Дариен II
История | |
---|---|
Имя |
|
Строитель | Фэрфилдс , Глазго |
Номер двора | 367 |
Запущен | 1892 |
В эксплуатации | 1892 |
Не работает | 1950 |
Судьба | Списано, 1951 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Пароход |
Тоннаж | |
Длина | 175 футов 4 дюйма (53,44 м) |
Луч | 26 футов 4 дюйма (8,03 м) |
Глубина | 13 футов 8 дюймов (4,17 м) |
Движение | 6-цилиндровый двигатель тройного расширения , 177 л.с. , 2 вала. |
Дариен II был последним кораблем, который доставил беженцев из Алии Бет в Хайфу во время Второй мировой войны . Бывший тендер маяка, он отплыл из Черного моря в Палестину в начале 1941 года.
История корабля
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Корабль был построен судостроительной и инженерной компанией Fairfield в Глазго в 1892 году для Совета Северного маяка и служил тендером под названием « Полярная звезда» , базировавшимся в Стромнессе . В 1931 году он был переименован в «Орфир» , а затем продан Уильяму Маршаллу из Глазго для переоборудования в спасательное судно под тем же названием. В 1933 году она снова была продана Джеймсу М. Стюарту из Глазго. Он был использован в 1935 году для обнаружения затонувшего корабля RMS Lusitania . В 1939 году он был продан компании P. Svolakis & Co. из Пирея , Греция, переименован в Sophia S и зарегистрирован в Колоне, Панама. [ 1 ]
Алия Бет
[ редактировать ]В мае 1940 года корабль был куплен в Пирее Моше Агами и Шмарией Замерет за 40 000 долларов. [ 2 ] Замерет, который был гражданином США , был зарегистрированным владельцем. [ 2 ] и переименовал корабль в Darien II , до сих пор зарегистрированный под панамским флагом. [ 3 ] Оба мужчины были членами Мосад ЛеАлия Бет , отделения Хаганы , которое организовало нелегальную еврейскую эмиграцию из Европы в Палестину под британским мандатом . [ 3 ] Они планировали направить « Дарьен II» в порт Югославии, чтобы спасти 822 еврея из Польши, Германии и Австрии, которые пытались покинуть Европу на корабле «Уран» через Дунай , но застряли в Кладово на румынско-югославской границе. От этого плана отказались после того, как вступление Италии в войну в июне 1940 года сделало выход в Адриатику слишком опасным. [ 2 ]
Затем корабль оказался вовлеченным в борьбу между двумя отделениями Хаганы, одно из которых занималось доставкой еврейских беженцев из Европы в Палестину вопреки британским ограничениям, а другое активно сотрудничало с британским Управлением специальных операций (SOE) для предоставления еврейских агентов. для проведения диверсий и сбора разведывательной информации на территории противника. В отношении корабля выдвигались различные планы. Элияху Голомб предложил использовать ее для одновременного проникновения в агенты и спасения еврейских беженцев в Румынии. Другое предложение заключалось в том, чтобы потопить корабль в устье Дуная, заблокировав вход. Третий план предусматривал оккупацию порта Констанца в Румынии и, похоже, получил некоторую поддержку со стороны Королевского флота. [ 3 ] В конце концов корабль был продан SOE за 15 000 фунтов стерлингов для работы на Балканах в сотрудничестве с Хаганой, хотя Замерет остался зарегистрированным владельцем. [ 2 ] и корабль остался под контролем Моссада ЛеАлия Бет. [ 3 ]
В августе 1940 года « Дарьен II» отплыл в Александрию , затем в Стамбул и, наконец, в ноябре прибыл в Констанцу. Там на борт поднялись беженцы из Румынии и Польши, и корабль направился в Сулину , где ожидалось еще больше беженцев. Она ждала до конца декабря, но когда они не прибыли, корабль наконец ушёл. На обратном пути в Констанцу « Дариен II» наткнулся на риф, и его пришлось отбуксировать в сухой док для ремонта. 17 февраля 1941 года Дариен II покинул Констанцу с 460 беженцами на борту и прибыл в Варну на следующий день , Болгария. Когда болгарские власти арестовали капитана корабля, командовать им был назначен Олаф Бергенсон, бывший норвежский морской офицер. 28 февраля корабль отплыл из Варны с 750 беженцами на борту и прибыл в Стамбул 2 марта. Туда было отправлено еще больше беженцев, в результате чего общее число достигло 792 человек. [ 2 ] в том числе выжившие из Сальвадора , [ 3 ] еще один корабль «Алия Бет», затонувший в Мраморном море 14 декабря 1940 года, в результате которого погибло 204 человека, в том числе 66 детей. [ 4 ]
15 марта 1941 года корабль отплыл из Стамбула . Он не был перехвачен британцами и мог высадить беженцев на побережье. Однако 19 марта корабль направился прямо в Хайфу , и беженцы были задержаны. [ 3 ] в лагере для задержанных Атлит , [ 2 ] и не все были освобождены до 22 мая 1942 года. [ 3 ]
Среди беженцев на борту «Дариена II» были Абба Бердичев, который присоединился к ЗОЕ и был сброшен с парашютом обратно в Европу только для того, чтобы быть пойманным и казненным немцами, и Шуламит, позже жена премьер-министра Ицхака Шамира . [ 3 ]
Более поздняя карьера и избавление
[ редактировать ]Дариен II был реквизирован британскими властями. [ 1 ] и под их контролем отплыл в Тобрук в конце 1941 года после снятия осады . Затем он был пришвартован в Александрии и в начале 1943 года возобновил работу по конвоированию между портами Северной Африки, а затем и Сицилии, а затем в 1944–1945 годах перенес операции в порты материковой Италии. [ 5 ]
Она действовала под контролем Министерства военного транспорта , а в 1945 году находилась под управлением компании Wilson Line . [ 6 ] и был куплен у владельцев Министерством транспорта в 1948 году для работы в Восточном Средиземноморье. В конце концов он был поставлен на прикол в Порт-Саиде в 1950 году, продан итальянским судоразделщикам и прибыл в Специю для разборки в 1951 году. [ 1 ]
В СМИ
[ редактировать ]«Дилемма Дариена» — фильм, в котором художественный пересказ финального плавания «Алии Бет» сочетается с интервью с реальными пассажирами, премьера которого состоялась на Тель-Авивском международном фестивале документального кино в апреле 2006 года. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Корабли Северного маяка» . Совет Северного маяка . 2012 . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж « История Дариена » . dariendilemma.com . 2012 . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «II דאריאן ( Дариен II )» . Израильский национальный морской музей (на иврите). 2012. Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Озер, Айхан (февраль 1992 г.). «Трагедия Струмы» . turkishjews.com . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Гаага, Арнольд (2009). «База данных портов» . convoyweb.org.uk . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ «Лайн Уилсона» . theshipslist.com . 2012 . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ «Предстоящие показы «Дилеммы Дариена»» . dariendilemma.com . 2012 . Проверено 12 августа 2012 г.