Кристиан фон Эренфельс
Кристиан фон Эренфельс | |
---|---|
Рожденный | 20 июня 1859 г. |
Умер | 8 сентября 1932 г. | (73 года)
Альма-матер | Венский университет |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Школа Брентано Школа Граца Гештальт-психология |
Научные консультанты | Франц Брентано , Алексиус Мейнонг |
Основные интересы | Философия психологии |
Известные идеи | Гештальт-психология , Гештальт-качества |
Кристиан фон Эренфельс (т.е. Мария Кристиан Юлиус Леопольд Фрейгерр фон Эренфельс ; 20 июня 1859 г. - 8 сентября 1932 г.) [2] философ австрийский , известный как один из основателей и предшественников гештальт-психологии .
Кристиан фон Эренфельс родился 20 июня 1859 года в Родауне недалеко от Вены и вырос в замке своего отца Брунн-ам-Вальде в Нижней Австрии . Он поступил в среднюю школу в Кремсе и сначала учился в Высшей школе боденкультуры в Вене, а затем перешел в Венский университет .
Там он изучал философию, был учеником Франца Брентано и Алексиуса Мейнонга , продвигался по службе под руководством Мейнонга, следуя за ним после его переезда в Университет Карла Франца (Грац) в 1885 году по теме Größenrelationen und Zahlen. Eine Psychologische Studie («Отношения величины и чисел. Психологическое исследование»). Хабилитацию он получил в 1888 году в Вене за работу Über Fühlen und Wollen («О чувстве и желании»). С 1896 по 1929 год он был профессором философии немецкого университета в Праге . Его лекциями интересовались, в частности, Макс Брод , Франц Кафка и Феликс Вельч .
Гештальт-психология
[ редактировать ]Идея гештальта уходит корнями в теории Иоганна Вольфганга фон Гете и Эрнста Маха . Макса Вертхаймера можно считать основателем движения гештальт- психологии. Само понятие гештальта было впервые введено в современную философию и психологию Эренфельсом в его знаменитой работе Über Gestaltqualitäten ( «О качествах формы» , 1890). И он, и Эдмунд Гуссерль , похоже, были вдохновлены работой Маха Beiträge zur Analyse der Empfindungen ( «Вклады в анализ ощущений» , 1886), чтобы сформулировать свои очень похожие концепции гештальта и фигурального момента соответственно. » Эренфельса « Gestaltqualitaten также повлияла на Стефана Витасека по теории цвета лица. исследования [3]
Прославился его анализ перехода мелодии в другую тональность. Эренфельс объяснил, что мелодия состоит из отдельных звуков, но это нечто большее, чем просто сумма этих нот. Отдельные ноты могли бы соединяться друг с другом для совершенно разных мелодий, тогда как мелодия оставалась бы той же самой, если бы ее перенесли в другую тональность и содержали отдельные тона. Это новое мнение, сводившееся к «восприятию целого» по сравнению с его «частями», Эренфельс назвал Gestaltqualitäten ( Фигура качеств ).
Сравните с: Аристотель (пер. 1952) «Для всех вещей, которые имеют несколько частей и в которых целое не похоже на кучу, а представляет собой нечто особенное помимо частей, должен быть какой-то такой объединяющий фактор». [4]
Моногамия и многоженство
[ редактировать ]Эренфельс в многочисленных культурно-научных и сексуально-политических трудах выступал против культурного вреда моногамии и за утопию полигинического социального порядка. Он отстаивал мнение, что моногамия будет препятствовать дарвинистской логике воспроизводства и детородному отбору, что окажет разрушительное воздействие на общество культурно-биологическим путем, и поэтому с моногамией следует бороться. Этими теориями Эренфельс подверг себя массовой критике, поскольку своими теориями он предлагал невообразимые мысли, противоречащие современным западным условностям. Основы размышлений Эренфельса о новом сексуальном порядке были выражены в серии эссе, опубликованных в нескольких академических журналах Германии и Австрии в период с 1902 по 1910 год. [5] В своих эссе Эренфельс начал с аргумента о том, что люди не моногамны по своей природе и что моногамия пришла в Европу вместе с христианством. [6] Отправной точкой Эренфельса было то, что у многих видов животных, таких как киты, моржи, слоны, львы и т. д., самый сильный самец имеет гарем, что для него было достаточным доказательством того, что именно это природа и задумала для человечества. [7] Эренфельс заявил, что, хотя моногамия имела некоторые полезные функции, такие как «железная дисциплина», которую она навязывала европейским мужчинам, в целом европейцы ужасно страдали от неестественного состояния моногамии, которое серьезно мешало дарвиновскому прогрессу в обеспечении выживания человечества. наиболее приспособленных (Эренфельс был заядлым социал-дарвинистом). [6] Эренфельс считал, что полигамия - это то, что природа предназначила для мужчин, поскольку она позволяет «наиболее приспособленным» мужчинам иметь как можно больше детей от как можно большего количества женщин в процессе «мужественного отбора». [8]
Эренфельс с отвращением писал, что моногамия - это «тот тип сексуальной жизни... который соответствует потребностям и возможностям женщин за счет мужчин». [9] Напротив, Эренфельс считал, что женщины по своей природе моногамны и что все, чего женщины желают, — это одного хорошего мужа, который бы о них заботился. [9] Эренфельс далее полагал, что все социальные проблемы были вызваны неестественным состоянием христианской моногамии, которое вызывало «расщепление» между «дневным сознанием» мужчины, когда он заявлял, что верит в христианский брак, и его «ночным сознанием», когда мужчина естественным образом верил в христианский брак. в игру вступают агрессивное, анимистическое половое влечение. [10] Эренфельс утверждал, что это «расщепление» внутри мужчин между их «дневным сознанием» и «ночным сознанием» причиняет мужчинам всевозможные психологические травмы и приводит к тому, что мужчины действуют иррационально, часто жестоко. [11] Конкретным примером мужской иррациональности, приведенным Энренфельсом в отношении этого «раскола», был случай, когда мужчины жестоко обращались с проститутками, которых они посещали. [11]
Кроме того, Эренфельс утверждал, что это психологическое «расщепление» привело к тому, что мужчины плохо обращались со своими женами, поскольку мужчины были вынуждены оказаться в неестественном состоянии моногамии, и что феминистское движение и весь «Женский вопрос» возникли как ответ; Энренфельс считал, что «женский вопрос» естественным образом разрешится сам собой, если только мужья научатся лучше относиться к своим женам. [11] Наконец, Эренфельс утверждал, что моногамия лежит в основе «социального вопроса» (под этим Эренфельс имел в виду подъем Австрийской социал-демократической партии ), поскольку она побуждает мужчин оставлять свое состояние своим детям, что Эренфельс считал естественным, но и тем, что «очень часто противоречит требованиям социальной справедливости». [11] В результате того, что богатство распространялось «привилегическими» методами, а не «меритократическими», бедняки чувствовали негодование и голосовали за социалистические партии, которые обещали ликвидировать неравенство. [11] Эренфельс считал, что человечество по своей природе неравноправно, и с требованием всеобщего человеческого равенства нужно бороться, поскольку оно совершенно противоестественно. [11] В эссе 1908 года гордый аристократ барон фон Эренфельс назвал требование всеобщего равенства в Австрийской империи, выдвигаемое социал-демократами, «нелепым». [11]
Желтая опасность
[ редактировать ]Более того, Эренфельс был одержим страхом перед « Желтой угрозой » и считал, что азиатские народы представляют собой смертельную угрозу европейской цивилизации. [11] Эренфельс писал, что, если ничего не будет сделано, чтобы остановить подъем Китая, «если не будет изменений в нынешней практике, это приведет к уничтожению белой расы желтой расой». [12]
В апреле 1895 года немецкому императору Вильгельму II приснился кошмар, в котором все народы Европы предстали как «доисторические богини-воины», которых защищала Германия, принявшая форму архангела Михаила. [13] На востоке им угрожало темное, грозовое облако, в котором дракон в китайском стиле нес Будду, окруженного огнем, под которым маршировали миллионы азиатов, уничтожая все на своем пути, убивая всех белых. [13] После кошмара, который Вильгельм расценил как послание от Бога о грядущей апокалиптической великой «расовой войне» между Европой и Азией, которая решит будущее 20-го века, он заказал картину своего кошмара, написанную его придворным художником Германом Кнакфусом. в сентябре 1895 года. [13] Картина, известная как «Желтая опасность», была очень популярна в свое время. Эренфельс увидел картину «Желтая опасность» в декабре 1895 года и был очень впечатлен. [14] Начиная с 1895 года, Эренфельс находился под сильным влиянием пропаганды «Желтой опасности», проводимой правительством Германии, в которой Вильгельм неоднократно предупреждал о предполагаемой азиатской угрозе Западу. [14] Будучи вагнеровцем, активно участвовавшим в различных вагнеровских обществах в Вене, Эренфельс познакомился с Филиппом, принцем Эйленбургским , послом Германии в Австро-Венгрии и антиазиатским расистом, который пропагандировал страх перед «желтой угрозой» всем, кто послушал бы. С этой точки зрения, чтобы защитить европейскую цивилизацию, белым мужчинам придется вести «примитивную» и «изначальную» расовую войну против «Желтой опасности», которая оправдывает как превосходство белых, так и превосходство мужчин. [14] Тот же самый язык и образы всегда часто использовались при опасениях по поводу «расовой войны» с чернокожими и евреями. [14] Европейские расисты часто считали евреев отдельной расой, отличной от остального человечества, и поэтому евреев смешивали с чернокожими и азиатами. [14]
Эренфельс считал азиатов особенно опасными врагами европейцев, поскольку в Восточной Азии многоженство считалось естественной частью социального порядка. Эренфельс предупредил, что этот процесс «социально победоносных» китайских мужчин, берущих как можно больше жен, в конечном итоге представляет собой серьезную угрозу для Запада. [11] В результате полигамии генетически превосходящие азиатские мужчины рожали как можно больше детей от максимально возможного числа женщин, в то время как генетически превосходящие европейские мужчины рожали детей только от одной женщины. [15] В результате европейской моногамии и азиатской полигамии европейцы проигрывали азиатам, и это было лишь вопросом времени, когда это генетическое преимущество позволит азиатам уничтожить европейскую цивилизацию. [15] Как социал-дарвинист и его философ, Эренфельс рассматривал всю историю как бесконечную расовую борьбу, в которой выживают наиболее приспособленные «расы». [15] Эренфельс считал само собой разумеющимся, что белые и азиаты были естественными врагами и всегда таковыми будут. По мнению Эренфельса, тот факт, что китайцы были способны усердно работать, потребляя при этом меньше, чем европейцы, был важным признаком того, что азиатская «раса» благодаря полигамии начала становиться более сильной «более жесткой расой». [16] Эренфельс с тревогой писал, что: «средняя конституциональная сила китайцев, их устойчивость к переутомлению и... вредным и вредным воздействиям всех видов... превосходят таковые у цивилизованных народов Запада в поразительной степени». [15] Эренфельс предупредил, что если этому прогрессу будет позволено продолжаться, то «прекрасная арийская раса», которую Эренфельс сравнивал с «чистыми горными ручьями» и «чистейшим белым молоком», будет смыта азиатскими «потоками грязи». [16] Эренфельс заявил, что расистские антиазиатские законы об иммигрантах, такие как Закон об исключении китайцев в Соединенных Штатах, были хорошим первым шагом, но недостаточными, чтобы остановить рост «жесткой и плодовитой монгольской расы». [16]
«Решение» Эренфельса
[ редактировать ]Решение, предложенное Эренфельсом, заключалось в том, чтобы покончить с моногамией и создать новый социальный порядок, основанный на полигамии. [16] Для начала государство возьмет на себя полный контроль над сексуальностью человека. В новом обществе Эренфельса «высшей целью» будет «улучшение конституции человека», позволяя размножаться только наиболее приспособленным белым мужчинам. [16] В новом обществе Эренфельса только тем белым мужчинам, которые зарекомендовали себя как социальные «победители», будет разрешено жениться, а количество жен, которое может иметь мужчина, будет зависеть от степени его успеха. [16] Чем успешнее мужчина, тем больше жен у него будет. [16] Государство назначало мужчине жен после определения его социального успеха и других характеристик, таких как здоровье, внешний вид, нравственность и интеллект. [17] Женщине, напротив, будет разрешено одновременно иметь только одного мужа. [16] Все женщины будут вынуждены жить в общественных бараках за счет государства, где они будут помогать друг другу воспитывать детей и куда их мужья будут приходить для секса. [16] В этом предложенном новом обществе с романтической любовью будет покончено, а отношения между мужчинами и женщинами будут только сексуальными. [18] Эренфельс утверждал в своем новом обществе, что отныне только «специфический сексуальный элемент» в отношениях между полами будет иметь значение, а другие «мотивы, чуждые размножению», такие как романтическая любовь, будут устранены ради улучшения белой расы. [18] Эренфельс утверждал, что мужчины и женщины на самом деле хотели тех «дней и ночей великой и ненасытной тоски и желания», поэтому в этом новом обществе, где нет «тривиальности», таких как романтическая любовь и вмешательство в секс-бизнес, было бы большим улучшением. для обоих полов. [18]
Для мужчин, которые были «социальными неудачниками», определенное количество генетически менее приспособленных женщин будет стерилизовано и превращено в «класс куртизанок», которые будут выделены для сексуального использования мужчин-«неудачников» в публичных домах. [18] Поскольку, по мнению Эренфельса, все, чего мужчины действительно хотели от женщин, - это секс, а не любовь, в этом новом обществе мужчины не будут страдать от психологических проблем, вызванных моногамией, что положит конец «расколу». Поскольку это новое общество будет меритократическим, это решит весь «социальный вопрос», поскольку больше не будет унаследованного богатства и привилегий. [18] Более того, в этом новом обществе женщины, живущие в своих казармах-коммунах, будут помогать друг другу в воспитании детей, поэтому у женщин будет больше времени для досуга, и поэтому Эренфельс считал, что женщины увидят это новое общество как огромное улучшение по сравнению с прежним. предыдущее моногамное общество. [18] Их мужья, теперь свободные от моногамии, будут относиться к ним лучше, и поэтому весь «женский вопрос» растворится, поскольку женщины потеряют интерес к феминизму (который Энренфельс считал очень неестественным). [18] Чтобы положить конец «Желтой опасности» раз и навсегда, Эренфельс предложил «белым нациям» объединиться, чтобы завоевать все азиатские нации, пока не стало слишком поздно, и создать новый мировой расовый порядок с наследственной, расовой детерминированной «кастовой системой». ". [19] По мнению Эренфельса, белые будут служить олигархическими «арийскими» военными и интеллектуальными кастами, а азиаты и чернокожие — кастами рабов, поддерживающими белых. [19] Эренфельс в эссе, опубликованных в 1903 и 1904 годах, утверждал, что в эту индустриальную эпоху, когда большая часть человечества была обречена проводить свою жизнь в «бездумном, действительно отупляющем механическом труде», этот вид работы лучше всего выполняли «регрессивные типы». людей вместо «человеческих типов высшей ценности». [19] Эренфельс утверждал, что азиаты и чернокожие были «регрессивными типами», рожденными для бессмысленного труда, в то время как белые были типами «высшей ценности», предназначенными для творческого мышления, поэтому разделение труда, которое он предложил для своей кастовой системы, было тем, которое лучше всего подходило интеллектуальные способности разных рас, которые создали бы «правильные отношения» между ними. [19] Чтобы предотвратить смешанные браки , межрасовый секс будет караться смертной казнью, а нарушители будут публично повешены. [19] Американский историк Ричард Вейкарт писал, что Эренфельс был типичным представителем школы мысли «прогресс через расовое истребление», которая характеризовала большую часть научных кругов немецкоязычного мира в первой половине 20-го века, написав, что: «Через Эренфельса не было явного в этом отношении предположительно возвышение европейцев, которого он желал, привело бы к уничтожению жителей Восточной Азии, а также других рас, которых Эренфельс считал намного ниже европейцев. [20]
До русско-японской войны 1904–05 годов Эренфельс считал, что такого рода радикальные изменения произойдут только когда-нибудь в далеком будущем, или, как Эренфельс выразился в 1902 году: «арийцы отреагируют на императив сексуальной реформы только тогда, когда волны монгольского прилива плещутся вокруг его шеи». [21] После победы Японии над Россией в 1905 году Эренфельс писал, что «абсолютная необходимость радикальной сексуальной реформы для дальнейшего существования западных рас людей... была поднята с уровня обсуждения на уровень научно доказанного факта». [21] В эссе 1907 года Эренфельс написал, что радикальная сексуальная реформа «теперь вопрос: быть или не быть»… Нам нельзя терять времени». [21] Эренфельс предложил в качестве отправной точки австрийское правительство начать разрешать солдатам после окончания военной службы вступать в полигамные браки с теми солдатами, которые проявили себя особенно умными, храбрыми и физически способными иметь наибольшее количество жен. [22] Впоследствии Эренфельс публично призвал «мужественных арийских мужчин», зарекомендовавших себя как «социальных победителей», так и «жеребцов», игнорировать моногамию и брак и начать оплодотворять как можно больше женщин, чтобы дать «белой расе» возможность оплодотворить как можно больше женщин. генетическое преимущество в предстоящей войне против «Желтой опасности». [22] До русско-японской войны именно китайцы олицетворяли для Эренфельса азиатскую угрозу; после войны будущим азиатским врагом стали японцы. [21] В своих эссе 1907–1908 годов Эренфельс писал, что китайцам не хватает «всех возможностей... решимости, инициативы, продуктивности, изобретательности и организаторского таланта». [21] В то время как китайцы теперь представляли собой вялую массу якобы безмозглых азиатов, Эренфельс писал, что Япония является «первоклассной военной державой», и если японцы победят китайцев, японцы займутся селекцией, чтобы создать расу «здоровых, хитрые, хитрые кули, виртуозы воспроизводства» в Китае. [21] Как только это произойдет, Эренфельс предупредил, что огромная китайско-японская армия отправится на завоевание мира, состоящая из генетически превосходящих солдат, которых западные державы не смогут остановить. [21]
Общественное признание
[ редактировать ]Идеи Эренфельса не получили широкого признания среди общественности, но сам факт того, что ему было разрешено публиковать эссе о своем новом обществе в интеллектуально престижных научных научных журналах в Германии и Австрии, показывает, что его идеи были частью интеллектуального мейнстрима в первые годы. 20 века. [23] И Альфред Плётц из Archiv für Rassen-und Gesellschaftbiologie , журнала широко уважаемого Общества расовой гигиены, и Макс Маркузе из сексологического журнала Sexual-Probleme поддержали планы Эренфельса относительно нового общества. [24] Социальный дарвинизм и расизм были частью интеллектуального мейнстрима на Западе, как и широко распространенное мнение, что белые люди начинают становиться «мягкими», и если белые люди продолжат терять свою мужскую «твердость», это неизбежно приведет к процессу «мягкости». расовое вырождение», которое закончится тем, что белые станут рабами «Желтой опасности». [25] В начале 20 века произошло то, что историк Джонатан Кац назвал «изобретением гетеросексуальности», под которым он имел в виду, что идеал романтической «настоящей любви» был впервые отвергнут в популярном дискурсе новым дискурсом, прославлявшим сексуальность и плотские удовольствия. как цели взаимоотношений. [26] Противодействие Эрнефельса романтической любви и его беззастенчивое прославление сексуального удовольствия как части эволюционных задач расового совершенствования хорошо вписывались в новую эпоху. [26] Кац отметил, что те, кто считал сексуальные желания основой отношений между мужчиной и женщиной, почти всегда оправдывали это, ссылаясь на «потребности», «стремления» или «инстинкты» человека передавать свои гены. [26]
Оппозиция
[ редактировать ]Однако идеи Эренфельса встретили разногласия. В декабре 1908 года Зигмунд Фрейд пригласил Эренфельса прочитать лекцию о предлагаемом им новом обществе. [27] Аудитория в целом вежливо выразила несогласие с Эренфельсом, причем один из участников назвал его новое общество «подростковой сексуальной фантазией». [27] Предложенное Эренфельсом новое общество вызвало критику со стороны католической церкви, которая возражала против его нападок на христианскую моногамию; от феминисток, которых оскорбляла его идея о том, что женщины должны рассматриваться, по существу, как движимое имущество и обращаться с мужчинами как с сексуальными объектами; и от романтиков повсюду, которые были расстроены его планами отменить романтическую любовь. Немецкая феминистка Хелен Штекер протестовала против планов Эренфельса, хотя и с той же социальной дарвинистской точки зрения, написав: «Сексуальная этика, которая не опирается на развитие женщины как личности, а вместо этого рассматривает ее просто как объект мужской похоти, является абсолютно контрэволюционно». [28]
Американский историк Эдвард Росс Дикинсон писал, что все «кусочки» мышления Эренфельса были общепринятыми, но то, как он объединил их, было «своеобразным». [29] Дикинсон предположил, что эти идеи коренятся в мучительной сексуальности самого Эренфельса, поскольку секс его одновременно увлекал и отталкивал. [29] Эренфельс вырос в крайне консервативной, сексуально репрессивной римско-католической семье и, начиная с подросткового возраста, всегда чувствовал глубокий стыд и вину из-за своих сексуальных желаний. [29] Несмотря на свою одержимость сексом, Эренфельс был в ярости от порнографии (которую он хотел безжалостно искоренить) и «непристойной» массовой культуры Вены, которую он считал слишком сексуализированной. [30] Эренфельса особенно обидел Animierkneipen ( «хозяйская бар»), разновидность популярного бара в Австрии, где пышные официантки носили платья с очень глубоким вырезом и им предлагалось флиртовать с клиентами-мужчинами, чтобы заставить их покупать больше напитков; В Animierkneipen официанткам платили комиссионные в зависимости от их ночных продаж алкоголя. [29] Эренфельс испытывал глубокое отвращение к тому, что он считал женщинами, выставляющими напоказ свою сексуальность, чтобы манипулировать мужчинами, и хотел запретить Animierkneipen . [29] Кроме того, Эренфельс постоянно жаловался на «непристойные каламбуры», используемые обычными людьми, на «куртизанский стиль» в современной моде и на «порнографию в юмористических еженедельниках, в комических песнях, фарсах и опереттах». [29]
Дикинсон писал, что когда Эренфельс писал о людях, страдающих от того, что он называл «скованной животной личностью», созданной моногамией, он почти наверняка писал о себе. [30] Дикинсон предположил, что, основываясь на чтении частных писем Эренфельса, его опасения по поводу психологического «раскола» внутри мужчин были основаны на его собственных посещениях проституток, где он видел, как Джонс оскорблял проституток, и что он, возможно, сам плохо обращался с проститутками, с которыми занимался сексом. с (его письма в этом отношении несколько двусмысленны). [31] Частота, с которой Эренфельс приводил пример того, как психологическое «расщепление» заставляло мужчин жестоко обращаться с проститутками, вполне могла отражать чувство вины с его стороны по поводу прошлого насилия, которое он причинил проституткам, услугами которых он пользовался. [31] В эссе 1908 года, озаглавленном «Желтая опасность», Эренфельс писал, что 13 годами ранее, в 1895 году, он «на основе личного опыта, о котором здесь было бы излишним, пришел к следующим двум альтернативам: «Либо я человек с полностью испорченными сексуальными инстинктами, или наш моногамный сексуальный порядок — это институт с полностью развращающими тенденциями». [31]
Романы «Бегство от домашнего уюта»
[ редактировать ]В конце 19 века очень популярными стали романы, которые британский историк Джон Тош назвал романами «бегства от домашнего уюта», которые оказали большое влияние на Эренфельса. [14] В романах о «бегстве от домашнего уюта» обычно рассказывается о суровом мужчине, который жил по своим правилам, обычно один и всегда в каком-нибудь отдаленном приграничном месте, и который почти никогда не имел отношений с женщинами или детьми. Героями романов о «бегстве от домашнего очага» обычно были пограничники, охотники, ковбои, разведчики или представители других мужественных и авантюрных профессий. Поскольку герои романов о «бегстве от домашнего очага» жили в дикой природе в гармонии с природой, их всегда изображали более нравственно чистыми и искренними, чем люди, жившие в современной цивилизации. Герой романов о «бегстве от семейной жизни» всегда был сильным молчаливым типом, молчаливым крутым парнем, который бескомпромиссно жил по своему кодексу чести и воплощал типичные мужские ценности, такие как смелость и уверенность в своих силах, гораздо лучше, чем мужчины, которые жили в цивилизации. Типичными романами о «бегстве от домашнего уюта» были романы Аллана Квотермейна британского писателя. Х. Райдер Хаггард, рассказывающий о приключениях британского пограничника в Южной Африке XIX века; романы-вестерны немецкого писателя Карла Мэя, повествующие о приключениях немецкого ковбоя-иммигранта Олда Шаттерхенда и его лучшего друга-апача Виннету на Диком Западе Америки; романы канадского писателя Ральфа Коннора Скотта Аллена Кэмерона о горном человеке, в одиночку поддерживающем закон в Скалистых горах; и западные приключенческие романы ирландско-американского писателя Томаса Мейна Рида . Типичный герой романов Рида, которые были чрезвычайно популярны в Соединенных Штатах и Европе, описывался так: «галантный, умелый в обращении с оружием, гораздо более непринужденный с мужчинами, чем с женщинами, имеет много времени для охотников и солдат, но мало для высшие классы и интеллектуалы, и ему гораздо приятнее охотиться и убивать, чем думать». [32]
Тош утверждал, что к концу XIX века бремя быть мужем и отцом в современном индустриальном городском обществе было таким, что многие мужчины мечтали «бросить все это», чтобы избежать семейной жизни; жить жизнью, не обремененной требованиями работы, детей, жены или каких-либо других социальных обязательств. [14] Отсюда и популярность романов о «бегстве от домашнего уюта», воспевающих «мужской примитив». [14] Идеи Эренфельса о его новом обществе, в котором мужчины будут жить отдельно от женщин и детей, не будут участвовать в воспитании своих детей и чьи отношения с женами будут полностью сексуальными, очень сильно напоминают темы романов о «бегстве от домашней жизни». [14] Примечательно, что Эренфельс верил, что в его новом обществе, где мужчины не будут обременены требованиями семейной жизни, это позволит им жить более полной и полной приключений жизнью, подобной той, которая изображена в книгах о «бегстве от домашней жизни». [14] Собственные фантазии Эренфельса о мужественных арийских героях, сражающихся с «Желтой угрозой», которые в одиночку убьют сотни «злых» азиатов, спят с каждой белой женщиной в поле зрения, но никогда не будут иметь отношений или воспитывать детей, оказались сексуализированной версией фантазии мачо, встречающиеся в романах о «бегстве от домашней жизни». [14] Не все писатели, писавшие о «бегстве от домашнего очага», придерживались той же расистской позиции, что и Эренфельс, причем Мэй, в частности, очень сочувствовал тяжелому положению коренных американцев в своих романах «Старый Шаттерхэнд». Во многих книгах о «бегстве от домашней жизни» небелые народы, такие как зулусы и апачи, изображались с восхищением, хотя и довольно снисходительно, как «благородные дикари», которые в своем первобытном состоянии сохранили определенные духовные качества, которые люди на промышленно развитом Западе уже давно имели. с тех пор потерял. Что Эренфельсу, как и многим другим мужчинам того времени, казалось, нравилось в романах о «бегстве от домашнего уюта», так это прославление «мужского примитива»; более чистая, грубая и жесткая форма мужественности, которая, как утверждалось, существовала больше в дикой природе, чем в цивилизации. [14]
Критика Дикинсона
[ редактировать ]Дикинсон отметил, что для Эренфельса страх перед «Желтой угрозой» всегда выражался в образах воды, отметив, как Эренфельс предупреждал о «наводнении» китайцев, пришедших на Запад, что китайцы были «потоком грязи», в котором Европа Японцы были «загрязняющей жидкостью» и что европейцы не отреагируют на эту угрозу до тех пор, пока «волны» азиатов не достигнут их шеи. [33] Немецкий историк Клаус Тевелайт писал, что одни и те же угрожающие образы воды часто использовались в трудах бойцов Фрейкора в межвоенный период, но единственной угрозой были евреи и коммунисты (обычно в этих трудах одно и то же), а также азиаты, которые угрожал подчинить себе немецких мужчин. [33] Тевелайт писал, что немецкие мужчины правого толка, служившие в Freikorps в межвоенный период, были одержимы идеей доказать свою мужественность, утверждая свою «твердость», и что образы воды отражали их страх перед женщинами, эротикой, любовью, близостью и зависимости, всего того, что грозило сделать их менее мужественными. [33] Тевелайт в своей книге 1977 года Männerphantasien ( «Мужские фантазии ») утверждал, что образы воды связаны с сексуальностью и потерей самоконтроля. [34] Рецензируя книгу Тьюлейта в 1987 году, американский историк Пол Робинсон написал, что «...нельзя читать ее, не чувствуя, что г-н Тьюлейт что-то задумал: нагромождение примеров со временем начинает сказываться даже на самых скептически настроенных. " [34] Дикинсон утверждал, что такие мужчины, как Эренфельс, испытывали ту же сексуальную тревогу по поводу своей мужественности, что и писатели, которых исследовал Тьюлейт, но он просто спроецировал эти тревоги на «Желтую опасность», а не на «иудео-большевизм». [35] Влюбленность часто может означать определенную потерю самоконтроля, поскольку влюбленные часто вызывают образы «унесенных» или «поглощенных». Дикинсон утверждал, что для Эренфельса, самопровозглашенного мачо, «мужественного мужчины» и арийского альфа-самца , перспектива влюбиться в кого-то была ужасающей, поскольку это означало возможность потери контроля, и он проецировал эти страхи, которые всегда выражались в образы воды – на азиатов. [36] Эренфельс часто весьма яростно отрицал, что брак имеет какое-либо отношение к любви, и писал о своем собственном браке, что брак был: «в конечном счете сексуальным обеспечением двух лиц противоположного пола посредством взаимного, исключительного и договорного соглашения о половом акте. Наша мораль пытается скрыть этот вопрос... вместо сексуального обеспечения мы говорим о единстве душ, и договорное соглашение о половом акте... более или менее прозрачно завуалировано термином «сообщество постели и стола»». [37] Диксон писал, что попытки Эренфельса отрицать, что мужчина когда-либо мог любить женщину, свидетельствуют об огромном страхе перед эмоциональной зависимостью с его стороны. [38]
Дикинсон отметила, что видение человечества Эренфельсом было упрощенным: мужчины боролись и изо всех сил пытались передать свои гены, оплодотворяя как можно больше женщин. [39] Существование гомосексуализма и бисексуальности представляло собой серьезную проблему для взглядов Эренфельса на человечество. [39] В 1897 году был основан Научно-гуманитарный комитет — первая группа по защите прав геев не только в Германии, но и в мире. Один из основателей Научно-гуманитарного комитета Магнус Хиршфельд , немецкий сексолог и защитник прав геев, был хорошо известной фигурой в немецкоязычном мире начала 20 века, и его теории широко обсуждались. [39] В 1899 году Хиршфельд утверждал в эссе: «во всех психических и физических характеристиках между мужчинами и женщинами существуют лишь постепенные, количественные различия, что между ними во всех отношениях существуют всевозможные смешанные формы в необычайном разнообразии». [39] Теории Хиршфельда о разнообразии человеческой сексуальности, от гетеросексуальной до бисексуальной и гомосексуальной, и все из которых были одинаково обоснованы, представляли собой важную проблему для Эренфельса. [39] Эренфельс просто отверг все слова Хиршфельда, заявив, что гомосексуальность — это случай морального вырождения, вызванный несколькими «биологически выродившимися гомосексуалистами», которые соблазняли в остальном «здоровых мальчиков» своим образом жизни. [39] Эренфельс не мог принять теорию Хиршфельда о том, что некоторые люди рождаются геями, поскольку это противоречило его взгляду на мужскую сексуальность как на агрессивное стремление передать слишком много своих генов. [39]
Дикинсон отметил, что сильные приступы депрессии Эренфельса вместе с периодами маниакальной активности свидетельствуют о некоторой степени эмоциональной нестабильности с его стороны, добавив:
«Ряд выдающихся людей того периода более или менее соответствуют одному и тому же образцу. Гейл Бедерман описала родственные структуры личности у Дж. Стэнли Холла и Теодора Рузвельта. Оба демонстрировали маниакальное беспокойство, квази-мессианское самоуважение, неуверенную мужскую сексуальность, страх расового вырождения и причудливые теории о регенерирующей эволюционной силе мужской сексуальности и геноцидных инстинктах всех мужчин, которые, как каждый считал, естественным образом стремились истреблять мужчин других рас в рамках борьбы за выживание наиболее приспособленных императоров. Вильгельм II из Германии, хотя и был, вероятно, ближе к явному психическому заболеванию, демонстрировал схожие черты, включая маниакальную активность, интеллектуальный эклектизм, манию величия, периодические нервные срывы, мысли о геноциде и озабоченность «желтой угрозой». [40]
Эренфельс проецировал женские качества на китайцев, всегда использовал глаголы женского рода, когда писал о китайцах, и всегда сравнивал Китай с женщиной после 1904 года. [38] В немецком языке есть три вида глаголов: мужской, женский и нейтральный. Страх Эренфельса перед китайцами отражал его страх перед женственностью, которая могла подавить мужественность силой любви и секса. [38] Напротив, Эренфельс всегда использовал глаголы мужского рода, когда писал о японцах, и он часто сравнивал японцев с конкурирующим мужчиной, который стремился доминировать над «женщиной Китая» в конкуренции с европейскими державами, которых также сравнивали с мужчинами. [38] Дикисон утверждал, что постоянное использование Эренфельсом такого рода сексуализированного языка власти, агрессии и доминирования, когда он писал о Китае, отражало его собственный страх перед сексом, любовью, сексуальной зависимостью, его сексуальную адекватность как мужчины и, прежде всего, эмоциональную зависимость. [38] Дикинсон далее отметил большую иронию жизни Эренфельса, а именно то, что его собственная биография не одобряла его теории о мужчинах как о помешанных на сексе животных, неспособных любить ни женщин в своей жизни, ни своих детей. [38] Судя по всему, Эренфельс действительно очень любил свою жену и двоих детей. [38]
Дикинсон отметил, что многие идеи Эренфельса, кажется, предвосхищают национал-социализм, но это было не так. В течение первого десятилетия 20-го века некоторые из наиболее радикальных членов евгенистско-социал-дарвинистского движения в Германии уже выступали за убийство людей с физическими и/или умственными недостатками как лучший способ улучшения арийской расы. [41] Эренфельс был глубоко потрясен этими идеями и дал понять, что в предложенном им новом обществе умственно и физически инвалидам будет запрещено вступать в брак, и этого было достаточно. [42] Если бы Эренфельс прожил достаточно долго, он был бы потрясен программой «Действие Т4» , запущенной немецким правительством в январе 1939 года по уничтожению всех людей с физическими и умственными недостатками в Рейхе (который к тому времени включал Австрию). Точно так же Эренфельс был против антисемитизма, написав, что «еврейского пугала», угрожающего «арийской расе», не существует, назвал антисемитизм «глупым» и утверждал, что евреи будут очень полезными союзниками для арийцев в предстоящей войне с азиатами. [41] В этом Эренфельс расстался со своим другом Хьюстоном Стюартом Чемберленом, верившим в грядущую великую « расовую войну », в которую азиаты вместе с чернокожими будут сражаться под предводительством евреев против арийцев.
Баронесса Эмма фон Эренфельс
[ редактировать ]Жена Эренфельса Эмма подружилась с Хьюстоном Стюартом Чемберленом . Его дочерью была писательница Имма фон Бодмерсхоф , а его сын Рольф , профессор антропологии, принявший ислам в 1927 году и принявший имя Омар. Жена Омара Рольфа, Эльфрида фон Бодмерсхоф , была литератором. Также она зарегистрировала псевдоним « Курбан Саид » к романам «Али и Нино», а также «Девушка из Золотого Рога». принадлежащий ей [43] Однако Люси Тал, чья компания EP Tal опубликовала «Али и Нино», написала своему адвокату: «Я никогда не слышала о баронессе... Кроме того, правая рука и секретарь моего покойного мужа ничего не знали о баронессе. Лишь намного позже, когда почему-то мы посмотрели «Бухгендлер Бурзенблатт», открыли для себя баронессу как Курбан Саид. Конечно, под псевдонимами нацистов рождались люди неправомерные, авторами были сами...» [44]
В 1890-х годах Эренфельс, который был страстным поклонником Рихарда Вагнера, другим вагнеристом, немецким мыслителем британского происхождения Хьюстоном подружился с Стюартом Чемберленом , «евангелистом расы». [45] Эренфельс, который, несмотря на то, что был вагнеровцем и другом Чемберлена, обычно не ассоциировал себя с более крайним расистским и антисемитским крылом вагнеровского движения, лидером которого стал Чемберлен. [46] Эренфельс никогда не принимал антисемитизм Чемберлена, но на него повлияла теория Чемберлена о том, что арийская раса была величайшей и лучшей расой из всех. Позже у Чемберлена был роман с женой Эренфельса, баронессой Эммой фон Эренфельс. [47]
Феликс Велч
[ редактировать ]Чешский сионист, философ и друг Кафки Феликс Вельч написал множество эссе и заметок об Эренфельсе, который сам был частично еврейского происхождения. [48] [49] Вельч был одним из самых важных учеников Эренфельса.
Работает
[ редактировать ]Поэзия и художественная литература
[ редактировать ]- 1876 - Хадмар фон Кюринг (Буржуазная трагедия)
- 1876 - Брут (Буржуазная трагедия)
- 1876 — Ричард Львиное Сердце (Буржуазная трагедия)
- 1885 - Братья фон Хартенштейны (драма) - Грац 1885
- 1890 - Битва при Прометее (либретто)
- 1886 — Метафизические высказывания вслед за Эмилем дю Буа-Реймоном.
- 1888 — О чувстве и воле: психологическое исследование . Карл Герольд и сын, Вена, 1888 г.
- 1890 – «О гештальт-качествах». В: Ежеквартальный журнал научной философии 14 (1890 г.), (страницы 249–292) (английский: «О качествах формы», 1890 г.)
- 1893 г. - «Теория ценностей и этики». В: Ежеквартальный журнал научной философии 17 (1893), (страницы 26–110, 200–266, 321–363, 413–425).
- 1894 г. - «Теория ценностей и этики». В: Ежеквартальный журнал научной философии , 18 (1894), (страницы 22–97).
- 1897 — Система теории стоимости . О. Рейсланд, Лейпциг, 1898 г., (2 тома)
- 1904 — «Сексуальное, верхнее и подсознательное». В: Политико-антропологическое обозрение 2 (1903–4), (страницы 456–476).
- 1904 г. - «Половая реформа». В: Политико-антропологическое обозрение 2 (1903–1904) (страницы 970–994).
- 1907 — Сексуальная этика . Дж. Ф. Бергманн, Висбаден, 1907 г.
- 1911 г. - «Ключевые задачи расовой оценки». В: Архив расовой и социальной биологии 8 (1911), (страницы 59–71).
- 1913 – Рихард Вагнер и его отступники. Вклад в празднование столетия. Х. Хеллер Вена и Лейпциг, 1913 г.
- 1916 — Космогония , Дидерихс, Йена, 1916 г.
- 1922 — Закон простых чисел, разработанный и изложенный на основе гештальт-теории . Рейсланд, Лейпциг, 1922 г.
- 1930 — «Сексуальная мораль будущего». В: Архив расовой и социальной биологии , 22 (1930), (страницы 292–304).
Примечания
[ редактировать ]- Касательно личных имен: Freiherr — бывший титул (переводится как « Барон » ). В Германии с 1919 года оно входит в состав фамилий. Женские формы — Freifrau и Freiin .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лилиана Альбертацци, Имманентный реализм: введение в Брентано , Springer, 2006, с. 321.
- ^ «Кристиан, фрейгерр (барон) фон Эренфельс» . Британская энциклопедия .
- ^ Далленбах, Карл М.; Бентли, Мэдисон; Скучно, Эдвин Гарригес; Уошберн, Маргарет Флой (1902). Американский журнал психологии . Вустер: Пресса Оливера Б. Вуда. стр. 284–285.
- ^ Аристотель (1952). Аристотель-Метафизика . Анн-Арбор в мягкой обложке. Перевод Хоуп, Ричард. Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0472060429 .
- ^ Дикинсон, стр. 257-258.
- ^ Jump up to: а б Дикинсон, с. 258.
- ^ Тейлор стр.37
- ^ Дикинсон, стр. 258-259.
- ^ Jump up to: а б Дикинсон, с. 259.
- ^ Дикинсон, стр. 259-260.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я п. 260.
- ^ Вейкарт с. 185.
- ^ Jump up to: а б с Рёль, с. 203.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Дикинсон, с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д Дикинсон, стр. 260–261.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дикинсон, с. 261.
- ^ Дикинсон, стр. 261-262.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дикинсон, с. 262.
- ^ Jump up to: а б с д и Дикинсон, с. 264.
- ^ Вейкарт, с. 285.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дикинсон, с. 263.
- ^ Jump up to: а б Дикинсон, стр. 263–264.
- ^ Дикинсон, стр. 264-265.
- ^ Дикинсон, стр. 264.
- ^ Дикинсон, стр. 265-266.
- ^ Jump up to: а б с Дикинсон, стр. 267.
- ^ Jump up to: а б Дикинсон, с. 267.
- ^ Тейлор стр.38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дикинсон, с. 268.
- ^ Jump up to: а б Дикинсон, стр. 268–269.
- ^ Jump up to: а б с Дикинсон, с. 269.
- ^ Палмер, стр. 254-255.
- ^ Jump up to: а б с Дикинсон, с. 271.
- ^ Jump up to: а б Робинсон, Пол (21 июня 1987 г.). «Женщины, которых они боялись» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Дикинсон, с. 271.
- ^ Дикинсон, стр. 269-271.
- ^ Дикинсон, стр. 269-270.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дикинсон, с. 270.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дикинсон, стр. 272.
- ^ Дикинсон, с. 274.
- ^ Jump up to: а б Дикинсон, стр. 277–278.
- ^ Дикинсон, с. 278.
- ^ Лила Эренфельс, Письмо редактору об авторских правах Али и Нино, в Азербайджанском международном журнале, Vol. 12.4 (зима 2004 г.), стр. 10 и далее. Фотографии.
- ↑ Письмо FAG Schoenberg из Belmont & Co, Friendly House, 21/4 Chiswell Street, Лондон EC1, адвокату Люси Тал, 242 West 76th Street, кв. 12C, Нью-Йорк 10023, 1 июня 1987 г. Коллекция Скала.
- ^ Поле, с. 103.
- ^ Поле, с. 128.
- ^ Поле, с. 348.
- ^ Сандер Гилман , «Фрейд и сексологи» в книге Сандера Л. Гилмана, Ютты Бирмеле, Валери Д. Гринберг, Джея Геллера (ред.), Чтение Фрейда , NYU Press (1995), стр. 64
- ^ Ирис Брюс - Кафка и культурный сионизм: Даты в Палестине , стр. 67
Источники
[ редактировать ]- Дикинсон, Эдвард Росс (май 2002 г.). «Секс, мужественность и «желтая опасность»: Программа Кристиана фон Эренфельса по пересмотру европейского сексуального порядка, 1902–1910». Обзор немецких исследований . 25 (2): 255–284. дои : 10.2307/1432992 . ISSN 0149-7952 . JSTOR 1432992 . ПМИД 20373550 .
- Филд, Джеффри (1981). Евангелист расы: германское видение Хьюстона Стюарта Чемберлена (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231048606 .
- Палмер, Джеймс (7 июня 2011 г.). Кровавый Белый Барон (переиздание, июнь 2011 г.). Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0465022076 .
- Рёль, Джон (1996). Кайзер и его двор: Вильгельм II и правительство Германии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521565042 .
- Тейлор, Энн (февраль 1988 г.). «Немецкий радикальный феминизм и евгеника, 1900-1908». Обзор немецких исследований . 11 (1): 31–56. дои : 10.2307/1430833 . ISSN 0149-7952 . JSTOR 1430833 .
- Вейкарт, Ричард (май 2003 г.). «Прогресс через расовое истребление: социальный дарвинизм, евгеника и пацифизм в Германии, 1860-1918». Обзор немецких исследований . 26 (2): 273–294. дои : 10.2307/1433326 . ISSN 0149-7952 . JSTOR 1433326 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейнхард Фабиан (ред.) — Философские сочинения . Philosophia-Verlag, Мюнхен и Вена, 1990 (4 тома: 1. Теория ценностей. (1982), 2. Эстетика. (1986), 3. Психология, этика, эпистемология. (1988), 4. Метафизика. (1990))
- Рейнхард Фабиан — Кристиан фон Эренфельс: жизнь и творчество . Издания Родопи, Амстердам, 1986 г., ISBN 978-90-6203-856-5
- Петра Геринг : «Мужественный фактор. Сексуальная наука Кристиана фон Эренфельса». В: Журнал истории идей (III, 2, страницы 40–51), 2009 г.
- Рихард Мейстер : «Эренфельс, христианский барон фон». В: Новая немецкая биография , Duncker & Humblot, Берлин, 1959 г. (том 4, стр. 352f.)
- Барри Смит - австрийская философия. Наследие Франца Брентано , Чикаго: Открытый суд, 1996 г. (главы 8 и 9, стр. 255 и далее).
- Барри Смит - Брентано и Кафка В: Axiomathes , 8 (1997), 83–104.
- Фолькмар Сигуш : История сексуальной науки , Кампус, Франкфурт / Нью-Йорк, 2008 г., ISBN 978-3-593-38575-4 (стр. 327–343)
- Фолькмар Сигуш и Гюнтер Грау (ред.), Персональная энциклопедия исследований сексуальности , кампус Франкфурт / Нью-Йорк: 2009, ISBN 978-3-593-39049-9 (стр. 119–125)
- «Эренфельс Кристиан о. фон». В: Австрийский биографический лексикон 1815–1950 гг., Изданный Австрийской академией наук, Вена, 1957 г. (том 1, стр. 226f.)