Архангел Гульельмелли
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2012 г. ) |
Арканджело Гульельмелли ( ок. 1650–1723 ) был итальянским архитектором и художником, работавшим в своем родном Неаполе , Италия, в стиле позднего барокко . Он участвовал в строительстве и реконструкции церквей, многие из которых пострадали от землетрясений 1688 и 1694 годов.
Биография
[ редактировать ]Он родился в семье Марчелло Гульельмелли и Катерины Вера, но вырос в доме художника Онофрио де Марино, на дочери которого он женился в марте 1677 года. Двумя его сыновьями были Марчелло, также архитектор, работавший с его отцом, и Гаэтано, который стал послушником в Санта-Мария-делла-Вита.
В начале своей карьеры Арканджело помогал создавать эфемерные украшения для частых фестивалей, проводимых в Неаполе, например, в 1671 году для фестиваля Сан-Дженнаро и в 1677 году для фестиваля Куаранторе, проводимого театинцами Сан - Паоло-Маджоре . Он тренировался под руководством Дионисио Лаццари .
В 1677 году в церкви Джезу-делле-Монаке Арканджело работал над реконструкцией пресвитерия и добавил небольшой эллиптический купол для обеспечения освещения - решение, которое он позже применил также в церкви Сан-Антонио-делле-Монаке в Порт-Альбе, где между В 1682 и 1684 годах он выполнил лепной декор. Арканджело продолжил работу над церковью Джезу делле Монаке в 1692 году.
В 1678 году он работал в Санта-Мария-делла-Consolazione agli Incurabili и часовне Сан-Бьяджо в Санта-Мария-делла-Стелла . После землетрясения 1688 года пресвитерий был расширен, а к небольшой церкви Креста Сан-Агостино был пристроен эллиптический купол. Начиная с 1694 года в этой же церкви Арканджело в сотрудничестве с Лоренцо Ваккаро выполнил лепной орнамент. В 1682 году Арканджело помог спроектировать барочный фасад Санта-Мария-ин-Портико-а-Кьяйя .
С 1690 по 1693 год Арканджело работал над реконструкцией церкви Санта-Мария-дель-Росарио-алле-Пинье (Rosario al largo delle Pigne). В плане там был псевдогреческий крест с поперечными лучами короче продольного нефа. Он также спроектировал атриум (1708 г.) со статуями в нишах.
С 1691 года он работал в августинском монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели-а-Пиццофальконе , где модифицировал первоначальный проект Франческо Пиккиятти и Козимо Фанцаго 1646 года (строительство началось в 1661 году). Здесь окончательный план напоминает церковь Санта-Мария-дель-Айуто (где Арканджело работал под руководством Лаццари в 1672 году). Также Арканджело принадлежит проект Сан-Микеле Арканджело в Анакапри (1698 г.) и Санта-Мария-делле-Грацие на площади Пьяццетта Мондрагоне (начало 1715 г.). Последнее, вероятно, было завершено благодаря вмешательству главного ученика Гульельмелли, Джованни Баттиста Науклерио . Арканджело был также автором реставраций после 1688 года соборов Амальфи и Салерно .
После землетрясения 1688 года он участвовал в реконструкции собора Сан-Дженнаро . Например, он помог восстановить древнюю базилику Санта-Реститута, примыкающую к собору. Некоторые из его реставраций, в том числе и эта, вызывают некоторое огорчение, поскольку обновление скрыло оригинальную архитектуру. Например, Арканджело добавил лепные украшения вокруг анжуйских готических арок. Его реконструкция скрыла многие первоначальные элементы церкви.
Второе крупное землетрясение, произошедшее в Неаполе в 1694 году, увеличило объем заказов на реставрацию. он работал над Санта-Мария-Доннальбина , где Арканджело добавил алтарь с куполом (контракт 1695 года), а затем, на рубеже веков, завершил строительство церкви Сан-Карло-аль-Арена .
Древняя базилика Сан-Джорджо Маджоре также потребовала реставрации, сохранив сегодня лишь трифорий апсиды с колоннами и пилястрами. Здесь Фанцаго начал реконструкцию в 1640 году после чумы, работы были прерваны чумой 1656 года. Работы не были завершены до начала восемнадцатого века.
В 1693 году Арканджело сменил архитектора Джованни Баттисты Контини на посту архитектора аббатства Монтекассино , где он построил и реконструировал общежитие и лазарет, а также отремонтировал средневековую базилику (1694 год). В церкви (уже к тому времени с перестроенным пресвитерием и алтарем Фанцаго) Арканджело и его сын Марчелло завершили украшение. Между 1689 и 1696 годами Арканджело помог восстановить фасад церкви Сан-Паоло-Маджоре .
С 1677 года Арканджело работал на иезуитов в церкви Джезу Нуово , но только после 1688 года ему удалось стать главным архитектором у Дионисио Лаццари (который занял этот пост у Фанцаго в 1678 году). Между 1692 и 1693 годами он восстановил упавший купол (1629–1635) Джузеппе Валериано, но купол Арканджело также имел дефекты и был снесен в 1775 году. Арканджело также восстановил часовни Святого Франциска Ксаверия и Святого Игнатия, а также Бартоломео и Пьетро Гетти. наложил богатый барочный декор на входной портал в стиле ренессанс .
Работа после 1690 г.
[ редактировать ]Начиная с 1691 года, доминиканцы заказали Арканджело ряд работ, в том числе расширение церкви Санита-а-Барра, но здесь, в 1703 году, его заменил восходящий Франческо Солимена . В 1701 году в Сан-Паоло-Маджоре его заменил Солимена. Тем временем, в 1699 году Арканджело завершил перестройку анжуйской церкви Св. Антонио Абате (или Венской), установив новые окна, потолок нефа и алтарь. Также для доминиканцев Арканджело помог спроектировать дом конгрегации Святого Винсента Феррера, основанной на территории монастыря Санта-Мария-делла-Санита в Неаполе (1705 г.). В апсиде церкви на этом месте он создал орнаментированный алтарь для статуи Мадонны с Младенцем работы Микеланджело Наккерино .
После смерти Лаццари Арканджело также взял на себя строительство мастерских Джероламини. В сотрудничестве с Никола де Марино он завершил интерьер церкви Сан-Филиппо Нери (1703 г.), работу, которую Лаццари оставил незавершенной. Арканджело уже построил часовню Непорочного Зачатия в 1697 году, а в 1699 году — часовню Святого Причастия, где он работал художником- квадратурой при помощи Джакомо дель По . Луиджи Ланци называет Арканджело одним из художников-квадратуристов Неаполя. Арканджело также спроектировал главный алтарь. В монастыре этой церкви Арканджело и его сын также руководили строительством библиотеки с 1723 по 1727 год. Арканджело и его сын Марчелло реконструировали церковь Сант-Анджело-а-Нило 1709 года .
Для соседнего монастыря Сан-Джузеппе деи Руффи Арканджело и Джованни Доменико Виначча (еще один ученик Лаццари) уже в 1689 году начали реконструкцию монастыря. Работы над монастырем и церковью завершил его сын Марчелло в 1721 году.