Шоковый фактор
Коэффициент удара - это обычно используемый показатель качества для оценки силы удара, испытываемого морской целью в результате подводного взрыва, в зависимости от веса заряда взрывчатого вещества, наклонной дальности и угла склонения (между судном и зарядом). [1]
- R — наклонная дальность в футах.
- W — эквивалентный вес заряда в тротиловом эквиваленте в фунтах = вес заряда (фунты). · Относительный коэффициент эффективности.
- - угол склонения между корпусом и боеголовкой .
Сценарий применения уравнения 1 показан на рисунке 1.
![]() | |
Рисунок 1: Сценарий применения шокового фактора. |
Числовой результат расчета коэффициента удара не имеет физического смысла, но он дает значение, которое можно использовать для оценки воздействия подводной волны на судно. В таблице 1 описано влияние взрыва на судно при ряде ударных факторов. [2]
Таблица 1: Таблица эффектов шокового фактора Шок Фактор Повреждать < 0,1 Очень ограниченный урон. Обычно считается незначительным 0.1–0.15 Сбои в освещении; электрические неисправности; некоторые протечки труб; возможны разрывы труб 0.15–0.20 Увеличение возникновения повреждений выше; возможен разрыв трубы; отказы оборудования 0.2 Общие повреждения оборудования ≥ 0.5 Обычно считается смертельным для корабля.
Фон
[ редактировать ]Идея фактора удара заключается в том, что взрыв вблизи корабля генерирует ударную волну, которая может вызвать внезапные вертикальные движения корпуса и внутренних систем корабля. Многие внутренние механические системы (например, соединение двигателя с винтом) для работы требуют точного выравнивания. Эти вибрации нарушают эти критические настройки и делают эти системы неработоспособными. Вибрации также могут вывести из строя осветительные и электрические компоненты, например реле.
В результате взрыва также образуется газовый пузырь, который подвергается циклам расширения и сжатия. Эти циклы могут вызвать сильную вибрацию корпуса, вызывая структурные повреждения, вплоть до разрушения киля корабля . Фактически, это цель многих подводных систем вооружения. [3] Эмпирический и теоретический анализ показал, что величина последствий взрыва связана с размером заряда взрывчатого вещества, расстоянием заряда от цели и угловым отношением корпуса к ударной волне. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кейл, AH (ноябрь 1961 г.). Реакция кораблей на подводный взрыв (PDF) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Военно-морское ведомство. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2018 года . Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ Навара, Терренс (сентябрь 2003 г.). Разведочный анализ тактики подводных лодок по обнаружению и предотвращению мин (PDF) . Монтерей, Калифорния: Военно-морская аспирантура . Проверено 10 июня 2006 г.
- ^ «Торпедная стрельба МК 48» . Информационная группа Джейн . Архивировано из оригинала 27 апреля 2006 г. Проверено 11 июня 2006 г.
- ^ Командование морских систем ВМС (ред.). Введение в эффекты оружия для кораблей (метрическая система) (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США. МИЛ-HDBK-297(SH) . Проверено 10 июня 2006 г.