Центральный промышленный регион (Польша)
Центральный промышленный район ( польск . Centralny Okręg Przemysłowy , сокращенно COP ) — промышленный регион в Польше . Это был один из крупнейших экономических проектов Второй Польской Республики . Инициатором пятилетнего проекта выступил известный польский экономист, вице- премьер и министр финансов Евгениуш Квятковский . Его целью было создать центр тяжелой промышленности в центре страны, как можно дальше от каких-либо границ, укрепить польскую экономику и снизить безработицу . Четырехлетний план развития COP был запланирован с 1 сентября 1936 года по 30 июля 1940 года и был прерван началом Второй мировой войны и вторжением Германии в Польшу 1 сентября 1939 года. Тем не менее, проект COP преуспел во многом. расширялась польская промышленность, а после окончания войны в 1945 году КС был перестроен и расширен в рамках Польской Народной Республики .
История
[ редактировать ]Начиная с 1928 года предпринимались периодические попытки создать треугольник безопасности , промышленный регион в центре страны, который был бы защищен от любой агрессии со стороны Германии или Советского Союза . План был окончательно одобрен в 1936 году польским правительством. К апрелю 1938 года план, который уже вступил в силу в некоторых частях страны, был распространен на территории, выходящие за рамки первоначального плана наиболее безопасного «треугольника».
КС располагалась на территориях следующих бывших воеводств : восточных частей Кельцкого и Краковского воеводств , южной части Люблинского воеводства и западной части Львовского воеводства , или, другими словами, 46 повятов , составляющих 15,4% территории территории Польши и на нем проживает 17% населения Польши. Коэффициент урбанизации этих территорий составил 17% (94 города) по сравнению со средним показателем по стране 30%. Аргументов в пользу расположения КС было несколько:
- Военные: относительно большое расстояние как от западных, так и от восточных границ (Польша ожидала будущей немецкой или советской агрессии), а также защита с юга Карпатскими горами .
- Демографические: довольно высокая плотность населения (100 чел./км). 2 ) с высоким уровнем безработицы (400 000-700 000).
- Экономическая: укрепить преимущественно сельскохозяйственный рынок восточной Польши и создать рынок для промышленной продукции Западной Польши, а также энергетический рынок для южной Польши. Кроме того, в регионе имелись некоторые неразработанные природные ресурсы (камень, железо, глина и некоторые энергетические ресурсы).
- Социальная: снизить безработицу, все еще высокую в преимущественно сельскохозяйственных регионах Восточной Польши, которые все еще ощущали последствия Великой депрессии .
План КС потребовал огромных финансовых вложений, только развитие инфраструктуры и военной промышленности оценивалось в 3 миллиарда злотых . Поскольку ожидания войны росли, в конце 1930-х годов в Европе было слишком мало частных инвестиций, поэтому польское правительство взяло на себя большую часть бремени финансирования проекта. С 1937 по 1939 год КС поглотила около 60% всех польских инвестиционных фондов.
Достижения
[ редактировать ]В план входили следующие промышленные проекты: сталелитейный завод ( Huta Stalowa Wola ) и электростанция в совершенно новом городе Сталёва-Воля , резиновый завод в Дембице , автомобильный завод в Люблине , авиационный завод в Мелце , авиастроительный завод. двигателей и артиллерийских завод установок в Жешуве , гидроэлектростанции в Рожнуве и Мычковцах , а также расширение завода Azotowe в Мосцицах . Военная промышленность в Старопольском округе Пшемысловы была развернута в городах Радом , Скаржиско-Каменна , Островец-Свентокшиский , Стараховице , Кельце . Большая часть этих инвестиций была расположена в регионах с высоким уровнем безработицы, а их строительство позволило снизить социальную напряженность и положило начало укреплению польской экономики.
Развитие КС и подобные проекты, такие как строительство морского порта в Гдыне , были наиболее выдающимися достижениями Второй Польской Республики, ознаменовавшими начало новой эры недавно обретенной независимости. План КС был продолжен коммунистическим правительством Польши после Второй мировой войны.
Однако, поскольку конечной датой плана был конец июля 1940 года, а у Польши не было достаточного капитала для реализации всего плана самостоятельно, лишь немногие из намеченных проектов были полностью реализованы до начала войны, а многие другие они вообще не запускались. Следовательно, их вклад в оснащение Войска Польского в преддверии войны был относительно незначительным и мало что компенсировал сокрушительное материальное превосходство немецких вооруженных сил.
Немецкая тактика окружения и уничтожения во Второй мировой войне с ее быстрым продвижением чрезвычайно хорошо оснащенной пехоты (лучше, чем даже ее британские и французские коллеги) и быстрых моторизованных сил (одной из причин были тяжелые потери, понесенные танковыми дивизиями, немцы создал то, что стало известно после окончания Второй мировой войны, как блицкрига тактику [ 1 ] ) и воздушные атаки на большие расстояния привели к тому, что регион КС, очевидно, не смог обеспечить безопасное убежище для польской промышленности. Идея безопасного треугольника возникла в размышлениях польских военных стратегов во время Первой мировой войны и польско-русской войны 1919–1920 годов. Эта идея была усовершенствована в конце 1930-х годов, и многие заводы, имеющие решающее значение для военных действий, были распределены по всей стране. Кроме того, PZL.37 Łoś завод был успешно перевезен и заново собран в самой восточной Польше, которая попала под наступление советских войск после 17 сентября 1939 года.
В любом случае, расчленение Чехословакии немцами обошло Польшу с юга и поставило большинство заводов COP на прямой путь немецкого наступления из Словакии. Во время немецкой оккупации большинство заводов были переоборудованы для участия в военных действиях Германии. После войны созданные по инициативе КС промышленные предприятия получили дальнейшее расширение и по большей части продолжают функционировать и по сей день.
Мельхиор Ванькович в своей книге « Штафета» 1939 года подчеркнул тот факт, что быстрый рост городов КС не сопровождался необходимыми инвестициями в инфраструктуру, особенно в школы и жилье. Как объявил Ilustrowany Kurier Codzienny 10 января 1939 года, в первой половине 1938 года население Жешува выросло на 24%, Сандомира - на 29%, Тарнобжега - на 49%, Мелца - на 58%. Всего за первую половину 1938 года общая численность населения всех городов КС выросла на 20%. По данным пресс-релиза от января 1939 года, из 33 городов, расположенных у слияния рек Сан и Висла, 23 нуждались в новых школах.
См. также
[ редактировать ]- Сандомирское воеводство (1939)
- Верхнесилезский промышленный район
- Гдыня
- Польская угольная магистраль
- Реле
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Термин «блицкриг» использовался военными корреспондентами США для обозначения непосредственной поддержки с воздуха во время Польской кампании. Значение этого термина менялось на протяжении длительного времени.
- Веслав Самецкий, Экономика 3: Центральный промышленный район 1936–1939, Издательство Вроцлавского университета, 1998, ISBN 83-229-1634-5