Культ тележек
Культ телег (термин, придуманный историком архитектуры А. К. Портером ) — различные случаи в Западной Европе в XII и XIII веках, когда простые миряне запрягали себя в телеги вместо волов, чтобы доставить строительные материалы в собор. строительные площадки. [1]
Предшественники «культа телег»
[ редактировать ]На протяжении всей европейской истории было несколько документальных отчетов о случаях, когда общественность спонтанно собиралась вместе для работы над каким-то важным строительным проектом (самым ранним из них был отчет Светония о восстановлении Храма Юпитера Оптимуса Максимуса в Риме после пожара в 70 году нашей эры). . В средневековой Европе, пожалуй, самое широко известное и влиятельное из этих событий произошло во время строительства бенедиктинского аббатства в Монтекассино ( Италия) в 1066 году. Летописец аббатства Петр Диакон описывал, как толпа благочестивых мирян спонтанно схватила какой-то тяжелый груз. мраморные колонны, которые доставили из Рима и несли их вверх по длинному крутому холму к строительной площадке, пели и молились на ходу.
Похожая история была также рассказана о строительстве другого бенедиктинского монастыря в Сен-Троне (ныне Синт-Трюйден в Бельгии), около 1155 года, который был включен в отчет начала XII века об истории аббатства его настоятелем Адельхардом II.
Основные эпизоды «Культа повозок» в средневековой Франции
[ редактировать ]Первый подобный отчет готического периода был написан аббатом Сугером из Сен-Дени , который посетил Монтекассино в 1123 году и был знаком с историей его строительства. В своем отчете о строительстве аббатства Сен-Дени [2] (написано около 1144 г.) Сугер описал, как, найдя несколько римских мраморных колонн в заброшенном карьере недалеко от Понтуаза , он начал отчаиваться когда-либо вернуть их из леса - пока толпа местных жителей всех социальных слоев не собралась вместе сама по себе. по своей воле привязал веревки к колоннам и потащил их по дороге, сопровождаясь множеством спонтанных проявлений благочестивой преданности.
В 1145 году, через несколько лет после случая, описанного Сугерием, одно из самых известных чудес «Культа телеги» произошло в Шартре , где епископа Фульберта . собора близилось к завершению строительство Событие было описано в письме, претендующем на свидетельство очевидца, написанном аббатом Хаймо из Сен-Пьер-сюр-Див монахам аббатства Татбери в Англии. [3] Хаймо описал, как жители Шартра всех социальных слоев запрягали себя в телеги, как быки, и тащили материалы на строительную площадку как акт массового благочестия, который включал пение гимнов и принятие наказаний со стороны представителей духовенства.
В последующие годы ряд подобных событий предположительно произошел в других городах Франции, последнее из которых было зарегистрировано в Шалон-сюр-Марн около 1171 года. Однако большинство этих событий известны только из одного источника, обычно написанного представителем духовенства из соответствующую церковь. Некоторые из этих современных отчетов очень похожи по стилю и деталям, что вызывает некоторые сомнения в их точности, а также в подлинной спонтанности этих событий, которые вместо этого могли быть организованы местным духовенством.
Последствия «культа телег»
[ редактировать ]Попытка возродить эту практику была предпринята в начале XIV века в Риме, когда материалы для восстановления базилики Святого Иоанна Латеранского предположительно тащили на телегах местные женщины, которые не позволяли «осквернять камни животными». Однако в целом истории об этой практике вымерли, поскольку возможности для выражения мирского благочестия стали более нормализованными через братства и другие социальные структуры.
Во время возрождения готики 19-го и начала 20-го веков различные писатели использовали якобы спонтанные вспышки народного благочестия, примером которых являются «культы повозок», чтобы пробудить чрезмерно романтизированный взгляд на средневековую Европу как на религиозный золотой век. [4] Более современные ученые склонны относиться к этим историям более скептически. Как и в случае со всеми подобными основополагающими мифами , свидетельства документальных источников должны быть смягчены пониманием роли таких историй в продвижении отдельных церквей (и бенедиктинского ордена в целом), а также тенденцией средневековых летописцев адаптировать и копировать истории из более ранних тексты (см. топосы ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Артур Кингсли Портер: Средневековая архитектура, Том 2 , Нью-Йорк, 1909, стр. 150–60.
- ^ Эрвин Панофски (ред.) Аббат Сугер о церкви аббатства Сен-Дени и ее сокровищах . Издательство Принстонского университета, 1946 г.
- ^ Тереза Грейс Фриш Готическое искусство 1140-ок. 1450 г.: источники и документы , University of Toronto Press, 1984 г. (включает переводы письма Хаймо и нескольких других современных отчетов)
- ^ Генри Адамс, Мон-Сен-Мишель и Шартр , 1904 г.