друг Сэмюэля
Самуэль Фройнд (родился 24 сентября 1868 года в Гляйвице ; умер 28 июня 1939 года в Ганновере ) был старшим раввином Ганновера и ландраббинером немецкой земли Нижняя Саксония .

Жизнь
[ редактировать ]Сын бизнесмена Исидора Фройнда и его жены Цецилии, Самуэль Фройнд изучал философию в Университете Бреслау с 1887 по 1890 год, а также завершил свое раввинское образование в Еврейской теологической семинарии Бреслау. Фройнд продолжил свое обучение философии в Гейдельбергском университете , где он получил докторскую степень в 1892 году. Фройнд служил раввином в небольших общинах в Чарникау, а затем в Острово, где он встретил и женился на Минне Фейльхенфельд.
В 1907 году Самуэль Фройнд занял должность младшего раввина Ганновера, где он руководил религиозными школами. Романская синагога в центре Ганновера служила центром еврейской общины города. [ 1 ] Здание , спроектированное Эдвином Опплером из Ганноверской архитектурной школы и завершенное в 1870 году, стало первой большой отдельно стоящей синагогой в Германии. [ 2 ]


Во время Первой мировой войны Фройнд записался в армию и служил священнослужителем в немецких боевых частях. Вернувшись с войны в 1918 году, Самуэль Фройнд занял должность старшего раввина Ганновера. [ 3 ]
Дело Эккарта
[ редактировать ]
В 1921 году Самуэль Фройнд сыграл ведущую роль в реакции немецкой еврейской общины на антисемитские обвинения Дитриха Эккарта , редактора Auf Gut Deutsch. Эккарт, стремясь распространить клевету о том, что евреи не участвовали в военных действиях Германии во время Первой мировой войны, предложил премию в 1000 марок за доказательство того, что даже одна еврейская семья отправила трех сыновей в армию, чтобы сражаться более трех недель. .
«Раввин Фройнд из Ганновера немедленно дал ему список из двадцати семей из его общины, которые отправили троих сыновей в окопы на три недели и более. Доктор Фройнд также представил список из 50 семей из разных общин, некоторые из которых отправили по семь и более человек. восемь сыновей погибли в окопах и потеряли трех сыновей на службе своей стране». [ 4 ]
Эккарт отказался платить 1000 марок. Патриотическая лига еврейских ветеранов-фронтовиков подала против него иск, который в 1924 году выиграл. Эккарт выполнил приказ немецкого суда выплатить 1000 марок группе еврейских ветеранов.
сельский раввин
[ редактировать ]В 1924 году, продолжая свою работу в качестве местного раввина, Самуэль Фройнд стал ландраббинером Ганновера. Ландраббинеры избирались общинами, которые они представляли, но они были государственными должностными лицами и не могли быть отстранены от должности без согласия правительства Германии. В частности, ландраббинеру Ганновера было поручено контролировать всех финансируемых государством служащих, работающих в синагогах, еврейских школах и еврейских благотворительных учреждениях по всей немецкой земле Нижняя Саксония. [ 5 ] Самуэль Фройнд был последним, кто когда-либо занимал должность ганноверского ландраббинера , и оставался ландраббинером до своей смерти.
Фройнд был не просто офицером Ландраббината Ганновера , но и студентом этого учреждения. В 1937 году Фройнд опубликовал «Четверть тысячелетия Ганноверского ландраббината, 1687–1937: к 250-летию его оправдания» — 20-страничную брошюру, посвященную истории и обоснованию существования этой должности. [ 6 ]
Во времена Фрейнда в качестве раввина и ландраббинера еврейское население Ганновера достигло своего пика в 5521 человек (1925 г.). [ 7 ] что сделало еврейскую общину Ганновера десятой по величине в Германии.
Либеральный иудаизм, немецкий патриотизм и сионизм
[ редактировать ]
Фройнд был раввином либеральной еврейской традиции. К концу XIX века большинство евреев в Германии были членами либеральных или неоортодоксальных общин. Либеральный иудаизм в Германии представлял собой развивающуюся форму еврейского обряда, отличавшуюся от немецкого неоортодоксального иудаизма использованием канторов, смешанным (мужским и женским) размещением, немецкоязычными сегментами службы и общим текстом, используемым общиной для молитвы. Более того, либеральный иудаизм отвергал (в то время как неоортодоксы принимали) верховенство раввинских судов над светскими законами Германии. Многие либеральные евреи сражались на стороне Германии в Первой мировой войне и подчеркивали совместимость иудаизма с немецким патриотизмом. Либеральные евреи также имели тенденцию одеваться, как и другие граждане Германии. Обе традиции подчеркивали религиозные и культурные аспекты иудаизма, отвергая при этом любые утверждения о еврейском национализме (также известном как сионизм ). [ 8 ]
Самуэль Фройнд, как немец-патриот, выступал против сионистского движения, набиравшего силу в Германии в 1920-е годы. Немецкие сионисты рассматривали иудаизм в первую очередь как национальную идентичность, хотя и не имеющую физической страны, которую можно было бы назвать своим домом. По мнению немецких сионистских лидеров, логически и психологически невозможно быть одновременно евреем и истинным членом какой-либо другой нации. Они рассматривали эмиграцию в Палестину и создание там еврейского государства как единственное долгосрочное решение проблемы антисемитизма и единственный способ для евреев по-настоящему принадлежать к нации. [ 9 ]
Мнения внутри семьи Фрейнд также разошлись. Двое из трех взрослых детей Сэмюэля Фрейнда — Эдуард и Лиза — переехали в Палестину в середине 1930-х годов (Юлиус, младший брат, переехал в 1938 году в южную Калифорнию). Самуэль Фройнд дважды навещал своих детей в Палестине, последний раз в 1937 году. Каждый раз Фройнд предпочитал вернуться в свою общину в Германии.
Хрустальная ночь и уничтожение еврейской общины Ганновера
[ редактировать ]Нацистские военизированные формирования сожгли, а затем взорвали синагогу Ганновера 9 ноября 1938 года, в Хрустальную ночь , превратив ее в руины. [ 10 ] Той ночью нацистские власти также арестовали младшего раввина Ганновера Эмиля Шорша и отправили его в концентрационный лагерь Бухенвальд. Позднее власти Германии предъявили офису Фрейнда счет на сумму 26 000 рейхсмарок (текущий эквивалент 150 000 долларов США) на расходы по сносу и уборке синагоги. [ 11 ]
Самуэль Фройнд провел последние шесть месяцев своей жизни, заботясь о своей пастве и пытаясь обеспечить выезд из Германии для себя и своей жены. Здоровье Фрейнда было плохим, и в конце июня 1939 года он умер от сердечной недостаточности и был похоронен на еврейском кладбище на Странгриде в Ганновере.
В декабре 1941 года нацисты всерьез начали отправлять всех евреев Ганновера в концентрационные лагеря. [ 12 ] Жена Сэмюэля Фройнда, Минна, была отправлена в Терезиенштадт 23 июля 1942 года.
Мемориал убитым евреям Ганновера , построенный в 1994 году, содержит имена 1935 ганноверских евреев, погибших во время Холокоста. [ 13 ] 454-е имя на мемориале - Минна Фройнд. Она была убита нацистами в Минске .
Город Ганновер назвал улицу Freundallee в честь Самуэля Фройнда. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Разрушенные немецкие синагоги и общины: Ганновер, http://germansynagogues.com/index.php/synagogues-and-communities?pid=59&sid=611:hanover
- ^ Синагоги Европы: архитектура, история, значение , Кэрол Херсель Крински, Courier Corporation, 1985, стр.312
- ↑ Раввины в Германской империи, 1871–1945, Михаэль Броке и Юлиус Карлебах (ред.), Вальтер де Грюйтер, 2009 г.
- ^ «Евреи в мировой войне: исследование еврейского патриотизма и героизма», Бернар Посталь, в «Еврейском ветеране» , ноябрь 1938 г., стр. 13.
- ^ Энциклопедия иудаики: Ландраббинер, http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0012_0_11843.html
- ^ Четверть тысячелетия сельского раввината Ганновера, 1687–1937: представлено к 250-летию со дня его основания, Синагогическая община, Ганновер, 1937 г.
- ^ Разрушенные немецкие синагоги и общины: Ганновер, http://germansynagogues.com/index.php/synagogues-and-communities?pid=59&sid=611:hanover
- ^ «Евреи в Веймарской Германии», Дональд Л. Невик, Издательство государственного университета Луизианы, 1980
- ^ Евреи в Веймарской Германии , Дональд Л. Невик, Издательство государственного университета Луизианы, 1980, стр.126
- ^ Энциклопедия иудаики, Ганновер, http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0008_0_08378.html
- ^ Разрушенные немецкие синагоги и общины: Ганновер, http://germansynagogues.com/index.php/about-us.
- ^ Энциклопедия иудаики: Ганновер, http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0008_0_08378.html
- ^ Информационный портал европейских памятников памяти - Мемориал убитым евреям Ганновера http://www.memorialmuseums.org/staettens/druck/1477
- ^ «Фройндале» .