Jump to content

Деле Джегеде

Деле Джегеде

Деле Джегеде (стилизованный под Деле Джегеде ) — нигерийско-американский художник, историк искусства , [ 1 ] карикатурист, куратор, искусствовед, арт-администратор и педагог. [ 2 ] Джегеде был старшим научным сотрудником Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия (1995 г.). Он преподавал в колледже Спелмана в Атланте в качестве приглашенного стипендиата Фулбрайта (1987–1988), когда курировал выставку « Искусство метаморфозы». Внесен в книгу Келли и Стэнли «Нигерийские художники: кто есть кто и библиография». [ 3 ] Джегеде был профессором и заведующим кафедрой искусств Университета штата Индиана, Терре-Хот (2002–2005) и профессором искусств Университета Майами в Оксфорде, штат Огайо (2005–2010). В мае 2015 года он вышел на пенсию с должности почетного профессора. [ 4 ] Джегеде является лауреатом Премии выдающегося африканиста Техасского университета . [ 5 ] [ 6 ] В настоящее время он является председателем попечительского совета Ассоциации карикатуристов Нигерии (CARTAN). [ 7 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Деле Джегеде родился в 1945 году в Икере-Экити , штат Экити , Нигерия . Он получил свою первую степень в области изобразительного искусства (с отличием первого класса по специальности «Живопись») в Университете Ахмаду Белло , Зария , Нигерия, в 1973 году. [ 8 ] С 1979 по 1983 год он изучал историю искусств под руководством Роя Зибера в Университете Индианы в Блумингтоне, штат Индиана , где получил степени магистра и доктора философии. Его докторская диссертация « Тенденции в современном нигерийском искусстве» (Университет Индианы, 1983), посвященная искусству Брюса Онобракпеи и Twins Seven Seven , была первой, в которой он остановился исключительно на современном нигерийском искусстве.

Джегеде начал свою профессиональную карьеру в Нигерии как карикатурист и художник. [ 9 ] Современник Жози Аджибойе , еще одного карикатуриста, который сосредоточился в основном на социальных жанрах, Джегеде использовал свои карикатуры, чтобы прокомментировать бесчинства привилегированных слоев населения и привлечь внимание к социальным и политическим проблемам в целом. Адеронке Адесанья, историк искусства и исследователь современного искусства Африки, считает карикатуры Джегеде «обильными набросками скелета нации…». [ 10 ] С 1974 по 1977 год он был художественным редактором Daily Times в Нигерии , самой влиятельной ежедневной газеты Нигерии. Джегеде продолжал публиковать еженедельные карикатуры в Sunday Times, дочернем издании Daily Times, вплоть до конца 1970-х годов, когда он уехал учиться в аспирантуру Университета Индианы. Вскоре после своего возвращения в Нигерию в 1983 году он возобновил выпуск еженедельного комикса « Коле Омоле» , в котором фигурировал не по годам развитый 5-летний мальчик, через которого Джегеде наносил тонкие удары по военному режиму. [ 11 ] [ 12 ] Кьелл Кнудде приписывает наследие Джегеде и влияние на карикатуру в Нигерии использованию художником карикатур для критики диктаторских и коррумпированных режимов в своей стране. [ 13 ] В 1977 году он поступил на факультет Центра культурных исследований Университета Лагоса и организовал культурные мероприятия в рамках Второго Всемирного и черного фестиваля искусств и культуры (FESTAC 77). [ 14 ] Среди его коллег по Центру культурных исследований Университета Лагоса был Боде Осаньин, ярый последователь Бертольта Брехта и сторонник тотального театра. [ 15 ] Были также Джой Нвосу [1], Архивировано 20 декабря 2013 г. в Wayback Machine , Акин Юба и Лазарус Эквуеме , выдающиеся нигерийцы в области музыки. Он начал свою карьеру в Университете Лагоса в качестве младшего научного сотрудника в 1977 году и покинул его в 1992 году в качестве директора Центра культурных исследований. Он был не только учёным, но и художником, стиль которого отклонялся от господствующего социального жанра. Он привнес сатиру в свои картины и сосредоточился на темах социального и политического значения, как это было на его выставке 1991 года, посвященной Лагосу, культурной и финансовой столице Нигерии. [ 16 ] В 1989 году он был избран президентом Общества нигерийских художников (SNA), сменив Соломона Вангбодже, который был первым нигерийцем, получившим докторскую степень в области художественного образования. За три года пребывания Джегеде на посту президента Джегеде добился юридической хартии для СНС, демократизировал структуру, создав отделения в штатах, курировал крупную выставку «Образы нигерийской нации» с сопроводительным каталогом с таким же названием и возглавил кампанию. для создания Национальной галереи искусств. [ 17 ] В 1993 году Джегеде принял предложение о работе в Университете штата Индиана в Терре-Хоте и переехал туда со своей семьей. Он разработал и преподавал курсы студийного искусства и истории искусства.

Джегеде широко известен как один из корпусов африканских ученых, которые продолжают формировать направление в этой области посредством своих новаторских научных исследований и кураторской деятельности. [ 18 ] Его резкая критика коллекции Жана Пигоцци, которую называют крупнейшей в мире коллекцией современного африканского искусства [2], вызвала резкую критику со стороны Томаса МакЭвилли, который считает, что критика Джегеде не заслуживает доверия, поскольку он провел слишком много времени вдали от Африки. [ 19 ] В свою очередь, Элизабет Харни утверждает, что позиция МакЭвилли представляет собой эссенциалистский взгляд на то, кто за кого должен говорить. [ 20 ] Критикуя работы Джегеде, Нийи Осундаре рассматривает Джегеде как «... спонтанного, естественного художника, певца, актера, танцора и поклонника словесности, взращенного глубоко яркой, разнообразной и вдохновляющей культурой Укере в период до обретения независимости. , в допятидесятнические времена, [который] с ранних лет имел все, что нужно, чтобы стать настоящим художником». [ 21 ] В 2017 году Джегеде был одним из выдающихся граждан, которых ввел в Зал славы Икере огога Икере-Экити Оба Адеджими Аду. [ 22 ] В 2018 году Джегеде был занесен в Зал славы Общества нигерийских художников. [ 23 ] один из 20 нигерийских художников, в том числе Бена Энвонву , Юсуфа Грилло и Демаса Нвоко , удостоившихся этой чести на первом издании.

Публичные коллекции

[ редактировать ]

Работы Джегеде выставлены в различных государственных и частных коллекциях Нигерии и США. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

  • Национальная галерея искусств (Нигерия)
  • Джон Холт (Нигерия)
  • Университет Лагоса (Нигерия)
  • Правительство штата Лагос, Нигерия
  • Национальный совет по искусству и культуре
  • Частные коллекции в Нигерии и США.

Публикации

[ редактировать ]

Публикации Джегеде включают

  • Современное африканское искусство: пять художников, разнообразные тенденции . Индианаполис: Художественный музей Индианаполиса, 2000 г.
  • Женщины женщинам: переплетение культур , формирование истории . Terre Haute: Галерея Университетского художественного университета, 2000 г.
  • Энциклопедия афроамериканских художников: Художники американской мозаики . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2009 г.
  • Странствия: Персональная выставка рисунков и картин. Лагос: Галерея Nike, 2011 г.
  • Брюс Онобракпея: Маска Пылающих Стрел . (редактор) Милан: 5 континентов, 2014 г.
  • Переходы: Персональная выставка живописи и графики . Остин: Панафриканский университет, 2016 г.
  1. ^ Стэнли, Джанет Л. «Монографии об африканских художниках» . www.sil.si.edu . Проверено 30 декабря 2018 г.
  2. ^ Бабах, Чинеду (10 февраля 2017 г.). «ДЖЕГЕДЕ, Деле» . Фонд биографического наследия и исследований . Проверено 30 декабря 2018 г.
  3. ^ Келли, Бернис М.; Стэнли (1993). «Нигерийские художники» . библиотека.si.edu . Проверено 30 декабря 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ джегеде. «Пенсионный праздник» . miamioh.edu . Проверено 30 декабря 2018 г.
  5. ^ dele jegede Конференция 2013 г. по искусству, социальной борьбе и национальному государству - вступительное слово и основной доклад на Vimeo, доступ 26 октября 2013 г.
  6. ^ Презентация книги - конференция профессора Тунде Бабавале-dj 2013 г. на Vimeo, по состоянию на 26 октября 2013 г.
  7. ^ «Попечители – АССОЦИАЦИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НИГЕРИИ» . Проверено 12 января 2023 г.
  8. ^ Фалола и Генуя, Тойин и Энн (2009). Исторический словарь Нигерии . Ланхан, доктор медицины: Scarecrow Press. п. 179 .
  9. ^ Юсуф, Шина (1974). «Дебют Деле Джегеде». Журнал «Нигерия» (Лагос) . 114 : 15–21.
  10. ^ «Зарисовка болезней, обретение смысла: «Скрипторий» Деле Джегеде и характеристика нигерийского государства» в журнале « Искусство, пародия и политика: творческий активизм Деле Джегеде, Нигерия и транснациональное пространство». А. Адесанья и Тойин Фалола, ред. Трентон, Нью-Джерси: AWP, 2014. с. 296
  11. ^ «Веселье от угрозы: четыре путешествия по миру Коле Омоле» в журнале « Искусство, пародия и политика: творческий активизм Деле Джегеде, Нигерия и транснациональное пространство». А. Адесанья и Тойин Фалола, ред. Трентон, Нью-Джерси: AWP, 2014. стр. 77–89.
  12. ^ «» Результаты поиска » dele jegede Africa Cartoons» . Проверено 30 декабря 2018 г.
  13. ^ «деле джегеде» . Ламбиек.нет . Проверено 30 декабря 2018 г.
  14. ^ «История Всемирного фестиваля искусства и культуры чернокожих / ФЕСТАК» . blog.afropop.com . Афропоп по всему миру. 20 января 2011 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2017 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  15. ^ Соморин, Ойинкан (28 сентября 2012 г.). «Жизнь продолжается после 65» . Nationalmirroronline.net . Национальное зеркало. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  16. ^ Огунтайо, Демола (август 1986 г.). «Потрепанный рай». Африканское согласие (Лондон) (106): 41.
  17. ^ «Монументальные успехи и юмористические вибрации: Деле Джегеде в качестве президента Общества нигерийских художников» в журнале « Искусство, пародия и политика: творческий активизм Деле Джегеде, Нигерия и транснациональное пространство». А. Адесанья и Тойин Фалола, ред. Трентон, Нью-Джерси: AWP, 2014. стр. 379–399.
  18. ^ Харни, Элизабет (2004). В тени Сенгора: искусство, политика и авангард в Сенегале, 1960–1995 гг . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 245. ИСБН  978-0822333951 .
  19. ^ Томас МакЭвилли. «Как современное африканское искусство приходит на Запад». Африканское искусство сегодня. Андре Маньен и др. Лондон: Меррелл, 2005. (34–43).
  20. ^ Харни, Элизабет. «Канонский корм». Художественный журнал, Том. Т. 66, № 2 (лето 2007 г.), стр. 124.
  21. ^ «Деле Джегеде: абсолютный художник Нийи Осундаре» . Репортеры Сахары . 19 февраля 2016 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
  22. ^ «Икере попадает в Зал славы» . Нация Нигерия . 20 декабря 2017 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
  23. ^ "Зал славы" . Общество нигерийских художников . Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
  24. ^ «Джегеде, Деле | 13 произведений | MutualArt» . www.mutualart.com . Проверено 31 декабря 2018 г.
  25. ^ «Деле Джегеде | Результаты арт-аукциона» . www.mutualart.com . Проверено 31 декабря 2018 г.
  26. ^ Джегеде, Деле. «Искусство и научные исследования Деле Джегеде сосредоточены на проблемах Африки и афроамериканцев» . деле джегеде . Проверено 29 мая 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe5c9d9741ccfad687f5354f630a25bd__1710154140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/bd/fe5c9d9741ccfad687f5354f630a25bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dele Jegede - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)