Jump to content

Ганноверская школа архитектуры

Кюнстлерхаус . (Дом художника) в Ганновере
Церковь Христа в Ганновере
Мюнцбург Гамбурге в - Клостертор
Замок Мариенбург недалеко от Ганновера
Старая ратуша в Ганновере
Здание суда в Любеке

Ганноверская архитектурная школа или Ганноверская школа школа — архитектурная , популярная в Северной Германии во второй половине 19 века, характеризующаяся отходом от классицизма и необарокко и отличающаяся поворотом к неоготике . Его основатель, архитектор Конрад Вильгельм Хазе, спроектировал почти 80 новых церковных зданий и только более 60 гражданских зданий. Кроме того, Хазе в течение 45 лет преподавал в Политехническом университете в Ганновере и обучил около 1000 штатных архитекторов, многие из которых переняли его принципы стиля. [ 1 ] : 11 

девятнадцатого века Растущая индустриализация Германии способствовала развитию Ганноверской школы, особенно в городских районах, где быстро растущее население привело к большому спросу на новые дома, школы и больницы. [ 1 ] : 188, 275  Расширение железнодорожной сети требовало новых построек, таких как здания станций и компаний, а новые промышленные корпорации строили впечатляющие заводские сооружения, отражавшие их экономическое значение. [ 2 ] В самом Ганновере в период с 1850-х годов по начало 20-го века было построено множество крупных муниципальных церквей, школ и фабрик, а также несколько тысяч жилых домов. [ 1 ] : 9  Стилистически эти здания отличались неоштукатуренными кирпичными фасадами, которые воспринимались как «честные». [ 1 ] : 169  Внутреннюю функцию фабричных зданий уже можно было узнать по внешней форме здания. [ 1 ] : 315  В орнаменте экстерьера использован ряд элементов оформления: ступенчатые фронтоны с навершиями, резной камень, декоративно поставленный кирпич с глазурованной поверхностью, заимствованный из средневековых церковных построек. [ 1 ] : 442 

В течение долгого времени после Второй мировой войны, во время которой большинство крупных немецких городов подверглись сильным бомбардировкам, оставшиеся здания, особенно в Ганновере, не вызывали особого интереса к сохранению памятников. Масштабные преобразования и превращение Ганновера в город, дружелюбный к автомобилям, привели к многочисленным сносам зданий. [ 3 ] : 234 

Термин «Ганноверская школа архитектуры», вероятно, впервые появился в 1882 году у Теодора Унгера. [ 4 ] : 107  [ 5 ] В то время, однако, этот термин также относился к ранее популярному Rundbogenstil («стилю с круглыми арками» или стилю романского возрождения) и зданиям, сформированным под влиянием Хазе. Лишь позднее к «классической» Ганноверской школе стали относиться только здания, спроектированные по учению Хазе. [ 6 ] : 95 

Происхождение

[ редактировать ]

Ганноверской школе предшествовала фаза Рундбогенстиля , продолжавшаяся примерно с 1835 по 1865 год. Это течение также было проявлением историзма; то есть возрождение и рекомбинация элементов старых стилей архитектуры. Ганноверская линия Рундбогенстиля была широко распространена не только в самом городе, но и в Ганноверском королевстве . Можно выделить две его ветви: (1) «стиль Трамма» (Tramm-stil), разработанный придворным советником Кристианом Генрихом Траммом , характеризующийся посохами и башнями с угловыми столбами, и (2) стиль, основанный градостроителем Августом Генрихом Андреэ. с объемной кирпичной кладкой. [ 1 ] : 10–11 

Ганноверской церкви Главный строитель консисториальной церкви и профессор архитектуры Конрад Вильгельм Хазе (1818–1902) примерно с 1853 года взял на вооружение вариант Рундбогенстиля Андреа и на его основе разработал формальные словари Ганноверской школы. [ 1 ] : 11  Стоит отметить, что архитектурная теория берлинца Карла , Фридриха Шинкеля «Шинкельшуле» в Бауакадемии , не имела здесь никакого влияния. [ 6 ] : 93  После переходного периода Ганноверская школа образовалась независимо примерно в 1860 году. Ее расцвет длился примерно до 1900 года; в исключительных случаях оно применялось до начала Первой мировой войны и распространялось на север Германии, а также в определенной степени за границу. [ 1 ] : 11 

Ульрика Фабер-Херманн заметила в 1989 году, что «внешний вид Ганноверской школы можно описать по определенным характеристикам», но точное «определение» остается расплывчатым, отчасти потому, что на момент ее создания стиль был «многослойным». Например, в 1882 году архитектор Ганноверской школы Теодор Унгер использовал как Рундбогенстиль, так и готические формы Хазе. По мнению Фабера-Германа, только последние впоследствии были связаны с концепцией Ганноверской школы. При ближайшем рассмотрении многие ученики Хасэ не позволяют себя охарактеризовать как строгие представители этой школы, и лишь несколько зданий, отнесенных к Ганноверской школе, на самом деле являются точными классическими образцами творчества ее дизайнеров. [ 6 ] : 95 

Проектная работа Конрада Вильгельма Хазе стала движущей силой Ганноверской школы, чему способствовала преподавательская должность Хазе в Техническом университете в Ганновере (до 1879 года он все еще назывался Ганноверской политехнической школой), что, очевидно, обеспечивало распространение его идей. С 1849 по 1894 год его преподавательская деятельность включала, среди прочего, такие предметы, как проектирование общественных и частных зданий, сакральная архитектура, формальные теории средневековой архитектуры и орнамент. [ 1 ] : 11  Хазе пытался в своем творчестве отойти от классицизма, представленного Георгом Людвигом Фридрихом Лавесом , а также от тенденций необарокко, заимствованных из Франции, в пользу средневековых форм, которые он считал стилистически чистыми. Большое влияние на Хазе оказал архитектор Фридрих фон Гертнер , преподававший в Вене , своей позицией о том, что в качестве основного строительного материала следует использовать неоштукатуренный камень (иначе называемое «чистым строительством»). [ 6 ] : 93  За 45 лет преподавания Хазе в университете около 35 000 студентов обучались по архитектурным предметам, из которых только около 1000 завершили программу обучения по архитектуре и, таким образом, могут считаться прямыми учениками Хазе - все еще впечатляющее число. [ 1 ] : 11  Ганноверское обучение архитектуре пользовалось межрегиональным признанием, так что студенты приезжали со всей северной Германии, а также из Америки , Англии , Нидерландов и особенно из Норвегии . Преемник Хазе в университете Карл Морманн продолжал программу готического возрождения своего предшественника до 1924 года. [ 1 ] : 11 

Роль железной дороги

[ редактировать ]

Изобретение железной дороги имело решающее значение для индустриализации девятнадцатого века. [ 2 ] : 4–5  В Нижней Саксонии развитие железнодорожной сети и формирование Ганноверской школы совпадали на протяжении нескольких десятилетий. Многие архитекторы, придерживавшиеся этого архитектурного стиля, также принимали активное участие в строительстве железных дорог, в том числе Хасэ и некоторые из его сотрудников.

Железная дорога способствовала быстрой перевозке товаров и людей, открыла сельские регионы для развития и обеспечила сильную экономику. [ 2 ] : 4–5  Первоначально экономика играла важную роль, и грузовые перевозки пользовались большим интересом, прежде чем несколько лет спустя пассажирские перевозки стали более важными. [ 7 ] : 16  Технические инновации, исходящие от железной дороги, также оказали влияние на искусство и архитектуру, а также определили развитие деревень и городов. Во многих местах станции сами формировали городской пейзаж. В Нижней Саксонии после 1850 года при проектировании станций отдавалось предпочтение кирпичному строительству. [ 2 ] : 4–5  После поездки по Германии в 1857 году британский архитектор Джордж Гилберт Скотт выразил свою признательность: «Лучшие достижения железнодорожной архитектуры, которые я видел, находятся на ганноверских линиях». [ 8 ] К этому моменту развитие железной дороги в Нижней Саксонии уже было хорошо налажено, поскольку первый участок, маршрут от Брауншвейга до Вольфенбюттеля , начал работу в конце 1838 года. [ 2 ] : 16  К 1880 году все наиболее важные линии были построены, а в последующие десятилетия были построены только дополнительные подающие и второстепенные железные дороги. [ 2 ] : 21 

Ученые из Института истории строительства и искусства Ганноверского университета выявили в общей сложности 480 зданий в Нижней Саксонии в начале 1980-х годов, которые они классифицировали как «научно примечательные». [ 7 ] : 10–11  Помимо основных пассажирских железнодорожных депо, они также осмотрели другие вспомогательные железнодорожные сооружения, такие как сигнальные будки, ремонтные цеха, почтовые здания и железнодорожные жилые помещения. Их исследование выявило различные архитектурные «этапы развития стиля», в соответствии с которыми проектировались здания. Согласно описи, опубликованной в 1983 году, «независимый язык дизайна, основанный на стиле круглых арок Ганноверской школы», развивался с 1852 по 1865 год, в то время как в течение следующих двух десятилетий неоготика Ганноверской школы применялась «нерегулярно». " [ 7 ] : 10  Согласно этому исследованию, многие инновации имели место в области «малой архитектуры» – то есть второстепенных станций, а также в структурах первого поколения, которые позже были заменены более крупными зданиями-преемниками (например, станции в Ганновере, Ильцен или Ольденбург ). Нововведения касались архитектуры, а также городского планирования и технологий. [ 2 ] : 5 

Многие железнодорожные станции в стиле готического возрождения были построены вдоль Hannöversche Südbahn от Ганновера до Геттингена . Маршрут был запланирован еще в 1845 году, но его завершение было отложено из-за неопределенной политической ситуации перед революцией 1848 года . [ 7 ] : 19  Первый участок, от Ганновера до Альфельда , был открыт в мае 1853 года, а участок до Геттингена последовал год спустя. Хазе было поручено спроектировать многие из этих зданий, предположительно в сотрудничестве с Юлиусом Рашем и Адольфом Функом . Стилистически эти здания демонстрируют переход от Рундбогенстиля к Ганноверской школе, особенно такие сооружения, как главное здание вокзала в Зарштедте 1855 года. Кирпичное здание, окрашенное сегодня, разделено по вертикали лизенами. В его средней поперечной части использован глухой фронтон, оформленный по линии крыши. [ 7 ] : 96  Другие станции Хазе на этом маршруте можно найти в Нордштеммене (1858–1860 гг.), Эльце (1855 г.), Айнбеке (затем Зальцдерхельдене, 1855 г.) и Геттингене (1855 г.). В Бантельне и Фредене станции демонстрируют элементы Рундбогенстиля, но, вероятно, были построены только между 1865 и 1870 годами. [ 7 ] : 97–105 

Современный прием

[ редактировать ]
Архитектурный путеводитель Теодора Унгера по Ганноверу, 1882 год, в котором здания Ганноверской школы впервые упоминаются как единое целое.

В 1882 году Теодор Унгер опубликовал первую подробную презентацию зданий Ганноверской школы. Он появился в первом архитектурном путеводителе города — «Ганновер: Führer durch die Stadt und ihre Bauten» («Ганновер: Путеводитель по городу и его зданиям») — и представлял собой сопоставление ганноверской школы с ганноверскими постройками эпохи Возрождения. Унгер засвидетельствовал, что новый стиль придал городу «весьма характерный и интересный внешний вид». Его сторонники видели в Ганноверской школе «универсальный стиль», который необходимо было использовать для всех типов зданий, от церквей до зданий светского и пешеходного назначения. Из-за этого далеко идущего утверждения было также много критических голосов и отказов, о которых Унгер также обратился в своей публикации.

В архитектурном путеводителе Унгера берлинский архитектор Хуберт Штир , недавно спроектировавший Центральный вокзал Ганновера , также прокомментировал «здания эпохи Возрождения» в Ганновере. Он причислял к этим «художественно замечательным» монументальным и частным зданиям, для строительства которых были использованы «настоящие материалы» в стремлении к «подлинной монументальности». Здания отражают средневековые отголоски и выделяются как «выгодные» по сравнению с другими современными постройками. Оба критика, Унгер и Штир, судили о Ганноверской школе с определенной дистанции: Унгер принадлежал к Венской школе вокруг Фридриха фон Шмидта , а Штир принадлежал к Берлинской школе .

Сторонники школы

[ редактировать ]

Во время преподавания в Ганновера Политехнической школе Конрад Вильгельм Хазе подготовил около 1000 штатных архитекторов. Некоторые из его студентов поддерживают Хасе в университете и представляют учение неоготики в качестве его ассистентов или профессоров и частных лекторов. В эти кружки входили Вильгельм Люер (с 1858 г.), Артур Шредер (с 1869 г.), Вернер Шух (с 1872 г.), Макс Кольде (с 1883 г.), Густав Шёнермарк (с 1885 г.), Теодор Шлибен (с 1890 г.) и Эдуард Шлёбке (с 1895 г.). ). После ухода Хазе из Технического университета его сменил Карл Морманн , который продолжал продолжать преподавательскую деятельность своего предшественника в частично измененной форме до 1924 года. [ 1 ] : 11  Помимо университета, ученики Хасе также преподавали в Ганноверской школе прикладных искусств ( Отто Болльвег , [ 1 ] : 519  [ 1 ] : 529  Адольф Нартен , [ 1 ] : 553  и Герман Нартен [ 1 ] : 553  ). Многие студенты также работали в строительных училищах , например, в Baugewerkschule Eckernförde (Эрих Аполант, в Гамбурге ( Хуго Гроотофф ) или в Нинбурге (Отто Бланке, Вильгельм Шульц). В важном первом северогерманском строительном училище в Хольцминдене было кружок поклонников Хазе с Lehrerverein Kunstclubb в 1860-х годах, стремившихся распространить Ганноверскую школу ( Карл Шефер ). [ 1 ] : 561 

Важные участники

[ редактировать ]
  • Людвиг Дросте (1814–1875): Дросте учился у Гертнера в Мюнхене и сначала работал частным архитектором в Мангейме, а затем был приведен к присяге в качестве городского строителя в Ганновере в 1849 году. Вместе с другими он основал Architekten- und Ingenieur-Verein. Ганновер (Ганноверская ассоциация архитекторов и инженеров). Дросте считается представителем стиля круглой арки ; его работы в Ганновере включают Kaiser-Wilhelm- und Ratsgymnasium Hannover (Lyceum) на Georgsplatz, реставрацию Marktkirche, Packhof, входного здания кладбища Engesohder и нескольких других школьных зданий (Bürgerschule, Am Clevertore; Höhere Töchterschule, Am Грабен; Штадттохтершуле, Ам Эги). [ 1 ] : 522 
  • Конрад Вильгельм Хазе (1818-1902):
    Конрад Вильгельм Хазе
    Хазе сначала учился в Политехнической школе Ганновера (позже университет), затем в Геттингенском университете, к которому присоединился ученичество по каменщику. Прежде чем начать свое 45-летнее преподавание в Ганноверском университете в 1849 году, Хасэ работал в Королевском управлении ганноверских железных дорог . За время работы преподавателем университета он получил звания строительного инспектора (1852 г.), строительного советника (1858 г.) и профессора (1878 г.). Основатель Ганноверской школы также был по совместительству чиновником консистории Евангелистско-лютеранской Ландескирхе Ганновера (протестантской лютеранской государственной церкви Ганновера) и почетным гражданином Айнбека и Хильдесхайма. К периоду 1848-52 годов конструкции Хасе можно отнести к стилю круглых арок , после чего он представлял различные тенденции неоготики в 1853-59 годах, а затем с 1859 года тренировал свой личный стиль неоготики. За свою жизнь Хазе создал большое количество самых разных зданий на значительной территории северной Германии. Некоторые примеры: Christuskirche Hannover, katholische Kirche Peine, Erlöserkirche Hannover, Apostelkirche Hannover, пристройка башни Мартинскирхе Линден (сегодня Ганновер), пристройка Старой ратуши Ганновера, Андреанум Хильдесхайм, станции Лерте, Целле, Бремен, Вунсторф, Геттинген, Нордштеммен, Ольденбург, дворец Мариенбург, почтовое отделение Хильдесхайма, Ганноверский Кюнстлерхаус и аптека Клагесмаркт-Ганновер. [ 1 ] : 531–533 
  • Герман Хунеус (1812–1893): Как и Людвиг Дросте, Хунеус также учился у Фридриха фон Гертнера в Мюнхене. С 1836 года он работал военным инженером в Ганновере, затем старшим правительственным и строительным советником, позже тайным советником по строительству. Хунеус, также соучредитель Architekten- und Ingenieur-Verein Hannover, считается представителем Rundbogenstil. Среди прочего, он создал различные крылья королевского здания Дикастериен в Ганновере (Am Archiv, Archivstraße), резиденции Иоганна Эгесторфа, Вильгельма Глана и Германа Коэна, военный госпиталь на Адольфштрассе в Ганновере; дом военной вещевой комиссии, тоже на Адольфштрассе; и педагогическая семинария Вунсторфа. Он также преобразовал Welfenschloss в Ганновере в Технический университет (Teschnischen Hochschule). [ 1 ] : 538 
  • Франц Андреас Мейер (1837-1901): Мейер учился в Политехнической школе Ганновера и на втором этапе учебы работал в офисе Хазе. После учебы он начал работать помощником инженера Королевского железнодорожного управления в Ганновере (1860 г.), а затем переехал в Гамбург (1862 г.), где стал главным инженером строительной депутации (1872 г.). Он продолжал поддерживать связь с Хазе и предоставил многим своим ученикам депутацию по строительству Гамбурга. Мейер был соучредителем Niedersächsische и Hamburger Bauhütte, а также председателем Architekten- und Ingenieur-Verein Hamburg. В планы Мейера входит надзор за всем Шпайхерштадтом в Свободном порту Гамбург, для которого он сам спроектировал многочисленные складские здания. Кроме того, здание таможни и портал нового моста через Эльбу — его работа. [ 1 ] : 549–550 
  • Карл Морманн (1857-1927): Морманн учился в Политехнической школе Ганновера у Хазе (до 1879 года), преемником которого он позже стал там. После учебы он сначала работал на прусской государственной службе, а затем стал частным лектором по архитектуре в Ганновере. После работы в кабинете Хасе он переехал в Ригу (1887-1892) на пять лет в качестве профессора гражданского строительства. Вернувшись в Ганновер, он унаследовал Хазе в 1894 году как профессора средневековой архитектуры. Он также стал председателем Bauhütte zum weißen Blatt (см. ниже), основанного Хазе (с 1902 г.). Морманну удалось далее развить принципы Ганноверской школы и сохранить ее влияние до 1920-х годов. Его работа включает в себя реставрацию собора в Риге, собственной резиденции Herrenhäuser Kirchweg в Ганновере, протестантской церкви Мартина Лютера в Бремене и других церквей в Ганновере, Бремене и Ольденбурге. [ 1 ] : 551 
  • Эдвин Опплер (1831-1880):
    Эдвин Опплер
    Опплер также был одним из учеников Хазе в Политехнической школе Ганновера (до 1854 г.) и работал в кабинете его учителя. После учебы получил опыт работы в Бельгии и Франции, затем работал частным архитектором в Ганновере (с 1861 г.); Опплер также был членом Ганноверской ассоциации архитекторов и инженеров. Среди прочего у него есть Вилла Зольмс, Jüdischer Friedhof An der Strangriede (Еврейское кладбище на Странгриде), Новая синагога и Израильская школа, а также замок Хагерхоф в Бад-Хоннефе и другие жилые здания и синагоги во Вроцлаве , Карловых Варах , Нордерней и Гамельн . [ 1 ] : 554 
  • Юлиус Раш (1830-1887): Раш начал свое обучение в Политехнической школе Ганновера у Кристиана Генриха Трамма и в то же время работал в центральном управлении Ганноверской железной дороги, архитектором которой он стал после учебы (1852 г.). Здесь он прошел путь от строительного подрядчика до строительного инспектора, а затем в 1875 году перешел к Альфреду Круппу в Эссене. С 1875 года он работал правительственным и строительным советником в Берлине. Вместе с Хазе и Адольфом Функом он спроектировал многочисленные станции, в том числе: Альфельд, Эльце, Геттинген, Ганновер-Мюнден, Леер, Папенбург, Нордштеммен. Он также построил здание управления Hannoversche Eisenbahn на Йоахимштрассе в Ганновере, а также несколько жилых домов. [ 1 ] : 558 
  • Кристиан Генрих Трамм (1819–1861): Трамм сначала учился в Политехнической школе Ганновера (с 1835 г.), а затем переехал в Гертнер в Мюнхене (1838–1840 гг.). После учебы Трамм вернулся в Ганновер, чтобы работать там кондуктором на сельском строительстве; он также работал на Лавеса . Трамм считается последователем стиля круглой арки , вариант нотоносца которого он разработал. Его работы в Ганновере включают конюшню в Георгенгартене, виллу Каульбах-ам-Ватерлооплатц и виллу Симон на Брюльштрассе. Welfenschloss и крыло здания Генриеттенштифт на Мариенштрассе имеют особое влияние на городское планирование. [ 1 ] : 570 

Строительная хижина

[ редактировать ]
Дом Баухютте, расположенный на Браунштрассе №. 28 в квартале Каленбергер-Нойштадт в Ганновере, Германия.

В ноябре 1880 года Хазе основал ассоциацию под названием Bauhütte zum weißen Blatt (буквально «Строительная хижина как белый лист»), чтобы противодействовать уменьшающемуся влиянию его работ. В конце 1870-х годов ситуация для Ганноверской школы изменилась: после основания Германской империи произошел строительный бум, в то время как различные архитектурные школы все больше консолидировались. Кроме того, значение Architekten- und Ingenieur-Verein Hannover росло за счет собственной деятельности Хазе. Выбранное дополнение названия «на белый лист», вероятно, является намеком на ганноверскую масонскую ложу Friedrich zum weißen Pferde , членами которой был Георг Людвиг Фридрих Лавес . Концепция Баухютте предусматривала, что член сначала должен был представить свои проекты на рассмотрение коллегам. За счет формирования единого стиля предполагалось еще больше повысить художественное качество зданий. Миссия Баухютте была записана в нескольких девизах, которые совпадали с принципами Хазе: [ 1 ] : 103–105 

  • Равенство перед искусством : Труд учителя сам по себе не более ценен, чем труд его ученика, имеет значение только творческая сила человека.
  • Дружба в хижине : члены Баухютте вместе соревнуются с сторонниками других стилей и связаны друг с другом дружбой. Это было важно, потому что участники конкурировали не только со сторонниками других школ, но и друг с другом за комиссионные.
  • Правда в искусстве : Этот принцип относится к спорному использованию неоштукатуренного кирпича в качестве видимого сырья. Любой материал следует считать «настоящим», если его правильно использовать.
  • Придерживайтесь старого : это должно побудить участников к самокритике. Важно уважать искусство прошлого и не переоценивать важность собственных нынешних строек. Этот принцип часто неправильно понимался как реакционный принцип членов. [ 1 ] : 105 

Однако уже в 1880-х и 1890-х годах многие ученики Хазе отступали от его строгих принципов. [ 6 ] : 94 

Стилистические направления

[ редактировать ]

Круглая ветка в стиле

[ редактировать ]

В середине XIX века ганноверские архитекторы все больше отделяли себя от «классицизма» Лавеса (классицизма). [ 1 ] : 31–32  Между 1845–1856 годами Эрнст Эбелинг, а затем Герман Хунеус построили Главный военный госпиталь (ныне снесенный) в Каленберг-Нойштадте в Ганновере. Хотя Эбелинг все еще предполагал оштукатуренный фасад этого здания, после смерти Эбелинга Хунеус изменил план на версию с видимыми кирпичами и песчаником. Людвиг Дросте уже применил трамвайный стиль для лицея (позже гимназии кайзера Вильгельма и Ратс) на Георгсплац (ныне снесенной), и здесь также были показаны открытые красные кирпичи и песчаник. Сам Трамм в 1857–1866 годах спроектировал Welfenschloss, который позже стал главным зданием Ганноверского университета имени Готфрида Вильгельма Лейбница. По словам историка архитектуры Гюнтера Коккелинка, его характерные перемычки и другие конструктивные детали делают его одной из «наиболее зрелых форм» стиля Трамм. [ 1 ] : 39  Коккелинк рассматривает более поздний Кюнстлерхаус Ганновера, построенный в 1853–1856 годах как музей искусства и науки, как дальнейшее развитие скульптурно-пространственного разнообразия Рундбогенстиля. Архитектор Хасе спроектировал внешний вид с использованием разноцветного кирпича и некоторых деталей из песчаника, которыми он подчеркнул «красоту материала». Кюнстлерхаус отмечает высшую точку Рундбогенстиля в Ганновере, который распространился довольно поздно по сравнению с другими городами и имел больше вариаций, чем где-либо еще. [ 1 ] : 31–32 

Другими примерами стиля круглой арки в Ганновере являются Дом Комиссии военной одежды (Герман Хунаеус, 1859/1860), [ 1 ] : 41  здания Генриеттенстифта, расположенные на Мариенштрассе (Кристиан Генрих Трамм, 1861–1863), [ 1 ] : 80  Маршталь в Вельфеншлоссе (Эдуард Хелдберг, 1863–1865), [ 1 ] : 79  и двойные таунхаусы Prinzenstraße 4 и 6 (Георг Хагеманн, 1869 г.). [ 1 ] : 53–54 

Филиал готического возрождения

[ редактировать ]

Архитектурный стиль Хасе, который последователи и критики иногда называли «ненавистью», характеризовался средневековой кирпичной готикой, при которой статика зданий и предпочтительно используемый домашний строительный материал (дерево, кирпич, песчаник) должны оставаться видимыми для зрителя. Фасады из кирпичного ракушечника, узнаваемые по отсутствию внешней штукатурки, получили кирпичный декор, часто из глазурованного кирпича и образуют немецкие полосчатые фризы и зубцы. Ступенчатые фронтоны по краям и сегментные арки часто используются над окнами и дверями (как в Рундбогенстиле).

«Движущиеся» линии крыши — характерная черта Ганноверской школы. Помимо эркеров и башенок, архитекторы часто использовали в своих проектах декоративные фронтоны. Конрад Вильгельм Хазе начал эту тенденцию в Ганновере, добавив в 1860/61 году к своему дому небольшой кирпичный декоративный фронтон с радиальными окончаниями. Вскоре, в 1864–1865 годах, его ученики Вильгельм Хауэрс и Вильгельм Шульц переняли эти стилистические приемы для спортзала Turn-Klubbe Hannover на Машштрассе в Ганновере. На треугольный здесь был помещен накладной фронтон, который, по мнению историка архитектуры Гюнтера Коккелинка, творчески отклонялся от средневековых образцов. В течение следующих нескольких лет кирпичная промышленность добилась некоторых технических успехов и смогла поставлять все более разнообразные формовочные камни, что позволило архитекторам проектировать все более сложные линии крыш. Людвиг Фрюлинг, который построил в 1886 году мануфактурную виллу Шварц на Паркштрассе в Ганновере (сегодня Вильгельм-Буш-Штрассе) с декоративными фронтонами, похожими на фронтоны ратуша Ганновера От этого выиграла и Карла Бёргемана . Grönes Hus 1899 года на Ганноверской Секстроштрассе превзошел предыдущие здания по творческому дизайну своим фасадом и ландшафтом крыши. Коккелинк говорит здесь о «фантастическом развитии углового последнего фронтона». Таким образом, дом все дальше и дальше отходит от особенностей средневекового строительства и знаменует собой переход от готики к модерну. [ 1 ] : 121 

Видимое использование кирпича для облицовки фасадов сыграло решающую роль в Ганноверской школе. «Кирпичный размер» определял дизайн стен и обеспечивал «ровную горизонтальную слоистость», как выразился Теодор Унгер в своем архитектурном путеводителе в 1882 году. [ 4 ] : 116–118  Швы между камнями разделяют здание; все поверхности, фризы, колонны можно разбить на определенное количество слоев кирпича. [ 1 ] : 442–443  Для украшения зданий декоративными деталями архитекторы и мастера-каменщики имели в своем распоряжении многочисленные средства: использовали фасонные камни или использовали на фасаде полихромный цветной кирпич (например, красный и желтый, как в Клементиненхаусе). Кроме того, использовался глазурованный кирпич разных цветов (например, коричневого, черного и зеленого). Однако Теодор Унгер оказался ярым противником глазурованного кирпича, на что он сказал о «оскорбительном эффекте». . [ 4 ] : 120 и 121

Множество ярко выраженных декоративных элементов украшали великолепные виллы Ганноверской школы, но многочисленные детали можно увидеть и в более пешеходных сооружениях, которые зачастую замечаются лишь со второго взгляда. По мнению Коккелинка, особенно смело действовали архитекторы Карл Бёргеманн и Карл Морманн; Коккелинк описывает их как «кирпичных виртуозов [...], охватывающих все уровни ганноверской кирпичной архитектуры». [ 1 ] : 442–3  Например, на вилле Вильмер Бёргемана башня и оконные полосы демонстрируют «огромное богатство форм». Heilig-Geist-Spital und Stift (Больница Святого Духа) Бёргемана получила обширные декоративные поверхности и контрастные цветные глазурованные кирпичи на стенах. По мнению Коккелинка, здесь уже проявляется модерн, в орнаменте видна трехмерная листва. Однако архитектор остается верным концепции непрерывных швов и применяет их как по горизонтали, так и по диагонали. Предпочтение Бёргемана глазурованному кирпичу наиболее ярко выражено в Grönen Hus . Здесь он особенно четко поработал над дополнительным контрастом между зелеными и красными камнями. По словам Коккелинка, «особенно привлекательные глазури... проявляют себя... в этом доме». Грёне Гус представляет собой переход от ганноверской школы к модерну. Собственный дом Карла Мормана на Herrenhäuser Kirchweg также сильно отклоняется от «классического» учения в деталях, поскольку фронтоны украшены ярко оштукатуренными поверхностями. Кроме того, многие другие менее известные архитекторы творчески использовали этот строительный материал. Примером этого является Фридрих Ведель, еще один студент Хазе, который использовал декоративные камни для жилого и коммерческого здания, которое он спроектировал на Каллинштрассе, 4. [ 1 ] : 442 

Примеры типологий зданий

[ редактировать ]

Религиозные здания

[ редактировать ]

Особое положение занимают сакральные здания Ганноверской школы. Многие сторонники работали в основном на строительстве церквей, в том числе Йоханнес Отцен , Кристоф Хель , Йоханнес Францискус Кломп , Йоханнес Фоллмер и Эдуард Эндлер . На этом сосредоточился и Конрад Вильгельм Хазе : он работал над 171 проектом церковного строительства (в том числе 76 новых зданий), создал 66 проектов гражданских зданий. Поэтому в прошлом Ганноверскую школу часто называли «церковным стилем». Однако эта оценка далеко не соответствует действительности, учитывая бесчисленное количество жилых домов, фабрик, школ, почтовых отделений и больниц.

В Германии это произошло во второй половине XIX века. века к оживленной строительной деятельности церквей, пик которой пришелся на период с 1880 по 1914 год. Причиной этого, по сути, был рост городского населения , вызванный индустриализацией. Были созданы новые районы за пределами старого центра города, во многих местах были основаны новые приходы. В Ганновере этот этап начался с сенсационного строительства христианской церкви в 1859 году. Для Ульрики Фабер-Германн это считается «фактическим зданием-основателем Ганноверской [ sic ] Schule», Гюнтер Коккелинк пишет об «архитектурной сенсации». Церковь стала необыкновенно большой и величественной. По мнению Коккелинка, очень тонко спроектированный, детализированный ландшафт крыши типичен для раннего этапа Ганноверской школы. С другой стороны, по пластической структуре здания Церковь Христа напоминает более поздние постройки. Хасэ также удалось реализовать «приготовленную композицию» входной зоны: западные краеугольные камни башни настолько выдвинуты, что между ними есть место для арочный вестибюль, увенчавший зайца «мощным ресница ». Новое строительство Кристускирхе в Ганновере долгое время оставалось без дальнейшего примера. Лишь почти 20 лет спустя, с 1878 по 1882 год, в Линдене была построена следующая крупная городская церковь с Сионской церковью (сегодня : Erlöserkirche). Через несколько лет Апостольская церковь и Тройная церковь в Ганновере последовали .

В замках среди архитекторов и строителей наблюдался такой же энтузиазм по поводу средневековья, как и в отношении церквей. Замки были построены на основе прежних укрепленных замков и поэтому получили типичные элементы конструкции, такие как зубцы или башни. После того, как сохранившиеся руины замка были восстановлены на первом этапе, они были датированы серединой 19 века. Века к оживленной деятельности в новых замковых постройках, в которых также использовалась Ганноверская школа. В последующие десятилетия она претерпела изменения: архитекторы отошли от симметричных, кубически-правильных замков, к асимметрично построенным системам. В то время как Мариенбург, спроектированный Конрадом Вильгельмом Хазе, по-прежнему выглядел вполне упорядоченным, Юлиус Раш спроектировал замок Имсхаузен как первый замок неправильной формы в соответствии с принципами Ганноверской школы. Помимо двух упомянутых, строителями замка также работали Эдвин Опплер, Кристоф Хель, Карл Бёргеманн, Адельберт Хотцен и другие архитекторы.

Ратуши и правительственные здания

[ редактировать ]

Ратуши всегда олицетворяли гражданскую свободу и независимость, которыми пользовались здания вплоть до 20 века. века было самым важным и представительным гражданским зданием. Быстро растущее городское население в ходе индустриализации привело к тому, что административные задачи также значительно возросли. Для ратуш это означало многочисленные перестройки, пристройки или новые здания. Однако эти строительные проекты основывались не только на практических аспектах: ратуши выполняли и важную социальную функцию. В архитектурном плане они показали, насколько гордым и важным стал город.

Что касается ратуши в Ганновере , Коккелинк считает, что она имела образцовый характер для других городов северной Германии. Средневековое здание несколько раз расширялось и реставрировалось в период с 1839 по 1891 год. Этот этап преобразований начался уже в 1826 году, когда городской директор Вильгельм Руман планировал снести старую ратушу. По его задумке, на том же месте должно было быть построено новое здание большего размера, которое предлагало бы вдвое больше полезной площади, чем старое здание. Проект разработал городской строитель Август Андреэ , который предусмотрел четырехэтажный дом в стиле круглой арки . Однако проект встретил массовое сопротивление со стороны горожан и Бюргерворхер-колледжа, поэтому Руманн отошел от исполнения. Вместо этого он успешно подал заявку на новое строительство внутреннего «дома для заключенных» как пристройки к ратуше. Андреэ спроектировал его с 1839 по 1841 год на основе стиля круглой арки, но также оснастил участок ранее малоизвестными элементами стиля. Андреа разработала язык дизайна с помощью кирпичные рельефы , двухэтажные блестящие аркады , сегментные арки и лисенены , которые позже были заняты Ганноверской школой. заранее. Андреа выполнил фасад придворного крыла в «северо-итальянско-романских» формах, из-за чего часть здания быстро получила прозвище «Догенпаласт». В последующие двадцать лет снова произошли протесты, помешавшие дальнейшему строительству новых участков. Лишь в конце 1863 года магистрат поручил Ганноверской ассоциации архитекторов и инженеров разработать концепцию реставрации и использования ратуши. Дискуссии по поводу этой концепции длились добрых десять лет, прежде чем Конрад Вильгельм Хазе был назначен в 1875 году для составления планов реставрации. Проекты Хазе были получены мировым судьей, который решил воплотить их в жизнь в начале 1877 года. Планы Хазе предусматривали « средневековое государство с продолжением всех последующих дополнений»; при строительстве планы были лишь незначительно изменены за счет добавления нескольких лестниц и перегородок. Реставрационные работы снаружи рыночного крыла могли быть завершены в 1879 году, а работы внутри продолжались до 1882 года. Во время открытия в Ганновере состоялось общее собрание немецких архитекторов и инженеров. Их участники хвалили в проектах Хазе «концептуальное единообразие, всеобъемлющий разрыв внутреннего и внешнего» и «полную реставрацию готического государства». По словам Гюнтера Коккелинка, Хазе был очень осторожен в ратуше в Ганновере, поскольку он требовал своим девизом «Сохраняя старое». «Честь старого памятника» была для кроликов важнее, чем «субъективные художественные амбиции». В качестве последней части ратуши новое «крыло Хазе» на Кармаршштрассе было построено в 1890–91 годах. Крыло, выходящее на юго-восток, стало необходимым после того, как ранее была построена Групенштрассе. Эта улица, которая теперь называется Кармаршштрассе, стала прорывом через старый город и обеспечила быстрое сообщение с железнодорожная станция с западным городом Линден . В репрезентативных целях Хасэ предоставил крылу еще один этаж и средний фронтон. На торцах флигель получил сверхугольный сияющий фронтон, почти симметрично обрамляющий ратушу на юго-востоке.

Ганноверский случай впоследствии оказал «оживляющее воздействие на другие города северо-западной Германии с готическими ратушами»: градостроители теперь часто предпочитали полную реставрацию выборочной частичной реставрации. Всего через несколько месяцев после инаугурации в Ганновере Генрих Гербер разработал план полной реставрации ратуши Геттингена . Это было реализовано между 1883 и 1886 годами. В Хильдесхайме Густав Шварц руководил комплексной реставрацией ратуши, проводившейся с 1883 по 1887 год. В Любеке именно Адольф Швининг представил план полной реставрации местной ратуши в 1883 год. Все трое — Гербер, Шварц и Швининг — учились у Хазе.

Большинство музеев на этапе неоготического строительства было создано в 1880-х и 1890-х годах, которые историк искусства Фолькер Плагеманн описывает как время строительства государственных музеев. [Этому времени предшествовали этапы княжеского (1815–1848) и буржуазного ( до 1870 г.) строительство музея. Из последних еще действовали до начала века принципы «монументального внешнего облика» домов. В соответствии с этим музеи получили представительные здания как важное учебное заведение. Для многих строительных проектов Дрезденская Gemäldegalerie , построенная в 1847-55 годах Готфридом Земпером образцом считалась . Помимо художественных храмов в стиле классицизма, эталоном в музейном строительстве стал ее облик в стиле ренессанс. Таким образом, Ганноверская школа могла преуспеть в выполнении таких строительных задач только в своих опорных пунктах.

Школы и гимназии

[ редактировать ]

Спровоцированное индустриализацией, оно произошло во второй половине XIX века. века к сильному увеличению городского населения. [Помимо других проблем в области жилищного строительства и инфраструктуры, в течение нескольких лет пришлось также перестраивать многочисленные школьные здания. В Ганновере число учеников в начальных школах выросло с примерно 7500 в 1876 году до чуть менее 27 000 в 1905 году. Для разных требований создавались разные типы школ: гимназии и реформированные средние школы, высшие дочерние школы, средние школы, гражданские школы и т. д. начальные школы, школы для слепых и глухонемых, школы для представителей религиозных меньшинств и вспомогательные школы. Внутри типов школ существовала иерархия, в которой средние школы и средние школы занимали высшие позиции и поэтому создавались наиболее тщательно с точки зрения проектирования. Принцип Ганноверской школы использовать неоштукатуренный кирпич сэкономил расходы городской администрации.

В XIX веке не было досовременных образцов для подражания. Поэтому архитекторы изначально черпали свои проекты из конференц-залов, например тех, которые используются в церквях или школах. Зарождающееся гимнастическое движение под руководством «отца поворота» Фридриха Людвига Яна служило для проведения досуга, но также было предназначено для подготовки немцев к военным конфликтам. Логотип движения Turnerkreuz впервые появился в 1846 году. Он состоит из четырех букв «F», которые обозначают девиз движения «свежий, благочестивый, веселый, свободный». Многие гимназии Ганноверской школы получили крест как украшение. [Вильгельм Хауэрс и Вильгельм Шульц построили спортзал на Ганноверской Машштрассе. Построенное в 1864/65 году, это, вероятно, самое старое сохранившееся здание в районе Зюдштадт. Это также один из залов, построенных очень рано для гимнастической ассоциации. Конструкция очень широкая, с 15 осями окон. Первоначально он состоял всего из двух этажей, но затем был увеличен в связи с ущербом, нанесенным Второй мировой войной. Особенностью зала является его смещенный от центра входной ризалит с треугольным фронтоном и пристроенным нитевидным фронтоном. Внутри также можно увидеть несущую конструкцию, она состоит из опор, соединенных стрельчатыми арками. Согласно топографическому атласу памятников 1983 года, спортзал имеет большое значение для Ганновера, несмотря на последующую перестройку.

Больницы и монастыри

[ редактировать ]

Церковные больницы уже существовали в Средние века, которые в основном строились недалеко от центра города. Кроме того, существовало «семь домов» (типа чумных домов ), которые создавались за пределами города, чтобы избежать распространения эпидемий. В 19 веке здания больниц для особых нужд были построены впервые после того, как были разработаны научные данные о требованиях к определенным методам лечения. В то время стала популярной и концепция павильонов. Помимо больниц общего профиля, были также созданы специализированные клиники, такие как родильные дома или детские больницы.

Для психически больных людей король Георг V построил два государственных сумасшедших дома меньшего размера примерно в 1860 году. 200 человек должны были разместиться в двух домах: одном в Оснабрюке и одном в Геттингене. Адольф Функ и Юлиус Раш спроектировали объект в Геттингене как закрытый симметричный объект, в центре которого был разбит сад. Большинство зданий были спроектированы архитекторами в стиле круглых арок или в «еще более классицистической неоготике», как историк строительства Гюнтер Коккелинк выразился . [Для часовни Раш остановил свой выбор на Ганноверской школе - вероятно, вполне сознательно. , как подозревается в литературе. В комплексе часовня имела особое значение: она должна была напоминать обычную деревенскую церковь с «красивыми сводами» и тем самым способствовать облегчению физических страданий. Простой молитвенной комнаты внутри здания считалось недостаточным для утешения и силы. Поскольку одного и того же строительного материала не удалось получить для всего завода, Рашу пришлось смешивать разные виды камня, в том числе песчаник, туф, кирпич и желтый облицовочный кирпич.

Кристоф Хель слепил Дом Клементины из жёлтого кирпича , созданный с 1885 по 1887 год в Ганновер-Листе . Используя контрастные красные кирпичи, он вернулся к идее кирпичной полихромии, которую Конрад Вильгельм Хазе уже применил к сегодняшнему Кюнстлерхаусу в 1856 году. [Сохранившееся двух с половиной этажное здание сейчас является самой старой частью больницы. Здание свободное и немного отодвинуто от соседней Лютцеродештрассе, с ориентацией с востока на запад и выставочной стороной на юг. Фасад симметрично построен с тремя фронтонами . Средний из них занимает вход и поэтому несколько шире и выше боковых ризалитов.[

На Хайлигенгейштрассе в Ганновере больница Святого Духа (монастырь Святого Духа) построена . Карл Бёргеманн выбрал элементы дизайна «классической» ганноверской школы. Создан южный фасад длиной 76 м. Она получила средний ризалит с «благодатным» двуугольным фиалковым фронтоном, а также два боковых ризалита, обозначающих задние боковые крылья. [По горизонтали фасад разделен разноцветными кирпичными лентами, карнизы различаются также . Третий этаж выделен из нижних этажей, здесь двойные окна и бликующие аркады чередуются . Средний ризалит также украшен темно-зелеными глазурованными плитками, которые дополнительно структурируют его. Здание Heiligengeiststift является одним из «самых впечатляющих» сохранившихся гражданских зданий Ганноверской школы.

Виллы и частные дома

[ редактировать ]

Вилла Вильмер была «самой мощной и большой» виллой, построенной по принципам «классической» ганноверской школы. Карл Бёргеманн спроектировал здание, построенное в 1884-86 годах для ганноверского производителя кирпича Фридриха Вильмера. Дом находился в Ганновере-Вальдхаузене и стоил на тот момент огромную сумму — около 2 миллионов. Голдмарка и был примерно в три раза больше обычных вилл. Уиллмер разбогател благодаря Ганноверской школе, кирпичные здания, которые строились повсюду, приносили большие продажи. Вилла имела угловатую планировку и насчитывала около 75 комнат, более 50 из которых располагались на трех жилых этажах. По размерам и конструкции дом напоминал скорее замок, чем виллу. Популярное прозвище Трененбург, вероятно, связано с тем, что Вильмер плохо обращался со своими рабочими и пролил много «слёз» по поводу строительства дома. Здание пережило Вторую мировую войну практически невредимым. Тем не менее, несмотря на широкомасштабные протесты граждан, в 1971 году он был снесен из-за так и не реализованного проекта нового строительства.

В Касселе так называемая Вилла Глитцербург (на самом деле Вилла Ведекинд), построенная Вильгельмом Люером и Конрадом Вильгельмом Хазе, была высоко оцененным зданием, построенным в стиле Ганноверской школы. В то время это была самая большая частная резиденция в Касселе.

На рубеже веков цены на землю часто повышались до такой степени, что частные дома объединялись. Ярким примером этого является резиденция архитектора Карла Мормана в Ганновере, описанная в ведомостях архитектуры и ремесел 1913 года как «один из самых успешных и значимых [жилых домов] новой ганноверской постройки». Вопреки обычным принципам дизайна Ганноверской школы, Морманн выбрал для своего дома прямоугольный фронтон или колонну, в которую он интегрировал окрашенные штукатурные поля. Такой мотив исходит скорее от готических построек на берегу Балтийского моря, чем от окрестностей Ганновера. Морманн подчеркнул угол дома «мощной» башней, имевшей укрепленную зубцами смотровую площадку.

За несколько лет до появления дома Морманна, примерно в 1890 году, в западном конце ганноверской Каллинштрассе была построена группа вилл. Место слияния с Нинбургерштрассе подчеркнуто левой башней двойной виллы №. 48/50. Башни с остроконечными шлемами, а также декоративный фронтон являются типичной особенностью Ганноверской школы.

Настоятели

[ редактировать ]

Ректории - это особая форма жилого дома. Историк искусства Гюнтер Коккелинк говорит, что это были 19 век. века, часто с собственным дизайном. [Неоготика оказалась особенно подходящей для этой строительной задачи. Их формальный язык средневековых священных зданий очень подходил для подчеркивания цели приходского дома. В сельской местности дома священников часто получали хозяйственные постройки под конюшни или сараи, обычно творчески отбираемые обратно. В конце 19 века часто возникали «паинские группы» ансамбли церквей и приходских приходов.

Людвиг Фрюлинг спроектировал дом приходского священника на Marktkirchengemeinde am Marktplatz в Ганновере в 1883–84 годах. Дом связан с соседней ратушей, которую Хасэ отремонтировал несколькими годами ранее, своими тремя большими фронтонами.

Настоятелем Ганноверской церкви Христа является Карл Бёргеманн. Помимо квартир для нескольких семей, в большом, «внушительном» угловом здании также имеются помещения для других церковных целей, например, библиотека или конференц-залы. Дом 1905/06 года постройки имеет угловую башню и высокие лестничные фронтоны, фасад облицован зеленым глазурованным кирпичом. Как обычно для поздних построек Ганноверской школы, дом отличается большей площадью и меньшим количеством мелких деталей. После военных разрушений он был восстановлен в старом виде в период с 1946 по 1948 год.

Многоквартирные жилые дома

[ редактировать ]

Хасэ и Адельберт Хотцен также представили Ганноверскую школу многоквартирным домам в 1860-х годах. Поначалу готический стиль был хорошо принят дворянами, кроме того, он был в восторге от некоторых богатых и интересующихся искусством горожан. Кирпичная архитектура в то время воспринималась как «немецкая», в отличие от гипсовых зданий, эти здания казались «честными». Некоторые архитекторы-фрилансеры рекламировали свои навыки, строя за свой счет «некзотические «модельные дома», которые затем продавали. готов к заселению. В то время как виллы строились на обширных участках, похожих на парки, жилым зданиям приходилось довольствоваться менее элегантными жилыми районами с небольшими участками. Здесь эффект здания напрямую зависел от окружающих домов, поэтому архитектор часто строил несколько смежных участков земли. По мнению Коккелинка, это позволило добиться единообразия стиля и, следовательно, большего градостроительного эффекта. Угловые дома часто имели башню и, таким образом, могли иметь даже больший эффект, чем дома с террасами. [Эти поразительные угловые здания часто использовались в качестве жилых и коммерческих зданий. Хотя затраты на строительство двух дорог были понесены одновременно, дополнительное использование в качестве коммерческого здания увеличило отдачу. Достижения в кирпичной промышленности вызвали падение цен на строительные материалы в 1870-х и 1880-х годах, кирпичные здания становились доступными для все большего числа строителей. . Особенно выигрышным в продажах оказался аргумент о том, что кирпичные фасады не требуют особого ухода, в отличие от штукатурных построек. Все чаще и чаще доходные дома строились в соответствии с принципами Ганноверской школы. Особенно это касалось быстро растущих районов Ганновера, Остштадта и Нордштадта, а также тогда еще независимого города Линден.

Заводы, вокзалы и другие промышленные здания

[ редактировать ]

Строгие представители неоготики стремились перенести конструктивные особенности средневековой архитектуры не только на церкви, ратуши и виллы, но и придать форму другим гражданским постройкам. Это также распространялось на здания, где практичность была на переднем плане, например, фабрики, вокзалы, склады или казармы. Хотя многие эстетические учения не смогли распространить свой формальный язык на такие строительные задачи, Ганноверская школа широко использовалась в гражданском строительстве. В конце 19-го века он стал эталоном стиля в северной и западной Германии в промышленном строительстве.

За много десятилетий до появления Ганноверской школы, в конце XVIII века. века возникла необходимость в многоэтажных фабричных зданиях. В них должны были разместиться большие рабочие помещения. Многоэтажная конструкция была необходима для вертикальной передачи силы через трансмиссии . Заводы часто проектировались внутри как каркасное здание , покрытое снаружи каменной кладкой. Долгое время остов представлял собой деревянную конструкцию, на фоне которой поначалу лишь постепенно преобладали более дорогие чугунные конструкции. Однако железные несущие конструкции имели большое преимущество: они были пожаробезопасными. Там, где лежали поперечины каркаса, наружные стены обычно приходилось укреплять лизенами , что придавало внешнему фасаду ритмичную структуру. Внешне читабельное внутреннее построение вполне соответствовало неоготическим стилям, для которых основным принципом считалась «конструктивная правда». Строительная академия Шинкеля в Берлине , которая с ярко выраженной кирпичные лилии в осях строительства, оказавшиеся образцом для других архитектурных течений, оказались здесь дальновидными. В Ганновере механическая ткацкая фабрика была первой фабрикой современного типа, получившей внешний дизайн в стиле ганноверской круглой арки. Здание по проекту Генриха Людвига Дебо было построено в 1857-58 гг. Новым для него были два главных здания, похожих на башни. Помимо лестничных клеток они содержали еще подсобные и наблюдательные помещения и по конструкции были четко обособлены от производственного крыла. Таким образом, механическое ткачество предвосхитило одну из основных идей Ганноверской школы. Их сторонники позже потребовали, чтобы секции здания, определенные требованиями плана этажа, были «эффективно» сгруппированы. Кроме того, снаружи должна быть возможность прочитать, какой цели служит отдельная часть здания.

На заре индустриализации производственные здания производителей часто представляли собой чисто хозяйственные постройки с минимумом украшений. Системы, которые часто расширялись в быстрой последовательности, часто приобретали определенное единство только потому, что здания были построены в стиль круглой арки. Это считалось экономичным методом строительства, при котором архитектурное оформление можно было легко достичь за счет соответствующего расположения кирпичей. В то время значение фабрики почти исключительно измерялось ее пространственными размерами, а не эстетическим видом. Лишь во второй половине 19 в. В 19 веке вернулась перемена взглядов, фабрики все чаще получали представительные корпуса. После основания Рейха стиль круглой арки, наконец, все чаще заменялся Ганноверской школой в промышленном строительстве.

Станции быстро растущей железнодорожной сети развивались так же, как и заводы. Здесь архитекторы также отказались от стиля круглых арок и перешли к готическому возрождению, язык дизайна которого выражал гордость операторов.

Расширение за пределами Нижней Саксонии

[ редактировать ]

Архитекторы XIX века обучались в Политехнической школе в Ганновере, и мнения преподавателей там распространились по всей северной Германии и за ее пределами. Одним из примеров был Фленсбург, который все еще находился под властью Дании до 1864 года. Здесь Йоханнес Отцен и Александр Вильгельм Прале создали серию кирпичных зданий в духе Ганноверской школы, некоторые из которых до сих пор формируют городской пейзаж. Конрад Вильгельм Хазе попал в Норвегию, где Бальтазар Ланге и Петер Андреас Бликс проектировали небольшие вокзальные здания в соответствии с идеалами неоготики. Ганноверское влияние распространилось также на Северную Америку и, как и в Норвегии, затронуло там железнодорожную архитектуру. Немецкий архитектор Вильгельм Лоренц находился на службе у Пенсильванской железнодорожной компании и таким образом оказал влияние на архитектуру ее станции. Однако его проекты больше следовали принципам Рундбогенстиля, чем принципам «классической» Ганноверской школы.

Фленсбург

[ редактировать ]

В Германии Ганноверская школа распространилась на север до границы с Данией. Во Фленсбурге, которым управляла Пруссия после немецко-датской войны в 1864 году, Иоганнес Отцен и особенно Александр Вильгельм Прале обеспечили чеканку городского пейзажа. И Отцен, и Прале учились у Конрада Вильгельма Хазе в Ганновере.

Йоханнес Отцен спроектировал жилой дом для оптового торговца Кристиана Николая Хансена в 1869 году, который был «одним из первых крупных строительных проектов во Фленсбурге, ныне Пруссии» Эйко Венцеля. Он был построен на Гроссе-штрассе № 77 недалеко Нордермаркта . от Дом Хансена получил трехосный ризалит со ступенчатым двускатным фронтоном. Зеленые и коричневые глазурованные камни форм, полихромный фасад и цветная шиферная крыша сделали здание своего рода «спектаклем» нового стиля. Для Вацлава, помимо архитектурно-исторического значения, дом имеет и современную историческую значимость, поскольку показывает, как буржуазия поворачивается к немецко-прусскому государству.

Александр Вильгельм Прале начал свою работу во Фленсбурге недалеко от Отцена, под руководством которого он в качестве архитектора или руководителя строительства с 1878 года построил два новых церковных башни: для церкви Св. Мариен- ам -Нордермаркт и для церкви Св. Николая на Зюдермаркте. . Две башни сформировали силуэт города 1880 года благодаря своему неоготическому облику и покрытию из цветного сланца. После завершения двух проектов Прале получил дальнейшие заказы на строительство церкви. Например, с 1880 по 1883 год он работал над реконструкцией и расширением Института диаконисс, церковной больницы. Для представительного фасада города в долине Прале спроектировал фасад из желтого кирпича, структурированный полосами красного кирпича. Вацлав подтвердил «значительный градостроительный эффект» здания, несмотря на его многоэтажность и небольшие размеры. Однако неоготическая внешняя архитектура полностью исчезла из-за более поздних расширений и преобразований. Во время своего пребывания во Фленсбурге Прале также создавал гражданские здания. Еще в 1880 году он построил для И. А. Ольсена коммерческое здание на Зюдермаркте (не получено). Дом визуально напоминал недавно построенную башню Николаикирхе. Благодаря своим четырем этажам он стал значительно больше окружающей средневековой застройки, что для Вацлава стало «чувствительным масштабным прорывом». Таким образом, дом олицетворял «новую столичную претензию прусского Фленсбурга», а также демонстрировал «экономический оптимизм» того времени. [Фасад Прале был построен из красного кирпича; оконные проемы он оформлял по-разному от этажа к этажу: на первом этаже появились остроарочные окна (позже замененные большой витриной), а на втором этаже окна правой части фасада были совмещены попарно сегментными арками. . Остроконечные окна второго этажа снова разместились в отдельных глухих нишах с арочным затвором из клеверного листа вверх. Окна третьего этажа были демонстративно закрыты и окаймлены по окружности «каменными утолщениями», закрытыми вниз подошвенными скамейками. Особенностью Пралеса были очищенные поверхности в светлых нишах, на которых отображались завитки или функции дома. Вместе со слоями глазурованного кирпича и цветной шиферной крышей эти штукатурные поверхности придали дому Олсена «сильно полихромный фасадный образ». В следующие несколько лет последовали новые жилые и коммерческие здания Прале. К ним относятся Kontor- und Wohnhaus Schiffbrücke № 21 (1880/81 г.), жилое и коммерческое здание Schiffbrücke № 24 (1882 г.), а также офис и жилой дом судоходной компании. Шиффбрюкштрассе № 8 (1883 г.). [В своих пастырских постройках для общины Св. Николая на Зюдермаркте (1900 г.) и общины Св. Иоанна в Йоханнискирххофе (1903/04 г.) Прале принял тип угловой виллы. Это стало популярным решением Ганноверской школы с 1870-х годов.

Александр Вильгельм Прале был во Фленсбурге в конце XIX века. Сенчури стал ведущим архитектором, качество строительства которого, по мнению Вацлава, достигалось только проектами Йоханнеса Отцена. Даже после 1900 года Прале оставался твердо привязанным к неоготическому стилю в священном здании и впоследствии уже не мог получать более крупные заказы. В светском культивировании он постепенно обратился к зарождающемуся модерну примерно в 1902 году. Однако Прале не смог дальше развивать кирпичное строительство, которое он представлял, до тех пор, пока не возникла архитектура внутренней безопасности , комментирует Венцель.

Норвегия

[ редактировать ]

Норвежские архитекторы Бальтазар Ланге (1854-1937) и Петер Андреас Бликс (1831-1901) работали на железнодорожном строительстве своей родной страны в 1880-х годах. Оба учились у Конрада Вильгельма Хазе в Политехнической школе Ганновера. Руководящие принципы Ганноверской школы оказали большое влияние на архитектуру Норвегии с конца 1850-х годов, поскольку многие норвежские архитекторы прошли обучение у Хасе. В Христиании ( Осло ) была отдельная группа сторонников.

Архитектура вокзала Бальтазара Ланге для маршрута Ярлсберг : в стиле классицизма здания для крупных городов ( Ларвик , слева, локация) и традиционные для региона здания для сельских остановок в духе неоготики (Скоппум, справа, локация)

В эссе, опубликованном в 2011 году, Мари Хваттум обсуждает развитие норвежской железнодорожной архитектуры в XIX веке. Век. Архитекторы Ланге и Бликс создали вокзальные здания так называемого « Ярлсбергского маршрута » вдоль юго-восточного побережья Норвегии между городами Драммен и Шиен . Если станции более крупных городов получили здания в довольно заурядном неоклассическом стиле, то сельские остановки были построены деревянные постройки, стиль которых варьировался и характеризовался весьма разнообразными влияниями. Из-за разной конструкции контраст между маленькими и большими станциями был значительным. По словам Хваттума, деревянный облик сельских железнодорожных вокзалов рассматривался как отражение региональной среды - скандинавской - в то время как городские станции отражали европейский - классицистический - характер. Таким образом, маршрут Ярлсберга иллюстрирует культурную дискуссию, развернувшуюся в 19 веке. столетие определено. Для немецких романтиков , начиная с Иоганна Готфрида Гердера , север ассоциируется с «антиклассическими» мотивами, которые считались «неразрезанными» и «естественными». Напротив, будет «классический юг». Эти две противоположности могут также найти отражение в архитектуре, в которой неоклассицизм и неоготика сформировали два лагеря. Неоготика здесь олицетворяла «спонтанность» и «живость». Сельские железнодорожные вокзалы в своей традиционной деревянной постройке полностью соответствуют доктрине Хасэ. Он считал средневековую архитектуру нордическим стилем: заслуживающей доверия в регионе альтернативой «жесткому» и «искусственному» классицизму юга.

Северная Америка

[ редактировать ]

Влияние Ганноверской школы распространилось даже на Северную Америку. Немецкие архитекторы и инженеры-иммигранты применяли принципы преподавания прежде всего в железнодорожном строительстве. В основном это касалось американского штата Пенсильвания , куда эмигрировало большинство немцев.

Особую роль сыграл архитектор Вильгельм Лоренц (1826-1884), обучавшийся в Ганноверском политехническом университете .[Он учился у Эрнста Эбелинга с 1844 по 1846 год. Как и многие выпускники того времени, Лоренц также страдал от хромой строительной деятельности в ход немецкой революции . В результате он уехал из Германии, чтобы работать в железнодорожной компании Philadelphia & Reading Railroad в США . В то время в Америке не было академической подготовки по архитектуре, поэтому с радостью обращались к немецким архитекторам и инженерам. Лоренц был особой личностью в Филадельфии, потому что большинство его коллег-иммигрантов были выходцами из южной Германии. По словам историка искусства Майкла Дж. Льюиса, многие признаки указывают на то, что Лоренц был «самым важным представителем Ганноверской школы в Америке». В 1860 году Лоренц стал старшим инженером второстепенной линии Редингской железнодорожной компании и, как таковой, также проектировал железнодорожные конструкции. До 1879 года функциональные здания все еще строились инженерами, в то время как архитекторы-фрилансеры проектировали здания с репрезентативным характером, но в основном ограничиваясь фасадом. Ориентация Ганноверской школы была впервые показана на выставке Станция Норристаун . С этой целью американский архитектор Джозеф Хокси в 1858 году представил обновленный проект, который представлял собой «тонко структурированную конструкцию здания», состоящую из «сетки тонких лизенсов и консольных карнизов». По мнению Льюиса, здание приобрело над ним характер, больше напоминающий «живые поверхности средневековой архитектуры», чем спокойные формы классицизма . Лоренц, ставший в 1871 году главным инженером всей железнодорожной компании, вызвал растущее влияние Германии. Примерно в 1873 году он спроектировал станцию ​​в стиле «строгой» круглой арки для перекрестка Ридинг . В своем расположении Льюиса в центре трехстороннего объекта, окруженного путями, станция выглядит скорее как «центральная станция», а не как сквозная или конечная станция. Однако Лоренц в своем дизайне не последовал принципам «классической» Ганноверской школы, из-за чего слишком рано покинул Ганновер. Из соображений экономии железнодорожный вокзал Ридинга в конечном итоге был построен в упрощенном казарменном стиле. В конце 1870-х годов архитектурный облик железнодорожного предприятия изменился. Чтобы выделиться среди конкурирующей компании, станции теперь должны быть «ярко выделены архитектурными средствами». Для этой цели в 1879 году был нанят американский архитектор Фрэнк Фернесс, что, вероятно, привело к уменьшению влияния Лоренца. Чуть позже железнодорожная компания столкнулась с финансовыми трудностями, а Лоренц тяжело заболел и наконец умер в 1884 году.

Упадок и наследие

[ редактировать ]

Архитектурные влияния Ганноверской школы не исчезли резко, а медленно звучали на протяжении десятилетий. На поздней стадии неоготики, среди прочего, было построено административное здание Westinghouse AG на Гётеплац в Ганновере (не сохранилось). Кирпичное здание, спроектированное Карлом Бёргеманном около 1900 года, имело «повышенную склонность к монументализации» по сравнению с предыдущими зданиями Ганноверской школы. Коммерческое здание Biermann на Херренштрассе № 8 в Ганновере принадлежит Альфреду Зассе . Построенный в 1905/06 году дом имеет фасад из туфа и черные облицовочные камни Оейнхауса, залитые белым раствором. Однако «мощный и благородный» фасад имеет и множество мелких деталей, напоминающих ганноверскую школу: размер окна и башнеобразную надземную лестницу еще можно узнать по «филигранно ломаным» фронтонам лестницы. не сохранились. [В жилом и коммерческом здании на Фосштрассе, угол Якобиштрассе, построенном в 1913 году, современные издания уже читали о возрождении кирпичного строительства в Ганновере. Вильгельм Тюрнау спроектировал «стройный» угловой двухквартирный дом. Он имеет элементы вертикального очертания в фронтонах, эркерах и конструкции фасада на двух этажах. Хотя первоначальная конструкция крыши была утрачена во время Второй мировой войны и была восстановлена ​​лишь в упрощенном виде, по словам историка строительства. Гюнтера Коккелинка , дом до сих пор является хорошим примером перехода Ганноверской школы к современности. Другими примерами предгорий Ганноверской школы являются Гертруда-Мариен-Хайм в Ганновере-Линден-Митте и расширение ганноверской бисквитной фабрики Бальзен в Ганновере-Листе.

Anzeiger -Hochhaus , построенный в 1927–28 годах в центре Ганновера, также соответствует традициям Ганноверской школы с ее угловатыми окончаниями. Архитектор Фриц Хёгер был ведущим представителем кирпичного экспрессионизма , который в других отношениях имел несколько всеобъемлющий характер. Всеобъемлющие фиалы звучат и в «строгом вертикальном подразделении» Института Франца. Это исследовательское здание Ганноверского технологического университета было построено в 1928-31 годах под руководством Франца Эриха Кассбаума .

Более поздние разработки

[ редактировать ]

После 1945 года многие здания, пережившие Вторую мировую войну, особенно в Ганновере, не получили должного признания. Гюнтер Коккелинк отмечает, что в преданности всему, что казалось современным, архитектура историзма встретила всеобщее неприятие. Репрезентативные здания известных архитекторов были перестроены в упрощенной форме или полностью снесены, часто для того, чтобы быть заменены «архитектурой всего мира». [Эйко Венцель заявила в эссе, опубликованном в 1999 году, что сохранение памятников еще не может улучшить художественное качество зданий конца 19 века во многих местах. столетия, чтобы представить убедительно.[Причина в том, что сохранение памятников до сих пор не имеет критериев оценки для этого. Презрение к этой стилистической эпохе берет свое начало в Heimatschutzstil , отвергающем историзм. Движение Heimatschutz, как и историзм, заимствовало исторические образцы для подражания.

Реконструкция Ганновера после Второй мировой войны

[ редактировать ]

Летом 1948 года Рудольф Хиллебрехт был избран советником по городскому планированию Ганновера. Он считался представителем современности и был большим сторонником Вальтера Гропиуса . время он не мог извлечь многого из архитектурного обучения в университете Ганноверском технологическом В то и во время учебы критиковал его как «плохое» и «не совсем сложное». [По этой причине он не присоединился к Баухютте . При реконструкции Ганновера после Второй мировой войны Хиллебрехт придавал решающее значение аспектам «структуры и транспорта»: «Образ современного центра города существенно зависит, возможно, определяется этими двумя факторами». от «эстетических идей», а должно определяться «значимым экономическим использованием различных районов». Хиллебрехт попытался преобразовать город так, чтобы он был удобен для автомобилей . С этой целью он построил тангенциальные дороги (скоростные автомагистрали) и превратил внутренние городские площади в «дорожные турбины», в том числе Крёпке. и Эгидиенторплац . Между задней частью вокзала и Рашплац проложены транспортные пути на двух уровнях.

Чтобы сохранить старую структуру здания во время трансформации, Ассоциация немецких архитекторов попыталась в 1964 году убедить город принять закон о защите исторических зданий. еще не было закона об охране памятников В то время . Чтобы не повлиять на его планы, Хиллебрехт не позволил такому статуту стать обязательным. Здания XIX века не получили от него особой оценки, Хиллебрехт подтвердил, что они «не более чем создали связи во все стилистические эпохи европейской архитектуры». Он также говорит о «смущающем эклектизме культурно слабых десятилетий». Герман Декерт в то время государственный консерватор и бывший ректор Ганноверского университета технологического , , разделял взгляды Хиллебрехта. В своей описи « Сохранение памятников в провинции Ганновер » он уже пренебрежительно отзывался о домах на Кармаршштрассе в 1936 году и называл их «знаками Gründerzeit». Дома на северной стороне рыночной площади, в том числе Дом приходского священника Маркткирхе был для Декерта «лживыми «готическими» зданиями». В последующие годы было построено множество зданий 19 века. века снесен. Среди прочего, дом приходского священника Кройцкирхе ( Пауль Ровальд , 1892 г.) и остатки дома Конрада Вильгельма Хазе от зданий Ганноверской школы пострадали (Заяц, 1859 г.). Ратсгимназия на Георгсплац ( Людвиг Дросте , 1854), построенная в стиле круглой арки, должна была уступить место новому зданию Норд/ЛБ ( Ханс Дастманн , 1957).

Снос виллы Вильмер

[ редактировать ]

Даже после сноса 1950-х годов интерес к сохранению памятников зданий Ганноверской школы оставался частично низким. Образцовым примером этого является вилла Вильмер («Трененбург») в Ганновере-Вальдхаузене, снос которой вызвал большой общественный резонанс в 1971 году. 1971 года. В прошлом году наследники производителя кирпича Фридриха Вильмера продали виллу вместе с землей жилищной компании. Компания планировала построить на участке в общей сложности 150 новых квартир, для чего уступила место вилла. Поскольку Рудольф Хиллебрехт ранее препятствовал инициативам по охране памятника, у города не было возможности вмешаться в снос. После того, как планы нового строительства были опубликованы в газете Hannoversche Allgemeine Zeitung в конце 1970 года, начались протесты. В публичном объявлении горожане призвали городскую администрацию не допустить «бесцельного разрушения этого драгоценного памятника архитектуры». Среди нижеподписавшихся было много архитекторов, членов Ганноверский технологический университет и другие люди , занимавшие (бывшие) высокие должности. [Архитекторская палата Нижней Саксонии организовала демонстрацию, и различные эксперты также выступали за сохранение здания. [Городская администрация не стала рассматривать предложения жилищного товарищества. либо оставить собственность, включая виллу, городу в обмен, либо сохранить виллу и застроить остальную часть собственности более плотно. Инициатива по превращению дома в центр искусства и культуры также провалилась. На заседании строительного комитета в апреле 1971 года городской совет наконец решил выдать разрешение на снос. Это было объявлено в конце августа 1971 года, и дом был немедленно снесен.[

Только в конце 20-го века начались перемены, интерес к сохранению памятников и городской туризм привели к усилению усилий по сохранению существующих зданий. Тем не менее, недавно произошли и сносы: например, жилой дом был снесен для строительства специализированный судебный центр в Ганновере, в Лерте, исчезло административное здание бывшей типографии на Гартенштрассе.

Хасэ настоял на том, чтобы структура здания и используемые строительные материалы, желательно местные, оставались видимыми зрителю.

Учениками Хазе были не только высшие инженерные чиновники и известные архитекторы, но они также преподавали в профессиональных училищах, например, в Эккернфёрде , Гамбурге и Нинбурге . В первом крупном северогерманском строительном училище в Хольцминдене существовала группа поклонников Хазе из учительской ассоциации Kunstclubb («Художественный клуб»), которые стремились распространить ганноверскую школу в 1860-х годах.

Избранные представители

[ редактировать ]

Элементы стиля

[ редактировать ]
  • Приверженность средневековому кирпичному готическому стилю.
  • Предпочтение местным строительным материалам (дерево, кирпич, песчаник)
  • Фасады из кирпичной стены с кирпичным орнаментом
  • Немецкий фриз , дентил и глазурованный кирпич как декоративные элементы.
  • Ступенчатый фронтон на краю и сегментные арочные перемычки над окнами и дверями (круглая арка)
  • Отсутствие внешней штукатурки, декоративных скульптур и цветных поверхностей.
  • Узнаваемость кирпичного каркаса здания
  • Дом художника, Ганновер, 1853–1856, Конрад Вильгельм Хазе.
  • Замок Мариенбург , Шуленбург (Паттенсен), 1857–1867, Конрад Вильгельм Хазе и Эдвин Опплер.
  • Церковь Христа, Ганновер, 1859–1864 гг., Конрад Вильгельм Хазе.
  • Зал еврейских проповедей, Ганновер, 1861–1864 гг., Эдвин Опплер.
  • Синагога, Ганновер, 1863–1870 гг., Эдвин Опплер.
  • Церковь Святого Луки, Лауэнау , около 1875 г.
  • Старая ратуша, Ганновер, реставрация с 1878 по 1882 год, Конрад Вильгельм Хазе.
  • Церковь Апостолов, Ганновер, 1880–1884 гг., Расширение с 1889 по 1891 г., Конрад Вильгельм Хазе.
  • Шпайхерштадт , Гамбург, около 1890 г.
  • Здание суда, Любек , 1894–1896, Адольф Швининг
  • Общественный дом и пасторский дом, Церковь Христа, Ганновер, 1905–1906, Карл Бёргеманн.
  • Тренажерный зал гимнастического клуба, Ганновер, 1864–65, В. Хауэрс, В. Шульц.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гюнтер Коккелинк, Эберхард Г. Нойман: Предисловие. В: Сабина Баумгарт, Юрген Кноц: Железнодорожные сооружения в Нижней Саксонии. Часть 1: Опись, каталог собранного материала. Отчет об исследовании Института истории строительства и искусства Ганноверского университета. Самостоятельно опубликовано, Ганновер, 1983 г.
  2. ^ Фридрих Линдау: Ганновер. Реконструкция и разрушение. Город, имеющий дело со своей архитектурной и исторической самобытностью. Второе, исправленное издание. Шлютерше, Ганновер, 2000 г., ISBN 3-87706-659-3.
  3. ^ Jump up to: а б с Теодор Унгер (редактор): Ганновер, 1882 год: Путеводитель по городу и его зданиям. Перепечатка исторической книги из издательства Клиндворта. Издательство Европейского университета, Бремен, 2011 г., ISBN 978-3-86741-493-7.
  4. ^ Сид Ауффарт , Вольфганг Питч: Ганноверский университет: его здания, его сады, его история планирования. Имхоф, Петерсберг 2003, ISBN 3-935590-90-3. Сноска 23 на стр. 128.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Ульрике Фабер-Германн: Жилье среднего класса XIX и начала XX веков в Миндене. Лит, Мюнстер/Гамбург/Лондон, 2000 г., также модифицированная диссертация, Минденский университет, 1989 г., ISBN 3-8258-4369-6.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Сабина Баумгарт, Юрген Кноц: Железнодорожные сооружения в Нижней Саксонии. Часть 1: Опись, каталог собранного материала. Отчет об исследовании Института истории строительства и искусства Ганноверского университета . Самостоятельно опубликовано, Ганновер, 1983 г.
  7. ^ Гюнтер Коккелинк, Эберхард Г. Нойман: Предисловие. В: Сабина Баумгарт, Юрген Кноц: Железнодорожные сооружения в Нижней Саксонии. Часть 1: Опись, каталог собранного материала. Отчет об исследовании Института истории строительства и искусства Ганноверского университета. Самостоятельно опубликовано, Ганновер, 1983 г. Оба автора цитируют памятную публикацию, вышедшую по случаю 150-летия Ганноверского университета. Коккелинк написал для памятного издания статью о Конраде Вильгельме Хазе.

Библиография

[ редактировать ]
  • Густав Шёнермарк: Архитектура Ганноверской школы. (Архитектура Ганноверской школы). 7 томов, Ганновер, 1888–95.
  • Гюнтер Коккелинк, Моника Лемке Коккелинк: Архитектура Северной Германии. Архитектура и ремесла Ганноверской школы 1850-1900 (Архитектура в Северной Германии. Архитектура и ремесла Ганноверской школы с 1850 по 1900 годы). Шлютерше, Ганновер, 1998 г.
  • Саския Роде: Под знаменем Ганноверской архитектурной школы: архитектор Эдвин Опплер (1831-1880) и его силезские постройки . На страницах ганноверской истории , Ганновер, 2000, Hahnsche Buchhandlung, ISBN   3-7752-5954-6 .
  • Клаус Млинек : Hannoversche Architekturschule (Ганноверская архитектурная школа). В: Stadtlexikon Hannover (Энциклопедия города Ганновера), стр. 257.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 900b2d2608f6b85f44471b8fdb2361f4__1719059460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/f4/900b2d2608f6b85f44471b8fdb2361f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hanover school of architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)