Ноблесснер
Ноблесснер | |
---|---|
![]() Вид с воздуха на Ноблесснер, 2015 г. | |
![]() | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | |
Страна | Эстония |
Расположение | Северный Таллинн |
Координаты | 59 ° 27'18 "N 24 ° 44'07" E / 59,455 ° N 24,73533 ° E |
Статистика | |
Веб-сайт Ноблесснер |
Ноблесснер (также известный как Пеэтри садам ) — порт и бывшая промышленная зона в районе Таллинна северном , Эстония . С 2013 года он был переоборудован в культурный и жилой район с музеем, арт-центром, крафтовой пивоварней, пристанью для яхт, набережной, кафе и ресторанами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]История Ноблесснера восходит к 1912 году, когда Эмануэль Нобель (племянник Альфреда Нобеля ) и Артур Лесснер основали в Российской империи самый важный завод по производству подводных лодок . Имя «Ноблесснер» представляет собой слияние двух мужских фамилий. [ 3 ]
В период с 1913 по 1917 год завод в Ноблесснере построил в общей сложности 12 современных подводных лодок. [ 5 ] Заказ еще на 20 океанских подводных лодок поступил в 1916 году, но из-за Октябрьской революции 1917 года их так и не начали делать. После обретения Эстонией независимости в 1918 году верфь начала производить суда меньшего размера вместо подводных лодок. В 1925 году верфь объявила о банкротстве из-за отсутствия заказов, а более мелкие предприятия, также занимавшиеся судостроением, разделили здания между собой. В начале советской оккупации различные предприятия объединились . В 1944–1951 годах завод работал как Таллиннский морской завод (Tallinna Meretehas) и ремонтировал тральщики Балтийского флота. В последующие десятилетия завод был переименован в Морской завод № 7 и Судоремонтный завод № 7. Предприятие строило суда для ВМФ СССР , ремонтировало китобойные суда и рыболовные траулеры. В 1991 году, когда Эстония восстановила свою независимость, верфь снова стала Таллиннским морским заводом. Последние суда были построены в 2018 году. [ 1 ]
Здания Ноблесснера
[ редактировать ]Сегодня многие исторические промышленные здания Ноблесснера обрели новую жизнь благодаря перепрофилированию и восстановлению. Здания Ноблесснера, построенные в основном в 1910-х годах, представляют собой типичный промышленный дизайн той эпохи.
Административное здание (Тёестузе 48)
[ редактировать ]Двухэтажное здание, расположенное по адресу Tööstuse 48, обслуживало административные нужды фабрик Ноблесснера. Спроектированный архитектором В. Сахаровым и завершенный в 1914 году, он содержит ряд элементов модерна . [ 6 ]
Верфь Завод по производству судовых систем (Пеэтри 12)
[ редактировать ]Мастерская корабельных систем Ноблесснера, типичное промышленное здание для своего времени, сегодня действует как арт-центр КАИ. [ 7 ] Построенное в 1916 году здание имеет уникальную выпуклую крышу с небольшим треугольным фонарем, идущим вдоль конька, который пропускает в здание естественный свет. [ 8 ] Окна украшают фасад здания, занимая около половины поверхности. Хотя здание сохраняет ряд особенностей своей первоначальной постройки, с 2019 года оно сосредоточено на демонстрации современного искусства и создании культурного центра для всех жителей Ноблесснера.
Судостроительный и литейный завод (Индустрия 48)
[ редактировать ]
Инжиниринговая компания Christiani & Nielsen помогла спроектировать литейный завод Ноблесснер. В состав здания также входила одноэтажная котельная, полузакопанная в землю, крытая листовым металлом и перекрытая бетонными арками. Котлы отапливали в мастерской и подавали пар в кузнечные печи. [ 9 ]

В октябре 2019 года фабрика изобретений «Прото» открыла свои двери как семейный центр, где люди могут изучать уникальные изобретения и технологические инновации. [ 10 ] Помимо экспонатов, хорошая акустика помещения делает его подходящим для проведения различных культурных мероприятий. С 2009 года здесь проходили различные концерты оркестра, некоторые из них дирижировал Тыну Кальюсте все симфонии Арво Пярта и Хейно Эллера . , и там были исполнены [ 11 ]
Дымоход литейного цеха цветных металлов верфи (Пеэтри 10)
[ редактировать ]Образец промышленной архитектуры начала XX века, дымовая труба литейного завода входит в ансамбль заводских построек. Дымоход и его цоколь выложены из красного кирпича и поддерживаются тяговым ремнем и внешними проушинами для подъема и отдыха. Верхняя часть дымохода слегка наклонена в сторону литейного цеха, с декоративным козырьком наверху. Дымоход был построен в 1914–1915 годах вместе с литейным зданием. Как и в случае с литейным цехом, в проектировании дымохода участвовала инжиниринговая компания Christiani & Nielsen. [ 12 ]
Судостроительный завод (Пеэтри Т2)
[ редактировать ]Это здание, построенное в 1914-1915 годах как часть завода подводных лодок Ноблесснера, спроектировал архитектор В. Сахаров. Здание в историческом стиле имеет наружные стены из известняка и металлические ферменные конструкции крыши. На северо-западном фасаде построен производственный корпус, на юго-восточном фасаде расположены два корпуса из силикатного кирпича. В 1917 году завод был эвакуирован, а здание сдано в аренду портовым заводам. В первые годы существования Эстонской Республики здесь находился склад. После этого здание расширилось. В советское время завод продолжал работать. В настоящее время оно пустует, а в 2007 году на здание положили новую крышу. [ 13 ]

Справочно-ремонтная мастерская (Tööstuse 48B/Pietri 5)
[ редактировать ]Построенное вместе с остальной частью завода Ноблесснера в 1914-15 годах, это здание было построено тем же архитектором, что и Сборочный завод судостроительного завода, В. Сахаровым. Он имеет наружные стены из известняка, круглые окна на фасаде и укрепления по бокам. [ 14 ] В 1917 году завод был эвакуирован, а здание сдано в аренду портовым заводам. С советских времен оно продолжало работать. В 2018 году в здании открыла свои двери эстонская пивоварня Põhjala как бар, ресторан, а также фабрику.
Склад (Питерская 11)
[ редактировать ]На набережной бывшей верфи Ноблесснер и Пеэтри Техас, недалеко от разветвленного железнодорожного виадука, находится склад материалов завода. Он входит в комплекс других исторических зданий того же завода. Фундаментные и наружные стены двухэтажного здания в историческом стиле построены из цельного известняка. Никаких оригинальных оконных рам и наружных дверей не сохранилось. По коньку практически на всю длину крыши проходит световой фонарь с металлической конструкцией. Внутри здания железобетонный подвесной потолок, по большей части перекрытый металлическими балками. Потолок поддерживается металлическими строительными стойками. На северном фасаде здания расположен бронзовый барельеф Адама Иоганна фон Крузенштерна (1770-1846). В 2014 году склад был реконструирован в офисное здание.
Железнодорожный виадук (Пеэтри Т4)
[ редактировать ]
Железнодорожный виадук является частью ансамбля верфи Ноблесснер и характерным примером известнякового функционализма. Виадук находится на служебном пути порта Балтийской железной дороги, построенного в 1870 году. Вероятно, в проектировании железнодорожного виадука участвовал и Сахаров, главный архитектор верфи Ноблесснер.
Первоначально ширина виадука составляла 3,9 м, ширина проема – 10,2 м, высота – 5,01 м. Нагрузки, воспринимающие уклон, были образованы монолитным бетонным шкафом, окруженным известняковой кладкой. Известняковая кладка на цементном растворе, окружающая наклонные колонны, придала виадуку архитектурную индивидуальность. Сохранившаяся до наших дней кладка выполнена из известняка, а краеугольные камни имеют гладкую поверхность. Сохранились и известняковые подпорные стены, упиравшие земляные конусы в наклонную кладку.
Виадук Ноблесснер, построенный в 2015 году, построен на склонах старого виадука. Новый виадук имеет общую ширину 15 м, состоит из двух полос шириной 3,25 м, дороги для легкого движения шириной 4,5 м с южной стороны и тротуара шириной 2 м с северной стороны. Земляные конусы, окружающие старые наклонные колонны, были удалены, если это необходимо для установки новой конструкции. На смену конусам пришли выпуклые постепенно сходящиеся габионы. Остальная часть склона, окружающего виадук, покрыта брусчаткой. В нижней части габионов сохранилась старая известняковая кладка.
В 1997 году железнодорожный мост был отремонтирован по проекту, подготовленному в 1994 году. В ходе этого процесса металлическая конструкция открывающегося здания была заменена на железобетонную конструкцию такой же длины. На момент реконструкции железнодорожная линия сохранилась. К 2011 году железнодорожный виадук был перестроен в мост для легкого транспорта в рамках «Километра культуры». В 2012 году начато проектирование улицы Каларанна, в 2015 году завершено строительство виадука Ноблесснер. [ 15 ]

Электростанция с дымоходом (Пеэтри 7)
[ редактировать ]Электростанция была построена в 1914-1915 годах. Это трехэтажное здание в историческом стиле с наружными стенами из известняка. Фасады имеют большие прямоугольные окна с железобетонными перекрытиями, юго-западный фасад имеет оригинальные высокие арочные окна. Также есть лестница из силикатного кирпича и галерея, ведущая к пристройке. У северного угла здания возвышается дымоход из красного кирпича с орнаментированным верхом. Здание спроектировано архитектором В. Сахаровым. В 1917 году завод был эвакуирован, а здание сдано в аренду портовым заводам. В советское время оно частично было превращено в столовую. [ 16 ]
Водонапорная башня и жилой дом (Tööstuse 46)
[ редактировать ]
Здание состоит из двухэтажного жилого дома с двускатной крышей со стороны улицы и изначально трехэтажной водонапорной башни с пристроенным в советское время объемным этажом.
В 1913 году, когда на этом участке планировался завод по производству подводных лодок, руководство предусмотрело сотрудничество нового завода со старым заводом «Вольта» через дорогу. Здания завода были построены в 1914–1915 годах, имя архитектора и главного инженера неизвестно. В 1917 году большая часть внутреннего оборудования была отправлена в Россию. В эпоху Эстонской Республики участок Ноблесснера использовался мелкими предприятиями. Во время советской оккупации завод представлял собой Таллиннский военно-морской завод ВМФ СССР. В 1960-1970-х годах к водонапорной башне-жилой башне была построена кубическая пристройка. После обретения Эстонией независимости участок фабрики перешел в собственность обанкротившегося в 2001 году АО «Tallinna Meretehas». Сейчас на участке планируется построить творческий городок, а водонапорную башню-жилой дом отреставрировать. [ 17 ]
Современные жилые дома (Стаапли 3, Стаапли 12 и Пеэтри 11)
[ редактировать ]
Современные здания недвижимости построены в 2017-2018 годах архитекторами PLUSS. Разработчиками проекта выступили BLRT Grupp в сотрудничестве с Merko Ehitus ; некоторые проекты все еще находятся в стадии реализации, например «Весиленнуки». Эти жилые и коммерческие здания являются ближайшими к морю в Эстонии. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Летная гавань - морской музей в Ноблесснере.
- Пивоварня Пыхьяла — крафтовая пивоварня и пивной ресторан в Ноблесснере.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Посетите Таллинн. Ноблесснер – новая жизнь старой верфи. (Проверено 12 февраля 2021 г.)
- ^ Эстония.ee. Квартал Ноблесснер. (Проверено 12 февраля 2021 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Таллиннамерепаевад.ee. Гавань Ноблесснер. (Проверено 12 февраля 2021 г.)
- ^ BLRT Grupp. Продолжается развитие прибрежного квартала Ноблесснер. (Проверено 12 февраля 2021 г.)
- ^ «О Ноблесснере – Ноблесснере» . nolesssner.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «8611 Административное здание верфи Ноблесснер, 1914-1915 гг. • Поиск памятных вещей • Памятные вещи» . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Кай Арт Центр – Ноблесснер» . nolesssner.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ "8601 Верфь Ноблесснер, цех корабельных систем, 1914-1915 гг. • Поиск памятных вещей • памятных вещей" . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «8602 Верфь Ноблесснер, Судостроительный и литейный цех, 1914-1915 • Поиск памятных вещей • Памятные вещи» . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Фабрика изобретений PROTO | Виртуальная реальность | Изобретайте и открывайте» . ПРОТО Авастусте имеет . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Литейный завод Ноблесснер – Ноблесснер» . nolesssner.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «8605 Дымоход литейного завода цветных металлов верфи Ноблесснер, 1914-1915 • Поиск памятных вещей • Памятные вещи» . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ "8603 Сборочный цех верфи Ноблесснер, 1914-1915 • Поиск памятных вещей • Памятные вещи" . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ "8603 Сборочный цех верфи Ноблесснер, 1914-1915 • Поиск памятных вещей • Памятные вещи" . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «8606 Железнодорожный виадук верфи Ноблесснер, 1914-1915 • Поиск памятных вещей • Памятные вещи» . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «8607 Электростанция верфи Ноблесснер с дымоходом, 1914-1915 • Поиск памятных вещей • Памятные вещи» . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «8612 Дом водонапорной башни верфи Ноблесснер, 1914-1915 гг. • Поиск памятников • Памятники» . Register.muinas.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Новые дома и офисные помещения – Ноблесснер» . nolesssner.ee . Проверено 8 ноября 2021 г.