Луксор (святой)
более роскошный | |
---|---|
![]() Донателло, Реликварий Сан-Россоре | |
Рожденный | 3 век |
Умер | 21 августа, вероятно, в 304 г. Форум Траяна (ныне Фордонгиан) |
Почитается в | Костел |
Праздник | 21 августа |
Атрибуты | Пальмовая ветвь |
Люксуриус или Луксориус (итал. — Луссорио ; пизанский диалект — Россоре ) — древнеримский чиновник на Сардинии в конце III — начале IV веков. Аппаратор Дельфия, преса или правителя острова, он обратился в христианство, прочитав Псалмы . Возможно, он был обезглавлен 21 августа за отказ принести жертву идолам в городе Форум Траяни (современный Фордонгиан ), вероятно, в 304 году во время четвертого из гонений Диоклетиана . Позже он почитался как мученик и святой Римско-католической церковью .
Источники
[ редактировать ]Основными источниками информации о его мученичестве являются Martyrologium Hieronymianum V века и Passio Sancti Luxorii Martyris ( Codex Sancrucensis 13 cc. 238–239). Последний был написан сразу после 1181 года и сейчас хранится в аббатстве Хайлигенкройц , цистерцианском доме в Австрии.
В рассказе о Пассиях судебное действие предлагается в форме религиозного спора, характерного для агиографического литературного жанра, в котором мы являемся свидетелями смелой попытки обвиняемого убедить судью не упорствовать в своем идолопоклонстве. Со своей стороны, римский магистрат делает все возможное, чтобы не быть вынужденным применить императорский указ в его крайних последствиях. Понятное отношение, если принять во внимание, что до момента ареста Луссорио был его близким соратником. Текст Passio отвечает , по крайней мере частично, канонам позднеантичных мученических сказаний, а не эпическим Passio периода раннего средневековья, и лишен тех фантастических элементов, которые отличают другие агиографические рассказы.
Повествование
[ редактировать ]Во времена римских императоров Диоклетиана и Максимиана Луксорий был аппаритором (помощником) Дельфия, преса (правителя провинции) Сардинии, который в ходе своих служебных обязанностей завладел Священным Писанием. Движимый желанием знать Псалмы, он начал их перелистывать и, читая их, был настолько впечатлен, что обратился в христианство. Он начал молиться, отвергать идолов и заниматься изучением Священного текста. Арестованный по жалобе и закованный в цепи перед пресами, Луссорио столкнулся с неодобрением римского магистрата, который обвинил его в том, что он не оправдал своего доверия, презирал приказы императоров и считал кощунственными жертвы, приносимые боги. Результатом стало ожесточенное и полемическое противостояние против идолопоклонства, в котором Луксорий твердо отвечал на каждый вопрос магистрата, ставившего его перед безвозвратным выбором между жертвоприношением богам и смертью. На его отказ принести жертву Дельфий приказал заковать Луксория тяжелыми железами и перевести в тюрьму.
Несколько дней спустя Дельфий приказал вернуть Луксория перед трибуналом. Возник новый спор, в конце которого мировой судья, убежденный, что даже самые худшие мучения не смогут сдвинуть Луксория с места, вынес смертный приговор. Телохранители Дельфия доставили Луксория в языческий храм, расположенный недалеко от города Форум Траяни , где ему грозила смерть через обезглавливание, за двенадцать дней до сентябрьских календ (21 августа) и где он был похоронен в склепе.
Почитание
[ редактировать ]Мраморная латинская надпись, датируемая VI веком, встроенная в южную сторону церкви Сан-Луссорио примерно в 1,5 км от Фордонгиана, свидетельствует о его культе в тот день: "(H)ic была пролита кровь(и) / блаженного мученика / Луксури. Отмечается / день его рождения 12 c(a)l(enda)s S(e)p(tem)b(re)s/ renobatu(r) sup во времена Гелии(e) ep(is)c(o)p(i)». [ 1 ]
Основные элементы мученичества содержатся также в Martyrologium Hieronymianum , который в своей первоначальной формулировке датируется первой половиной пятого века.
В 599 году Григорий Великий написал письмо Януарию, епископу Кальяри, со ссылкой на монастырь, посвященный святым Гавину и Луксуриусу, в Кальяри, показывая распространение культа Люксурия по Сардинии. Церкви посвящены Сан-Луссарио в Олиене , Романе , Селаргиуме и других местах.
Покровительство
[ редактировать ]Он является покровителем нескольких итальянских городов, крупнейшим из которых является Пиза (где его почитают под именем «Россоре». В Бороре , небольшом городке в центральной Сардинии, покровителем является Сан-Луссорио Мартире. Святой отмечается дважды в год: в апреле почти исключительно религиозной церемонией, а в августе важными религиозными и гражданскими праздниками, которые длятся три дня (20-21-22), за которыми следуют новены в сельском святилище, посвященные святой.
Реликвии
[ редактировать ]Сообщается, что мощи Сан-Луссорио были перенесены из Сардинии в Павию в 722 году вместе с мощами святого Августина королем Лангобардов Лиутпрандом. Вторая традиция гласит, что в Пизе хранятся мощи, перевезенные в 1088 году из Сардинии в их собор, где он называется Сан-Россоре, имя, полученное от искажения имени Луксориус в Руксориус. Во время восстановления Пизанского архиепископства в 1796 году был найден мраморный ковчег, содержащий кости и три листа свинца с надписями. Не исключено, что часть мощей мученика сохранилась в обоих городах.
Культ святого Луксория распространился и в остальной части Тосканы, и в 1422 году флорентийские монахи-гумилиаты добились перенесения реликвий из Пизы в этот город, где они хранились в церкви Оньиссанти. В 1427 году эти монахи обратились к Донателло с просьбой создать бронзовый бюст святого, который будет использоваться в качестве реликвария для головы святого Луксория. Скульптор изготовил красивый бюст из позолоченной бронзы высотой около полуметра (сейчас хранится в Пизе в Национальном музее Сан-Маттео), который хранился у флорентийских монахов до подавления Ордена в 1571 году.