную систему назначений в Церкви, но, кроме того, позволило протестантам, евреям и атеистам напрямую влиять на церковные дела. [12] Однако, возможно, самой большой проблемой была статья XXI раздела II. Для этого епископ должен был принести присягу перед муниципальными чиновниками, прежде всего заявив о своей верности французскому народу. В противном случае их должность будет объявлена вакантной. [13]
После этого отношения между Церковью и революцией стали портиться гораздо быстрее. Хотя «реформа» и раньше была заявленной целью революционеров, антирелигиозная риторика, призывающая к упразднению церкви в целом, начала приобретать известность. В октябре 1790 года Национальный конвент запретил священникам, монахам, монахиням и всем, кто ранее занимал такие должности, преподавать в школах, и многие члены конвента начали призывать к «религии патриотизма», чтобы полностью вытеснить католическое христианство. [14] В ноябре был разработан проект присяги, описанной в Гражданской конституции духовенства, и к концу года Ассамблея провозгласила исполнительную власть по обеспечению исполнения этой присяги. [15]
Непокорное духовенство
[ редактировать ]
Присяга на верность вызвала массовый раскол во французском духовенстве. Многие представители низшего духовенства изначально поддерживали революционные призывы к реформам даже внутри Церкви; но это было за пределами приличия. Тысячам священников, монахов и монахинь теперь пришлось выбирать между отказом от присяги и риском ареста и наказания или принятием присяги и риском для своего спасения. 13 апреля 1791 года Папа усугубил проблему, издав папскую энциклику « Харитас» , официально осуждающую действия революции по отношению к Церкви и предусматривающую отлучение от церкви любого духовенства, принявшего присягу. [16]
Духовенство разделилось на священников-присяжных (тех, кто принял присягу) и священников, не приносящих присягу или непокорных (тех, кто отказался). Обе фракции могут столкнуться с преследованиями, поскольку общины с сильными революционными настроениями будут избивать, забрасывать камнями или даже убивать священников, не приносящих присяги, в то время как в более религиозно традиционных общинах присяжные священники могут подвергаться аналогичным нападениям. [17]
Этот спор стал первым серьезным вопросом, разделившим народные массы по поводу революционных реформ. Никогда у роялистов или других контрреволюционеров не было народных избирателей, но было много тех, кто считал, что государство не имеет права вмешиваться в дела Божьи в такой степени, и были лояльны к своим местным священникам. Кроме того, те сектора Франции, которые имели давний конфликт с протестантскими общинами, отказывались поддерживать все, что угрожало католической доктрине. [18] Многие священнослужители, ранее поддерживавшие Революцию, оказались в оппозиции, а тысячи священнослужителей скрылись или полностью покинули страну. [19]
Влияние
[ редактировать ]Хотя предпринимались организованные усилия по преследованию непокорных священников и организованным протестам против религиозных церемоний, многие революционные лидеры начали рассматривать это как вредное для движения. Некоторые были категорически против этики, например Максимилиан Робеспьер , который утверждал, что атеизм был опасным продуктом аристократического упадка, и считал, что моральное общество должно, по крайней мере, признать происхождение Высшего Существа. У других были более практические возражения, поскольку они знали, что глубоко укоренившиеся религиозные убеждения не будут искоренены быстро и что мобилизация народной поддержки революции имеет первостепенное значение. Разделение и отчуждение масс по религиозным вопросам было бесполезным. [20]
Все это приводило Людовика XVI в ужас. Людовик был набожным человеком, и хотя от него требовалось публично одобрить Гражданскую конституцию духовенства, в частном порядке он отверг ее. В Вербное воскресенье в апреле 1791 года он причастился у не присягающего священника. [21] Хотя друзья, советники и даже его жена настойчиво убеждали его бежать из страны, Луи сопротивлялся этим предложениям. Нападение на духовенство потенциально стало переломным моментом, который в конечном итоге привел к обреченному бегству короля в Варенн в июне 1791 года. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кеннеди, Эммет (1989). Культурная история Французской революции . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 149–152. ISBN 978-0-300-04426-3 .
- ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 66.
- ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 67.
- ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 67.
- ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 93.
- ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23.
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 29-30.
- ^ [1] «Гражданская конституция духовенства», раздел I, статья II.
- ^ [2] «Гражданская конституция духовенства», раздел I, статья IV.
- ^ [3] «Гражданская конституция духовенства», раздел II, статья XIX.
- ^ [4] «Гражданская конституция духовенства», раздел II, статья II.
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 31.
- ^ [5] «Гражданская конституция духовенства», раздел II, статья XXI.
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 240.
- ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23.
- ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23.
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 31.
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 32.
- ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23-24.
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 241.
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 32.
- ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 24.