Неявная теория личности
Неявная теория личности описывает конкретные закономерности и предубеждения, которые человек использует при формировании впечатлений на основе ограниченного количества исходной информации о незнакомом человеке. [ 1 ] Хотя некоторые части процесса формирования впечатления зависят от контекста, люди также склонны проявлять определенные тенденции в формировании впечатлений в различных ситуациях. Не существует какой-то единой имплицитной теории личности, используемой всеми; скорее, каждый человек подходит к задаче формирования впечатления по-своему. [ 2 ] Однако есть некоторые компоненты неявных теорий личности, которые одинаковы для разных людей или внутри групп схожих людей. Эти компоненты представляют особый интерес для социальных психологов, поскольку они могут дать представление о том, какое впечатление сформирует один человек на другого. [ 3 ]
Одним из первых психологов, широко исследовавших концепцию формирования впечатления, был Соломон Аш . Его исследования, датированные серединой 1940-х годов, предоставили значительный объем исходных данных, объясняющих факторы, влияющие на формирование впечатления. Его особенно интересовали различия между центральными и периферийными чертами. Многие идеи, полученные в результате экспериментов Аша, до сих пор актуальны для изучения формирования впечатлений и сыграли значительную роль в создании основы для современных исследований неявной теории личности. [ 4 ]
Автоматичность
[ редактировать ]Одной из наиболее примечательных характеристик неявных теорий личности является то, что они, по сути, неявны . В этом контексте «неявный» понимается как «автоматический». Распространено мнение, что большая часть процесса социального восприятия на самом деле автоматизирована. [ 5 ] Например, человек может испытывать автоматические мыслительные процессы, и эти процессы происходят без намерения или осознания этим человеком их возникновения. [ 6 ] С точки зрения формирования впечатления это означает, что наблюдатель может воспринимать поведение другого человека и автоматически делать выводы о его чертах, не осознавая, что эти выводы были сделаны. [ 7 ] [ 8 ] Самым убедительным доказательством неявного формирования впечатления являются наблюдаемые «эффекты экономии» при попытке изучить черты другого человека. В исследовании Карлстона и Сковронски (1994) участники, подвергшиеся воздействию описательных стимулов, содержащих подразумеваемую информацию о характеристиках, усвоили черты характера целевого человека легче, чем участники, которые ранее не подвергались воздействию подразумеваемой информации о характеристиках. Более того, этот эффект нельзя объяснить простыми механизмами прайминга . Участники продемонстрировали настоящий эффект экономии, что свидетельствует о том, что они получили неявную информацию о характеристиках из описательных стимулов. [ 8 ]
Общие теории
[ редактировать ]Теория непротиворечивости
[ редактировать ]Последовательность, с точки зрения неявных теорий личности, относится к тому, каким образом вновь сформированное впечатление соотносится с тем, что уже известно о другом человеке. Есть два измерения последовательности, связанные с выводом черт относительно других известных черт человека. Оценочная последовательность предполагает, что предполагаемые черты будут соответствовать общему впечатлению о человеке, сформированному уже установленными чертами этого человека. [ 9 ] Существует тенденция делать вывод о благоприятных чертах людей, которые уже проявили в основном благоприятные черты. Аналогичным образом, оценочная последовательность подразумевает, что если известно, что человек обладает в основном неблагоприятными чертами, другие, скорее всего, припишут этому человеку другие неблагоприятные черты. [ 10 ] С другой стороны, описательная последовательность предполагает, что выводы о чертах человека происходят, когда существует сходство между описательными атрибутами человека и предполагаемой чертой. [ 9 ] Примером двух описательно схожих черт являются «скептический» и «недоверчивый». [ 10 ] Наблюдатель, использующий описательное сходство для формирования впечатления о «скептическом» человеке, скорее всего, также поверит, что этот человек «недоверчив», потому что эти две черты одинаково описывают человека, который подвергает сомнению то, что ему говорят другие люди.
Оба измерения последовательности могут использоваться для формирования впечатлений и вывода о чертах — одно не является более «правильным», чем другое. Скорее всего, они используются последовательно, при этом описательная последовательность используется до того, как будет введена в действие оценочная последовательность. [ 9 ] Исследование Фелипе (1970) показало, что после черт, которые демонстрируют как оценочную, так и описательную последовательность, предполагается, что черты, которые описательно, но не оценочно последовательны («скупой» и «твердый»), встречаются чаще, чем черты, которые демонстрируют оценочную последовательность. но не описательная последовательность («скупой» и «чрезмерно снисходительный»). Однако оценочная последовательность предпочтительна в сценариях, когда « все или ничего необходимо быстрое суждение по принципу ».
Теория атрибуции
[ редактировать ]Теория атрибуции описывает, как люди рассматривают стабильность черт другого человека. Эта теория не занимается исключительно чертами характера, а скорее описывает общее мировоззрение, которое человек принимает в жизни. Двумя основными теориями атрибутов являются теория сущностей и теория приращения. Люди, придерживающиеся теории сущностей, склонны полагать, что черты характера фиксированы и стабильны во времени и в разных ситуациях. [ 11 ] Вынося суждения о поведении человека, они склонны подчеркивать черты этого человека. Более того, сторонники теории сущностей склонны делать предположения о чертах других людей на основе ограниченной выборки их поведения. Сторонники инкрементной теории полагают, что черты более динамичны и могут меняться со временем. Они также придают меньше значения чертам характера при интерпретации действий другого человека, уделяя больше внимания другим типам посредников, которые могут влиять на его поведение. [ 12 ] Самым большим отличительным фактором между этими двумя теориями является то, что сторонники теории сущностей склонны делать более сильные и широкие выводы на основе характеристик, чем сторонники теории приращения. Это различие справедливо даже тогда, когда наблюдаемому поведению есть ситуативные объяснения. [ 13 ] и когда поведение является непреднамеренным. [ 11 ] Поскольку сторонники теории сущностей считают, что черты характера стабильны с течением времени, они с большей уверенностью приписывают поведение человека своим чертам. [ 12 ]
Факторы, влияющие на неявные теории личности
[ редактировать ]Центральные и периферические черты
[ редактировать ]При формировании впечатления наблюдатель не одинаково взвешивает каждую наблюдаемую черту. Есть некоторые черты, которые наблюдатель будет учитывать больше, чем другие, при формировании своего окончательного впечатления. [ 14 ] Эта концепция была в центре внимания исследований Аша по формированию впечатления. Аш назвал очень влиятельные черты, оказывающие сильное влияние на общее впечатление, центральными чертами, а менее влиятельные черты, оказывающие меньшее влияние на общее впечатление, он назвал периферийными чертами. По мнению Аша, определяющей чертой центральной черты является то, что она играет значительную роль в определении содержания и функции других черт. [ 14 ] В самом первом проведенном им исследовании Аш обнаружил, что участники, которых просили составить впечатление о человеке, который был «умным, умелым, трудолюбивым, сердечным , решительным, практичным и осторожным», формировали существенно отличающиеся впечатления от тех, кого просили описать человека, который был «умным, умелым, трудолюбивым, холодным , решительным, практичным и осторожным». Более того, когда этих участников попросили оценить, какие черты в списке были наиболее важными для формирования их впечатления, большинство сообщили, что «теплый» (или «холодный») был одной из наиболее влиятельных черт в списке. Затем Аш провел тот же эксперимент, используя слова «вежливый» и «грубый» вместо «теплый» и «холодный», и обнаружил, что изменение этих двух черт оказало гораздо более слабое влияние на общее впечатление, чем изменение с «теплого» на «холодный». холодный". Кроме того, когда отрицательная центральная черта, такая как «холодный», вставляется в список положительных периферийных черт, она оказывает большее общее влияние на впечатление, чем положительная центральная черта, такая как «теплый», когда она вставляется в список отрицательные периферийные черты. [ 15 ]
Влияние черт наблюдателя
[ редактировать ]В целом, чем больше наблюдатель верит, что у него есть какая-то черта, тем больше вероятность, что он заметит эту же черту у других людей. [ 3 ] Кроме того, исследование Бенедетти и Джозефа (1960) показало, что некоторые конкретные черты наблюдателя могут быть важными факторами в впечатлении, которое наблюдатель формирует о другом человеке. Однако этот эффект сильно варьируется в зависимости от различных черт и контекстов. Например, по сравнению с общительными людьми, более сдержанные люди склонны формировать более положительное впечатление о других сдержанных людях. Однако эта закономерность не была обнаружена при осуждении уходящих людей. При этом примерно одинаковое количество общительных и сдержанных людей приписывали общительному человеку и другие положительные черты. [ 16 ] Возможное объяснение склонности наблюдателя формировать более позитивные впечатления о людях, похожих на него, включает теорию межгрупповой предвзятости . Идея межгрупповой предвзятости предполагает, что люди склонны судить о членах своей группы более благосклонно, чем о тех, кто не является ее членами. Согласно этому предположению, сдержанные люди будут считать других необщительных людей принадлежащими к своей группе и оценивать их более благосклонно, чем люди из исходящей группы. [ 17 ]
Самостоятельная эвристика
[ редактировать ]Самостоятельная эвристика описывает стратегию, которую наблюдатели используют, когда им предоставляют ограниченную информацию о характеристиках другого человека, и в этом случае они приступают к «заполнению пробелов» информацией о чертах, отражающей их собственную личность. Это «заполнение» происходит потому, что информация о чертах личности наблюдателя является наиболее легко доступной информацией, которой располагает наблюдатель. [ 18 ] Распространенное объяснение ограниченной доступности информации о признаках состоит в том, что о некоторых признаках труднее судить, чем о других. [ 19 ] Например, такую черту, как экстраверсия, другому человеку легко заметить, и поэтому ее легче судить о другом человеке, чем такую черту, как общий аффект. [ 20 ] Следовательно, когда черта имеет мало внешних индикаторов, наблюдатель с большей вероятностью предположит, что другой человек воплощает эту черту так же, как и наблюдатель. Однако важно отметить, что эвристика, основанная на самом себе, отрицательно коррелирует с согласием. Другими словами, чем больше наблюдатель использует эвристику, основанную на самом себе, тем меньше вероятность того, что он или она сделает правильное суждение о характеристике. [ 21 ]
Эффект первичности
[ редактировать ]Эффект первенства описывает тенденцию придавать большее значение информации, полученной первым, чем информации, полученной позже. С точки зрения формирования впечатления эффект первичности указывает на то, что порядок, в котором представлены черты человека, влияет на общее впечатление, формируемое об этом человеке. [ 22 ] [ 23 ] Этот эффект преобладает как при формировании впечатления о гипотетическом человеке, так и когда его просят составить впечатление о целевом человеке, с которым наблюдатель действительно взаимодействовал. [ 24 ] Аш предположил, что причина эффекта первичности при формировании впечатления заключается в том, что первые приобретенные черты определяют общее направление, в котором будет формироваться впечатление. После этого все последующие черты интерпретируются так, чтобы совпадать с этой установившейся тенденцией. [ 14 ] Эффект первичности также можно объяснить с точки зрения памяти. Поскольку кратковременная память становится все более и более перегруженной информацией о характерных чертах, новым деталям можно уделять меньше внимания. Следовательно, информация, полученная на раннем этапе, оказывает большее влияние на формирование впечатления, поскольку ей уделяется больше внимания и она запоминается более четко, чем более поздняя информация. [ 25 ]
Настроение
[ редактировать ]Настроение может играть важную роль в формировании впечатления, влияя на то, как эффект первичности используется при вынесении суждений. [ 26 ] Позитивное настроение заставляет человека обрабатывать информацию целостным и всеобъемлющим образом, а негативное настроение способствует более адаптивной обработке, которая учитывает каждую деталь индивидуально. [ 27 ] Следовательно, позитивное настроение имеет тенденцию усиливать влияние ранней информации, тогда как негативное настроение имеет противоположный эффект. Существуют также свидетельства существования фактора соответствия настроению: люди в хорошем настроении формируют положительные впечатления, а люди в плохом настроении — отрицательные. [ 26 ] Скорее всего, это связано с избирательным вводом информации, связанной с текущим состоянием настроения, что приводит к смещениям, соответствующим настроению, при формировании впечатления. [ 26 ] [ 28 ]
Потенциальные недостатки неявных теорий личности
[ редактировать ]Хотя использование неявных теорий личности при формировании впечатлений имеет множество преимуществ, существует некоторая опасность слишком сильно полагаться на эти теории. В дополнение к вышеупомянутой эвристике, основанной на самом себе, еще одно из наиболее распространенных злоупотреблений имплицитной теорией личности — это когда наблюдатели полагают, что две черты коррелируют более тесно, чем это есть на самом деле. [ 29 ] [ 30 ] Это заблуждение может принимать две формы: эффект ореола и логическая ошибка. Эффект ореола описывает тенденцию наблюдателя формировать в целом благоприятное, неблагоприятное или среднее впечатление о конкретном человеке и позволять этому общему впечатлению оказывать преувеличенное влияние на его суждения об этом человеке по другим характеристикам. [ 29 ] [ 30 ] Очень распространенный пример эффекта ореола — когда наблюдатель считает привлекательность благоприятной чертой, а затем предполагает, что очень привлекательный человек, которого он встречает, также чрезвычайно дружелюбен или услужлив, потому что эти черты также благоприятны. С другой стороны, возникает логическая ошибка, когда наблюдатели выносят суждения о взаимоотношениях черт на основе корреляций, которые, по их мнению, имеют логический смысл, вместо того, чтобы формировать эти связи на основе наблюдений за отношениями черт в реальной жизни. Примером логической ошибки может быть предположение, что физически сильный и мускулистый человек также является спортивным. Эта взаимосвязь черт имеет логический смысл, но без подтверждающих ее наблюдений, если предположить, что эта взаимосвязь приведет к логической ошибке. Хотя и эффект ореола, и ошибка логической ошибки приводят к необоснованным корреляциям черт, разница состоит в том, что эффект ореола относится к корреляциям черт конкретного человека, в то время как логическая ошибка более распространена на популяцию и относится к корреляциям черт, которые сделанные без учета поведения конкретных людей. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Педерсен, DM (1965). Измерение индивидуальных различий в воспринимаемых отношениях между чертами личности и их связи с определенными детерминантами. Журнал социальной психологии, 65 , 233–258.
- ^ Кронбах, ЖЖ (1955). Процессы, влияющие на оценки «Понимание других» и «Предполагаемое сходство». Психологический бюллетень, 52 (3), 177–193.
- ^ Jump up to: а б Шривастава С., Гульельмо С. и Бир Дж. С. (2010). Восприятие личности других: изучение размерности, предполагаемого сходства с самим собой и стабильности эффектов воспринимающего. Журнал личности и социальной психологии, 98 (3), 520–534.
- ^ Шнайдер, ди-джей (1973). Неявная теория личности: обзор. Психологическое обозрение, 79 (5), 294–309.
- ^ Барг, Дж. А., и Чартран, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 (7), 462–479.
- ^ Барг, Дж. А. (1989). Условная автоматичность: Разновидности автоматического воздействия на социальное восприятие и познание. Непреднамеренная мысль, 3 , 51–69.
- ^ Винтер Л. и Улеман Дж. С. (1984). Когда выносятся социальные суждения? Доказательства спонтанности выводов о чертах. Журнал личности и социальной психологии, 47 (2), 237–252.
- ^ Jump up to: а б Карлстон, Д.Э., и Сковронски, Дж.Дж. (1994). Экономия при повторном изучении информации о признаках как свидетельство спонтанного формирования выводов. Журнал личности и социальной психологии, 66 (5), 840–856.
- ^ Jump up to: а б с Фелипе, А.И. (1970). Оценочная и описательная последовательность выводов о характеристиках. Журнал личности и социальной психологии, 16 (4), 627–638.
- ^ Jump up to: а б Розенберг С. и Олшан К. (1970). Оценочные и описательные аспекты в восприятии личности. Журнал личности и социальной психологии, 16 (4), 619–626.
- ^ Jump up to: а б Чиу, CY, Хонг, YY, и Двек, CS (1997). Светский диспозиционизм и имплицитные теории личности. Журнал личности и социальной психологии, 73 , 19–30.
- ^ Jump up to: а б Двек К.С., Чиу К. и Хонг Ю. (1995). Неявные теории и их роль в суждениях и реакциях: мир с двух точек зрения. Психологическое исследование, 6 (4), 267–285.
- ^ Эрдли, Калифорния, и Двек, CS (1993). Детские неявные теории личности как предсказатели их социальных суждений. Развитие ребенка, 64 (3), 863-878.
- ^ Jump up to: а б с Аш, SE (1946). Формирование впечатлений о личности. Журнал аномальной и социальной психологии, 41 (3), 258–290.
- ^ Гудман, С.М. (1950). Формирование впечатлений о людях по устному сообщению (Докторская диссертация, Колумбийский университет).
- ^ Бенедетти, Д.Т., и Джозеф, GH (1960). Определяет центральную роль черты в формировании впечатления. Журнал аномальной и социальной психологии, 60 (2), 278–280.
- ^ Хьюстон, М., Рубин, М., и Уиллис, Х. (2002). Межгрупповая предвзятость. Ежегодный обзор психологии, 53 , 575–604.
- ^ Бир, А., и Уотсон, Д. (2008). Личностное суждение при нулевом знакомстве: согласие, предполагаемое сходство и неявная простота. Журнал оценки личности, 90 (3), 250–260.
- ^ Фандер, округ Колумбия (1995). О точности личностных суждений: реалистичный подход. Психологическое обозрение, 102 , 652–670.
- ^ Уотсон Д., Хаббард Б. и Визе Д. (2000). Согласие между собой и другими в личности и аффективности: роль знакомства, видимость черт и предполагаемое сходство. Журнал личности и социальной психологии, 78 (3), 546–558.
- ^ Риди, Р.Э., Кларк, Л.А., Уотсон, Д., и Вестерхаус, К. (2000) Личность, о которой сообщают сами и коллеги: согласие, оцениваемость черт и «самостоятельная эвристика». Журнал исследований личности, 34 , 208–224.
- ^ Лучинс, А.С. (1958). Определенность впечатления и первичность-новизна в общении. Журнал социальной психологии, 48 (2), 275–290.
- ^ Джонс, Э.Э., Рок, Л., Шейвер, К.Г., Геталс, Г.Р., и Уорд, Л.М. (1968). Модель определения производительности и способностей: неожиданный первичный эффект. Журнал личности и социальной психологии, 10 , 317–340.
- ^ Келли, HH (1950). Переменная тепло-холод в первых впечатлениях о человеке. Журнал личности, 18 (4), 431-439.
- ^ Крано, WD (1977). Первичность и новизна в сохранении информации и изменении мнений. Журнал социальной психологии, 101 (1), 87–96.
- ^ Jump up to: а б с Форгас, JP (2011). Может ли негативное влияние лишить силы первое впечатление? Аффективное влияние на эффекты первичности и новизны при формировании впечатления. Журнал экспериментальной психологии, 47 , 425–429.
- ^ Блесс, Х., и Фидлер, К. (2006). Настроение и регуляция обработки информации и поведения. Аффект в социальном мышлении и поведении , 65-84.
- ^ Бауэр, GH (1981). Настроение и память. Американский психолог, 36 (2), 129–148.
- ^ Jump up to: а б Мерфи, К.Р., и Джако, Р. (1989). При каких условиях наблюдаются взаимные корреляции, большие или меньшие, чем истинные взаимные корреляции? Журнал прикладной психологии, 74 (5), 827–830.
- ^ Jump up to: а б с Бальцер В.К. и Сульски Л.М. (1992). Гало и исследование служебной аттестации: критический анализ. Журнал прикладной психологии, 77 (6), 975–985.