Основное убеждение
Базовые убеждения (также обычно называемые основополагающими убеждениями или основными убеждениями ) являются, согласно эпистемологической точке зрения, называемой фундаментализмом , аксиомами системы убеждений . [ нужен пример ]
Категории убеждений
[ редактировать ]Фундаментализм утверждает, что все убеждения должны быть обоснованы , чтобы их можно было узнать. Таким образом, убеждения делятся на две категории:
- Убеждения, которые являются собственно базовыми в том смысле, что они зависят не от обоснования других убеждений, а от чего-то вне сферы убеждений («недоксастическое обоснование »).
- Убеждения, которые вытекают из одного или нескольких базовых убеждений и, следовательно, их достоверность зависит от базовых убеждений.
Описание
[ редактировать ]В рамках этой базовой структуры фундаментализма существует ряд взглядов относительно того, какие типы убеждений можно считать собственно базовыми; то есть каких убеждений можно обоснованно придерживаться без оправдания других убеждений.
В классическом фундаментализме убеждения считаются по-настоящему базовыми, если они являются либо самоочевидными аксиомами , либо очевидными для чувств ( эмпиризм ). [1] Однако Энтони Кенни и другие утверждали, что это опровергающая идея . [2]
- В современном фундаментализме убеждения считаются по-настоящему базовыми, если они являются либо самоочевидной аксиомой, либо неисправимой . [3] Одной из таких аксиом является аксиома Рене Декарта Cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую»). Неисправимые (буквально « неисправимые» ) убеждения — это те убеждения, в которые можно верить без возможности доказать свою неправоту. Примечательно, что свидетельства чувств не считаются по-настоящему базовыми, поскольку, как утверждал Декарт, весь наш чувственный опыт может быть иллюзией.
- В том, что Кейт Лерер назвал «ошибочным фундаментализмом», [4] также известный как «умеренный фундаментализм», разделение между умозаключенными и невыводными убеждениями сохраняется, но требование неисправимости отпадает. Утверждается, что это позволяет чувствам возобновить свою традиционную роль в качестве основы невыводных убеждений, несмотря на их ошибочность. [5]
- В реформатской эпистемологии убеждения считаются по-настоящему базовыми, если они разумны и согласуются с разумным мировоззрением .
Антифундационализм отвергает фундаментализм и отрицает существование некой фундаментальной веры или принципа, который является основной основой или фундаментом исследований и знаний. [6]
См. также
[ редактировать ]- Доксастическая логика
- Первый принцип
- Ментальная модель
- Ментальное представление
- Образ мышления
- Парадигма
- Сет (психология)
- Схема (психология)
- Мировоззрение
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Элвин Плантинга , Вера и рациональность, (Лондон Нотр-Дам, 1983), стр. 39-44. Здесь Плантинга основывает свой анализ на идеях Аристотеля и Фомы Аквинского .
- ^ Энтони Кенни , Что такое вера? Оксфорд: ОУП 1992 г. ISBN 0-19-283067-8 стр. 9–10. Эта конкретная глава основана на лекции 1982 года, которая может объяснить изменение значения термина «фундаментализм» с тех пор.
- ^ Элвин Плантинга , Вера и рациональность, (Лондон Нотр-Дам, 1983), стр. 58-59. Здесь Плантинга ссылается на Джона Локка и Рене Декарта .
- ^ Кейт Лерер, Теория познания (Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1990). См. также «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2006 г. Проверено 31 марта 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Людям имеет смысл верить в то, что они воспринимают на основе своего опыта, и, следовательно, эти убеждения людей оправданы». Истина пробуждается в фундаментализме. Архивировано 28 февраля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Хенци, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 100