Карфагенский цирк Мозаика
![]() |
Мозаика Карфагенского цирка — римская мозаика, датируемая I или II веком, обнаруженная на археологическом участке Карфагена , на территории современного Туниса , в первой четверти XX века.
Мало что известно об археологическом контексте находки: археологи сосредоточились на самом объекте, и мало что известно о здании, в котором он находился, хотя это мог быть дом, учитывая его расположение недалеко от строящегося жилого района. как часть археологического парка.
Работа изображает как цирк снаружи, так и представление внутри, предлагая двойную перспективу здания и уникальное в древнем мозаичном искусстве представление. Мозаичист изобразил здание и его характеры искаженно, но в соответствии с эстетическими критериями своего времени. Сцена изображает завершающийся цирковой забег, снимок момента победы команды Les Bleus.
Мозаика, поступившая в Национальный музей Бардо сразу после ее открытия, большинство специалистов считает изображением городского цирка, оставившего на археологическом объекте лишь слабые следы. Это здание в столице африканской провинции было частично раскопано в 20 веке, и мозаика дает правдоподобное представление о нем. В частности, исчерпывающее исследование того, как были изображены некоторые элементы, такие как позвоночник, позволяет связать это здание с серией, найденной в других городах римской Африки с такими же развлекательными зданиями.
История и местоположение
[ редактировать ]Мозаика является одним из важных экспонатов, выставленных в Национальном музее Бардо, расположенном в пригороде Туниса, в рамках презентации цирковых игр.
Древняя история
[ редактировать ]
По словам Жан-Клода Гольвена и Фабрисии Фоке, [ 1 ] работа датируется «самым ранним» I веком; по словам Хеди Слима, [ 2 ] с конца I или начала II века; и по словам Айши Бен Абед, [ 3 ] [ 4 ] со 2 века. Изображения увеселительных построек в мозаиках провинциальных городов, несомненно, были вдохновлены близлежащими постройками. [ 5 ] По словам Мохамеда Якуба, [ 6 ] мозаики были работой местных художников.
Археологический контекст малоизвестен, поскольку комната была «плохо раскопана». [ 7 ] Мозаика располагалась в небольшой комнате, интерпретируемой как вестибюль. [ 7 ] [ 8 ] внутри здания, назначение которого не указано, хотя оно, вероятно, принадлежало дому, расположенному на территории жилого квартала, часть которого сейчас сохранилась в археологическом парке римских вилл.
Откройте для себя заново
[ редактировать ]
Мозаика была найдена на холме Одеон . [ 9 ] в ста метрах от театра и Одеона, в марте 1915 года, «на дне заговора Дара-Морали». [ 7 ] После вмешательства Альфреда Мерлена он сразу же пополнил коллекцию Музея Бардо. [ 7 ] Публикация мозаики в 1916 году не дала никаких дополнительных подробностей о контексте ее открытия.
В 1980-х годах мозаика была идентифицирована как сочетание амфитеатра и цирка, и эту теорию впоследствии подхватили ряд специалистов, в том числе Джон Х. Хамфри. [ 10 ] Однако он был отвергнут несколькими специалистами по цирковым играм и постройкам для представлений, в том числе Мохамедом Якубом и Жан-Клодом Гольвеном, поскольку ни одно здание этой комбинированной формы не было засвидетельствовано в Римской империи. [ 11 ] Драки действительно были задокументированы в цирках, но амфитеатры не могли использоваться для скачек. [ 12 ] поскольку «арена амфитеатра [была] смехотворно маленькой, чтобы там могли быть организованы даже небольшие скачки». [ 10 ]
Описание
[ редактировать ]На мозаике изображено здание цирка и происходящее на арене.
Состав
[ редактировать ]Размер 2,70 м на 2,25 м, [ 13 ] мозаика состоит из мраморных и стеклянных мозаик, самая маленькая из которых — стеклянная. Граница 0,20 м. [ 7 ] широкий.
Художник использует перспективу, чтобы показать три стороны здания. [ 5 ] Показано подобие тени здания, а также фигур и квадриг на дорожке, тень исходит слева от здания. [ 14 ] Использованная точка зрения: «традиционная с несколькими точками зрения», [ 15 ] воздушен и наклонен: именно точка зрения зрителя используется для видения интерьера здания. [ 16 ]
Его композиция, по-видимому, продиктована планировкой и функцией помещения, в котором была найдена работа, а также наличием двух дверей: одна на юге, обеспечивающая доступ в здание, другая на западе. [ 17 ] [ 8 ] Целью художника было «[сопровождать] [...] поворотное движение, которое обязательно совершается при пересечении комнаты». [ 8 ] между двумя дверями, южной и западной, изгибы призваны подчеркнуть это. [ 17 ]
Описание внешнего вида здания
[ редактировать ]Цирк Карфагена обращен с северо-запада на юго-восток, и, по словам Леопольда-Альберта Констанса, «момент, выбранный артистом, соответствует ранним часам дня». [ 14 ]

Здание массивное, [ 16 ] с двумя этажами [ 18 ] [ 19 ] аркадных галерей [ 20 ] и чердак, [ 21 ] 32 арочных проема [ 5 ] и две башни, вид спереди. [ 15 ] Крыша верхнего этажа также изображена Фабрицией Фоке. [ 22 ]

По мнению некоторых специалистов, в том числе Леопольда-Альберта Констанса и Мохамеда Якуба, с трех сторон находится велум, предназначенный для защиты зрителей от солнца или непогоды. [ 15 ] при этом последняя сторона не показана, либо потому, что этот фасад был ориентирован так, чтобы он не требовался, либо из-за художественного решения, призванного показать ярусы исполнительского здания. [ 14 ] Защищены только зрители, а не трасса. [ 23 ] Показана также система крепления велума: она состоит из поперечных тросов с горизонтальным разделением. [ 23 ] Мозаичист изобразил детали системы крепления по Леопольду-Альберту Констансу с кольцами, соединенными со шкивами и мачтами, расположенными в верхних частях здания. [ 24 ] Более поздние исследования, например, исследования Фабрисии Фоке и Жан-Клода Гольвина, опровергают существование такого велума из-за отсутствия колец, позволяющих подвешивать такую установку на оборудование, колея которого была бы слишком широкой. [ 25 ] [ 26 ] Крыша карцера должна была быть черепичной. [ 27 ] [ 1 ] и что из подвала, [ 28 ] розового и красного цвета. [ 8 ]

Внизу той стороны, с которой видны трибуны, художник изобразил семь рвотных масс. [ 24 ] Эти рвотные массы предназначены для того, чтобы проводить зрителей на свои места. [ 16 ] Необычно то, что художник не изобразил в этой части здания зрителей. [ 15 ]
Поскольку два здания над пещерой четырехстильны и имеют фронтон, Леопольд-Альберт Констанс идентифицирует их как храмы. Большой Цирк, Цирк Фламиния. [ 29 ] и Театр Помпея представляют собой культовые здания. По мнению Мохамеда Якуба, эти эдикулы могли быть судейскими будками. [ 15 ] или храмы, хотя мнения специалистов по этому вопросу разделились. [ 16 ] По словам Жан-Клода Гольвена, одно из зданий будет пульвинаром, а другое — храмом, «посвященным главному цирковому божеству». [ 30 ] или Сол. [ 31 ] Платформа издателя не представлена. [ 32 ]

К северо-западу от здания также есть восемь карцеров, разделенных на две части: карцеры окружены воротами и дверями фонаря. [ 15 ] и широкий проход разделяет две части. На противоположном конце здания находятся триумфальные ворота. [ 33 ] [ 16 ] На мозаике изображены ворота помпы, широко открытые и крупнее карцеров. [ 10 ] Нынешние эксперты по зданию полагают, что здесь было двенадцать карцеров и ворота-помпы, подобные тем, что были в цирке Максенция. [ 34 ] [ 10 ] На мозаике не изображены какие-либо башни, известные как оппида, хотя такие сооружения были обнаружены в некоторых цирках, например, в цирке Максенция, но не были засвидетельствованы до четвертого века. [ 35 ] [ 1 ] Точно так же изображение не включает в себя дополнительный домик, построенный над карцерами. [ 36 ]
Описание подиума и шоу
[ редактировать ]Представительство позвоночника справа сохранилось лишь частично. [ 37 ] и разделяет пространство, представляющее шоу [ 38 ] в два. Благодаря симметрии Жан-Клод Гольвен и Фабрисия Фоке смогли предложить реконструкцию изображения этой утраченной части мозаики. [ 32 ]

На трассе выделяется центральный позвоночник, оканчивающийся полукругом, а также столбик из трех конусов, мета-секунда, помещенный на основание. [ 13 ] [ 32 ] Посередине позвоночника нет обелиска, как в Риме. [ 15 ] но статуя, отождествляемая с Кибелой, сидящей на льве, [ 19 ] даже несмотря на то, что он частично утерян; это божество управляет гонками на колесницах. Хотя следы ее короны остались, в одной руке она держит скипетр, а другая вытянута, возможно, ближе к концу забега. [ 39 ] Мозаика на площади Пьяцца Армерина, как и барселонская, предполагает наличие обелиска и статуи Кибелы для Большого цирка. [ 40 ] Мозаика из Виллы Быка в Силине в Триполитании показывает только изображение Кибелы на льве и отсылает к «африканскому цирку», возможно, цирку Лептис Магна, где сохранились остатки постамента, который, возможно, принадлежал монументальной статуе. льва были найдены. [ 41 ] Статуя Кибелы находится на мозаике в середине позвоночника. [ 42 ] свидетельствующее о «первостепенной важности» божества в Африке. [ 41 ] Есть также бассейны на позвоночнике. [ 38 ] Подиум позвоночника имеет на конце вогнутую форму. [ 13 ] Мета-прима располагалась в лакуне, присутствующей на произведении. [ 13 ] Помимо застрахованных элементов, спина включала круглый храм и «один или два элемента», возможно, часовню и монументальную колонну. [ 43 ] [ 41 ] Спина была богато украшена статуями. [ 6 ]

На одной колонне находится исчезнувшая статуя Победы. [ 41 ] Две другие колонны несут архитрав с системой счета башен, состоящей из семи дельфинов. [ 38 ] Параллельно с этим в проеме мозаики, должно быть, находился архитрав с семью яйцами. [ 44 ] За колоннами находится шестиугольная эдикула, которую Констант назвал фала. [ 45 ] [ 46 ] Система противодействия революции, «памятник дельфину», имела форму виселицы. [ 40 ] как на силинской мозаике. [ 32 ] Элементы, изображенные на мозаике, присутствуют и в «иконеографии Большого цирка», но подтвердить наличие обелиска мешает пробел. [ 47 ] Здание, возможно, включало в себя «яичные эдикулы», которые включены в пробел в мозаике и были задокументированы на мозаике Силина, мозаике Лиона и остатках позвоночника Мериды. [ 40 ]

Вокруг столба курсируют четыре квадриги, одна из которых движется в направлении, противоположном остальным. [ 48 ] [ 49 ] Три квадриги идут справа налево, и одна из них останавливается. [ 50 ] Квадрига, прошедшая семь кругов [ 49 ] является победителем: он носит пальму [ 51 ] и имеет поводья на талии. [ 38 ] Возничие носят шлемы с гребнем, а запряженные лошади имеют плюмаж из перьев. [ 51 ]
Когда крита, финишная линия, на которой стояли судьи, была пересечена, победитель должен был развернуться на 180 градусов, чтобы судья вручил ему пальмовую ветвь и приготовился к шествию перед трибунами; [ 52 ] затем ему пришлось вернуться к carceres, слева от входных ворот: возничий на мозаике отходит назад, замедляет лошадей и готовится объехать мета-секунду. [ 50 ] Перед победившей квадригой стоит всадник: это ликующий или наставник (или, по мнению Мохамеда Якуба, движитель [ 38 ] ), чья работа – поощрять победителя. [ 51 ]

Квадрига, занявшая второе место, остановилась, «тяжело откинувшись назад». [ 53 ] и присоединился к carceres, но был вынужден остановиться по приглашению человека с амфорой и кнутом, «чиновника пути», [ 54 ] моратор Луди по Леопольду-Альберту Констансу или спарсер по Мохамеду Якубу: [ 49 ] Этот человек останавливает квадригу, опрыскивая оси колесницы, и заботится о лошадях, подавая им воду, чтобы охладить их ноздри. На противоположной стороне пути другой моратор (или спарсер), частично сохранившийся, останавливает квадригу, водитель которой поднимает руку в знак признания поражения. Это нормальное вмешательство, поскольку «исход гонки уже известен». [ 49 ] Третья квадрига словно хлещет коней, надеясь завоевать место. [ 55 ]
Завершить ранг | Цвет команды |
---|---|
1 место (победитель) | Блюз |
2 | Белый (по вычету) |
3 | Красный |
4 | Зелень |
Интерпретация
[ редактировать ]Искаженное представление реальности
[ редактировать ]«Ошибки, аномалии и странности», наблюдаемые в древних изображениях зданий, связаны с проблемой интерпретации. [ 1 ] Мозаика представляет действительность, но в искаженном виде, в частности «тесноту чердака» и без соблюдения пропорций, как это было принято в древних изображениях. [ 22 ] По наблюдениям, сделанным во время археологических раскопок, чердак на самом деле был высоким, несмотря на частичный характер раскопок. [ 20 ] Представление о карцерах также неточно, их количество меньше, чем в действительности: это соответствует часто наблюдаемой привычке «сокращать ряды». [ 10 ] Восьми карцеров не хватило бы, чтобы занять всю ширину здания. [ 22 ] Карцеры, обнаруженные во время раскопок, имели ширину от 5,50 до 6 м и образовывали дугу круга, оставляя пространство около 7 м для ворот помпы. [ 10 ] Точно так же мозаичист изобразил лишь небольшую часть пролетов в здании перформанса: в работе показано только шестнадцать, и эта цифра не имеет никакого отношения к их реальному количеству. [ 28 ] Таким образом мозаичист хотел показать только «существенные характеристики». [ 10 ] здания. Бухты также были уже, чем изображено. [ 20 ]

Округленная форма концов здания может быть связана с примитивным состоянием исполнительского здания, как в Мериде. [ 1 ] до того, как карцеры были перестроены во 2-м, 15-м или 4-м веках. [ 1 ] В плане здание имеет изогнутую сторону и арочные карцеры на противоположной стороне. [ 1 ]
Мозаичист, возможно, упростил изображение, [ 27 ] давая «упрощенное изображение цирка», опуская вторичную ложу, присутствующую на африканских мозаиках, таких как мозаики в Дугге. [ 8 ] и триумфальная арка, обычно присутствующая на арене. Таким образом, мы имеем «намеренное упрощение образа». [ 17 ] Упрощение может быть связано с технической проблемой, поскольку тессеры не позволяют показать все детали, такие как отделение мета от позвоночника, археологически подтвержденное в других местах, но представленное как разделенное на мозаике Карфагена. [ 13 ] Количество эдикул, присутствующих на позвоночнике мозаики после заполнения пробелов, кажется реалистичным, несмотря на принцип упрощения: четыре эдикулы присутствуют из пяти или шести в реальном здании. [ 6 ] В цирке также должно было быть большое количество статуй, не изображенных на мозаике. [ 41 ]
Пропорции цирка не соблюдены, «как это всегда бывает на старинных изображениях». [ 20 ] Цирк изображен в семь раз короче, а арена слишком широка. [ 32 ] Мозаичист подчиняется правилам древних представлений «сжатия по высоте» или «сжатия по ширине». [ 28 ] Две эдикулы над пещерой расположены на одной стороне, тогда как в Риме эти здания были обращены друг к другу; изобразить их таким образом значило бы применить правило «наклона к наблюдателю». [ 28 ] [ 32 ] Искажение оставляет место для изображения фигур и сцен с колесницами, применяя правило большего изображения живых существ, чем «косных вещей». [ 32 ]
Несмотря на эти элементы, подход мозаичиста, по мнению Фабрисии Фоке, «уместен и проницателен». [ 28 ] В результате получается «выразительный образ», в котором деформации служат для выражения ее идей. [ 8 ]
Древние изображения гонок на колесницах в памятных целях.
[ редактировать ]
В мозаиках современного Туниса много изображений скаковых лошадей: животным часто дают имена, их имена связаны с качествами или богами. [ 30 ]
Изображения Великого цирка можно найти в Италии в различных материалах, особенно в терракоте, саркофагах и монетах, а затем в первом веке они были перенесены в Африку на мозаиках. Работа «Карфаген» — единственная, предлагающая видение и здания, и зрелища, «желание художника показать все». [ 16 ]
Леопольд-Альберт Констанс считал, что датировка датируется не ранее II века, но это не точно и обсуждалось специалистами после этого первоначального исследования. Домициан увеличил количество карцеров в Большом цирке с восьми до двенадцати, но это изменение нельзя обобщить с уверенностью. [ 57 ] Эта работа является «самым старым изображением цирковой сцены на мозаике в Тунисе». [ 2 ] известно на сегодняшний день, [ 49 ] вместе с мозаичным полом, обнаруженным в Силине в Триполитании. [ 58 ]
Мозаика Карфагена имеет памятное назначение, хотя на ней нет названий лошадей и возничих, а квадриги изображены в классической манере: работа призвана сохранить память о щедрости магистрата, устроившего зрелище, подобное другим мозаикам. в честь игр в амфитеатре, [ 54 ] например, мозаика Магериуса. Соревнования, проводимые в цирке, стоили очень дорого. [ 4 ] Эти соревнования включали венации, проводимые в амфитеатрах и цирках. [ 30 ] В некрополе возле здания находится мраморная статуя кучера, хранящаяся в Национальном музее Карфагена. [ 47 ]
Вероятное изображение исчезнувшего здания и художественной традиции, тяготеющей к реализму.
[ редактировать ]Мозаика, несомненно, представляет цирк Карфагена. [ 15 ] [ 59 ] с учетом результатов археологических раскопок и изучения данного типа исполнения постройки [ 20 ] которые допускают последовательную интерпретацию. [ 41 ] Цирк Карфагена действительно присутствовал перед глазами мозаичистов. [ 22 ] [ 60 ] Мозаики в провинции изображают местные цирки. [ 6 ] [ 61 ]
Цирк, построенный в середине I или конце I-начале I века, полностью исчез в начале XX века. [ 5 ] Это здание раскопано лишь частично, и его остатки сохранились очень плохо. [ 62 ] Те, что были обнаружены во время раскопок, относятся к периоду Антонинов, хотя при Северанах здание было расширено, а затем отремонтировано в период Феодосия. [ 63 ] После того, как здание было заброшено в пятом веке, оно на протяжении веков использовалось как каменоломня, а 1 марта 1905 года это место было внесено в список исторических памятников. Частичные раскопки на этом месте проводились в 1980-х годах в рамках ЮНЕСКО международной кампании . . [ 64 ] Это место оставалось под угрозой из-за «неконтролируемой урбанизации» в начале 21 века. [ 65 ]

Исследования показали, что это здание является третьим по величине цирком в Римской империи после Большого цирка и Антиохийского цирка с длиной дорожки 496 м, шириной от 77 до 78 м и размерами 580 на 129 м. . [ 66 ] [ 67 ] Это был «самый большой цирк в Африке». [ 68 ] По словам Самира Ауналлы, он может вместить от 60 000 до 70 000 зрителей. [ 69 ] По словам Аделины Пишо, он может вместить от 40 000 до 45 000 зрителей. [ 70 ] Этот тип застройки был прерогативой «больших, богатых городов», [ 4 ] хотя во многих городах были более простые удобства, например в Дугге, где скачки проходили в поле. [ 59 ]
Мозаика карфагенского цирка, как и другие произведения, позволяющие «сопоставить изображение с археологической реальностью», имеет, по мнению Фабриции Фоке, «определенную связь с реальностью зданий». [ 71 ] По мнению Жан-Клода Гольвена и Фоке, мы должны «больше доверять древним изображениям», потому что их информация «достоверна». [ 61 ] На мозаике изображен позвоночник, часть карфагенского цирка, которая не была раскопана. [ 47 ] В цирке есть статуя Кибелы на льве: в Африке Кибелу сравнивают с Целестидой, [ 72 ] «богиня преимущественно римской Африки, наследница карфагенской Танит» [ 38 ] согласно интерпретации Romana. Эта работа, как и силинская мозаика, является напоминанием о форме этого здания. Статуя находится в середине позвоночника, и ни на одном фрагменте работы не видно следов обелиска, элемента, присутствующего где-либо еще, кроме Африки. [ 30 ] Количество элементов, присутствующих или восстановленных на мозаике, должно быть, было близко к количеству элементов, присутствующих в самом здании: пять элементов были найдены в Максентианском цирке и шесть в Мериде. [ 41 ] По мнению некоторых специалистов, цирковая мозаика Карфагена также является уникальным на момент ее открытия примером изображения велума в цирковой мозаике. [ 14 ] [ 16 ] тезис, который с тех пор был осужден.
По словам Мохамеда Якуба, эта работа также близка художественной традиции, стремящейся «иллюстрировать реальность», и противостоит эллинистическому искусству, преобладавшему до того времени. [ 49 ] «культурная традиция» начала II в. Представления о «многих аспектах повседневной жизни» были в порядке вещей. [ 54 ] и будет широко представлен в мозаичной школе Римской Африки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 286)
- ^ Jump up to: а б Slim & Fauqué (2001 , стр. 182)
- ^ Бен Абед-Бен Хедер (1992 , стр. 62–63)
- ^ Jump up to: а б с Фантар, Ауналлах и Даулатли (2015 , стр. 118)
- ^ Jump up to: а б с д Констант (1916 , с. 249)
- ^ Jump up to: а б с д Фоке (2002 , стр. 429)
- ^ Jump up to: а б с д и Голвин и Фоке (2003 , стр. 285–286)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Голвин и Фоке (2003 , стр. 287)
- ^ Фоке (2002 , стр. 419)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 285)
- ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 285–286)
- ^ Фоке (2002 , стр. 421–422)
- ^ Jump up to: а б с д и Фоке (2002 , стр. 426)
- ^ Jump up to: а б с д Констант (1916 , с. 250)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Якуб (1993 , стр. 126)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Якуб (1995 , стр. 303)
- ^ Jump up to: а б с Фоке (2002 , стр. 424)
- ^ Бен Абед-Бен Хедер (1992 , стр. 63)
- ^ Jump up to: а б Голвин (2012 , стр. 89)
- ^ Jump up to: а б с д и Голвин и Фоке (2003 , стр. 284)
- ^ Голвин (2012 , стр. 108–109)
- ^ Jump up to: а б с д Фоке (2002 , стр. 420)
- ^ Jump up to: а б Констант (1916 , стр. 250–251)
- ^ Jump up to: а б Констант (1916 , с. 251)
- ^ Фоке (2002 , стр. 419)
- ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 284)
- ^ Jump up to: а б Фоке (2002 , стр. 423)
- ^ Jump up to: а б с д и Фоке (2002 , стр. 425)
- ^ Констант (1916 , стр. 251–252)
- ^ Jump up to: а б с д Голвин (2012 , стр. 110)
- ^ Фоке (2002 , стр. 425)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 288)
- ^ Константа (1916 , стр. 253)
- ^ Фоке (2002 , стр. 420)
- ^ Фоке (2002 , стр. 422–423)
- ^ Фоке (2002 , стр. 423–424)
- ^ Константа (1916 , стр. 253)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Якуб (1995 , стр. 304)
- ^ Констант (1916 , стр. 253–254)
- ^ Jump up to: а б с Фоке (2002 , стр. 427)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Голвин и Фоке (2003 , стр. 289)
- ^ Фоке (2002 , стр. 427–428)
- ^ Фоке (2002 , стр. 428–429)
- ^ Константа (1916 , стр. 254)
- ^ Констант (1916 , стр. 254–255)
- ^ Фоке (2002 , стр. 426–427)
- ^ Jump up to: а б с Голвин (2012 , стр. 109)
- ^ Бен Абед-Бен Хедер (1992 , стр. 62)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Якуб (1993 , стр. 127)
- ^ Jump up to: а б Констант (1916 , стр. 255–256).
- ^ Jump up to: а б с Констант (1916 , с. 256)
- ^ Slim & Fauqué (2001 , стр. 182)
- ^ Якуб (1995 , стр. 304–305)
- ^ Jump up to: а б с Якуб (1995 , стр. 305)
- ^ Констант (1916 , стр. 257–258)
- ^ Константа (1916 , стр. 258)
- ^ Констант (1916 , стр. 258–259)
- ^ Якуб (1995 , стр. 302)
- ^ Jump up to: а б Голвин (2012 , стр. 111)
- ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 284–285)
- ^ Jump up to: а б Голвин и Фоке (2003 , стр. 290)
- ^ Фоке (2002 , стр. 422)
- ^ Голвин и Фоке (2003 , стр. 283)
- ^ Эннабли (2020 , стр. 297)
- ^ Эннабли (2020 , стр. 297)
- ^ Голвин (2012 , стр. 108)
- ^ Фоке (2002 , стр. 417)
- ^ Эннабли (2020 , стр. 298)
- ^ Ауналлах (2020 , стр. 180)
- ^ Пишо (2005 , стр. 6)
- ^ Фоке (2002 , стр. 429–430)
- ^ Фоке (2002 , стр. 428)
Библиография
[ редактировать ]- Ауналлах, Самир (2020). Карфаген: археология и история средиземноморского мегаполиса, 814 г. до н.э. – 1270 г. н.э. Париж: Издания CNRS. ISBN 978-2-271-13471-4 .
- Бен Абед-Бен Хедер, Айша (1992). Музей Бардо: экскурсия . Церера. ISBN 978-9973-700-83-4 .
- Данбабин, Кэтрин (1978). Мозаики римской Северной Африки: исследования иконографии и покровительства . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-813217-2 .
- Эннабли, Абдельмаджид (2020). Карфаген: дела и дни . 978-2-271-13115-7: Издания CNRS.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Фоке, Фабрисия (2002). Римский цирк: попытка теоретизировать его форму и функции (докторская диссертация по истории, языкам и античной литературе) . Университет Бордо III.
- Гауклер, Пол (1910). Опись мозаик Галлии и Африки, т. II: Проконсульская Африка (Тунис) . Эрнест Леру.
- Голвин, Жан-Клод; Фоке, Фабрисия (2003). «Образы карфагенского цирка и его архитектуры, эссе реституции», в книге Жан-Пьера Боста, Жан-Мишеля Роддаза и Фрэнсиса Тассасо (реж.), Маршрут от Сента до Дуги: меланжи, предложенные Луи Морену, Бордо, Озонию , сб. «Воспоминания» . Авзоний. ISBN 2-910023-41-9 .
- Голвин, Жан-Клод (2012). Древний стадион и цирк: спорт и скачки в греко-римском мире, Лакапель-Мариваль . Новая археология. ISBN 978-2-9533973-7-6 .
- Ханун, Роджер (1969). «Три этажа от Дома скачек на колесницах в Карфагене» . Смеси Французской Римской школы.
- Фантар, Мхамед Хассин; Ауналлах, Самир; Даулатли, Абдельазиз (2015). Бардо, великая история Туниса: музеи, места и памятники . Алиф. ISBN 978-9938-9581-1-9 .
- Хамфри, Джон Х. (1986). Римские цирки: Арены для гонок на колесницах, Беркли . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04921-5 .
- Пишо, Аделина (2005). «Игры и зрелища в римской Африке», т. 11 . Хронозоны.
- Слим, Хеди; Маджуби, Аммар; Белходжа, Халед; Эннабли, Абдельмаджид (2003). Всеобщая история Туниса, т. Я: Античность . Мезоннёв и Лароз. ISBN 978-2-7068-1695-6 .
- Слим, Хеди; Фоке, Николя (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина, Париж . Менгес. ISBN 978-2-85620-421-4 .
- Тюилье, Жан-Поль (1999). «Агитатор или спарсер? О знаменитой статуе из Карфагена» . КРЕЙ.
- Тюилье, Жан-Поль (1999). «Агитатор или спарсер? О знаменитой статуе из Карфагена» . КРЕЙ.
- Якуб, Мохамед (1993). Музей Бардо: древние отделы, Тунис . Агентство национального наследия. ISBN 978-9973-917-12-6 .
- Якуб, Мохамед (1995). Великолепие тунисской мозаики, Тунис . Агентство национального наследия. ISBN 9973-917-23-5 .
- Констанс, Леопольд-Альбер (1916). Мозаика Карфагена, изображающая цирковые игры . Археологический обзор.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Захер Каммун, « Мозаики Карфагена », на сайте zaherkammoun.com, 8 февраля 2017 г.
- Захер Каммун, « Цирковые игры в римской мозаике в Тунисе », на сайте zaherkammoun.com, 7 февраля 2017 г.