Jump to content

Гештальт-качества

Гештальт-качества ( нем . Gestaltqualitäten ) — это концепции гештальт-психологии , которые относятся к существенной природе перцептивного опыта. Примером может служить то, как мелодия воспринимается в целом, а не просто сумма ее отдельных нот. Сформировавшийся гештальт представляет собой цельную, законченную структуру с четко очерченными контурами. Качество «транспозитивность» проявляется в том, что образ целого сохраняется, даже если меняются все части. Гештальт-качества были представлены австрийским философом Кристианом фон Эренфельсом в его эссе «О гештальт-качествах», опубликованном в 1890 году. «Качества Эренфельса» могут быть другим термином для того же явления. Качества были основаны на тестах, проведенных с помощью мигающих огней в течение определенного времени. Это открытие позже привело к знаменитому гештальт-эффекту, открытому Максом Вертхаймером . [ 1 ]

Основание теории гештальта

[ редактировать ]

Истоки гештальт-психологии до конца не известны. В 1880-х годах европейские психологи были сильно обеспокоены утверждением фон Эренфельса о том, что тысячи восприятий обладают характеристиками, которые нельзя вывести из характеристик их конечных компонентов, так называемых ощущений . В качестве примеров использовались аккорды и мелодии на слуху, особенности формы зрительных предметов, шероховатость или плавность осязательных впечатлений и т. д. Все эти «гештальт-качества» имеют одну общую черту. Когда рассматриваемые физические стимулы существенно изменяются, а их отношения остаются постоянными, гештальт-качества остаются примерно теми же. Но в то время считалось, что вовлеченные ощущения индивидуально детерминированы индивидуальными стимулами и поэтому должны меняться, когда они сильно изменяются. К этому классу принадлежат как положительные, так и отрицательные эстетические характеристики окружающего нас мира, не только украшений, картин, скульптур, мелодий и т. д., но и деревьев, пейзажей, домов, автомобилей и других людей. Едва ли нужно подчеркивать, что отношения между полами во многом зависят от особей одного класса. Поэтому небезопасно решать проблемы психологии так, как будто таких качеств нет. И все же, начиная с самого Эренфельса, психологи не смогли объяснить их природу. [ 2 ]

В анализе гештальтов первично целое. Части понимаются внутри систематического целого. Парадигматическим мелодия примером «гештальт-качества» является , которая звучит одинаково в любой тональности. В 1890 году Кристиан фон Эренфельс приписывал мелодиям эти качества как «положительное качество представления», а не как нечто проецируемое на чувственные данные. Эренфельс расширил эти качества до «гештальт-качеств высшего порядка» (таких как брак, служба, воровство и война), концепций, которые сохраняют свою идентичность, даже если примеры, их реализующие, меняются. Для философов и психологов 1890-х годов не было ясно, являются ли эти качества структуры философскими или психологическими. Теоретики гештальта попытались интегрировать и то, и другое в экспериментальную науку. Джонатан Крэри описывает утверждения Эренфельса в рамках современной проблемы формы как попытку сформулировать «законы», которые придали бы восприятию подобие тех же самых безусловных гарантий, которые зрение имело в классическом режиме визуальности. [ 3 ]

Отправной точкой теории гештальт-качеств стала попытка ответить на вопрос: что такое мелодия? Очевидный ответ — это сумма отдельных тонов, составляющих мелодию. Этой теории противоречит тот факт, что одна и та же мелодия может состоять из разных групп тонов. Эрнст Мах, которого поразил этот факт, сделал из этого вывод, что сущность мелодии должна заключаться в сумме особых ощущений, сопровождающих звуки как слуховые ощущения. Мах не знал, как определить эти особые ощущения. Поворотным шагом в основании теории гештальт-качеств стало заявление о том, что если образы памяти последовательных тонов присутствуют как одновременный комплекс сознания, то в сознании может возникнуть представление новой категории. Это, в свою очередь, будет унитарным предъявлением, которое нехарактерно связано с предъявлениями родственного ему комплекса тонов. [ 4 ]

Принципы гештальта

[ редактировать ]

Все вышеперечисленные свойства восприятия – постоянная фигура, фон – в гештальте находятся во взаимосвязи друг с другом и представляют собой новое свойство. Это качество гештальт-формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются посредством следующих принципов гештальт-психологии: [ 5 ]

  • Близость . Близлежащие стимулы, как правило, рассматриваются вместе .
  • Сходство . Стимулы, схожие по размеру, форме, цвету или форме, как правило, рассматриваются вместе.
  • Честность . Восприятие стремится к простоте и целостности .
  • Замкнутость . Отражает тенденцию завершить фигуру, чтобы она приняла полную форму .
  • Соседство . Близость стимулов в пространстве и времени. Непрерывность может предопределить восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона . Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наряду с обучением и прошлым опытом. Предвидя мысли и ожидания, мы активно управляем интерпретацией ощущений. [ 6 ]

Указывая на то, что гештальт-качества подвержены абстракции, Эренфельс в то же время, по-видимому, сам того не осознавая, предоставил «противовес индивидуалистическим тенденциям», о которых он говорит в последнем абзаце своей статьи. Совсем недавно гештальт-теорию действительно стали считать союзником идиографической точки зрения, согласно которой уникальность индивидуального целого исключает любое законное обобщение. Эренфельс затрагивает самое чувствительное место гештальт-теории, когда обсуждает вопрос, который, вероятно, будет поднят в ответ на его подход. Приходится предполагать бесконечно большое число взаимных влияний между частями или сочетаниями частей. Его самый поразительный контраргумент состоит в том, что если мы посмотрим на факты, мы обнаружим, что каждая часть ясно дана нам по своей природе и функции в целом. [ 7 ]

Гештальт-качества в поэзии.

[ редактировать ]

После эмпирического исследования воспринимаемого воздействия поэзии взаимосвязь между рисунком рифмы и гештальт-качествами была исследована путем манипулирования схемой рифмы четырехстрочной строфы. Предполагалось, что воспринимаемые эффекты поэзии зависят от степени перцептивной организации, которую можно обнаружить в поэтическом тексте. Более того, чтобы быть восприимчивым к таким эффектам, от читателя требуется набор опыта, который можно предсказать на основе рейтинга читателя по шкале поглощения. Результаты показывают, что читатели с высоким и низким уровнем усвоения различаются в восприятии и оценке текстов. В частности, то, что читатели с низким уровнем поглощения считают хорошим завершением, читатели с высоким уровнем поглощения считают «открытым». [ 8 ]

Внешние источники

[ редактировать ]
  1. ^ Хенле
  2. ^ Колер
  3. ^ Эренфельс
  4. ^ Бори
  5. ^ Эренфельс
  6. ^ Эренфельс
  7. ^ Хенле
  8. ^ Реувен
  • Бори, Г. Гештальт-психология. 2000. Webspace.ship.edu.
  • Эренфельс, К. О гештальт-качествах. 1932. Сайт онтологии Буффало.
  • Эренфельс С. и Смит Б. Основы теории гештальта. 1932. Сайт онтологии Буффало.
  • Эренфельс, К. О гештальт-качествах. Основы гештальт-теории, 1-е издание. Апрель 1988 г., стр. 787–840.
  • Хенле, М. Документы гештальт-психологии. Гештальт-психология сегодня, стр. 90–209.
  • Колер, В. Гештальт-психология. 1959. Том 14. С. 727–734.
  • Реувен Т., Джозеф Г., Чанита Г. Гештальт-качества в поэзии и стиль поглощения читателя. Журнал Прагматики. Ноябрь 1991 г. Том 16, выпуск 5. стр. 487–500.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03f87ee650682e1b55816aa53b584025__1689131040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/25/03f87ee650682e1b55816aa53b584025.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gestalt qualities - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)