Третий глаз (книга Рампы)
![]() | |
Автор | Лобсанг Рампа |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Автобиография |
Издатель | Секер и Варбург |
Дата публикации | 1956 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 256 стр. |
ISBN | 978-0-345-34038-2 |
ОКЛК | 2080609 |
«Третий глаз» — книга, опубликованная издательством Secker & Warburg в ноябре 1956 года. Первоначально утверждалось, что книгу написал тибетский монах по имени Лобсанг Рампа . В ходе расследования автором оказался некий Сирил Генри Хоскин (1910–1981), сын британского сантехника, который утверждал, что в его теле вселился дух тибетского монаха по имени Тьюсдей Лобсанг Рампа. Книга считается подделкой . [ 1 ] [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]История «Третьего глаза» начинается в Тибете во времена правления 13-го Далай-ламы . Вторник Лобсанг Рампа, сын аристократа из Лхасы , начинает изучать богословие и вскоре получает признание за свои выдающиеся способности. Вступая в подростковый возраст, молодой Рампа совершает все более сложные подвиги, пока его не признают важнейшим активом для будущего независимого Тибета. Тибетские ламы предсказывали будущее, в котором Китай попытается восстановить свою власть, и Рампу прооперировали, чтобы помочь ему сохранить свою страну. глаз , третий В его лбу просверлен позволяющий ему видеть человеческие ауры и определять скрытые мотивы людей.
Своим третьим глазом Рампа может служить помощником при дворе Далай-ламы и шпионить за посетителями двора по мере их приема. Среди посетителей, за которыми шпионит Рампа, - ученый сэр Чарльз Альфред Белл, которого Рампа считает наивным, но доброжелательным. Напротив, Рампа и другие уверены, что китайские посетители гнусны и вскоре попытаются принести Тибету завоевание и разрушение. Тогда Тибет должен подготовиться к вторжению. По сюжету Рампа встречает йети , а в конце книги встречает мумифицированное тело, которое было им в более раннем воплощении. Он также принимает участие в церемонии инициации, в которой узнает, что в ранней истории планета Земля была поражена другой планетой, в результате чего Тибет стал горным царством, которым он является сегодня. Популярность книги привела к появлению двух продолжений: «Доктор из Лхасы» и «История Рампы» , а всего Лобсанг Рампа написал двадцать книг. [ 3 ]
Споры
[ редактировать ]Хотя автор утверждает, что это подлинная автобиография образования Рампы как монаха, родившегося в Тибете , акцент в книге на оккультизме заставил ученых усомниться в ее происхождении. В книгу включено описание хирургической операции, похожей на трепанацию , при которой третий глаз Рампе сверлят якобы с целью усиления его экстрасенсорных способностей. После того, как книга стала бестселлером, за первые два года было продано 500 000 экземпляров. [ 3 ] Генрих Харрер , исследователь и тибетолог, нанял частного детектива Клиффорда Берджесса для расследования биографии автора. [ 4 ] В феврале 1958 года результаты расследования были опубликованы в газете Daily Mail . Автором книги оказался человек по имени Сирил Генри Хоскин, родом из Плимптона в Девоне и сын сантехника. Хоскин никогда не был в Тибете и не говорил по-тибетски. В интервью британской прессе Хоскин (который официально изменил свое имя на Карл Куон Со в 1948 году) признал, что написал книгу. 1960 года он утверждал, В своей книге «История Рампы» что его тело было захвачено духом тибетского монаха после того, как он упал с яблони в саду его дома. Хоскин всегда утверждал, что его книги — правдивые истории, и отвергал любые предположения о мистификации. [ 5 ]
Ответы
[ редактировать ]Хотя недоброжелатели считают эту книгу мифом, созданным Сирилом Хоскином, « Третий глаз» и его продолжения остаются самыми популярными публикациями, утверждающими, что они представляют жизнь в Тибете. Отвержение книги как выдумки учеными не подорвало ее популярность, несмотря на отсутствие записей о когда-либо жившем Рампе и описание событий, которых нет в стандартной литературе, описывающей жизнь в тибетском монастыре. В статье в The Observer в мае 2020 года Дэвид Брэмвелл отметил: «История не должна судить Рампу, умершего в 1981 году, слишком строго. Многие ведущие тибетологи признают, что он направил их на их путь, а Далай-лама признал роль Рампы в привлечении внимания к бедственному положению своей страны». [ 3 ]
Гордон Стейн в «Энциклопедии мистификаций» (1993) написал:
Когда тибетские учёные исследовали «Третий глаз» , они заметили ряд очевидных ошибок. Например, Тибетское нагорье находится не на высоте 24 000 футов, а на высоте 14 000 футов... Также его заявление о том, что ученики должны запоминать каждую страницу Кангьюра ( или Бках Хюгур ), чтобы пройти тест, является ложным. Эту книгу буддийских сутр не только не заучивают наизусть, ее даже не читают ученики. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Япп, Ник. (1993). Мистификаторы и их жертвы . Робсон. стр. 140-166. ISBN 978-0860517818
- ^ Доден, Тьерри. (1996). Воображая Тибет: восприятия, прогнозы и фантазии . Публикации мудрости. стр. 196-200. ISBN 978-0861711918
- ^ Перейти обратно: а б с Брамуэлл, Дэвид (17 мая 2020 г.). «Тибетский лама, который на самом деле был водопроводчиком из Девона» . Наблюдатель . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Тибболлс, Джефф. (2006). Величайшие мистификации мира . Барнс и Ноубл. стр. 27-29. ISBN 978-0760782224 «Ряд тибетских ученых, в том числе исследователь Генрих Харрер, который лично обучал Далай-ламу, по-прежнему убеждены, что книга была чистым вымыслом и содержала определенные утверждения, несовместимые с буддийскими верованиями. Поэтому они наняли частного детектива. Клиффорд Бёрджесс углубится в предысторию произошедшего во вторник Лобсанга Рампы. Берджесс придумал Сирила. Хоскинс, человек, который никогда не был рядом с Тибетом, не имел никаких реальных знаний ни о языке страны, ни даже о буддизме, и, конечно же, ему никогда не просверливали дыру во лбу. Любой опыт был почерпнут из чтения книг в лондонских библиотеках».
- ^ Ньюнхэм, Ричард (1991). Книга рекордов Гиннеса по фейкам, мошенничеству и подлогам . Гиннесс. ISBN 0851129757 .
- ^ Штейн, Гордон . (1993). Энциклопедия мистификаций . Группа Гейл. стр. 5-6. ISBN 0-8103-8414-0
- Лопес, Дональд С. младший. Узники Шангри-Лос-Анджелес: тибетский буддизм и Запад», ISBN 0-226-49311-3 обсуждает влияние «Третьего глаза» на интерес Запада к буддизму.
- Бозе, Алекс. « Третий глаз ».