Jump to content

Непокорное духовенство

Гравюры, противопоставляющие «священника-патриота, добросовестно приносящего гражданскую присягу», «священнику-аристократу», бегущему от той же присяги (1790 г.)

Во время Французской революции Национальное собрание отменило традиционную структуру католической церкви во Франции и реорганизовало ее как институт в структуре нового французского правительства посредством Гражданской конституции духовенства . [1] Одним из новых требований, предъявляемых ко всему духовенству, была необходимость принести присягу на верность государству перед всеми иностранными влияниями, такими как Папа . Это создало раскол во французском духовенстве: те, кто приносит присягу, известны как священники-присяжные [ fr ] , и те, кто отказывается от присяги, известны как духовенство, не присягающее или непокорное духовенство . [1]

В течение столетий, предшествовавших Французской революции, Церковь функционировала как автономное образование внутри Франции. Оно контролировало примерно 10% всей французской земли, взимало обязательную десятину с населения и собирало доходы со своих поместий, и все это вносило вклад в общий доход церкви, который она не была обязана раскрывать государству. [2]

При старом режиме Франция была разделена на три сословия , и духовенство занимало первое сословие, аристократия составляла второе сословие, а простолюдины - третье сословие. Будучи одним из первых двух привилегированных сословий, Церковь была освобождена от налогов, хотя каждые пять лет собрание духовенства собиралось и устраивало don gratuit (бесплатный подарок) для вручения королю от имени церкви. [3]

На протяжении XVIII века Франция погружалась в все более глубокий финансовый кризис. Неоднократно государство пыталось лишить Церковь безналогового статуса, чтобы воспользоваться ее значительными финансовыми ресурсами, при этом официальные декларации призывали к формальным исследованиям богатства Церкви и последующим налогам, взимаемым в 1749 и 1780 годах. И то, и другое было успешно отвергнуто. Церковью, чья инфраструктура, организация, рабочая сила и влияние все еще были сильны во Франции. [4] Тем не менее, эти события показывают, что желание ограничить власть и привилегии Церкви набирало силу еще до того, как разразилась революция.

Во время Французской революции

[ редактировать ]

Пытаясь найти мирное решение растущим народным волнениям и призывам к реформам, король Людовик XVI сначала созвал Собрание знати в 1787 году, а затем возродил Генеральные штаты в 1789 году. Во время Собрания 1787 года представители духовенства решительно выступали против любых реформ, направленных по отношению к Церкви, [5] но к собранию Генеральных штатов начали формироваться внутренние разногласия. Епископы и другое «высшее духовенство» (часто принадлежавшее к знатному роду) обычно вступали в союз со вторым сословием в сохранении своих традиционных привилегий. Однако многие приходские священники и другое «низшее духовенство» встали на сторону третьего сословия, представляя свой класс и класс своей паствы. [6]

Ситуация начала быстро меняться в 1789 году. 4 августа вновь собранное Национальное собрание разработало « Декларацию прав человека и гражданина », а в течение следующего года полностью демонтировало французское общество и начало восстанавливать его с нуля. . Частично это включало конфискацию церковной собственности и передачу собственности государству. [7] К июню 1790 года Собрание официально упразднило дворянство, а 12 июля приняло Гражданскую конституцию духовенства.

Гражданская конституция духовенства

[ редактировать ]

Это новое законодательство демонтировало и реструктурировало Церковь по тем же принципам, что и остальное общество. Епископства были преобразованы в соответствии с восемьюдесятью тремя департаментами, на которые была разделена Франция, а любые дополнительные епископства были упразднены. [8] Духовенству было запрещено признавать власть любых церковных чиновников, подчинявшихся иностранной державе. Сюда входил Папа, чью позицию им было разрешено признавать, но не его авторитет. [9] Новым епископам было запрещено добиваться подтверждения от Папы, но им было разрешено написать ему, чтобы сообщить ему о своей позиции и подтвердить единство веры. [10]

Однако наиболее спорный аспект конституции касался того, как новые епископы должны были назначаться на должность, и какие обязанности от них требовались. Церковь, по сути, была зарегистрирована как еще одна ветвь государства. Епископы будут избираться всенародным голосованием. [11] Это было воспринято с возмущением многими священнослужителями, поскольку оно не только полностью перевернуло традиционную систему назначений в Церкви, но, кроме того, позволило протестантам, евреям и атеистам напрямую влиять на церковные дела. [12] Однако, возможно, самой большой проблемой была статья XXI раздела II. Для этого епископ должен был принести присягу перед муниципальными чиновниками, прежде всего заявив о своей верности французскому народу. В противном случае их должность будет объявлена ​​вакантной. [13]

После этого отношения между Церковью и революцией стали портиться гораздо быстрее. Хотя «реформа» и раньше была заявленной целью революционеров, антирелигиозная риторика, призывающая к упразднению церкви в целом, начала приобретать известность. В октябре 1790 года Национальный конвент запретил священникам, монахам, монахиням и всем, кто ранее занимал такие должности, преподавать в школах, и многие члены конвента начали призывать к «религии патриотизма», чтобы полностью вытеснить католическое христианство. [14] В ноябре был разработан проект присяги, описанной в Гражданской конституции духовенства, и к концу года Ассамблея провозгласила исполнительную власть по обеспечению исполнения этой присяги. [15]

Непокорное духовенство

[ редактировать ]
Процент священников в каждом департаменте материковой Франции, принёсших гражданскую присягу в 1791 году. (Границы департаментов указаны по состоянию на карту, созданную в 2007 году)

Присяга на верность вызвала массовый раскол во французском духовенстве. Многие представители низшего духовенства изначально поддерживали революционные призывы к реформам даже внутри Церкви; но это было за пределами приличия. Тысячам священников, монахов и монахинь теперь пришлось выбирать между отказом от присяги и риском ареста и наказания или принятием присяги и риском для своего спасения. 13 апреля 1791 года Папа усугубил проблему, издав папскую энциклику « Харитас» , официально осуждающую действия революции по отношению к Церкви и предусматривающую отлучение от церкви любого духовенства, принявшего присягу. [16]

Духовенство разделилось на священников-присяжных (тех, кто принял присягу) и священников, не приносящих присягу или непокорных (тех, кто отказался). Обе фракции могут столкнуться с преследованиями, поскольку общины с сильными революционными настроениями будут избивать, забрасывать камнями или даже убивать священников, не приносящих присяги, в то время как в более религиозно традиционных общинах присяжные священники могут подвергаться аналогичным нападениям. [17]

Этот спор стал первым серьезным вопросом, разделившим народные массы по поводу революционных реформ. Никогда у роялистов или других контрреволюционеров не было народных избирателей, но было много тех, кто считал, что государство не имеет права вмешиваться в дела Божьи в такой степени, и были лояльны к своим местным священникам. Кроме того, те сектора Франции, которые имели давний конфликт с протестантскими общинами, отказывались поддерживать все, что угрожало католической доктрине. [18] Многие священнослужители, ранее поддерживавшие Революцию, оказались в оппозиции, а тысячи священнослужителей скрылись или полностью покинули страну. [19]

Хотя предпринимались организованные усилия по преследованию непокорных священников и организованным протестам против религиозных церемоний, многие революционные лидеры начали рассматривать это как вредное для движения. Некоторые были категорически против этики, например Максимилиан Робеспьер , который утверждал, что атеизм был опасным продуктом аристократического упадка, и считал, что моральное общество должно, по крайней мере, признать происхождение Высшего Существа. У других были более практические возражения, поскольку они знали, что глубоко укоренившиеся религиозные убеждения не будут искоренены быстро и что мобилизация народной поддержки революции имеет первостепенное значение. Разделение и отчуждение масс по религиозным вопросам было бесполезным. [20]

Все это приводило Людовика XVI в ужас. Людовик был набожным человеком, и хотя от него требовалось публично одобрить Гражданскую конституцию духовенства, в частном порядке он отверг ее. В Вербное воскресенье в апреле 1791 года он причастился у не присягающего священника. [21] Хотя друзья, советники и даже его жена настойчиво убеждали его бежать из страны, Луи сопротивлялся этим предложениям. Нападение на духовенство потенциально стало переломным моментом, который в конечном итоге привел к обреченному бегству короля в Варенн в июне 1791 года. [22]

  1. ^ Jump up to: а б Кеннеди, Эммет (1989). Культурная история Французской революции . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 149–152. ISBN  978-0-300-04426-3 .
  2. ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 66.
  3. ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 67.
  4. ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 67.
  5. ^ Уильям Дойл, Истоки Французской революции (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 93.
  6. ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23.
  7. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 29-30.
  8. ^ [1] «Гражданская конституция духовенства», раздел I, статья II.
  9. ^ [2] «Гражданская конституция духовенства», раздел I, статья IV.
  10. ^ [3] «Гражданская конституция духовенства», раздел II, статья XIX.
  11. ^ [4] «Гражданская конституция духовенства», раздел II, статья II.
  12. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 31.
  13. ^ [5] «Гражданская конституция духовенства», раздел II, статья XXI.
  14. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 240.
  15. ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23.
  16. ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23.
  17. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 31.
  18. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 32.
  19. ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 23-24.
  20. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 241.
  21. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру), 32.
  22. ^ Дэвид П. Джордан, Суд над королем: Людовик XVI против Французской революции (Беркли: University of California Press, 2004), 24.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f93a1558d3196a9ac691f77122826e40__1722043620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/40/f93a1558d3196a9ac691f77122826e40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Refractory clergy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)