Jump to content

Карфагенский цирк Мозаика

Мозаика цирка Карфагена

Мозаика Карфагенского цирка — римская мозаика, датируемая I или II веком, обнаруженная на археологическом участке Карфагена , на территории современного Туниса , в первой четверти XX века.

Мало что известно об археологическом контексте находки: археологи сосредоточились на самом объекте, и мало что известно о здании, в котором он находился, хотя это мог быть дом, учитывая его расположение недалеко от строящегося жилого района. как часть археологического парка.

Работа изображает как цирк снаружи, так и представление внутри, предлагая двойную перспективу здания и уникальное в древнем мозаичном искусстве представление. Мозаичист изобразил здание и его характеры искаженно, но в соответствии с эстетическими критериями своего времени. Сцена изображает завершающийся цирковой забег, снимок момента победы команды Les Bleus.

Мозаика, поступившая в Национальный музей Бардо сразу после ее открытия, большинство специалистов считает изображением городского цирка, оставившего на археологическом объекте лишь слабые следы. Это здание в столице африканской провинции было частично раскопано в 20 веке, и мозаика дает правдоподобное представление о нем. В частности, исчерпывающее исследование того, как были изображены некоторые элементы, такие как позвоночник, позволяет связать это здание с серией, найденной в других городах римской Африки с такими же развлекательными зданиями.

История и местоположение

[ редактировать ]

Мозаика является одним из важных экспонатов, выставленных в Национальном музее Бардо, расположенном в пригороде Туниса, в рамках презентации цирковых игр.

Древняя история

[ редактировать ]
План римского Карфагена с местом открытия справа, между банями Антонина и двумя развлекательными зданиями, театром и одеоном.

По словам Жан-Клода Гольвена и Фабрисии Фоке, [ 1 ] работа датируется «самым ранним» I веком; по словам Хеди Слима, [ 2 ] с конца I или начала II века; и по словам Айши Бен Абед, [ 3 ] [ 4 ] со 2 века. Изображения увеселительных построек в мозаиках провинциальных городов, несомненно, были вдохновлены близлежащими постройками. [ 5 ] По словам Мохамеда Якуба, [ 6 ] мозаики были работой местных художников.

Археологический контекст малоизвестен, поскольку комната была «плохо раскопана». [ 7 ] Мозаика располагалась в небольшой комнате, интерпретируемой как вестибюль. [ 7 ] [ 8 ] внутри здания, назначение которого не указано, хотя оно, вероятно, принадлежало дому, расположенному на территории жилого квартала, часть которого сейчас сохранилась в археологическом парке римских вилл.

Откройте для себя заново

[ редактировать ]
Фотография Альфреда Мерлина, человека, который передал мозаику в Национальный музей Бардо, в мантии академика в 1937 году, примерно через двадцать лет после открытия цирковой мозаики.

Мозаика была найдена на холме Одеон . [ 9 ] в ста метрах от театра и Одеона, в марте 1915 года, «на дне заговора Дара-Морали». [ 7 ] После вмешательства Альфреда Мерлена он сразу же пополнил коллекцию Музея Бардо. [ 7 ] Публикация мозаики в 1916 году не дала никаких дополнительных подробностей о контексте ее открытия.

В 1980-х годах мозаика была идентифицирована как сочетание амфитеатра и цирка, и эту теорию впоследствии подхватили ряд специалистов, в том числе Джон Х. Хамфри. [ 10 ] Однако он был отвергнут несколькими специалистами по цирковым играм и постройкам для представлений, в том числе Мохамедом Якубом и Жан-Клодом Гольвеном, поскольку ни одно здание этой комбинированной формы не было засвидетельствовано в Римской империи. [ 11 ] Драки действительно были задокументированы в цирках, но амфитеатры не могли использоваться для скачек. [ 12 ] поскольку «арена амфитеатра [была] смехотворно маленькой, чтобы там могли быть организованы даже небольшие скачки». [ 10 ]

Описание

[ редактировать ]

На мозаике изображено здание цирка и происходящее на арене.

Размер 2,70 м на 2,25 м, [ 13 ] мозаика состоит из мраморных и стеклянных мозаик, самая маленькая из которых — стеклянная. Граница 0,20 м. [ 7 ] широкий.

Художник использует перспективу, чтобы показать три стороны здания. [ 5 ] Показано подобие тени здания, а также фигур и квадриг на дорожке, тень исходит слева от здания. [ 14 ] Использованная точка зрения: «традиционная с несколькими точками зрения», [ 15 ] воздушен и наклонен: именно точка зрения зрителя используется для видения интерьера здания. [ 16 ]

Его композиция, по-видимому, продиктована планировкой и функцией помещения, в котором была найдена работа, а также наличием двух дверей: одна на юге, обеспечивающая доступ в здание, другая на западе. [ 17 ] [ 8 ] Целью художника было «[сопровождать] [...] поворотное движение, которое обязательно совершается при пересечении комнаты». [ 8 ] между двумя дверями, южной и западной, изгибы призваны подчеркнуть это. [ 17 ]

Описание внешнего вида здания

[ редактировать ]

Цирк Карфагена обращен с северо-запада на юго-восток, и, по словам Леопольда-Альберта Констанса, «момент, выбранный артистом, соответствует ранним часам дня». [ 14 ]

Вид на внешний вид здания с двумя уровнями аркад.

Здание массивное, [ 16 ] с двумя этажами [ 18 ] [ 19 ] аркадных галерей [ 20 ] и чердак, [ 21 ] 32 арочных проема [ 5 ] и две башни, вид спереди. [ 15 ] Крыша верхнего этажа также изображена Фабрицией Фоке. [ 22 ]

Большой цирк на карте Рима Поля Биго, принадлежащей Канскому университету.

По мнению некоторых специалистов, в том числе Леопольда-Альберта Констанса и Мохамеда Якуба, с трех сторон находится велум, предназначенный для защиты зрителей от солнца или непогоды. [ 15 ] при этом последняя сторона не показана, либо потому, что этот фасад был ориентирован так, чтобы он не требовался, либо из-за художественного решения, призванного показать ярусы исполнительского здания. [ 14 ] Защищены только зрители, а не трасса. [ 23 ] Показана также система крепления велума: она состоит из поперечных тросов с горизонтальным разделением. [ 23 ] Мозаичист изобразил детали системы крепления по Леопольду-Альберту Констансу с кольцами, соединенными со шкивами и мачтами, расположенными в верхних частях здания. [ 24 ] Более поздние исследования, например, исследования Фабрисии Фоке и Жан-Клода Гольвина, опровергают существование такого велума из-за отсутствия колец, позволяющих подвешивать такую ​​установку на оборудование, колея которого была бы слишком широкой. [ 25 ] [ 26 ] Крыша карцера должна была быть черепичной. [ 27 ] [ 1 ] и что из подвала, [ 28 ] розового и красного цвета. [ 8 ]

Вид на постройки с видом на пещеру .

Внизу той стороны, с которой видны трибуны, художник изобразил семь рвотных масс. [ 24 ] Эти рвотные массы предназначены для того, чтобы проводить зрителей на свои места. [ 16 ] Необычно то, что художник не изобразил в этой части здания зрителей. [ 15 ]

Вид на театральный комплекс Помпея в его окрестностях на карте Рима, составленной Канским университетом, с задней частью храма Венеры-Победительницы.

Поскольку два здания над пещерой четырехстильны и имеют фронтон, Леопольд-Альберт Констанс идентифицирует их как храмы. Большой Цирк, Цирк Фламиния. [ 29 ] и Театр Помпея представляют собой культовые здания. По мнению Мохамеда Якуба, эти эдикулы могли быть судейскими будками. [ 15 ] или храмы, хотя мнения специалистов по этому вопросу разделились. [ 16 ] По словам Жан-Клода Гольвена, одно из зданий будет пульвинаром, а другое — храмом, «посвященным главному цирковому божеству». [ 30 ] или Сол. [ 31 ] Платформа издателя не представлена. [ 32 ]

Вид на карцер и центральную входную дверь.

К северо-западу от здания также есть восемь карцеров, разделенных на две части: карцеры окружены воротами и дверями фонаря. [ 15 ] и широкий проход разделяет две части. На противоположном конце здания находятся триумфальные ворота. [ 33 ] [ 16 ] На мозаике изображены ворота помпы, широко открытые и крупнее карцеров. [ 10 ] Нынешние эксперты по зданию полагают, что здесь было двенадцать карцеров и ворота-помпы, подобные тем, что были в цирке Максенция. [ 34 ] [ 10 ] На мозаике не изображены какие-либо башни, известные как оппида, хотя такие сооружения были обнаружены в некоторых цирках, например, в цирке Максенция, но не были засвидетельствованы до четвертого века. [ 35 ] [ 1 ] Точно так же изображение не включает в себя дополнительный домик, построенный над карцерами. [ 36 ]

Описание подиума и шоу

[ редактировать ]

Представительство позвоночника справа сохранилось лишь частично. [ 37 ] и разделяет пространство, представляющее шоу [ 38 ] в два. Благодаря симметрии Жан-Клод Гольвен и Фабрисия Фоке смогли предложить реконструкцию изображения этой утраченной части мозаики. [ 32 ]

Вид позвоночника на мозаике с сохранившейся половиной.
Деталь цирковой мозаики в Археологическом музее Барселоны с эдикулой и системой подсчета башен.

На трассе выделяется центральный позвоночник, оканчивающийся полукругом, а также столбик из трех конусов, мета-секунда, помещенный на основание. [ 13 ] [ 32 ] Посередине позвоночника нет обелиска, как в Риме. [ 15 ] но статуя, отождествляемая с Кибелой, сидящей на льве, [ 19 ] даже несмотря на то, что он частично утерян; это божество управляет гонками на колесницах. Хотя следы ее короны остались, в одной руке она держит скипетр, а другая вытянута, возможно, ближе к концу забега. [ 39 ] Мозаика на площади Пьяцца Армерина, как и барселонская, предполагает наличие обелиска и статуи Кибелы для Большого цирка. [ 40 ] Мозаика из Виллы Быка в Силине в Триполитании показывает только изображение Кибелы на льве и отсылает к «африканскому цирку», возможно, цирку Лептис Магна, где сохранились остатки постамента, который, возможно, принадлежал монументальной статуе. льва были найдены. [ 41 ] Статуя Кибелы находится на мозаике в середине позвоночника. [ 42 ] свидетельствующее о «первостепенной важности» божества в Африке. [ 41 ] Есть также бассейны на позвоночнике. [ 38 ] Подиум позвоночника имеет на конце вогнутую форму. [ 13 ] Мета-прима располагалась в лакуне, присутствующей на произведении. [ 13 ] Помимо застрахованных элементов, спина включала круглый храм и «один или два элемента», возможно, часовню и монументальную колонну. [ 43 ] [ 41 ] Спина была богато украшена статуями. [ 6 ]

Вид на две квадриги: одна с лавровой ветвью, другая - в противоположном направлении.

На одной колонне находится исчезнувшая статуя Победы. [ 41 ] Две другие колонны несут архитрав с системой счета башен, состоящей из семи дельфинов. [ 38 ] Параллельно с этим в проеме мозаики, должно быть, находился архитрав с семью яйцами. [ 44 ] За колоннами находится шестиугольная эдикула, которую Констант назвал фала. [ 45 ] [ 46 ] Система противодействия революции, «памятник дельфину», имела форму виселицы. [ 40 ] как на силинской мозаике. [ 32 ] Элементы, изображенные на мозаике, присутствуют и в «иконеографии Большого цирка», но подтвердить наличие обелиска мешает пробел. [ 47 ] Здание, возможно, включало в себя «яичные эдикулы», которые включены в пробел в мозаике и были задокументированы на мозаике Силина, мозаике Лиона и остатках позвоночника Мериды. [ 40 ]

Победоносная квадрига, изображенная на мозаике победоносного возничего из Дуги, датируется IV веком и хранится в том же музее, что и мозаика из цирка в Карфагене.

Вокруг столба курсируют четыре квадриги, одна из которых движется в направлении, противоположном остальным. [ 48 ] [ 49 ] Три квадриги идут справа налево, и одна из них останавливается. [ 50 ] Квадрига, прошедшая семь кругов [ 49 ] является победителем: он носит пальму [ 51 ] и имеет поводья на талии. [ 38 ] Возничие носят шлемы с гребнем, а запряженные лошади имеют плюмаж из перьев. [ 51 ]

Когда крита, финишная линия, на которой стояли судьи, была пересечена, победитель должен был развернуться на 180 градусов, чтобы судья вручил ему пальмовую ветвь и приготовился к шествию перед трибунами; [ 52 ] затем ему пришлось вернуться к carceres, слева от входных ворот: возничий на мозаике отходит назад, замедляет лошадей и готовится объехать мета-секунду. [ 50 ] Перед победившей квадригой стоит всадник: это ликующий или наставник (или, по мнению Мохамеда Якуба, движитель [ 38 ] ), чья работа – поощрять победителя. [ 51 ]

Вид фигуры, держащей амфору и кнут.

Квадрига, занявшая второе место, остановилась, «тяжело откинувшись назад». [ 53 ] и присоединился к carceres, но был вынужден остановиться по приглашению человека с амфорой и кнутом, «чиновника пути», [ 54 ] моратор Луди по Леопольду-Альберту Констансу или спарсер по Мохамеду Якубу: [ 49 ] Этот человек останавливает квадригу, опрыскивая оси колесницы, и заботится о лошадях, подавая им воду, чтобы охладить их ноздри. На противоположной стороне пути другой моратор (или спарсер), частично сохранившийся, останавливает квадригу, водитель которой поднимает руку в знак признания поражения. Это нормальное вмешательство, поскольку «исход гонки уже известен». [ 49 ] Третья квадрига словно хлещет коней, надеясь завоевать место. [ 55 ]

Порядок завершения команды [ 56 ]
Завершить ранг Цвет команды
1 место (победитель) Блюз
2 Белый (по вычету)
3 Красный
4 Зелень

Интерпретация

[ редактировать ]

Искаженное представление реальности

[ редактировать ]

«Ошибки, аномалии и странности», наблюдаемые в древних изображениях зданий, связаны с проблемой интерпретации. [ 1 ] Мозаика представляет действительность, но в искаженном виде, в частности «тесноту чердака» и без соблюдения пропорций, как это было принято в древних изображениях. [ 22 ] По наблюдениям, сделанным во время археологических раскопок, чердак на самом деле был высоким, несмотря на частичный характер раскопок. [ 20 ] Представление о карцерах также неточно, их количество меньше, чем в действительности: это соответствует часто наблюдаемой привычке «сокращать ряды». [ 10 ] Восьми карцеров не хватило бы, чтобы занять всю ширину здания. [ 22 ] Карцеры, обнаруженные во время раскопок, имели ширину от 5,50 до 6 м и образовывали дугу круга, оставляя пространство около 7 м для ворот помпы. [ 10 ] Точно так же мозаичист изобразил лишь небольшую часть пролетов в здании перформанса: в работе показано только шестнадцать, и эта цифра не имеет никакого отношения к их реальному количеству. [ 28 ] Таким образом мозаичист хотел показать только «существенные характеристики». [ 10 ] здания. Бухты также были уже, чем изображено. [ 20 ]

Общий вид цирка Мериды.

Округленная форма концов здания может быть связана с примитивным состоянием исполнительского здания, как в Мериде. [ 1 ] до того, как карцеры были перестроены во 2-м, 15-м или 4-м веках. [ 1 ] В плане здание имеет изогнутую сторону и арочные карцеры на противоположной стороне. [ 1 ]

Мозаичист, возможно, упростил изображение, [ 27 ] давая «упрощенное изображение цирка», опуская вторичную ложу, присутствующую на африканских мозаиках, таких как мозаики в Дугге. [ 8 ] и триумфальная арка, обычно присутствующая на арене. Таким образом, мы имеем «намеренное упрощение образа». [ 17 ] Упрощение может быть связано с технической проблемой, поскольку тессеры не позволяют показать все детали, такие как отделение мета от позвоночника, археологически подтвержденное в других местах, но представленное как разделенное на мозаике Карфагена. [ 13 ] Количество эдикул, присутствующих на позвоночнике мозаики после заполнения пробелов, кажется реалистичным, несмотря на принцип упрощения: четыре эдикулы присутствуют из пяти или шести в реальном здании. [ 6 ] В цирке также должно было быть большое количество статуй, не изображенных на мозаике. [ 41 ]

Пропорции цирка не соблюдены, «как это всегда бывает на старинных изображениях». [ 20 ] Цирк изображен в семь раз короче, а арена слишком широка. [ 32 ] Мозаичист подчиняется правилам древних представлений «сжатия по высоте» или «сжатия по ширине». [ 28 ] Две эдикулы над пещерой расположены на одной стороне, тогда как в Риме эти здания были обращены друг к другу; изобразить их таким образом значило бы применить правило «наклона к наблюдателю». [ 28 ] [ 32 ] Искажение оставляет место для изображения фигур и сцен с колесницами, применяя правило большего изображения живых существ, чем «косных вещей». [ 32 ]

Несмотря на эти элементы, подход мозаичиста, по мнению Фабрисии Фоке, «уместен и проницателен». [ 28 ] В результате получается «выразительный образ», в котором деформации служат для выражения ее идей. [ 8 ]

Древние изображения гонок на колесницах в памятных целях.

[ редактировать ]
Группа из двух статуй в Национальном музее Карфагена, включая мраморную статую кучера.

В мозаиках современного Туниса много изображений скаковых лошадей: животным часто дают имена, их имена связаны с качествами или богами. [ 30 ]

Изображения Великого цирка можно найти в Италии в различных материалах, особенно в терракоте, саркофагах и монетах, а затем в первом веке они были перенесены в Африку на мозаиках. Работа «Карфаген» — единственная, предлагающая видение и здания, и зрелища, «желание художника показать все». [ 16 ]

Леопольд-Альберт Констанс считал, что датировка датируется не ранее II века, но это не точно и обсуждалось специалистами после этого первоначального исследования. Домициан увеличил количество карцеров в Большом цирке с восьми до двенадцати, но это изменение нельзя обобщить с уверенностью. [ 57 ] Эта работа является «самым старым изображением цирковой сцены на мозаике в Тунисе». [ 2 ] известно на сегодняшний день, [ 49 ] вместе с мозаичным полом, обнаруженным в Силине в Триполитании. [ 58 ]

Мозаика Карфагена имеет памятное назначение, хотя на ней нет названий лошадей и возничих, а квадриги изображены в классической манере: работа призвана сохранить память о щедрости магистрата, устроившего зрелище, подобное другим мозаикам. в честь игр в амфитеатре, [ 54 ] например, мозаика Магериуса. Соревнования, проводимые в цирке, стоили очень дорого. [ 4 ] Эти соревнования включали венации, проводимые в амфитеатрах и цирках. [ 30 ] В некрополе возле здания находится мраморная статуя кучера, хранящаяся в Национальном музее Карфагена. [ 47 ]

Вероятное изображение исчезнувшего здания и художественной традиции, тяготеющей к реализму.

[ редактировать ]

Мозаика, несомненно, представляет цирк Карфагена. [ 15 ] [ 59 ] с учетом результатов археологических раскопок и изучения данного типа исполнения постройки [ 20 ] которые допускают последовательную интерпретацию. [ 41 ] Цирк Карфагена действительно присутствовал перед глазами мозаичистов. [ 22 ] [ 60 ] Мозаики в провинции изображают местные цирки. [ 6 ] [ 61 ]

Цирк, построенный в середине I или конце I-начале I века, полностью исчез в начале XX века. [ 5 ] Это здание раскопано лишь частично, и его остатки сохранились очень плохо. [ 62 ] Те, что были обнаружены во время раскопок, относятся к периоду Антонинов, хотя при Северанах здание было расширено, а затем отремонтировано в период Феодосия. [ 63 ] После того, как здание было заброшено в пятом веке, оно на протяжении веков использовалось как каменоломня, а 1 марта 1905 года это место было внесено в список исторических памятников. Частичные раскопки на этом месте проводились в 1980-х годах в рамках ЮНЕСКО международной кампании . . [ 64 ] Это место оставалось под угрозой из-за «неконтролируемой урбанизации» в начале 21 века. [ 65 ]

Общий вид цирка Мериды.

Исследования показали, что это здание является третьим по величине цирком в Римской империи после Большого цирка и Антиохийского цирка с длиной дорожки 496 м, шириной от 77 до 78 м и размерами 580 на 129 м. . [ 66 ] [ 67 ] Это был «самый большой цирк в Африке». [ 68 ] По словам Самира Ауналлы, он может вместить от 60 000 до 70 000 зрителей. [ 69 ] По словам Аделины Пишо, он может вместить от 40 000 до 45 000 зрителей. [ 70 ] Этот тип застройки был прерогативой «больших, богатых городов», [ 4 ] хотя во многих городах были более простые удобства, например в Дугге, где скачки проходили в поле. [ 59 ]

Мозаика карфагенского цирка, как и другие произведения, позволяющие «сопоставить изображение с археологической реальностью», имеет, по мнению Фабриции Фоке, «определенную связь с реальностью зданий». [ 71 ] По мнению Жан-Клода Гольвена и Фоке, мы должны «больше доверять древним изображениям», потому что их информация «достоверна». [ 61 ] На мозаике изображен позвоночник, часть карфагенского цирка, которая не была раскопана. [ 47 ] В цирке есть статуя Кибелы на льве: в Африке Кибелу сравнивают с Целестидой, [ 72 ] «богиня преимущественно римской Африки, наследница карфагенской Танит» [ 38 ] согласно интерпретации Romana. Эта работа, как и силинская мозаика, является напоминанием о форме этого здания. Статуя находится в середине позвоночника, и ни на одном фрагменте работы не видно следов обелиска, элемента, присутствующего где-либо еще, кроме Африки. [ 30 ] Количество элементов, присутствующих или восстановленных на мозаике, должно быть, было близко к количеству элементов, присутствующих в самом здании: пять элементов были найдены в Максентианском цирке и шесть в Мериде. [ 41 ] По мнению некоторых специалистов, цирковая мозаика Карфагена также является уникальным на момент ее открытия примером изображения велума в цирковой мозаике. [ 14 ] [ 16 ] тезис, который с тех пор был осужден.

По словам Мохамеда Якуба, эта работа также близка художественной традиции, стремящейся «иллюстрировать реальность», и противостоит эллинистическому искусству, преобладавшему до того времени. [ 49 ] «культурная традиция» начала II в. Представления о «многих аспектах повседневной жизни» были в порядке вещей. [ 54 ] и будет широко представлен в мозаичной школе Римской Африки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 286)
  2. ^ Jump up to: а б Slim & Fauqué (2001 , стр. 182)
  3. ^ Бен Абед-Бен Хедер (1992 , стр. 62–63)
  4. ^ Jump up to: а б с Фантар, Ауналлах и Даулатли (2015 , стр. 118)
  5. ^ Jump up to: а б с д Констант (1916 , с. 249)
  6. ^ Jump up to: а б с д Фоке (2002 , стр. 429)
  7. ^ Jump up to: а б с д и Голвин и Фоке (2003 , стр. 285–286)
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Голвин и Фоке (2003 , стр. 287)
  9. ^ Фоке (2002 , стр. 419)
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 285)
  11. ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 285–286)
  12. ^ Фоке (2002 , стр. 421–422)
  13. ^ Jump up to: а б с д и Фоке (2002 , стр. 426)
  14. ^ Jump up to: а б с д Констант (1916 , с. 250)
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Якуб (1993 , стр. 126)
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Якуб (1995 , стр. 303)
  17. ^ Jump up to: а б с Фоке (2002 , стр. 424)
  18. ^ Бен Абед-Бен Хедер (1992 , стр. 63)
  19. ^ Jump up to: а б Голвин (2012 , стр. 89)
  20. ^ Jump up to: а б с д и Голвин и Фоке (2003 , стр. 284)
  21. ^ Голвин (2012 , стр. 108–109)
  22. ^ Jump up to: а б с д Фоке (2002 , стр. 420)
  23. ^ Jump up to: а б Констант (1916 , стр. 250–251)
  24. ^ Jump up to: а б Констант (1916 , с. 251)
  25. ^ Фоке (2002 , стр. 419)
  26. ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 284)
  27. ^ Jump up to: а б Фоке (2002 , стр. 423)
  28. ^ Jump up to: а б с д и Фоке (2002 , стр. 425)
  29. ^ Констант (1916 , стр. 251–252)
  30. ^ Jump up to: а б с д Голвин (2012 , стр. 110)
  31. ^ Фоке (2002 , стр. 425)
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 288)
  33. ^ Константа (1916 , стр. 253)
  34. ^ Фоке (2002 , стр. 420)
  35. ^ Фоке (2002 , стр. 422–423)
  36. ^ Фоке (2002 , стр. 423–424)
  37. ^ Константа (1916 , стр. 253)
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж Якуб (1995 , стр. 304)
  39. ^ Констант (1916 , стр. 253–254)
  40. ^ Jump up to: а б с Фоке (2002 , стр. 427)
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 289)
  42. ^ Фоке (2002 , стр. 427–428)
  43. ^ Фоке (2002 , стр. 428–429)
  44. ^ Константа (1916 , стр. 254)
  45. ^ Констант (1916 , стр. 254–255)
  46. ^ Фоке (2002 , стр. 426–427)
  47. ^ Jump up to: а б с Голвин (2012 , стр. 109)
  48. ^ Бен Абед-Бен Хедер (1992 , стр. 62)
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж Якуб (1993 , стр. 127)
  50. ^ Jump up to: а б Констант (1916 , стр. 255–256).
  51. ^ Jump up to: а б с Констант (1916 , с. 256)
  52. ^ Slim & Fauqué (2001 , стр. 182)
  53. ^ Якуб (1995 , стр. 304–305)
  54. ^ Jump up to: а б с Якуб (1995 , стр. 305)
  55. ^ Констант (1916 , стр. 257–258)
  56. ^ Константа (1916 , стр. 258)
  57. ^ Констант (1916 , стр. 258–259)
  58. ^ Якуб (1995 , стр. 302)
  59. ^ Jump up to: а б Голвин (2012 , стр. 111)
  60. ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 284–285)
  61. ^ Jump up to: а б Голвин и Фоке (2003 , стр. 290)
  62. ^ Фоке (2002 , стр. 422)
  63. ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 283)
  64. ^ Эннабли (2020 , стр. 297)
  65. ^ Эннабли (2020 , стр. 297)
  66. ^ Голвин (2012 , стр. 108)
  67. ^ Фоке (2002 , стр. 417)
  68. ^ Эннабли (2020 , стр. 298)
  69. ^ Ауналлах (2020 , стр. 180)
  70. ^ Пишо (2005 , стр. 6)
  71. ^ Фоке (2002 , стр. 429–430)
  72. ^ Фоке (2002 , стр. 428)

Библиография

[ редактировать ]
  • Ауналлах, Самир (2020). Карфаген: археология и история средиземноморского мегаполиса, 814 г. до н.э. – 1270 г. н.э. Париж: Издания CNRS. ISBN  978-2-271-13471-4 .
  • Бен Абед-Бен Хедер, Айша (1992). Музей Бардо: экскурсия . Церера. ISBN  978-9973-700-83-4 .
  • Данбабин, Кэтрин (1978). Мозаики римской Северной Африки: исследования иконографии и покровительства . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  978-0-19-813217-2 .
  • Эннабли, Абдельмаджид (2020). Карфаген: дела и дни . 978-2-271-13115-7: Издания CNRS. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  • Фоке, Фабрисия (2002). Римский цирк: попытка теоретизировать его форму и функции (докторская диссертация по истории, языкам и античной литературе) . Университет Бордо III.
  • Гауклер, Пол (1910). Опись мозаик Галлии и Африки, т. II: Проконсульская Африка (Тунис) . Эрнест Леру.
  • Голвин, Жан-Клод; Фоке, Фабрисия (2003). «Образы карфагенского цирка и его архитектуры, эссе реституции», в книге Жан-Пьера Боста, Жан-Мишеля Роддаза и Фрэнсиса Тассасо (реж.), Маршрут от Сента до Дуги: меланжи, предложенные Луи Морену, Бордо, Озонию , сб. «Воспоминания» . Авзоний. ISBN  2-910023-41-9 .
  • Голвин, Жан-Клод (2012). Древний стадион и цирк: спорт и скачки в греко-римском мире, Лакапель-Мариваль . Новая археология. ISBN  978-2-9533973-7-6 .
  • Ханун, Роджер (1969). «Три этажа от Дома скачек на колесницах в Карфагене» . Смеси Французской Римской школы.
  • Фантар, Мхамед Хассин; Ауналлах, Самир; Даулатли, Абдельазиз (2015). Бардо, великая история Туниса: музеи, места и памятники . Алиф. ISBN  978-9938-9581-1-9 .
  • Хамфри, Джон Х. (1986). Римские цирки: Арены для гонок на колесницах, Беркли . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-04921-5 .
  • Пишо, Аделина (2005). «Игры и зрелища в римской Африке», т. 11 . Хронозоны.
  • Слим, Хеди; Маджуби, Аммар; Белходжа, Халед; Эннабли, Абдельмаджид (2003). Всеобщая история Туниса, т. Я: Античность . Мезоннёв и Лароз. ISBN  978-2-7068-1695-6 .
  • Слим, Хеди; Фоке, Николя (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина, Париж . Менгес. ISBN  978-2-85620-421-4 .
  • Тюилье, Жан-Поль (1999). «Агитатор или спарсер? О знаменитой статуе из Карфагена» . КРЕЙ.
  • Тюилье, Жан-Поль (1999). «Агитатор или спарсер? О знаменитой статуе из Карфагена» . КРЕЙ.
  • Якуб, Мохамед (1993). Музей Бардо: древние отделы, Тунис . Агентство национального наследия. ISBN  978-9973-917-12-6 .
  • Якуб, Мохамед (1995). Великолепие тунисской мозаики, Тунис . Агентство национального наследия. ISBN  9973-917-23-5 .
  • Констанс, Леопольд-Альбер (1916). Мозаика Карфагена, изображающая цирковые игры . Археологический обзор.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe846bb2e30a0e139871d9ab5c35e0ef__1724709540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/ef/fe846bb2e30a0e139871d9ab5c35e0ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carthage Circus Mosaic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)