Политическое сознание
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
Следуя работам Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , Карл Маркс обрисовал в общих чертах механизмы политического сознания .
Политика сознания
[ редактировать ]Сознание обычно относится к идее существа, обладающего самосознанием. Это различие часто присуждается только людям . Это остается оригинальным и наиболее распространенным использованием этого термина. [1] Для Маркса сознание описывает политическое самоощущение человека. То есть сознание описывает осведомленность человека о политике. Для Маркса подлинное сознание было связано с пониманием своего истинного положения в Истории. В то время как Гегель ставил Бога за работу сознания людей, Маркс рассматривал политическую экономию как двигатель разума. [2]
В 20 веке многие социальные движения и интеллектуалы развили такое использование сознания.
Ложное сознание
[ редактировать ]По мнению Маркса, сознание всегда было политическим, поскольку оно всегда было результатом политико-экономических обстоятельств. Для Маркса то, что человек думает о жизни, власти и себе, всегда является продуктом идеологических сил.
По мнению Маркса, идеологии объясняют и оправдывают нынешнее распределение богатства и власти в обществе. В обществах с неравным распределением богатства и власти идеологии представляют это неравенство как приемлемое, добродетельное, неизбежное и так далее. Таким образом, идеологии склонны побуждать людей принимать статус-кво. Подчиненные люди начинают верить в свое подчинение: крестьяне признают власть аристократии, фабричные рабочие признают власть владельцев, потребители — власть корпораций. Эта вера в собственное подчинение, возникающая через идеологию, является для Маркса ложным сознанием .
То есть условия неравенства создают идеологии, которые сбивают людей с толку относительно их истинных стремлений, лояльности и целей. [3] Так, например, по Марксу, рабочий класс часто был обманут национализмом, организованной религией и другими отвлекающими факторами. Эти идеологические приемы помогают людям не осознавать, что именно они производят богатство, заслуживают плодов земли, все, кто может процветать: вместо того, чтобы буквально думать самостоятельно, они думают мыслями, данными им правящим классом. [4]
Сознание и политическая экономия
[ редактировать ]Для Маркса сознание является отражением политической экономии. Мысли человека, как правило, формируются его или ее политическими и экономическими обстоятельствами. Он написал знаменитую фразу: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их социальное бытие определяет их сознание».
Возможно, величайшим вкладом Маркса в современную мысль... является его всестороннее исследование роли идеологии или того, как социальное существо определяет сознание, что приводит к определенным (по большей части бессознательным) системам убеждений и ценностей, зависящим от конкретной экономической инфраструктуры, имеющей отношение к время. С марксистской точки зрения все культурные артефакты — религиозные системы, философские позиции, этические ценности — естественно являются продуктами сознания и как таковые подвержены этому идеологическому давлению. [5]
См. также
[ редактировать ]- Критическое сознание
- Классовое сознание
- Повышение сознания
- Двойное сознание
- История сознания — междисциплинарная программа Калифорнийского университета в Санта-Крус.
- Политика идентичности
- Проснулся
Примечания
[ редактировать ]- ^ Но открылось направление политических и философских исследований, которые исследуют сознание с точки зрения политического состояния ума.
- ^ «Словарь терминов: Co» . Марксисты.орг . Проверено 9 сентября 2012 г.
- ^ Карл Маркс, Немецкая идеология , Часть 1.
- ^ Карл Маркс, Коммунистический манифест , гл. 2 .
- ^ Салливан, Роберт. Викторианская паутина
Ссылки
[ редактировать ]- Фредерик Джеймсон , Политическое бессознательное . ISBN 0-8014-9222-X