Дашарупакам
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Дашарупакам (Дашарупакам) - это трактат о структуре и правилах ( Лакшана или Пракарана грантха ) популярных театральных и драматических представлений того времени, написанный Дхананджаей в 10 веке. Он был придворным поэтом Парамары царя Мунджи . [ 1 ] Некоторые техники и методы, представленные в Натья Шастре и Дашарупакам, широко используются в современном театре. Автор начинает с приветствий, среди прочего, Бхарате, автору Натья Шастры , на подробном изложении которой он основывает свою работу. Однако он своими словами говорит, что попытался представить это в своей книге упорядоченно и кратко, чтобы простые люди могли ее усвоить. Рупакам означает «тот, у кого есть форма и его можно увидеть», что, по сути, относится к театральным и драматическим представлениям. Он использует то же слово, которым Бхарата называл свое творчество, и определяет десять типов театральных представлений — Даша Рупакам — Десять форм пьес.
Описывая формы пьес, автор обсуждает темы Васту (сюжет), Нетаа (главный герой) и Раса (эмоциональный аспект), которые существенны для пьесы.
Дашарупакам : состоит из четырех глав [ 2 ] каждый из них называется Пракааша и содержит в общей сложности около 300 карика (стихов), в отличие от 6000 в Натья Шастре . В области санскритской литературы принято использовать уникальное слово для обозначения каждой главы книги. (Другие термины, используемые в других местах, включают Уллаасас , Паричедаас , Удьота и т. д.). Автор рассматривает Нрутьям , Нруттам только как компоненты рупакама (пьесы);
В первой главе описаны правила рупакам, ключевые элементы драмы ( Васту - сюжет, Нетаа (главный герой) и Раса (эмоциональный аспект)). Затем обсуждаются типы и характеристики сюжета . Во второй главе объясняются характеристики, которыми должны обладать герои и героини Нетаа (главного героя). (нета) В третьей главе обсуждаются десять типов драмы. В четвертой главе обсуждается Раса подробно . Однако автор также заявляет, что, поскольку Раса - это тяжелая тема, он представит только краткие описания.
Самый известный комментарий к произведению, известный как Авалока , был написан Дханикой, младшим братом автора. [ 3 ] [ нужна страница ] . Дханика работал над тем, чтобы собрать примеры стихов из различных пьес того времени для каждого правила или лакшаны . (такие как Ратнавали, Мруччакатикам, Венисамхара, Махаверачаритам и т. д.) и дополните эту книгу.
Десять рупак по Дашарупакам.
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дхананджая (1969). Дхананджайакритам Дашарупакам, . Чаухамба Самскрита Сириджа Афиша.
- ^ Кашинатха Пандуранга Парав (1819 г.). Дхананджаявирачитам Дашарупакам (санскрит) . Неизвестный.
- ^ Манохар Лаксман Варадпанде (1987). История индийского театра . Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-221-7 .