Школа Граца
Школа Граца ( нем . Grazer Schule ), также Школа Мейнонга , [1] Факультет экспериментальной психологии и теории объектов возглавил Алексиус Мейнонг , который был профессором и заведующим кафедрой философии в Университете Граца , где в 1894 году он основал Психологический институт Граца (Grazer Psychologische Institut). Феноменологическая психология и философская семантика Грацской школы достигли важных успехов. в философии и психологической науке. [2]
История
[ редактировать ]Мейнонг разработал Грацскую школу при содействии своих учеников Кристиана фон Эренфельса (основателя гештальт- психологии ) и Алоиса Хёфлера . [3] Однако рост его теории произошел позже, когда он начал преподавать и проводить исследования в Граце, где он получал вклад от студентов, которые позже также стали его философскими преемниками. [3] Мейнонг и эти протеже – особенно их работы по феноменологической психологии и философской семантике – добились успехов во всех основных областях философии и психологической науки. [2] Среди учеников Мейнонга были Фриц Хайдер , Стефан Витасек , Витторио Бенусси , Рудольф Амеседер , Конрад Зиндлер , Вильгельм Мария Франкл , Эдуард Мартинак , Эрнст Малли , Стено Тедески и Франц Вебер . [4] Ранние ученики Мейнонга — фон Эренфельс (основатель гештальт- психологии ), Хёфлер, Адальберт Мейнгаст и Антон Эльзельт-Ньюин — могут считаться частью этой школы. Помощь этих студентов позволила Мейнонгу еще больше усовершенствовать его теории, такие как теория объектов. [5]
Школа Граца также сыграла важную роль в теории гештальта, поскольку модель познания Менионга стала важной исследовательской основой гештальт-восприятия. [6] Школа Граца была частью более широкого движения австрийского реализма . [7]
Теории
[ редактировать ]Школа Граца разработала большую часть теорий Мейнонга, которые охватывали различные темы, такие как философская психология, метафизика, семантика и философия языка, теория доказательств, возможности и вероятности, теория ценностей, а также анализ эмоций, воображения и абстракции. [8] Школа известна своей объектной теорией и теорией разума. [5] Важным фундаментом школы Граца является позиция Мейнонга о том, что психология является частью философии, где первая (особенно описательная психология) считается фундаментальной дисциплиной, а вторая представляет собой «целую группу наук». [5] Он также охватывал такие идеи Брентано, как эмпиристская методология научной философии, тезис интенциональности и цель развития интенционалистской философии факта и ценности. [9]
Теория объектов
[ редактировать ]Объектная теория школы Граца впервые возникла в работе Мейнонга « О предположениях» , опубликованной в 1902 году. [10]
Эстетика
[ редактировать ]Признано, что Витасек и Бенусси помогали Мейнонгу в его философских исследованиях и внесли свой вклад в развитие школы Граца. [5] Разработка концепции эстетической ценности в Грацской школе принадлежит Витасеку. [9] Сам Мейнонг в своих исследованиях не уделял внимания этой области, несмотря на свой интерес к искусству. [9] Эта тема обсуждалась в 400-страничной книге под названием « Grundzuge der allgemeinen Asthetik» , в которой, согласно мейнонгианскому подходу, рассматривались проблемы, с которыми эстетическая теория, как ожидается, столкнется в свое время. Это включало оценку мейнонгианской теории эстетического наслаждения и ее связи с психологией чувственного опыта эстетических объектов. [11]
См. также
[ редактировать ]- Берлинская школа экспериментальной психологии, основанная Карлом Штумпфом.
- Школа Брентано
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лилиана Альбертацци, Дейл Жакетт, Школа Алексиуса Мейнонга , Routledge, 2017, стр. 3.
- ^ Jump up to: а б Альбертацци, Лилиана; Либарди, Массимо; Поли, Роберто (1995). Школа Франца Брентано . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. п. 133. ИСБН 9780792337669 .
- ^ Jump up to: а б Грассль, Вольфганг; Смит, Барри (2010). Австрийская экономика (возрождение Рутледжа): исторические и философские предпосылки . Лондон и Сидней: Крум Хелм. п. 49. ИСБН 0709938330 .
- ^ Альбертацци, Л.; Либарди, М.; Поли, Р. (1996). Школа Франца Брентано . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. п. 133. ИСБН 0792337662 .
- ^ Jump up to: а б с д Девальк, Арно; Распа, Венанцио (2019). Психологические темы в школе Алексиуса Мейнонга . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. стр. 1–2. ISBN 978-3-11-066251-1 .
- ^ Эш, Митчелл Г. (1998). Гештальт-психология в немецкой культуре, 1890-1967: Холизм и поиск объективности . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 93. ИСБН 0521475406 .
- ^ Теория гештальта: Официальный журнал Общества гештальт-теории и ее приложений (GTA) , 22 , Steinkopff, 2000, с. 94: «Внимание варьировалось между континентальной феноменологией (поздний Гуссерль, Мерло-Понти) и австрийским реализмом (Брентано, Мейнонг, Бенусси, ранний Гуссерль)».
- ^ Альбертацци, Лилиана; Либарди, Массимо; Поли, Роберто (2013). Школа Франца Брентано . Springer Science & Business Media. ISBN 978-94-015-8676-4 .
- ^ Jump up to: а б с Жакетт, Дейл (13 июля 2015 г.). Алексиус Мейнонг, Пастырь небытия . Гейдельберг: Спрингер. стр. 9, 330. ISBN. 9783319180748 .
- ^ О'Хир, Энтони (1999). Немецкая философия после Канта . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 123. ИСБН 978-0-521-66782-1 .
- ^ Распа, Венанцио (2010). Эстетика Грацской школы . Франкфурт: Вальтер де Грюйтер. п. 54. ИСБН 9783868380767 .