Jump to content

Парадигма

(Перенаправлено с Парадигматики )

В науке и философии парадигма ) представляет собой ( / ˈ p ær ə d m / PARR -ə-dyme отдельный набор концепций или моделей мышления, включая теории, методы исследования , постулаты и стандарты того, что представляет собой законный вклад в поле. Слово «парадигма» греческого происхождения и означает «образец».

Этимология

[ редактировать ]

Парадигма происходит от греческого παράδειγμα ( парадеигма ); «шаблон, образец, образец»; [1] от глагола παραδείκνυμι ( парадейкнуми ); «выставлять, представлять, разоблачать»; [2] и это от παρά ( пункт ); «рядом, за пределами»; [3] и δείκνυμι ( дейкнуми ); «показать, указать». [4]

В классической (греческой) риторике парадеигма направлена ​​​​на то , чтобы предоставить аудитории иллюстрацию аналогичного явления. Эта иллюстрация не предназначена для того, чтобы подвести аудиторию к выводу; однако он используется, чтобы помочь им добраться туда.

Одним из способов того, как парадигма призвана направлять аудиторию, может служить пример роли личного бухгалтера. Задача личного бухгалтера не в том, чтобы точно говорить клиенту, на что (а что нет) тратить деньги, а в том, чтобы помочь клиенту понять, как следует тратить деньги, исходя из финансовых целей клиента. Анаксимен определил парадеигму как «действия, которые произошли ранее и подобны или противоположны тем, которые мы сейчас обсуждаем». [5]

Оригинальный греческий термин παράδειγμα ( парадеигма ) использовался писцами в греческих текстах (таких как « диалоги Платона Тимей» [ ок. 360 г. до н.э.] и «Парменид» ) как одна из возможностей модели или образца, который демиург предположительно использовал для создания космоса. . [6] [7]

Англоязычный термин «парадигма» имеет технические значения в области грамматики (применительно, например, к склонению и спряжению словарь Мерриама-Вебстера 1900 года определяет техническое использование парадигмы только в контексте грамматики) и риторики (как термин для обозначения иллюстративной притчи или басни ). В лингвистике . Фердинанд де Соссюр (1857–1913) использовал парадигму для обозначения класса элементов, имеющих сходство (в отличие от синтагмы — класса элементов, выражающих отношения) [8] ).

Онлайн-словарь Merriam-Webster определяет одно использование парадигмы как «философскую и теоретическую структуру научной школы или дисциплины, в рамках которой формулируются теории, законы и обобщения, а также эксперименты, проводимые в их поддержку; в широком смысле: философская или теоретическая структура». любого рода ». [9]

Оксфордский философский словарь (2008) приписывает следующее описание этого термина в истории и философии науки работе Томаса Куна 1962 года «Структура научных революций» :

Кун предполагает, что некоторые научные работы, такие как «Начала» Ньютона или «Новая система химической философии» Джона Дальтона (1808 г.), предоставляют неограниченный ресурс: структуру концепций, результатов и процедур, в рамках которых структурируется последующая работа. Нормальная наука развивается в рамках такой структуры или парадигмы. Парадигма не навязывает жесткого или механического подхода, ее можно воспринимать более или менее творчески и гибко. [10]

Научная парадигма

[ редактировать ]

Оксфордский словарь английского языка определяет парадигму как «образец или модель, образец; типичный пример чего-либо, пример». [11] Историк науки Томас Кун придал этому слову его современное значение, когда он использовал это слово для обозначения набора концепций и практик, которые определяют научную дисциплину в любой конкретный период времени . В своей книге «Структура научных революций» (впервые опубликованной в 1962 году) Кун определяет научную парадигму как «общепризнанные научные достижения, которые на какое-то время предоставляют модельные проблемы и решения сообществу практиков». [12] то есть,

  • что нужно наблюдать и проверять
  • тип вопросов , которые следует задавать и искать ответы по этой теме
  • как эти вопросы должны быть структурированы
  • какие предсказания сделаны основной теорией в рамках дисциплины
  • как следует интерпретировать результаты научных исследований
  • как проводить эксперимент и какое оборудование имеется для его проведения.

В «Структуре научных революций » Кун рассматривал науку как переживающую чередующиеся периоды нормальной науки , когда существующая модель реальности доминирует в течение длительного периода решения головоломок, и революции , когда сама модель реальности претерпевает внезапные радикальные изменения. Парадигмы имеют два аспекта. Во-первых, в рамках нормальной науки этот термин относится к набору образцовых экспериментов, которые, вероятно, будут скопированы или имитированы. Во-вторых, в основе этого набора примеров лежат общие предубеждения, сложившиеся до сбора доказательств и обуславливающие их. [13] Эти предубеждения воплощают в себе как скрытые предположения, так и элементы, которые Кун называет квазиметафизическими. [14] Интерпретации парадигмы могут различаться среди отдельных ученых. [15]

Кун постарался указать, что основанием для выбора образцов является особый способ видения реальности: этот взгляд и статус «образца» взаимно подкрепляют друг друга. Для хорошо интегрированных представителей конкретной дисциплины ее парадигма настолько убедительна, что обычно даже сама возможность альтернатив становится неубедительной и контринтуитивной. Такая парадигма непрозрачна , она кажется прямым взглядом на основу самой реальности и скрывает возможность того, что за ней могут скрываться другие, альтернативные образы. Убежденность в том, что нынешняя парадигма является реальностью, имеет тенденцию дисквалифицировать доказательства, которые могут подорвать саму парадигму; это, в свою очередь, приводит к накоплению несогласованных аномалий. Именно последняя несет ответственность за возможное революционное свержение действующей парадигмы и замену ее новой. Кун использовал для этого процесса термин « сдвиг парадигмы выражения » (см. ниже) и сравнил его с изменением восприятия, которое происходит, когда наша интерпретация неоднозначного образа «переворачивается» из одного состояния в другое. [16] ( Примером является иллюзия кролика-утки : невозможно одновременно видеть и кролика, и утку.) Это важно с точки зрения проблемы несоизмеримости (см. ниже).

Примером принятой в настоящее время парадигмы может быть стандартная модель физики. Научный метод позволяет проводить ортодоксальные научные исследования явлений, которые могут противоречить или опровергать стандартную модель; однако грантовое финансирование для таких экспериментов будет пропорционально сложнее получить, в зависимости от степени отклонения от принятой теории стандартной модели, которую будет проверять эксперимент. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, эксперимент по проверке массы нейтрино или распада протонов (небольшие отклонения от модели) с большей вероятностью принесет деньги, чем эксперименты, которые ищут нарушение закона сохранения импульса или способы создания обратного процесса. путешествие во времени.

Механизмы, подобные исходной парадигме Куна, использовались в различных дисциплинах, помимо философии науки. К ним относятся: идея основных культурных тем, [17] [18] мировоззрения (см. ниже), идеологии и образ мышления . Они имеют несколько схожие значения, применимые к примерам дисциплинированного мышления меньшего и большего масштаба. Кроме того, Мишель Фуко использовал термины «эпистема» и «дискурс» , «матезис» и «таксономия» для обозначения аспектов «парадигмы» в первоначальном смысле Куна.

Смена парадигмы

[ редактировать ]

В «Структуре научных революций » Кун писал, что «последовательный переход от одной парадигмы к другой посредством революции является обычной моделью развития зрелой науки» (с. 12).

Сдвиги парадигм, как правило, появляются в ответ на накопление критических аномалий, а также в форме предложения новой теории, способной охватить как старые соответствующие данные, так и объяснить соответствующие аномалии. Новые парадигмы имеют тенденцию быть наиболее драматичными в науках, которые кажутся стабильными и зрелыми, как, например, в физике конца XIX века. В то время в знаменитом заявлении, которое обычно приписывают физику лорду Кельвину , говорилось: «Сейчас в физике нельзя открыть ничего нового. Все, что остается, — это все более и более точные измерения». [19] Пять лет спустя Альберт Эйнштейн опубликовал свою статью по специальной теории относительности , которая бросила вызов набору правил, заложенных механикой Ньютона , которые использовались для описания силы и движения более двухсот лет. В этом случае новая парадигма сводит старую к частному случаю в том смысле, что механика Ньютона по-прежнему остается хорошей моделью для аппроксимации скоростей, медленных по сравнению со скоростью света . Многие философы и историки науки, включая самого Куна, в конечном итоге приняли модифицированную версию модели Куна, которая синтезирует его первоначальную точку зрения с предшествовавшей ей градуалистской моделью. Первоначальная модель Куна сейчас считается слишком ограниченной. [ нужна ссылка ] .

Некоторые примеры современных сдвигов парадигмы включают:

  • В медицине переход от «клинического суждения» к доказательной медицине.
  • В социальной психологии переход от п-хакинга к репликации [20]
  • В разработке программного обеспечения переход от рациональной парадигмы к эмпирической парадигме. [21]
  • В искусственном интеллекте переход от классического ИИ к ИИ, управляемому данными. [22]

Идея Куна сама по себе была революционной для своего времени. Это вызвало серьезные изменения в том, как ученые говорят о науке; и поэтому, возможно, оно вызвало (или было частью) «сдвиг парадигмы» в истории и социологии науки. Однако Кун не признал такого изменения парадигмы. Занимаясь социальными науками, люди по-прежнему могут использовать более ранние идеи для обсуждения истории науки.

Парадигмальный паралич

[ редактировать ]

Возможно, самым большим препятствием на пути смены парадигмы в некоторых случаях является реальность парадигмального парадигмы : неспособность или отказ выйти за рамки нынешних моделей мышления. [23] Это похоже на то, что психологи называют предвзятостью подтверждения и рефлексом Земмельвейса . Примеры включают отказ от теории Аристарха Самосского , Коперника и Галилея о гелиоцентрической солнечной системе, открытие электростатической фотографии , ксерографии и кварцевых часов . [ нужна ссылка ]

Несоизмеримость

[ редактировать ]

Кун отметил, что может быть трудно оценить, действительно ли конкретный сдвиг парадигмы привел к прогрессу в смысле объяснения большего количества фактов, объяснения более важных фактов или предоставления лучших объяснений, поскольку понимание «более важных», «лучших» » и т. д. изменились вместе с парадигмой. Таким образом, две версии реальности несоизмеримы . Куна Версия несоизмеримости имеет важное психологическое измерение. Это очевидно из его аналогии между сменой парадигмы и переворотом, связанным с некоторыми оптическими иллюзиями. [16] Однако впоследствии он значительно ослабил свою приверженность несоизмеримости, отчасти в свете других исследований научного развития, которые не предполагали революционных изменений. [24] Одним из примеров несоизмеримости, использованных Куном, было изменение стиля химических исследований, последовавшее за работами Лавуазье по теории атома в конце XVIII века. [16] В ходе этих изменений акцент сместился с объемных свойств материи (таких как твердость, цвет, реакционная способность и т. д.) на исследования атомных весов и количественные исследования реакций. Он предположил, что невозможно провести сравнение, необходимое для того, чтобы судить, какая совокупность знаний лучше или более продвинута. Однако это изменение в стиле исследования (и парадигме) в конечном итоге (более чем через столетие) привело к созданию теории атомной структуры, которая хорошо объясняет основные свойства материи; см., например, «Общая химия» Брейди . [25] По мнению П. Дж. Смита, эта способность науки отступать, двигаться в сторону, а затем продвигаться вперед, характерна для естественных наук. [26] но контрастирует с позицией некоторых социальных наук, особенно экономики. [27]

Эта кажущаяся способность, конечно, не гарантирует, что это объяснение достоверно в любой момент времени, и большинство современных философов науки являются фаллибилистами . Однако представители других дисциплин действительно рассматривают проблему несоизмеримости как гораздо большее препятствие для оценок «прогресса»; см., например, «Ключевые идеи в социологии» Мартина Слэттери . [28] [29]

Последующие события

[ редактировать ]

Непрозрачные куновские парадигмы и сдвиги парадигм действительно существуют. Через несколько лет после открытия зеркальных нейронов, обеспечивающих прочную основу человеческой способности к сопереживанию, ученые, участвовавшие в исследовании, не смогли выявить инциденты, которые привлекли их внимание к этой проблеме. В ходе расследования их язык и метафоры изменились настолько, что они сами больше не могли интерпретировать все свои предыдущие лабораторные записи и записи. [30]

Имре Лакатос и исследовательские программы

[ редактировать ]

Однако существует множество случаев, когда изменение базовой модели реальности той или иной дисциплины происходило более эволюционным образом, когда отдельные ученые исследовали полезность альтернатив таким способом, который был бы невозможен, если бы они были ограничены парадигмой. Имре Лакатос предположил (в качестве альтернативы формулировке Куна), что ученые на самом деле работают в рамках исследовательских программ . [31] В понимании Лакатоса исследовательская программа — это последовательность задач, расположенных в порядке приоритетности. Этот набор приоритетов и связанный с ним набор предпочтительных методов представляют собой положительную эвристику программы. Каждая программа также имеет отрицательную эвристику ; он состоит из набора фундаментальных предположений, которые – по крайней мере временно – имеют приоритет над данными наблюдений, когда они кажутся противоречащими друг другу.

Этот последний аспект исследовательских программ унаследован от работы Куна над парадигмами. [ нужна ссылка ] и представляет собой важный отход от элементарного понимания того , как работает наука . проверка на соответствие эмпирическим данным Согласно этому, наука проходит через повторяющиеся циклы наблюдения, индукции, проверки гипотез и т. д., при этом на каждом этапе проводится . Парадигмы и исследовательские программы позволяют отбросить аномалии там, где есть основания полагать, что они возникают из-за неполных знаний (либо по основной теме, либо по какому-то аспекту теорий, неявно используемых при проведении наблюдений).

Ларри Лаудан: дремлющие аномалии, угасание доверия и исследовательские традиции

[ редактировать ]

Ларри Лаудан [32] также внес два важных вклада в дискуссию. Лаудан считал, что в социальных науках существует нечто вроде парадигм (Кун оспаривал это, см. ниже); он называл это исследовательскими традициями . Лаудан отметил, что некоторые аномалии становятся «спящими», если они переживают длительный период, в течение которого ни одна конкурирующая альтернатива не показала себя способной разрешить аномалию. Он также представил случаи, когда доминирующая парадигма отмирала, поскольку теряла доверие к ней на фоне изменений в более широкой интеллектуальной среде.

В социальных науках

[ редактировать ]

Сам Кун не считал концепцию парадигмы подходящей для социальных наук. В предисловии к «Структуре научных революций» он объясняет , что разработал концепцию парадигмы именно для того, чтобы отличить социальные науки от естественных. Посещая Центр перспективных исследований поведенческих наук в 1958 и 1959 годах в окружении ученых-социологов, он заметил, что они никогда не приходили к согласию относительно природы законных научных проблем и методов. Он объясняет, что написал эту книгу именно для того, чтобы показать, что в социальных науках не может быть никаких парадигм. Маттей Доган , французский социолог, в своей статье «Парадигмы в социальных науках» развивает оригинальный тезис Куна о том, что в социальных науках вообще не существует парадигм, поскольку понятия многозначны , что предполагает преднамеренное взаимное незнание между учеными и распространение школы по этим дисциплинам. В своем эссе Доган приводит множество примеров отсутствия парадигм в социальных науках, особенно в социологии, политологии и политической антропологии.

Однако и оригинальная работа Куна, и комментарии Догана направлены на дисциплины, определяемые традиционными ярлыками (например, «социология»). Хотя верно то, что такие широкие группы в социальных науках обычно не основаны на парадигме Куна, каждая из конкурирующих субдисциплин все же может опираться на парадигму, исследовательскую программу, исследовательскую традицию и/или профессиональные образы. Эти структуры будут мотивировать исследования, обеспечивать их повесткой дня, определять, что является аномальными доказательствами, а что нет, и препятствовать дебатам с другими группами, подпадающими под тот же широкий дисциплинарный ярлык. (Хорошим примером является контраст между скиннеровским радикальным бихевиоризмом и теорией личностных конструктов (PCT) в психологии. Наиболее важное из многих различий между этими двумя дисциплинами психологии касается значений и намерений. В PCT они рассматриваются как центральная проблема психологии; в радикальном бихевиоризме они вообще не являются научными данными, поскольку их нельзя наблюдать непосредственно.)

Подобные соображения объясняют конфликт между точкой зрения Куна/Догана и взглядами других (включая Ларри Лаудана, см. выше), которые действительно применяют эти концепции к социальным наукам.

готовый, [33] М.Л. (1986) представил идею «социальной парадигмы» в контексте социальных наук. Он выделил основные компоненты социальной парадигмы. Как и Кун, Ханда обратился к проблеме смены парадигмы; процесс, широко известный как « смена парадигмы ». В этом отношении он сосредоточил внимание на социальных обстоятельствах, которые ускоряют такой сдвиг, и на влиянии этого сдвига на социальные институты, включая институт образования. Этот широкий сдвиг на социальной арене, в свою очередь, меняет способ восприятия реальности человеком.

Другое использование слова «парадигма» — в значении « мировоззрение ». Например, в социальных науках этот термин используется для описания набора опыта, убеждений и ценностей, которые влияют на то, как человек воспринимает реальность и реагирует на это восприятие. Социологи приняли фразу Куна «смена парадигмы» для обозначения изменения в том, как данное общество организует и понимает реальность. «Доминирующая парадигма» относится к ценностям или системе мышления в обществе, которые являются наиболее стандартными и широко распространенными в данный момент. Доминирующие парадигмы формируются как культурным прошлым сообщества, так и контекстом исторического момента. Хатчин [34] описывает некоторые условия, которые способствуют тому, чтобы система мышления стала общепринятой доминирующей парадигмой:

  • Профессиональные организации, придающие легитимность парадигме
  • Динамичные лидеры, которые представляют и пропагандируют парадигму
  • Журналы и редакторы, пишущие о системе мышления. Они оба распространяют информацию, необходимую для парадигмы, и придают ей легитимность.
  • Правительственные учреждения, доверяющие парадигме
  • Преподаватели, которые пропагандируют идеи парадигмы, обучая им студентов.
  • Проводятся конференции, посвященные обсуждению центральных идей парадигмы.
  • Освещение в СМИ
  • Группы непрофессионалов или группы, основанные на проблемах непрофессионалов, которые придерживаются убеждений, центральных для парадигмы.
  • Источники финансирования дальнейших исследований парадигмы

Другое использование

[ редактировать ]

Слово «парадигма» до сих пор используется для обозначения образца или модели, исключительно ясного или типичного примера или архетипа . Этот термин часто используется в этом смысле в дизайнерских профессиях. Парадигмы дизайна или архетипы представляют собой функциональные прецеденты дизайнерских решений. Наиболее известные ссылки на парадигмы дизайна — « Парадигмы дизайна: справочник по творческой визуализации » автора Wake и «Парадигмы дизайна» Петроски.

Этот термин также используется в кибернетике . Здесь это означает (в очень широком смысле) (концептуальную) протопрограмму для приведения хаотичной массы к некоторой форме порядка. Обратите внимание на сходство понятия энтропии в химии и физике. Парадигмой будет своего рода запрет на любые действия, которые могут увеличить общую энтропию системы. Для создания парадигмы необходима закрытая система , принимающая изменения. Таким образом, парадигма может применяться только к системе, которая не находится на финальной стадии.

Помимо использования в физических и социальных науках, концепция парадигмы Куна анализировалась с точки зрения ее применимости для определения «парадигм» в отношении мировоззрений в определенные моменты истории. Одним из примеров является книга Мэтью Эдварда Харриса « Понятие папской монархии в тринадцатом веке: идея парадигмы в истории церкви» . [35] Харрис подчеркивает прежде всего социологическую важность парадигм, указывая на второе издание Куна « Структуры научных революций» . Хотя повиновение таким папам, как Иннокентий III и Бонифаций VIII, было широко распространено, даже письменные свидетельства того времени, демонстрирующие лояльность папе, не демонстрируют, что писатель имел в центре то же мировоззрение, что и Церковь, а, следовательно, и Папа. Разница между парадигмами в физических науках и в исторических организациях, таких как Церковь, заключается в том, что первая, в отличие от второй, требует технических знаний, а не повторения утверждений. Другими словами, после научной подготовки с помощью того, что Кун называет « образцами », человек не мог искренне поверить, что, если взять тривиальный пример, Земля плоская , тогда как такие мыслители, как Джайлс Римский в тринадцатом веке, писали в пользу Папы Римского. , то легко мог бы написать о короле такие же восторженные вещи. Такой писатель, как Джайлз, хотел бы получить от Папы хорошую работу; он был папским публицистом. Однако Харрис пишет, что «членство в научных группах не связано с желаниями, эмоциями, выгодами, потерями и какими-либо идеалистическими представлениями о природе и судьбе человечества... а просто связано со способностями, объяснением и [и] холодным описанием факты мира и вселенной изнутри парадигмы». [36]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ παράδειγμα ,Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
  2. ^ παραδείκνυμι , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
  3. ^ παρά , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
  4. ^ δείκνυμι , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
  5. ^ Сэмпли, Дж. Пол (2003). Павел в греко-римском мире: Справочник . Тринити Пресс Интернешнл. стр. 228–229. ISBN  9781563382666 .
  6. ^ Зейл, Дональд; Саттлер, Барбара (2019), «Тимей Платона» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 10 марта 2021 г.
  7. ^ Уотерлоу, Сара (1982). «Вклад Третьего человека в парадигматизм Платона» . Разум . 91 (363): 339–357. дои : 10.1093/mind/xci.363.339 . JSTOR   2253225 . Проверено 10 марта 2021 г. Если Сократ в «Пармениде» выступает за Республику, нападки на него, возможно, будут мягче, чем могли бы быть. Но в I32ci2-d4 он, кажется, говорит от имени «Тимея»: «По моему мнению, Парменид, наилучшая точка зрения такова: эти Формы, о которых мы говорим, являются парадигмами…»
  8. ^ Сименова, Руска (1988). Основы контрастивной фонетики немецко-болгарского языка (на немецком языке). София: Наука и искусство. п. 212 . Проверено 28 сентября 2022 г. Под синтагмой де Соссюр понимает подчинительную связь двух элементов [...].
  9. ^ парадигма - Определение из онлайн-словаря Merriam-Webster.
  10. ^ Блэкберн, Саймон, 1994, 2005, 2008, ред. 2-е изд. Оксфордский философский словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-283134-8 . Описание. Архивировано 29 марта 2012 г. на Wayback Machine на предварительный просмотр писем за 1994 г. и ссылками
  11. ^ «парадигма» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  12. ^ «Структура научной революции, Кун, Томас С. Структура научных революций, 3-е издание. Чикаго: University of Chicago Press, 1996. стр. 10.
  13. ^ Кун, Т.С. (1970) Структура научных революций (2-е издание) Издательство Чикагского университета. Раздел V, стр. 43–51. ISBN   0-226-45804-0 .
  14. ^ Кун, Т.С. (1970) Структура научных революций. (2-е издание) Издательство Чикагского университета. Страницы 88 и 41 соответственно.
  15. ^ Кун, Т.С. (1970) Структура научных революций. (2-е издание) Издательство Чикагского университета. Страница 44.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кун, Т.С. (1970) Структура научных революций. (2-е издание) Издательство Чикагского университета. Страница 85.
  17. ^ Бенедикт, Рут (2005). Образцы культуры . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  9780618619559 .
  18. ^ Спрэдли, Джеймс П. (1979). Этнографическое интервью . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN  9780030444968 .
  19. Приписка этого заявления лорду Кельвину указана в ряде источников, но без цитирования. Считается, что это замечание Кельвина, сделанное в обращении к Британской ассоциации содействия развитию науки в 1900 году. см. в статье о лорде Кельвине . Дополнительные подробности и ссылки
  20. ^ Резник, Брайан (14 марта 2016 г.). «Что означает кризис психологии для будущего науки» . Вокс .
  21. ^ Ральф, Пол (январь 2018 г.). «Две парадигмы исследований в области разработки программного обеспечения». Наука компьютерного программирования . 156 : 68–89. дои : 10.1016/j.scico.2018.01.002 .
  22. ^ Кристианини, Нелло (2014). «О современной парадигме искусственного интеллекта». AI-коммуникации . 27 (1): 37–43. дои : 10.3233/AIC-130582 .
  23. ^ Страдаете ли вы парадигмальным параличом?
  24. ^ Хаак, С. (2003) Защищая науку - в пределах разумного: между сциентизмом и цинизмом. Книги Прометея. ISBN   978-1-59102-458-3 .
  25. ^ Брэди, JE (1990). Общая химия: принципы и структура. (5-е издание.) Джон Уайли и сыновья.
  26. ^ Смит, П.Дж. (2011) Реформа экономики . Книги Тау. ISBN   978-0-9570697-0-1 . Страница 129.
  27. ^ Смит, П.Дж. (2011) Реформа экономики. Книги Тау. Глава 7.
  28. ^ Слэттери, Мартин (2003). Ключевые идеи социологии . Челтнем: Нельсон Торнс. стр. 151, 152, 153, 155. ISBN.  978-0-7487-6565-2 . OCLC   52531237 .
  29. ^ Никлс, Томас (декабрь 2002 г.). Томас Кун . Издательство Кембриджского университета. стр. 1, 2, 3, 4. ISBN  978-0-521-79206-6 . Томас Кун (1922–1996), автор книги «Структура научных революций», вероятно, самый известный и самый влиятельный историк и философ науки за последние 25 лет и стал своего рода культурной иконой. Его концепции парадигмы, смены парадигм и несоизмеримости изменили наше представление о науке.
  30. ^ Якобони, М. (2008), Отражение людей: новая наука о том, как мы общаемся с другими . Фаррар, Штраус и Жиру. Страница 17.
  31. ^ [16] Лакатос, И. (1970), «Фальсификация и методология программ научных исследований», в Лакатос, И. и Масгрейв, А. (ред.) (1990), Критика и рост знаний. Кембридж.
  32. ^ Лаудан, Л. (1977), Прогресс и его проблемы: к теории научного роста. Калифорнийский университет Press, Беркли.
  33. ^ Ханда, М.Л. (1986) «Парадигма мира: превосходя либеральную и марксистскую парадигмы». Документ, представленный на «Международном симпозиуме по науке, технологиям и развитию, Нью-Дели, Индия, 20–25 марта 1987 г., отпечатан на мимеографе в OISE, Университет Торонто, Канада (1986 г.)
  34. ^ Хатчин, Тед (2013) Правильный выбор: использование теории ограничений для эффективного лидерства , Тейлор и Фрэнсис, Хобокен, стр. 124 ISBN   978-1-4398-8625-0
  35. ^ Харрис, Мэтью (2010). Понятие папской монархии в тринадцатом веке: идея парадигмы в церковной истории . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . п. 160. ИСБН  978-0-7734-1441-9 .
  36. ^ Харрис, Мэтью (2010). Понятие папской монархии в тринадцатом веке: идея парадигмы в церковной истории . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . п. 118. ИСБН  978-0-7734-1441-9 .
  • Кларк, Томас и Клегг, Стюарт (ред.). Изменение парадигм. Лондон: ХарперКоллинз, 2000. ISBN   0-00-638731-4
  • Доган, Маттеи, «Парадигмы в социальных науках», в Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук , том 16, 2001 г.)
  • Хаммерсли, Мартин (1992). «Войны парадигм: сводки с фронта». Британский журнал социологии образования . 13 (1): 131–143. дои : 10.1080/0142569920130110 . JSTOR   1392863 .
  • Ханда, М.Л. (1986) «Парадигма мира: превосходя либеральную и марксистскую парадигмы». Документ, представленный на «Международном симпозиуме по науке, технологиям и развитию», Нью-Дели, Индия, 20–25 марта 1987 г., мимеографирован в OISE, Университет Торонто, Канада. (1986)
  • Харрис, Мэтью Эдвард. Понятие папской монархии в тринадцатом веке: идея парадигмы в истории церкви . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс , 2010. ISBN   978-0-7734-1441-9
  • Хатчин, Тед. Правильный выбор: использование теории ограничений для эффективного лидерства , Хобокен: Тейлор и Фрэнсис, 2013. ISBN   978-1-4398-8625-0
  • Кун, Томас С. Структура научных революций , 3-е изд. Чикаго и Лондон: Univ. Чикаго Пресс, 1996. ISBN   0-226-45808-3 Google Книги , август 2011 г.
  • Мастерман, Маргарет, «Природа парадигмы», стр. 59–89, у Имре Лакатоса и Алана Масгрейва. Критика и рост знаний . Кембридж: Кембриджский университет. Пресс, 1970. ISBN   0-521-09623-5
  • Поппер, Карл. Логика научных открытий , 1934 г. (как Logik der Forschung , английский перевод 1959 г.), ISBN   0-415-27844-9 .
  • Четвертая парадигма: научные открытия с интенсивным использованием данных, Microsoft Research, 2009 г., ISBN   978-0-9825442-0-4 http://fourthparadigm.org
  • Британская энциклопедия, Univ. Чикаго, 2003 г., ISBN   0-85229-961-3
  • Кристианини, Нелло, «О современной парадигме искусственного интеллекта»; AI-коммуникации 27 (1): 37–43. 2014 год
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af0210060f8281b4ddebbdfe82c1eccc__1714294620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/cc/af0210060f8281b4ddebbdfe82c1eccc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paradigm - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)