Саинхо Намчылак
![]() |
Саинхо Намчылак ( тувинский : Сайын-Хөө Намчылак , русский : Сайнхо Намчылак , род. 1957) — певец родом из Тувы , автономной республики в Российской Федерации к северу от Монголии . Известна своим тувинским горловым пением. [ 1 ] или Хёёмей .
Стиль
[ редактировать ]Намчылак — певец-экспериментатор, родившийся в 1957 году в уединенном селе на юге Тувы . Она владеет обертоновым пением; ее музыка сочетает в себе авангардный джаз , электронику , современную композицию и тувинские влияния. В Туве сталкиваются многочисленные культурные влияния: тюркские корни и культура, которые она разделяет с государствами Центральной Азии , Синьцзян-Уйгурским автономным районом , Башкортостаном и Татарстаном ; сильное монгольское культурное влияние и традиции, которые он разделяет с Монголией , Внутренней Монголией , Бурятией и Калмыкией ; культурное влияние различных сибирских кочевых этнических групп, таких как самоеды , енисейцы , эвенки и русских старообрядцев , мигрантов и переселенцев из Украины , Татарстана и других групп меньшинств к западу от Урала . Все это в определенной степени повлияло на голос Намчылак, хотя сибирские влияния доминируют: ее диссертация, написанная во время изучения голоса сначала в Кызылском университете , затем в Институте имени Гнесиных в Москве в 1980-х годах, была сосредоточена на ламаистской и культовой музыке меньшинств. группы по всему Сибирь , и в ее музыке часто проявляются тенденции к тунгусскому подражательному пению.
Будучи дочерью пары школьных учителей, она выросла в изолированной деревне на тувинско-монгольской границе, подвергаясь воздействию местного пения – того, что обычно предназначалось для мужчин; на самом деле, женщинам активно не рекомендовалось изучать его (даже сейчас самыми известными практиками остаются мужчины, такие художники, как Хуун-Хуур-Ту и Ят-Ха ). Однако большую часть своего традиционного репертуара она узнала от бабушки и продолжила изучать музыку в местном колледже, но ей было отказано в профессиональной квалификации. Тихонько она изучала обертонное пение, а также шаманские традиции региона, прежде чем уехать учиться дальше в Москву (Тува в то время входила в состав СССР). Получив степень, она вернулась в Туву, где стала участницей Тувинского государственного народного ансамбля «Саяны», а затем бросила его, чтобы вернуться в Москву и присоединиться к экспериментальной группе «Три-О», где могли блуждать ее вокальные таланты и чувство мелодического и гармонического приключения. свободно. Это впервые привело ее на Запад в 1990 году, хотя ее первое записанное знакомство произошло с компиляцией Crammed Discs Out of Tuva. После распада Советского Союза она переехала в Вену, сделав ее своей базой, хотя она много путешествовала, работая в различных сменных группах и записывая множество дисков, которые вращались вокруг свободной импровизации – мало чем отличаясь от Йоко Оно – а также выступая по всему миру. Это определенно была маргинальная музыка, хотя Намчылак очень прочно зарекомендовала себя как неотъемлемая часть этой маргинальной музыки. В 1997 году она стала жертвой нападения, в результате которого она пролежала в коме несколько недель. Сначала она подумала, что это какое-то божественное возмездие за ее творческое высокомерие, и, казалось, отступила назад, когда записала альбом 1998 года "Naked Spirit", в котором были тенденции нью-эйджа. Однако к 2000 году она, похоже, преодолела этот барьер, выпустив «Город мачехи» , ее самая доступная на сегодняшний день работа, где она, кажется, действительно нашла свой путь, смешивая традиционные тувинские инструменты и пение с вертушками и эффектами, ставя ее на творческий небосклон между Йоко и Бьорк, но с je ne sais quoi Монголии. как часть сделки. Выступление на фестивале WOMEX в Берлине привлекло к ней внимание многих, и в 2001 году был запланирован тур по США.
Карьера
[ редактировать ]После окончания обучения Намчылак работал с несколькими ансамблями: Московским государственным оркестром; московский джазовый ансамбль «Три-О» (с 1989 г.); Школа драматического искусства под руководством Анатолия Васильева (Москва), различные оркестры в Кызыле , тувинский «фольклорный оркестр» — гораздо менее очищенный образец народного барокко, чем, скажем, существовавший в Казахстане до независимости , — в котором разместились многие Другие известные певцы Тувы. Однако на протяжении нескольких лет Намчылак ежегодно приглашал в Туву иностранных музыкантов для популяризации тувинской культуры.
Живя в Вене, Намчылак создала скульптуру «Город-Мачеха», чтобы отразить свои двойственные чувства к европейскому мегаполису. Называя себя «в первую очередь женщиной из степей», Намчылак первое музыкальное вдохновение исходила от ее бабушки-кочевницы, которая часами пела колыбельные. Она выросла в культуре, где люди поют только тогда, когда им хочется — поют, когда они счастливы, и поют, когда им грустно. Лишенная профессионального образования в местном колледже, где ее исследовательский характер привел ее к запрещенным стилям пения с обертонами, в которых доминируют мужчины, Намчылак перевелась в Москву, где открыла для себя русскую импровизацию и где она также продолжает изучать вокальные техники сибирских ламаистских и шаманских традиций.
Зрители поражаются разнообразию звуков, которые Намчылак может издавать своим голосом: от оперного сопрано до птичьего крика, от детских мольб до проникновенного пения; что в разные моменты вызывает сравнения с Зап Мамой, Патти Смит, Билли Холидей и Ниной Хаген. В 1997 году Намчылак подверглась жестокому нападению со стороны тувинских рэкетиров, в результате чего она на две недели пролежала в коме. Опять же, источники по этому поводу противоречат: другие утверждают, что она перенесла операцию по поводу тяжелой злокачественной опухоли головного мозга; Тем не менее, 1997 год ознаменовал заметные перемены в ее жизни. С тех пор она жила в изгнании в Вене, а также более плодотворно записывалась как сольная исполнительница – хотя за последние двадцать лет она выпустила более тридцати альбомов, только семь были полностью сольными.
Намчылак утверждает, что музыка и духовность связаны желанием или напряжением, которое заставляет людей пробудиться. Стремясь принять участие в процессе вспоминания забытого, «Город-Мачеха» представляет собой карту, предлагающую маршруты, соединяющие западную телесность с восточной духовностью. [ 2 ]
В 2005 году итальянское издательство Libero di Scrivere выпустило сборник стихов « Кармаленд» . В 2006 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Чело-Век» (игра слов на русском языке, объединяющая слово «человек», означающее «человек», и, несмотря на дефис, устаревшее «чело», означающее «передний» или «лоб», и «век», означающее «эпоха» или «эон» или «век», в нечто вроде «фронт-эона») издавалось на русском, тувинском и английском языках.
в 2016 году она выпустила альбом «как птица или дух, а не лицо», спродюсированный обладателем Грэмми Яном Бреннаном (музыкальный продюсер, автор) с участием участников Tinariwen .
Дискография
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]- Преобразование Материи, ДОКУМЕНТ, т. V 1990, с TRI-O, Leo Records, Лондон, Великобритания.
- Тунгуска-гуска, 1991, Метеоритная опера, EFA-Schneeball, Германия
- Затерянные реки, 1991, FMP Германия
- Когда светит солнце..., 1991, FMP-Берлин, Германия.
- Октет-Ост, 1991, с Кристианом Мутшпилем, Амадео Австрия
- Песня Марсиаса, 1992, с Маттиасом Циглером и Марком Дрессером, Цюрих, Швейцария.
- Pulse, 1992, с Михаэлем Зивертом, Dizzy Essentials Germany ( Хельмут Диц )
- В прямом эфире, 1993, с Кан Тэ Хваном, Free Improvisation Network Record Japan.
- Из Тувы, 1993, переполненный мир, Бельгия.
- Expos Jazz & Joy, 1993, Вер Абра записывает Германию.
- Сведение, 1993, Chill out Label London UK.
- Синергетика Фономания III, 1993, Leo Records LR
- Концерт в Городском саду, 1994, с Оркестром московских композиторов, U-Sound
- Первый дубль, 1994 г., совместно с Biosintes, FMP 80, Берлин, Германия.
- Танцы на острове, 1994, с Ирен Беккер.
- Техно с нарушениями, 1995, Plag Dich Nicht
- Песня Марса, 1996, с Эваном Паркером, Victo Canada
- Амулет, 1996, с Недом Ротенбергом, Лео записывает Лондон, Великобритания.
- Итальянский роман, 1996, с оркестром московских композиторов, Leo Records, Лондон, Великобритания.
- «Дар», 1996, с оркестром московских композиторов, Long Arms Records Russia
- Пусть мечтает Перемский, 1997, с оркестром московских композиторов, Leo Records, Лондон, Великобритания.
- Time Out, 1997, Пондероза, Италия.
- Обнаженный дух, 1998, Amiata Records
- Инциденты Хармс-10, 1998, Long Arms Records Россия
- Вочи в Виаджо, 1999, Амиата УНИТА, Италия.
- Теменос, 1999, Leo Records, Лондон, Великобритания
- Homo Sonorus – Международная антология звуковой поэзии, 2001, сборник стихов, том IV Россия
- Эль Лебрихано – Слезы воска, 2001, EMI International
- Город мачехи 2001, Пондероза
- 2001 – Аура соло Саинхо. дуэт-Петр Ковальд&Саинхо, трио-Сайнхо&Вл. Волков, Вл. Тарасов, Пондероза, Италия
- 2002 - «Золотые годы советского нового джаза», том 3,4 GY 409/412): Намчылак с «Поп-Механиком» 18 ноября 1989 г., Намчылак с Михаилом Жуковым 10 июня 1990 г., Намчылак + Три-О 1989, 1991 г., Намчылак с Сергеем Летов 11 июня 1989, 1991 г.
- 2003 – «Кто украл небо» , Пондероза, Италия
- 2005 — Аржаана, музыкальная сказка , Asia Plus Records, Россия
- 2005 – Забытые улицы Петербурга , Три-О и Намчылак, Leo Records, Лондон
- 2005 - Live CD "Karmaland" добавлен к книге "Karmaland" автора LiberoDiscrivere, Италия.
- 2007 – «Тувинско-ирландский проект живой музыки» электроника с Роем Кэрроллом – Leo Records, Лондон
- 2007 – «Кочевник» – сборник лучших произведений Намчылака, посвященный 50-летию – Leo Records.
- 2008 - акустический дуэт "Intrance" с Джарродом Гэгвином - Leo Records, Лондон
- 2008 г. – «Мать-Земля! Отец-Небо!» Huunhuurtu ft. Namtchylak, Jaro Records, Германия, jaro 4281-2
- 2009 – «Портрет идеалиста» Оркестр Московского композитора при участии Намчылака – Leo Records, Лондон
- 2009 – Электроника «Чайной оперы» с Диксоном Ди – Leo Records, Лондон
- 2010 – электроакустика «Не совсем песни» с Ником Судником – Leo Records, Лондон
- 2010 - Джазовые аранжировки песен "Terra" с Вольфгангом Пушнигом и Полем Урбанеком - Leo Records, Лондон.
- 2010 – сольный голос «Cyberia» – Ponderosa Music and Art, Италия.
- 2010 - Сборник концертных записей программы Son "Simply-Live", Tree Music, Китай.
- 2013 – «Езжай в Туву»: Саинхо и Гарло, ВР12
- 2015 – «Как птица или дух, а не лицо», Ponderosa Music & Art
- 2020 – «Земля» с Минимом – KOLD, Польша
- 2021 – «Манифест» с Minim – KOLD, Польша
Сборники
[ редактировать ]- 1993 — Letters , концертные записи, выпущенные в 1993 году лейблом Leo Records, Лондон, Великобритания.
- 1994 – Грубый путеводитель по мировой музыке , World Music Network
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Никсон, Крис. «Биография: Саинхо Намчылак» . Вся музыка . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г. Проверено 5 декабря 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )