Гештальт-качества
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Октябрь 2021 г. ) |
Гештальт-качества ( нем . Gestaltqualitäten ) — это концепции гештальт-психологии , которые относятся к существенной природе перцептивного опыта. Примером может служить то, как мелодия воспринимается в целом, а не просто сумма ее отдельных нот. Сформировавшийся гештальт представляет собой цельную, законченную структуру с четко очерченными контурами. Качество «транспозитивность» проявляется в том, что образ целого сохраняется, даже если меняются все части. Гештальт-качества были представлены австрийским философом Кристианом фон Эренфельсом в его эссе «О гештальт-качествах», опубликованном в 1890 году. «Качества Эренфельса» могут быть другим термином для того же явления. Качества были основаны на тестах, проведенных с помощью мигающих огней в течение определенного времени. Это открытие позже привело к знаменитому гештальт-эффекту, открытому Максом Вертхаймером . [ 1 ]
Основание теории гештальта
[ редактировать ]Истоки гештальт-психологии до конца не известны. В 1880-х годах европейские психологи были сильно обеспокоены утверждением фон Эренфельса о том, что тысячи восприятий обладают характеристиками, которые нельзя вывести из характеристик их конечных компонентов, так называемых ощущений . В качестве примеров использовались аккорды и мелодии на слуху, особенности формы зрительных предметов, шероховатость или плавность осязательных впечатлений и т. д. Все эти «гештальт-качества» имеют одну общую черту. Когда рассматриваемые физические стимулы существенно изменяются, а их отношения остаются постоянными, гештальт-качества остаются примерно теми же. Но в то время считалось, что вовлеченные ощущения индивидуально детерминированы индивидуальными стимулами и поэтому должны меняться, когда они сильно изменяются. К этому классу принадлежат как положительные, так и отрицательные эстетические характеристики окружающего нас мира, не только украшений, картин, скульптур, мелодий и т. д., но и деревьев, пейзажей, домов, автомобилей и других людей. Едва ли нужно подчеркивать, что отношения между полами во многом зависят от особей одного класса. Поэтому небезопасно решать проблемы психологии так, как будто таких качеств нет. И все же, начиная с самого Эренфельса, психологи не смогли объяснить их природу. [ 2 ]
В анализе гештальтов первично целое. Части понимаются внутри систематического целого. Парадигматическим мелодия примером «гештальт-качества» является , которая звучит одинаково в любой тональности. В 1890 году Кристиан фон Эренфельс приписывал мелодиям эти качества как «положительное качество представления», а не как нечто проецируемое на чувственные данные. Эренфельс расширил эти качества до «гештальт-качеств высшего порядка» (таких как брак, служба, воровство и война), концепций, которые сохраняют свою идентичность, даже если примеры, их реализующие, меняются. Для философов и психологов 1890-х годов не было ясно, являются ли эти качества структуры философскими или психологическими. Теоретики гештальта попытались интегрировать и то, и другое в экспериментальную науку. Джонатан Крэри описывает утверждения Эренфельса в рамках современной проблемы формы как попытку сформулировать «законы», которые придали бы восприятию подобие тех же самых безусловных гарантий, которые зрение имело в классическом режиме визуальности. [ 3 ]
Отправной точкой теории гештальт-качеств стала попытка ответить на вопрос: что такое мелодия? Очевидный ответ — это сумма отдельных тонов, составляющих мелодию. Этой теории противоречит тот факт, что одна и та же мелодия может состоять из разных групп тонов. Эрнст Мах, которого поразил этот факт, сделал из этого вывод, что сущность мелодии должна заключаться в сумме особых ощущений, сопровождающих звуки как слуховые ощущения. Мах не знал, как определить эти особые ощущения. Поворотным шагом в основании теории гештальт-качеств стало заявление о том, что если образы памяти последовательных тонов присутствуют как одновременный комплекс сознания, то в сознании может возникнуть представление новой категории. Это, в свою очередь, будет унитарным предъявлением, которое нехарактерно связано с предъявлениями родственного ему комплекса тонов. [ 4 ]
Принципы гештальта
[ редактировать ]Все вышеперечисленные свойства восприятия – постоянная фигура, фон – в гештальте находятся во взаимосвязи друг с другом и представляют собой новое свойство. Это качество гештальт-формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются посредством следующих принципов гештальт-психологии: [ 5 ]
- Близость . Близлежащие стимулы, как правило, рассматриваются вместе .
- Сходство . Стимулы, схожие по размеру, форме, цвету или форме, как правило, рассматриваются вместе.
- Честность . Восприятие стремится к простоте и целостности .
- Замкнутость . Отражает тенденцию завершить фигуру, чтобы она приняла полную форму .
- Соседство . Близость стимулов в пространстве и времени. Непрерывность может предопределить восприятие, когда одно событие вызывает другое.
- Общая зона . Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наряду с обучением и прошлым опытом. Предвидя мысли и ожидания, мы активно управляем интерпретацией ощущений. [ 6 ]
Указывая на то, что гештальт-качества подвержены абстракции, Эренфельс в то же время, по-видимому, сам того не осознавая, предоставил «противовес индивидуалистическим тенденциям», о которых он говорит в последнем абзаце своей статьи. Совсем недавно гештальт-теорию действительно стали считать союзником идиографической точки зрения, согласно которой уникальность индивидуального целого исключает любое законное обобщение. Эренфельс затрагивает самое чувствительное место гештальт-теории, когда обсуждает вопрос, который, вероятно, будет поднят в ответ на его подход. Приходится предполагать бесконечно большое число взаимных влияний между частями или сочетаниями частей. Его самый поразительный контраргумент состоит в том, что если мы посмотрим на факты, мы обнаружим, что каждая часть ясно дана нам по своей природе и функции в целом. [ 7 ]
Гештальт-качества в поэзии.
[ редактировать ]После эмпирического исследования воспринимаемого воздействия поэзии взаимосвязь между рисунком рифмы и гештальт-качествами была исследована путем манипулирования схемой рифмы четырехстрочной строфы. Предполагалось, что воспринимаемые эффекты поэзии зависят от степени перцептивной организации, которую можно обнаружить в поэтическом тексте. Более того, чтобы быть восприимчивым к таким эффектам, от читателя требуется набор опыта, который можно предсказать на основе рейтинга читателя по шкале поглощения. Результаты показывают, что читатели с высоким и низким уровнем усвоения различаются в восприятии и оценке текстов. В частности, то, что читатели с низким уровнем поглощения считают хорошим завершением, читатели с высоким уровнем поглощения считают «открытым». [ 8 ]
Внешние источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бори, Г. Гештальт-психология. 2000. Webspace.ship.edu.
- Эренфельс, К. О гештальт-качествах. 1932. Сайт онтологии Буффало.
- Эренфельс С. и Смит Б. Основы теории гештальта. 1932. Сайт онтологии Буффало.
- Эренфельс, К. О гештальт-качествах. Основы гештальт-теории, 1-е издание. Апрель 1988 г., стр. 787–840.
- Хенле, М. Документы гештальт-психологии. Гештальт-психология сегодня, стр. 90–209.
- Колер, В. Гештальт-психология. 1959. Том 14. С. 727–734.
- Реувен Т., Джозеф Г., Чанита Г. Гештальт-качества в поэзии и стиль поглощения читателя. Журнал Прагматики. Ноябрь 1991 г. Том 16, выпуск 5. стр. 487–500.