Форд ФТ-Б
Форд ФТ-Б | |
---|---|
![]() | |
Тип | Бронеавтомобиль |
Место происхождения | Польша |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1920-1931 |
Используется | Польша |
Войны | Польско-большевистская война |
История производства | |
Дизайнер | Тадеуш Таньский |
Разработанный | 1920 |
Производитель | Герлах и Пульст |
Произведено | 1920 |
№ построено | 17 |
Технические характеристики | |
Масса | 1350 кг |
Длина | 3,25 м (10 футов 8 дюймов) |
Ширина | 1,55 м (5 футов 1 дюйм) |
Высота | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) |
Экипаж | 2 |
Броня | 8 мм |
Основной вооружение | 1 х 7,92 мм Максим 15.08. 1250 патронов |
вторичный вооружение | 25 ручных гранат |
Двигатель | 4-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,9 л с водяным охлаждением. 22,5 л.с. |
Мощность/вес | 16,6 л.с./т |
Приостановка | поперечно установленная полуэллиптическая рессора для каждой из осей |
Оперативный диапазон | 250 км |
Максимальная скорость | 50 км/ч (31 миль в час) |
Ford FT B (также известный как Ford Tf-c и модель 1920 года ) был первым серийным бронеавтомобилем, спроектированным и построенным в Польше . Построенный на шасси Ford T и бронированный повторно использованными бронелистами, автомобиль представлял собой удачную для своего времени конструкцию. Главным проектировщиком был инженер Тадеуш Таньский . Бронемашина возникла из-за высокого спроса во время польско-советской войны 1920 года. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]После начала польско-советской войны в 1919 году Польская армия была сильно недостаточно оснащена. За исключением нескольких танков Renault FT , прибывших вместе с Синей армией, сформированной во Франции, у польских войск не было никаких бронированных разведывательных машин отечественного производства. [ 2 ] Во время советского наступления, приведшего к Варшавской битве, ситуация стала еще более трагической, поскольку многие броневики «Остин-Путилов» , захваченные у Красной Армии , были отбиты большевистскими войсками . [ 3 ] Именно тогда Тадеуш Таньский, известный изобретатель и работник военного министерства, спроектировал свой броневик. Проект возник всего за две недели по инициативе Тански, а прототип был подготовлен менее чем за две недели на заводе Gerlach i Pulsing в Варшаве. После серии испытаний стартовало производство, и каждая из боеготовых машин сразу же отправлялась на фронт и прикреплялась к различным частям. Всего было выпущено 16 или 17 машин. [ 2 ] [ 3 ]
В основу проекта легла успешная модель Ford T , один из самых популярных автомобилей того периода. Шасси и рычаги были значительно усилены, а топливный бак перенесен. Кроме того, рукоятка была удлинена, чтобы можно было запускать двигатель изнутри, и была изменена приборная панель. Броневая обшивка была изготовлена вручную из списанных немецких броневых траншейных щитов и прикреплена болтами к шасси.
Машины ФТ-Б принимали участие в позднем этапе польско-советской войны, участвовали в боях на реке Вкра , в Варшавском сражении , битве при Ковеле и многих других сражениях. [ 1 ]
К преимуществам автомобиля относились высокая скорость, маневренность, несложное обслуживание и ремонт (благодаря коммерческому шасси Ford T). [ 1 ] [ 3 ] Несмотря на повышенный вес брони, машины хорошо справлялись с труднопроходимой местностью, а также могли преодолевать относительно слабые мосты из-за своей малой массы по сравнению с другой бронетехникой. Ford Tf C был небольшим по сравнению с другими бронемашинами того времени (например, вдвое меньше «Остин-Путилова») и представлял собой меньшую цель. Тем не менее, последствием стало то, что Ford Tf C оказался очень тесным внутри, и водителю приходилось управлять автомобилем сидя на корточках . [ 1 ] Другой проблемой был перегрев двигателя при длительной поездке по пересеченной местности или при понижении температуры брони. Рессоры, несмотря на усиление, были перегружены, но машина требовалась срочно, и преимущества компенсировали недостатки. В 1921 году Танский предложил построить еще серию из 30 машин; однако это было отклонено, поскольку война закончилась и никакой другой бронетехники не требовалось. [ 1 ] Двенадцать бронемашин Ford Tf C пережили войну и находились в эксплуатации до 1931 года. [ 2 ] На доспехах некоторых были написаны имена собственные, такие как «Оса» (оса), «Муха» (муха) и «Комар» (комар).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Дерела, Михал. «Польский бронеавтомобиль Ford FT-B (Tf-c)» . derela.pl .
- ^ Jump up to: а б с Майк Добжелецкий (5 апреля 2016 г.). «Предложение для читателей: польский бронеавтомобиль Ford FT-B» . Новости танков и ББМ .
- ^ Jump up to: а б с Эрц, Кори (10 июля 2021 г.). «Русские идут! Польская изобретательность во время кризиса» .
Библиография
[ редактировать ]- Януш Магнуский, «Бронеавтомобили Войска Польского 1918-1939 гг.», WiS; Варшава 1993 г.
- Тарчинский, Ян; Барбарски, К.; Йонька, А. (1995). «Техника в Войске Польском — Машины Войска Польского — 1918-1939 гг.» . Прушкув: «Аякс».
- Петр Зажицкий, «Импровизированный бронеавтомобиль FT-B образца 1920 года»; Юный техник 11/1988
- Магнуски, Януш (1990). Бронеавтомобиль Форд . Варшава: ММГ.