Гражданский театр Сконе
Гражданский театр Сконе | |
---|---|
Гражданский театр Сконе, 2015 г. | |
Расположение | 144 Kelly Street, Скоун , Аппер-Хантер-Шайр , Новый Южный Уэльс , Австралия |
Координаты | 32 ° 02'58 "ю.ш. 150 ° 52'06" в.д. / 32,0495 ° ю.ш. 150,8683 ° в.д. |
Построен | 1937–1938 |
Создан для | Scone Theaters Pty Ltd. |
Архитектор | Гай Крик и Брюс Фёрс |
Владелец | Файдейл Пти Лтд. |
Официальное название | Гражданский театр Сконе |
Тип | Государственное наследие (построено) |
Назначен | 21 февраля 2003 г. |
Справочный номер. | 1660 |
Тип | Кино |
Категория | Отдых и развлечения |
Строители | г-н А. Ф. Литтл |
Scone Civic Theater , внесенный в список наследия, — кинотеатр по адресу: 144 Kelly Street, Scone , Upper Hunter Shire , Новый Южный Уэльс , Австралия. Он был спроектирован Гаем Криком и Брюсом Фёрсом и построен с 1937 по 1938 год г-ном А. Ф. Литтлом. Объект находится в частной собственности. Он был добавлен в Реестр государственного наследия Нового Южного Уэльса 21 февраля 2003 года. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Гражданский театр Scone был спроектирован Гаем Криком и Брюсом В. Ферсом, архитекторами из Сиднея , в 1937 году для Scone Theaters Pty Ltd. Первоначальный проект Crick & Furse представлял собой кинотеатр на 899 мест. Однако от этого проекта отказались, а проект кинотеатра был изменен после того, как компания не смогла приобрести первоначальное место на Келли-стрит, которое они хотели. В ноябре 1937 года компания Crick and Furse представила измененную схему на утверждение лицензии в соответствии с Законом о общественных залах и кинотеатрах 1908 года. . [ 1 ]
Театр был рассчитан на 583 места в партере и 246 мест в партере, но был уменьшен до 568 мест в партере и 240 мест в бельэтаже, в результате чего общая вместимость составила 808 мест. Тендер г-на А. Ф. Литтла был принят. в ноябре 1937 года, а строительство началось в декабре. К февралю 1938 года был заложен фундамент и началась кладка наружных стен. К 18 июля 1938 года кинотеатр был практически готов, оставалось расставить только сиденья, как раз к официальному открытию кинотеатра. [ 2 ] [ 1 ]
здания обошлось примерно в 14 000 австралийских фунтов Возведение . Строительным подрядчиком был г-н А. Ф. Литтл из Сиднея. Покраску и отделку выполнил г-н Х. Найт из Аннандейла , а электриком был г-н Г. Х. Маршалл из Скоуна. Волокнистыми штукатурами были фирмы Rich and Co., Ньюкасл ; укладка прихожей и пола плиткой; Служба крыш и зданий, Сидней; ковры — г-н А. Фредерик Гиббс и шторы — г-н Г. Брейкелл. Звуковое оборудование было поставлено компанией RCA ; биомашины, принадлежности для национального театра; сидения, Оуэн Нокс и Ко; отопление и вентиляция, Кондиционеры воздуха, Сидней; двери, а также все необходимое для молочного бара Mr J. Hill, Scone. [ 3 ] [ 1 ]
Гражданский театр был провозглашен и опубликован в печати 17 июня 1938 года, а его лицензия выдана 17 августа 1938 года. [ 2 ] [ 1 ]
Гражданский театр был сдан в аренду г-ну К.Р.Н. Оуэну, и гала-открытие состоялось 27 июля 1938 года. Вечер премьеры был благотворительным мероприятием, доходы от которого пошли в помощь Мемориальной больнице Скотта в Сконе. Мэр Сконе, Альд. У. Дж. О'Брайен, исполнявший обязанности судьи на мероприятии, после того, как Х. К. Картер , член клуба Liverpool Plains , не смог присутствовать из-за болезни. было два фильма В программе «Украденные небеса» и «Невеста для Генри» — которые дополнялись короткометражками . [ 4 ] [ 1 ] [ 3 ]
Компания Scone Theaters Pty Ltd была основана в 1937 году для строительства кинотеатра. Директорами компании и ее акционерами были фермеры и жители района. Председатель компании А.С. Ингхэм объяснил на премьере, что «театр... был построен жителями города и района, на которые был подписан весь необходимый капитал». Компания продемонстрировала свою решимость обслуживать публику и надеялась на продолжение их покровительства, которое так ценилось в тот вечер. The Scone Advocate похвалил компанию за «смелость, веру и доверие к городу и району». [ 3 ] Директорами компании в 1937 году были Артур Сентенниал Инэм, скотовод из Парклендса; Гербетт Эрнест Эл Гарсайд, владелец магазина в Сконе; а заместителем директора был Максвелл Осмонд Пай, практикующий врач из Скоуна. [ 1 ] [ 5 ]
Гражданский театр рассматривался как знак прогресса и предприимчивости Сконе, «в некоторой степени внушительный и великолепный», «украшение района, одной из архитектурных особенностей которого он также останется на долгие годы вперед». The Scone Advocate сообщил, что театр открылся «в сиянии великолепия и цвета». Дизайн и оснащение кинотеатра вызывали восхищение как современные, эффективные и удобные». просторное фойе и вестибюли были включены в схему. Зрительный зал был разделен и спроектирован так, чтобы обеспечить максимальные акустические свойства, и украшен сдержанным применением элементов, которые сливаются с художественным потолком, создавая эффект. полный эффект цветовой комбинации, обеспечиваемой неоновым и скрытым освещением, мягкость, но в то же время достаточная красочность, которая является наиболее эффективной». [ 3 ] [ 1 ]
В частности, кондиционирование воздуха в театре было отмечено как современная инновация. Гражданский театр, как сразу отметила газета, был одним из первых кинотеатров в штате, где было установлено полное кондиционирование воздуха. [ 3 ] Проект, планы и спецификации системы кондиционирования воздуха хранятся в архиве штата Новый Южный Уэльс в файле для Scone Civic Theater - лицензия №; 554. [ 1 ] [ 6 ]
1950-е годы
[ редактировать ]22 сентября 1954 года, незадолго до 17:00, в Гражданском театре вспыхнул пожар. Сотрудники театра обнаружили пожар, когда вернулись в кинотеатр, чтобы подготовиться к вечерней программе. В кинотеатр была вызвана добровольная пожарная бригада Scone, чтобы потушить пожар, возникший в яме под сценой. Неясно, как начался пожар, виной тому дети, курящие табак в яме под сценой. Повреждения театра локализовались вокруг сценической части зрительного зала. Сцена, экран, занавески, звуковое оборудование, потолок и крыша были серьезно повреждены в результате пожара, а остальная часть содержимого здания слегка пострадала от жары, дыма и воды. The Northern Daily Leader сообщила, что пожар нанес театру ущерб на сумму около 5000 фунтов стерлингов. После уборки и изготовления временной крыши из брезентового листа Гражданский театр вновь открылся для посетителей через два дня, в пятницу. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ]
Арендатор, г-н Тео Коронео, воспользовался возможностью отремонтировать кинотеатр, одновременно построив новое оборудование после пожара. К декабрю 1954 года крыша и потолок были отремонтированы, а сцена находилась в стадии реконструкции. Театр также был отремонтирован и покрашен. В биобоксе были изменены смотровые окна и установлена новая аппаратура. В феврале 1955 года были установлены кремовые парчовые шторы и новый широкий экран. [ 8 ] [ 1 ]
В Гражданском театре Сконе состоялась австралийская премьера фильма 1957 года «Ширали» . В фильме снимался Питер Финч , а съемки проходили в районе Скоун. [ 9 ] [ 1 ]
В июне 1957 года в задней южной части кинотеатра было построено машинное отделение для размещения вспомогательной электростанции. Он был построен из бетонного фундамента и пола, деревянного каркаса, стен и крыши из оцинкованного гофрированного железа. [ 1 ] [ 2 ]
Как отмечалось выше, первоначальным арендатором Гражданского театра у компании Scone Theater Pty Ltd был CRN Owen. По данным The Scone Advocate , у г-на Оуэна была «целая сеть театров в сельских округах штата». На заре существования театра местным менеджером был г-н Рон Саттон , который ранее работал с г-ном Оуэном в одном своих предприятий в Навре . [ 10 ] В 1944 году Алекс Коронео был указан в качестве экспонента Гражданского театра. [ 11 ] Затем право аренды перешло к Тео Мена Коронео и Сэму Коронео, и вместе братья управляли театром до 1953 года, после чего Тео Мена Коронео взял на себя лицензию и аренду. В мае 1963 года Тео Мена Коронео приобрел Гражданский театр у Scone Theaters Pty Ltd, в результате чего компания была ликвидирована. Гражданский театр остается в руках семьи Коронео с 1963 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ]
Закрытие
[ редактировать ]По данным Росса Торна и др. , Гражданский театр «закрылся примерно в 1983–84 годах, но вновь открылся в 1988 году после незначительного ремонта. Он снова закрылся в 1992 году, но вновь открылся в том же году». [ 1 ] [ 9 ]
В 2018 году фасад здания был отреставрирован в рамках продолжающихся реставрационных работ, направленных на открытие здания как многофункционального центра. [ 12 ]
Развитие кинотеатров в Австралии
[ редактировать ]Гай Крик (1901–1964) родился в Хобарте и получил образование в Мельбурне . Он учился в Техническом колледже в Мельбурне в течение четырех лет по совместительству, затем вернулся в Хобарт в начале 1920-х годов, где впоследствии женился. В середине десятилетия он переехал в Сидней и сумел устроиться на работу в офис Генри Эли Уайта, одного из самых плодовитых и влиятельных дизайнеров театра и кино в Австралии 1920-х годов. Здесь он познакомился с Union Theaters (позже Greater Union) и установил отношения с компанией, которые позволили ему проектировать для нее кинотеатры вплоть до начала 1960-х годов. Уайт закрыл свой офис в начале Великой депрессии , и поэтому Крик в 1930 году стал партнером архитектора-специалиста в области кино Чарльза Борингера (Борингер Тейлор и Крик). Это продлилось относительно недолго: Крик покинул фирму и основал Crick & Associated. Одним из них был Брюс В. Ферс, который также работал в офисе Борингера. [ 1 ]
Брюс Ферс (1906–1967) родился в Стратфилде , Сидней, и получил архитектурное образование в Сиднейском техническом колледже . Неизвестно, у кого Фёрс работал в молодости, но он не закончил курс Технического колледжа, а вместо этого получил квалификацию для практики архитектора в 1933 году после сдачи экзамена в Совет архитекторов Нового Южного Уэльса. [ 1 ]
По общему мнению, фирма «Крик и Ферс» спроектировала тридцать новых кинотеатров в Новом Южном Уэльсе, Квинсленде , Южной Австралии и Тасмании и реконструировала около пятидесяти существующих кинотеатров. Крик находился под влиянием немецкой экспрессионистской архитектуры и интересовался дизайном интерьера кинотеатров, то есть мебелью, акустикой и освещением, а Фурс предоставил основные линии декора и освещения. [ 1 ]
После распада партнерства в 1940 году Фурс начал заниматься практикой самостоятельно. Он занимался проектированием и надзором, связанным с войной, а затем, после Второй мировой войны, основал практику, известную как Брюс. У. Ферс и партнеры. Несчастный случай в 1954 году привел к его досрочному уходу из профессиональной жизни. Крик также продолжал практиковать, оставляя свой офис открытым во время службы в Новой Гвинее во время войны. После войны он стал партнером Серваса Ван Бреды, затем практиковал в компании Guy Crick & Associates и, наконец, сформировал партнерство Гая Крика, Льюиса и Уильямса. Он практиковал в Брисбене и Сиднее. [ 1 ]
По словам Росса Торна, «Минерва/Метро» и «Западная Олимпия» в Аделаиде , спроектированные Crick & Furse, были двумя лучшими театрами в стиле «модерн» в Австралии. [ 13 ] Торн вместе с Кевином Корком писали о «Крик и Фёрс»: «Их влияние на строительство кинотеатров в Австралии неизмеримо. Созданные ими театры представляли все, что считалось современным и удобным». [ 14 ] [ 1 ]
После многих лет исследований, планов, отчетов и одобрений совещаний в феврале 2017 года начался первый этап консервационных работ – восстановление внешнего вида. Грант в размере 40 000 долларов США от Управления окружающей среды и наследия в 2016 году составил четыре процента от общей стоимости начального этапа. На втором этапе будет проведена внутренняя реконструкция первого этажа, чтобы его можно было использовать в качестве общественного многофункционального центра со скрытыми современными удобствами. [ 1 ] [ 15 ]
Описание
[ редактировать ]Гражданский театр в Сконе — это кинотеатр среднего размера, спроектированный в межвоенном стиле функционализма и модерна. Здание кирпичное, крыша покрыта фибролитом (гофрированный асбестовый лист). Орнамент здания сосредоточен в верхней части здания. Кинотеатр имеет ступенчатую линию горизонта, на которой стилизованными буквами вертикально написано название кинотеатра — Civic. Мотив параллельных линий определяет верхнюю часть парапета и длину здания, создавая обтекаемый эффект, а большое круглое окно доминирует в левой части здания, обеспечивая светом зал для общения. Помещение состоит из кинозала и одного розничного магазина (первоначально молочного бара). [ 1 ]
Характеристики кинотеатра в оригинальной лицензии были описаны следующим образом: Здание построено на железобетонных фундаментах , стены кирпичные, крыша деревянная. Крыша будет покрыта железом. Круг поддерживается радиалами RSJ, общая конструкция деревянная. Лестницы выполнены из бетона. Высота потолка от линии пола составляет 7,0 метра (23 фута). Общий размер помещения — 20 на 38 метров (64 × 126 футов). Ширина зала составляет 14 метров (45 футов), а глубина 25 метров (82 фута). Сцена имеет глубину 2,7 метра (9 футов) и ширину 9,1 метра (30 футов). Глубина галереи составляет 15 метров (48 футов). Над магазином расположен фойе. Размер вестибюля составляет 16 на 34 фута. Зал биографии расположен в задней части круга. Вентиляционная машина расположена в задней части помещения и будет иметь отдельную крышу. Кинотеатр должен был быть отапливаемым и кондиционированным, это был один из первых кинотеатров, получивших такое обращение. [ 1 ] [ 2 ]
Интерьеры фойе, фойе и зрительного зала кинотеатра сохранились в значительной степени. Вход в фойе через двойные двери с деревянным каркасом и застеклением с хромированными ручками. На стекле выгравированы декоративные элементы в стиле ар-деко и буква «С». Фойе состоит из билетной кассы и моноблока. Билетная касса расположена между двумя дверями, ведущими в зрительный зал. Он отличается деталями из металлического каркаса, в том числе геометрическим круговым узором, который повторяется на балюстраде лестницы , ведущей в гостиную, и на лестнице из гостиной на галерею зрительного зала. Похоже, шоколадный батончик появился в фойе позже. Рядом с лестницей, ведущей в гостиную, стоят четыре стула в стиле ар-деко и столик для сигарет. Хотя они, возможно, и не оригинальны, они вносят значительный вклад в ощущение ар-деко в интерьере фойе. Прихожая, ведущая с уровня галереи зала, представляет собой прямоугольную комнату с большим круглым окном, выходящим на Келли-стрит. Судя по всему, изначально в этом помещении был бар/кондитерская, однако с тех пор его убрали. Остался старый холодильник с нарисованным логотипом кинотеатра сбоку. В дальнем конце фойе есть двери, ведущие из мужского и женского туалетов. В фойе, фойе, фойе и зрительном зале имеется ряд оригинальных светильников в стиле ар-деко. Однако есть две люстры - одна в фойе и одна в фойе - которые, похоже, не являются оригинальными и, возможно, были установлены позже. [ 1 ]
Зрительный зал представляет собой двухуровневый кинотеатр, первоначально вмещавший 808 человек: 568 в партере и 240 в бельэтаже. Сиденья в партере заменены, однако в галерее остались оригинальные сиденья. Зрительный зал изгибается внутрь, к экрану и сцене, притягивая взгляды зрителей к экрану. Вся оригинальная отделка стен осталась нетронутой. Особого внимания заслуживают абстрактные экспрессионистские геометрические мотивы, простирающиеся от пола до потолка по всей длине зала. Эти обтекаемые геометрические узоры типичны для работ Крика и Фёрса. [ 1 ]
В комнате биографии, расположенной в задней части круга, есть два симплексных 35-миллиметровых (1,4 дюйма) проектора с карбонарковыми лампами Peerless Magnarc, датируемыми ок. 1938 год . В комнате также находится оригинальный выпрямитель. Оригинальная установка кондиционирования воздуха расположена на внешней северной стене. С тех пор его заменило современное кондиционирование воздуха. [ 1 ]
Состояние
[ редактировать ]По состоянию на 6 января 2003 года здание было прочным, но нуждалось в существенном ремонте, особенно в наружной и внутренней покраске. [ 1 ]
Функционалистские интерьеры, дополненные деталями ар-деко, практически не изменились, поскольку театр никогда не реконструировался. [ 1 ]
Изменения и даты
[ редактировать ]- 22 сентября 1954 г. - Пожар под сценой серьезно повредил сцену, экран, занавески, звуковое оборудование, потолок и крышу. [ нужна ссылка ]
- Декабрь 1954 г. – отремонтированы крыша и потолок, идет реконструкция сцены. Театр также был отремонтирован и покрашен. Внесены изменения в смотровые окна биобокса и установлена новая аппаратура. [ нужна ссылка ]
- Февраль 1955 г. – установлены кремовые парчовые шторы и новый широкий экран. [ нужна ссылка ]
- 10 июня 1957 г. – строительство машинного отделения для размещения вспомогательной электростанции.
- nd – Установлен новый кондиционер и установлены новые вентиляционные отверстия в театре.
- 1988 г. – проведен мелкий ремонт. [ 1 ]
Список наследия
[ редактировать ]По состоянию на 14 марта 2007 года Гражданский театр Сконе имел государственное значение как последний сохранившийся театр, спроектированный выдающимися театральными архитекторами Криком и Фёрсом в Новом Южном Уэльсе. Гражданский театр Скоун, спроектированный в 1937 году и завершенный в 1938 году, является репрезентативным примером работы всемирно известных киноархитекторов Крика и Фёрса. Фасад Келли-стрит является исключительным примером функционалистского стиля архитектуры межвоенного периода в Новом Южном Уэльсе и составляет важную часть городского пейзажа. [ 1 ]
Функционалистские интерьеры (с деталями ар-деко) - зрительный зал и фойе практически не изменились, поскольку театр никогда не реконструировался. Нетронутые интерьеры означают высокий уровень исследований и техническую значимость. Это один из немногих кинотеатров, сохранившихся в Новом Южном Уэльсе, сохранивших свой бельэтаж, и он не был преобразован в несколько кинотеатров. Интерьеры дают важное представление о стиле и деталях архитектуры кинотеатра 1930-х годов. [ 1 ]
Оба проектора являются оригинальными и датируются ок. 1938 год . Они представляют огромный технический интерес и могут потребовать дальнейших исследований. Первоначальная установка кондиционирования воздуха осталась практически нетронутой и представляет технический интерес как ранний пример системы полного кондиционирования воздуха, построенный в 1938 году. [ 1 ]
Гражданский театр Сконе был построен для общественного использования местным сообществом, поэтому имеет высокий уровень социальной значимости. Scone Theaters Pty Ltd, компания, созданная жителями района, которые профинансировали это предприятие. Гражданский театр уже более 60 лет играет центральную роль в социальной и культурной жизни населения Сконе и прилегающих районов. Одним из ярких моментов в истории кинотеатра является то, что в 1957 году в Гражданском театре Сконе состоялась австралийская премьера австралийского фильма «Ширали». [ 1 ]
Гражданский театр Скоун был внесен в Реестр государственного наследия Нового Южного Уэльса 21 февраля 2003 года, отвечая следующим критериям. [ 1 ]
Это место важно для демонстрации хода или закономерностей культурной или естественной истории Нового Южного Уэльса.
Гражданский театр Скоун имеет историческое значение как последний сохранившийся нетронутый театр, спроектированный выдающимися киноархитекторами Криком и Фёрсом в Новом Южном Уэльсе. [ 1 ]
Это место имеет сильную или особую связь с человеком или группой людей, имеющих важное значение для культурной или естественной истории Нового Южного Уэльса.
Театр Scone тесно связан с выдающимися киноархитекторами Гаем Криком и Брюсом. У. Фурс - выдающиеся и важные архитекторы кино в Новом Южном Уэльсе 1930-х годов. [ 1 ]
Это место важно для демонстрации эстетических характеристик и / или высокой степени творческих или технических достижений в Новом Южном Уэльсе.
Оригинальная установка кондиционирования воздуха имеет техническое значение как сохранившийся образец полноценной системы кондиционирования начала 20-го века. [ 1 ]
Это место имеет прочную или особую связь с определенным сообществом или культурной группой Нового Южного Уэльса по социальным, культурным или духовным причинам.
Гражданский театр Сконе имеет культурное значение, поскольку здесь прошла австралийская премьера австралийского фильма «Ширали», снятого в Сконе и его окрестностях. Это было важное культурное событие в развитии и признании австралийского кино и австралийской киноиндустрии. [ 1 ]
Гражданский театр Сконе имеет социальное значение на местном уровне. [ 1 ]
Это место потенциально может дать информацию, которая будет способствовать пониманию культурной и естественной истории Нового Южного Уэльса.
Практически нетронутый интерьер дает важное представление о стиле и деталях архитектуры кинотеатра 1930-х годов. [ 1 ]
Это место обладает необычными, редкими или находящимися под угрозой исчезновения аспектами культурной или естественной истории Нового Южного Уэльса.
Гражданский театр Сконе редок, поскольку это последний сохранившийся нетронутый театр, спроектированный киноархитекторами Crick & Furse. [ 1 ]
Это место важно для демонстрации основных характеристик класса культурных или природных мест/среды в Новом Южном Уэльсе.
Гражданский театр Сконе представляет работы всемирно известных киноархитекторов Крика и Фёрса. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап «Гражданский театр Сконе» . Реестр государственного наследия Нового Южного Уэльса . Департамент планирования и окружающей среды . H01660 . Проверено 2 июня 2018 г.
Текст лицензирован штатом Новый Южный Уэльс (Департамент планирования и окружающей среды) по CC-BY 4.0 лицензии .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гражданский театр Сконе, лицензия № 544, государственный архив исх. 17/3283
- ^ Перейти обратно: а б с д и Защитник булочек . 29 июля 1938 года.
- ^ Защитник булочек . 26 июля 1938 года.
- ^ Перейти обратно: а б Отчеты мертвых компаний - Scone Theaters Pty Ltd, номер файла: 18596. Государственные записи, номер 17/9481.
- ^ Государственные записи Нового Южного Уэльса, ссылка 20/14972.
- ↑ Northern Daily Leader , 23 сентября 1954 г.
- ^ Совет пожарных комиссий: инспекции театров и залов, файл № 434 - Скон. Государственные записи №: 20/14972.
- ^ Перейти обратно: а б Торн и др. , стр.310
- ^ Защитник булочек . 28 июля 1938 года.
- ^ Еженедельный каталог кинофильмов, 1943-44 гг.
- ^ «В Гражданском театре Сконе демонтированы строительные леса, поскольку реставрационные работы продолжаются» . Адвокат Скона . 20 августа 2018 г. Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Кинотеатры Австралии через США. P366
- ^ Все люди королей, с. 20
- ^ Мерфи, Бен (2017). Тяжелая работа окупается . п. 1.
Библиография
[ редактировать ]- «Гражданский театр Сконе» . 2007.
- Мюррей, Л.; Ламби, Р. (2001). Отчет о классификации гражданских театров Scone .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Сиднейский университет (1996). Реестр наследия кинотеатров Нового Южного Уэльса, 1896–1996 гг .
Атрибуция
[ редактировать ] Эта статья в Википедии изначально была основана на Scone Civic Theater , номер записи 01660 в Реестре государственного наследия Нового Южного Уэльса, опубликованном штатом Новый Южный Уэльс (Департамент планирования и окружающей среды) в 2018 году под CC-BY 4.0 лицензией , доступ осуществлен 2 июня 2018 года. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]