Межличностное восприятие
Межличностное восприятие — это область исследований в социальной психологии , которая исследует убеждения взаимодействующих людей друг о друге. Эта область отличается от социального познания и восприятия личности тем, что она является скорее межличностной, чем внутриличностной, и, таким образом, требует взаимодействия как минимум двух реальных людей. [ 1 ] Процесс восприятия состоит из трех стадий, включая отбор, организацию и интерпретацию.
Явления изучены
[ редактировать ]- точность - правильность убеждений А о Б.
- соглашение с самим собой – совпадают ли убеждения А о Б с убеждениями Б о себе
- сходство - совпадают ли убеждения А и Б.
- проекция /предполагаемое сходство – совпадают ли убеждения А о Б с убеждениями А о себе.
- взаимность - сходство убеждений А и Б друг о друге.
- метаточность – знает ли А, как его видят другие
- предполагаемая проекция – думает ли А, что другие видят его таким, каким видят его они
Эти переменные нельзя оценить в исследованиях, в которых людей просят сформировать убеждения относительно вымышленных целей.
Исследовать
[ редактировать ]Хотя интерес к этой области быстро возрос после публикации в Малкольма Гладуэлла « 2005 году книги Мигните». [ 2 ] и «тонких» исследований Налини Амбади, эта дисциплина все еще очень молода, формально она была определена Дэвидом Кенни только в 1994 году. Редкость исследований, особенно в отношении точности первого впечатления, означает, что социальные психологи знают очень много. о том, что люди думают о других, но гораздо меньше о том, правы ли они.
Многие связывают это с критикой, которую Ли Кронбах написал в 1955 году по поводу расчета точности показов: [ 3 ] что привело к 30-летнему перерыву в исследованиях. В то время психологи сосредоточились на консенсусе (согласны ли A и B в своих убеждениях относительно C), а не на точности, хотя Кенни утверждал, что консенсус не является ни необходимым, ни достаточным для точности. [ 4 ]
Сегодня использование корреляций вместо оценок расхождений для измерения точности [ 5 ] и развитие модели личности «Большой пятерки» преодолели критику Кронбаха и привели к волне новых исследований. Люди более точно воспринимают экстраверсию и добросовестность незнакомцев, чем другие области личности. [ 6 ] Пятисекундное взаимодействие означает, что вы проведете в этих доменах целых 15 минут. [ 7 ] и видео расскажет вам больше, чем просто звук. [ 8 ]
Просмотр личных веб-сайтов или «онлайн-профилей» людей (например, на MySpace , Facebook или сайте знакомств) может сделать людей такими же осведомленными о своей добросовестности и непредвзятости, как и их давние друзья. [ 9 ] Вопрос о том, приводят ли социальные сети к точному первому впечатлению, вдохновил Сэма Гослинга из Техасского университета в Остине и Дэвида Эванса, ранее работавшего на Classmate.com, запустить амбициозный проект по измерению точности первого впечатления во всем мире (YouJustGetMe. ком).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фаррер, Анджела (06 августа 2020 г.). «Что такое межличностное восприятие (с картинками)» . Мудрый компьютерщик . Архивировано из оригинала 31 июля 2012 г. Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ Гладуэлл М. (2005). Мигание: сила думать не думая. Бостон, Массачусетс: Литтл, Браун.
- ^ Кронбах, ЖЖ (1955). Процессы, влияющие на оценки «понимания других» и «предполагаемого сходства». Психологический вестник , 52, 177–193.
- ^ Кенни, Д.А. (1994). Межличностное восприятие: анализ социальных отношений. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
- ^ Фандер, округ Колумбия (1995). О точности личностных суждений: реалистичный подход. Психологический обзор , 102, 652–670.
- ^ Уотсон, Д. (1989). Оценка незнакомцами пяти надежных личностных факторов: свидетельства удивительного совпадения с самоотчетом. Журнал личности и социальной психологии , 57, 120–128.
- ^ Амбади, Н., и Розенталь, Р. (1992). Тонкие кусочки экспрессивного поведения как предикторы межличностных последствий: метаанализ. Психологический бюллетень , 111, 256–274.
- ^ Боркенау П. и Либлер А. (1992). Выводы о характеристиках: источники достоверности при нулевом знакомстве. Журнал личности и социальной психологии , 62, 645–647.
- ^ Гослинг, Сэмюэл (13 января 2004 г.). «Электронное восприятие: личностные впечатления на основе личных веб-сайтов» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 87 (1): 123–32. дои : 10.1037/0022-3514.87.1.123 . ПМИД 15250797 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2016 г. Проверено 10 сентября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- YouJustGetMe.com. Архивировано 12 ноября 2020 г. в Wayback Machine , проекте, который пытается измерить точность первых впечатлений.