Дэвид Р. Олсон
Дэвид Ричард Олсон | |
---|---|
Рожденный | 16 июня 1935 г. |
Национальность | Канадский |
Альма-матер | Университет Саскачевана ; Университет Альберты |
Научная карьера | |
Поля | Психология , когнитивное развитие , грамотность |
Учреждения | Университет Торонто |
Дэвид Ричард Олсон (родился 16 июня 1935 г.) — канадский психолог когнитивного развития , изучавший развитие речи, грамотности и познания, особенно психическую жизнь детей, их понимание языка и разума, а также психологию обучения. Олсон является почетным профессором Института исследований образования Онтарио при Университете Торонто , где он преподает с 1966 года.
Биография
[ редактировать ]Олсон родился в Саскатуне , Саскачеван , и до 6 лет воспитывался бабушкой и дедушкой, так как его мать заболела туберкулезом. Он учился в Университете Саскачевана в 1953–55, получил сертификат преподавателя; затем он преподавал в деревенской школе в Альсаске, Саскачеван . Он вернулся в Университет Саскачевана, который получил степень бакалавра технических наук. в 1960 году. Он получил степень доктора философии. из Университета Альберты в 1963 году. Некоторое время он работал в Университете Далхаузи в Галифаксе, Новая Шотландия, а также работал научным сотрудником под руководством Джерома Брунера в Гарвардского университета Центре когнитивных исследований .
Олсон переехал в Торонто в 1966 году и с тех пор преподает там. Он признан мировым авторитетом в области психологических последствий грамотности, темы, по которой он опубликовал множество публикаций и читал лекции по всему миру. Он назначен в Университетский колледж Торонто и Университет Торонто. Олсон женат, у него пятеро детей.
Когнитивная психология развития
[ редактировать ]При поддержке Брунера Олсон исследовал мысленные представления пространства маленькими детьми, в частности, то, как детский язык влияет на их способность реконструировать пространственные закономерности. Он обнаружил, что, хотя дети без труда восстанавливали горизонтальные и вертикальные узоры, до того, как они пошли в школу, у них были большие трудности с диагональю. Кажется, что для того, чтобы добиться успеха в концептуализации диагонали, ее необходимо переосмыслить с точки зрения отношений между горизонтальной и вертикальной осями. Это исследование привело к его первой книге « Пространственное познание: приобретение ребенком диагональности». (Эрльбаум, 1970)
Различие «сказать-средне» и теория разума
[ редактировать ]В 1970-х годах Олсон начал исследовательскую программу по пониманию детьми языка и его значения, выдвигая утверждение, что маленькие дети не могут провести различие между тем, что «говорят» и что «имеют в виду». Это привело к созданию программы исследований по изучению языка детей и их пониманию мыслей. Вместе с Джанет Эстингтон, Элисон Гопник и Линдом Форгюсоном Олсон провел новаторскую работу по изучению истоков концепции убеждения и намерения, которая привела к публикации в 1988 году книги « Развитие теорий разума» . [ 1 ] См. Astington, 2000, где представлен отчет об исследованиях того периода. [ 2 ]
Когнитивные последствия грамотности
[ редактировать ]Психологи традиционно рассматривали письмо как инструмент, позволяющий перемещать речь в пространстве и времени, как простой шифр для представления речи. Следовательно, обучение чтению и письму рассматривалось как приобретение навыка перевода звуков в письменные знаки. Принятая педагогика заключалась в повторении и обучении. Работа Олсона, наряду с работой Эмилии Феррейро и других, помогла сместить понимание приобретения навыков чтения и письма с навыков, которые необходимо приобрести, на концепции, которые необходимо понять.
Когда он начал свои исследования, психология мало учитывала язык, не говоря уже о письме, как когнитивный ресурс в психической жизни людей. Язык занял свое место в когнитивной теории и когнитивном развитии в 1960-х годах во многом благодаря работам Ноама Хомского, Роджера Брауна и Джерома Брунера. Помимо некоторых указаний на значение письма и письменного языка в работах Льва Выготского (1987), [ 3 ] письмо оставалось за пределами экспериментальной когнитивной психологии и не играло никакой роли в процессе развития. В этом контексте Олсон выдвинул революционный аргумент о том, что письмо, будучи далеко не инструментом удобной передачи речи, в значительной степени ответственно за смещение внимания говорящего от обычных прагматических функций языка к фонологическим, семантическим и синтаксическим свойствам языка. сам язык. Чтобы стать грамотным, утверждал Олсон, нужно научиться думать о свойствах языка, которые в значительной степени остаются неявными в обычном устном или естественном языке. Этот процесс приводит к новому пониманию фонологии, определению слов и логическим отношениям между предложениями. По иронии судьбы, именно эти письменные свойства языка доминировали в заботах философов, лингвистов и психологов, которые считают, что изучают обычный устный язык, тогда как, настаивает Олсон, они в первую очередь изучают свойства письменного языка. лингвисты Рой Харрис (2009) [ 4 ] и Пер Линелл (2005). [ 5 ] Олсон представил этот измененный взгляд на язык, представив исторический контекст в своей широко включенной в антологию статье 1977 года «От высказывания к тексту: предвзятость языка в речи и письме», опубликованной в Harvard Educational Review . Он значительно расширил эту теорию в книге «Мир на бумаге: концептуальные и когнитивные последствия письма и чтения» (CUP, 2004).
Его эмпирические исследования детей до, во время и после обретения грамотности исследовали гипотезу о том, что обучение чтению — это прежде всего вопрос осознания тех самых свойств, которые имплицитны в практике разговорной речи — осознания преимущественно фонем, слов и предложений, а также влияние этого сознания на их последующее обучение и мышление. Он продолжает работать над философией грамотности под влиянием работ философа Роберта Брэндома. [ 6 ] в котором грамотность становится одним из средств выражения знаний.
Теория образования
[ редактировать ]Олсона долгое время интересовали последствия достижений психологической теории для теории и практики образования, и этот интерес был вызван книгой Джерома Брунера 1960 года «Процесс образования». [ 7 ] Олсон исследовал последствия так называемой «когнитивной революции» 1960-х годов, революции, возглавляемой работами Ноама Хомского, Джерома Брунера, Джорджа Миллера, Роджера Брауна и других, в книге под названием «Джером Брунер: Когнитивная революция». в теории образования» (Continuum, 2007). Более общий анализ роли психологических исследований в теории образования он выдвинул в книге «Психологическая теория и реформа образования: как школа меняет разум и общество» (CUP, 2003), в которой свое исследование грамотности и теории разума, а также роли школы в интеллектуальном и социальном развитии. Он пришел к выводу, что теорию образования лучше рассматривать как моральную теорию, основанную на воле и ответственности, а не чисто когнитивную, основанную на знаниях.
Теоретические применения на практике
[ редактировать ]Разработчик учебных программ и школьный реформатор Синтия Маккалистер сотрудничала с Олсоном, чтобы интегрировать его теории грамотности и ответственности в педагогическую программу под названием «Изучение культуры», первоначально реализованную в ряде школ Нью-Йорка. Он включает в себя метод обучения под названием «Совместное чтение в унисон», при котором небольшая группа учащихся вместе читает текст в устной форме и берет на себя ответственность инициировать обсуждение вопросов или интересующих моментов. [ 8 ]
Признание
[ редактировать ]- Почетные степени Университета Гетеборга , Университета Саскачевана, Университета Торонто.
- Член Королевского общества Канады
- Президент Канадской психологической ассоциации
Книги
[ редактировать ]- Написано или в соавторстве
- Олсон, ДР (2022). Обретение смысла: что значит понимать. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Олсон, Д.Р. (2016). Разум на бумаге: чтение, сознание и рациональность. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Олсон, Д.Р. (2007). Джером Брунер: Когнитивная революция в теории образования . Нью-Йорк: Континуум.
- Олсон, Д.Р. (2003). Психологическая теория и образовательная реформа: как школы меняют сознание и общество. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Олсон, Д.Р. (1994). Мир на бумаге: концептуальные и когнитивные последствия письма и чтения. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Олсон Д.Р. и Белосток Э. (1983). Пространственное познание: структура и развитие мысленного представления пространственных отношений . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Олсон, доктор медицинских наук (1970). Когнитивное развитие: приобретение ребенком диагональности . Нью-Йорк: Академическая пресса. (Второе издание: Л. Е. Эрльбаум и партнеры, 1996 г.)
- Отредактировано или совместно отредактировано.
- Олсон, Д.Р. и Торранс, Н.Г. (ред.) (2009). Кембриджский справочник по грамотности . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Олсон, Д.Р. и Коул, М. (ред.) (2006). Культура, технологии и история: последствия работы Джека Гуди. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Брокмайер Дж., Ван М. и Олсон Д.Р. (ред.). (2002). Грамотность, повествования и культура. Лондон: Керзон.
- Олсон, Д.Р., и Торранс, Н. (ред.). (2001). Создание грамотных обществ . Оксфорд: Блэквелл.
- Зелазо П., Астингтон Дж. и Олсон Д. (ред.). (1999). Разработка теорий намерения . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Олсон, Д.Р., и Торранс, Н. (ред.). (1996). Способы мышления: исследования в области культуры и познания . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Олсон, Д.Р., и Торранс, Н. (ред.). (1996). Справочник по образованию и человеческому развитию: Новые модели обучения, преподавания и школьного обучения . Оксфорд: Блэквелл.
- Тейлор И. и Олсон Д.Р. (ред.). (1995). Сценарии и грамотность: Чтение и обучение чтению алфавитов, слогов и символов . Амстердам: Клювер.
- Олсон, Д.Р., и Торранс, Н.Г. (ред.) (1991). Грамотность и устная речь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Астингтон, Дж.В., Харрис, П.Л., и Олсон, Д.Р. (ред.) (1988). Разработка теорий разума . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ван Холтхун Ф. и Д. Р. Олсон (ред.) (1987). Здравый смысл: основы социальных наук . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки.
- Олсон Д.Р., Торранс Н. и Хилдьярд А. (ред.) (1985). Грамотность, язык и обучение: природа и последствия чтения и письма. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Олсон, доктор медицинских наук (ред.) (1980). Социальные основы языка и мышления: Очерки в честь Джерома С. Брунера . Нью-Йорк: Нортон.
- Олсон, доктор медицинских наук (ред.) (1974). Средства массовой информации и символы: формы выражения, коммуникации и образования. 73-й ежегодник Национального общества изучения образования. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Астингтон, Джанет; Харрис, Пол Л.; Олсон, Дэвид Р., ред. (1988). Разработка теорий разума . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521354110 .
- ^ Астингтон, Джанет, изд. (2000). Умы в процессе становления: Очерки в честь Дэвида Р. Олсона . Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
- ^ Выготский, Л.С. (1987). Собрание сочинений Л.С. Выготского. Р.В. Рибер и А.С. Картон, ред. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум.)
- ^ Харрис, Р. (2009). Рациональность и грамотный ум. Лондон: Рутледж.
- ^ Линелл, П. (2005). Письменная языковая предвзятость в лингвистике. Лондон: Рутледж.
- ^ Брэндом, Р. (2000). Формулирование причин: введение в инференциализм. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Брунер, Дж. С. (1960). Процесс образования. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Маккалистер, К. (2011). Чтение в унисон: социально инклюзивное групповое обучение для равенства и достижений. Таузенд-Оукс, Калифорния: Corwin Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://archive.today/20140127000417/http://wordpress.oise.utoronto.ca/olsondav Резюме Дэвида Олсона