Расширяющее отклоняющее сопло
Сопло расширения-отклонения представляет собой сопло ракеты достигается , в котором компенсация высоты за счет взаимодействия выхлопных газов с атмосферой, так же, как сопла пробки и аэрошпиля .
Описание
[ редактировать ]
Он очень похож на стандартное раструбное сопло , но в горловине находится «центральное тело» или «игла», которая отклоняет поток к стенкам. Выхлопные газы проходят мимо него в более широком направлении, чем в стандартных раструбных форсунках, расширяясь перед тем, как повернуть к выходу. Это позволяет использовать сопла короче стандартной конструкции, сохраняя при этом степень расширения сопла. Из-за границы с атмосферой атмосферное давление влияет на соотношение площадей выхода, так что атмосферная компенсация может быть получена до геометрического максимума, допускаемого конкретным соплом.
Форсунка работает в двух различных режимах: открытом и закрытом. В режиме закрытого следа выхлопные газы заполняют всю площадь среза сопла. Окружающее давление, при котором след переходит из открытого режима в закрытый, называется расчетным давлением. Если давление окружающей среды снизится еще больше, за пределами сопла произойдет дополнительное расширение, как в стандартном колоколообразном сопле, и эффекта компенсации высоты не будет. В режиме открытого следа площадь выхода зависит от давления окружающей среды, и выхлопной газ выходит из сопла в виде кольцевого пространства, поскольку он не заполняет все сопло. Поскольку давление окружающей среды контролирует площадь выхода, соотношение площадей должно идеально компенсировать высоту до расчетного давления.
Если цапфа спроектирована с возможностью перемещения вдоль оси вращения, площадь горловины можно варьировать. Это позволит обеспечить эффективное дросселирование при сохранении давления в камере. [ 1 ]
Как и в случае с аэроспайками и форсунками, если бы вместо единой камеры сгорания использовались модульные камеры сгорания, то управление вектором тяги было бы достижимо за счет дросселирования потока в различные камеры.
Разработанные модели
[ редактировать ]Сопло ED известно с 1960-х годов, и было предпринято несколько попыток его разработки, некоторые из которых достигли уровня статического горячего обжига. К ним относятся «Расширение-прогиб 50k». [ 2 ] (Rocketdyne), «Расширение-отклонение 10к» [ 3 ] ( Рокетдайн ) и РД-0126 [ 4 ] (КАДБ). Rocketdyne также разработала третье сопло ED меньшего размера. [ 5 ] [ нужна страница ]
Rocketdyne выполнила свою работу во время первоначального всплеска интереса в 1960-х годах, первоначально разработав сопло ED 50k, которое имело давление в камере 20,7 бар (2,07 МПа), обеспечивало тягу 50 000 фунтов силы (220 кН) и было неохлаждаемым, что позволяло тестироваться в течение пары секунд за раз. [ 5 ] [ нужна страница ] Сопло ED 10k имело давление в камере 15,5 бар (1,55 МПа), развивающее усилие 10 000 фунтов силы (44 кН), камеру с охлаждаемой тягой и было испытано на стенде для моделирования высот. [ 5 ] [ нужна страница ] Меньшее сопло ED развивало усилие 9900 фунтов силы (44 кН) и также использовалось для проверки способности компенсации высоты. Эти испытания подтвердили преимущество в производительности по сравнению с эквивалентными колоколообразными форсунками. [ 5 ] [ нужна страница ]
Сопло ED Конструкторского бюро химической автоматики было полностью охлаждено и использовано для испытаний горячим огнем в 1998 году. В его центральном корпусе расположена камера сгорания (во многом аналогично конструкции Astrium, упомянутой ниже), что позволило сократить длину, не считая улучшения контура.
Компания Wickman Spacecraft & Propulsion разработала и провела статические испытания твердотопливного двигателя в сочетании с ED. [ 6 ]
, Бристольский университет Великобритания, недавно [ когда? ] успешно испытала газообразное водородно-воздушное топливо в рамках проекта STERN . Они также участвуют в разработке знаний о поведении сопла ЭД в полете с использованием гибридного ракетного двигателя. [ 7 ]
Возможное использование
[ редактировать ]Хотя исследования этой насадки продолжаются, ее можно будет использовать до того, как будут раскрыты все ее преимущества. В качестве верхней ступени, где оно будет использоваться в среде с низким давлением/вакуумом окружающей среды, особенно в режиме закрытого следа, сопло ED обеспечит снижение веса, уменьшение длины и потенциальное увеличение удельного импульса по сравнению с колоколообразными соплами (в зависимости от цикла двигателя). ), позволяющий увеличить полезную нагрузку. Исследование предполагает, что он может добавить дополнительные 180 кг (400 фунтов) к полезной нагрузке Ariane 5 по сравнению с новым двигателем Vinci , при условии, что это также расширительный цикл. Такое сопло можно было бы ввести в эксплуатацию до того, как будут разработаны его возможности компенсации высоты. [ 8 ]
Также исследуется возможность использования космического самолета Reaction Engines Skylon . При использовании одноступенчатой ракеты на орбиту (SSTO) будут полностью использоваться способности сопла ED по компенсации высоты, что позволит существенно увеличить полезную нагрузку. Reaction Engines, Airborne Engineering и Бристольский университет в настоящее время участвуют в проекте STERN (ракетное сопло статического испытания с расширением и отклонением). [ 9 ] оценить возможности сопла ЭД и разработать технологию. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шорр, Чарльз Дж. (июль 1970 г.). «Дросселирование при постоянном давлении в камере расширительно-отклоняющего сопла» . Журнал космических кораблей и ракет . 7 (7): 843–847. дои : 10.2514/3.30051 . ISSN 0022-4650 - через Интернет-архив.
- ^ Astronautix Расширение-Отклонение 50 тыс.
- ^ Расширение-отклонение Astronautix 10k
- ^ Астронавтикс РД-0126
- ^ Jump up to: а б с д Саттон, Джордж П. (2006). История жидкостных ракетных двигателей . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/4.868870 . ISBN 978-1-56347-649-5 .
- ^ «Малая ракета-носитель (SLV) — Wickman Spacecraft & Propulsion Company» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2009 г. Проверено 10 июня 2010 г.
- ↑ Испытано первое в мире гибридное сопло ED.
- ^ Гетц, Андреас; Хагеманн, Джеральд; Кречмер, Иоахим; Шване, Ричард (10–13 июля 2005 г.). Усовершенствованная концепция двигательной установки верхней ступени — верхняя ступень расширения-отклонения . 41-я совместная конференция по двигательной активности. Тусон, Аризона: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.2005-3752 . ISBN 978-1-62410-063-5 .
- ^ Веб-сайт проекта STERN. Архивировано 31 января 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Реакционные двигатели
- ^ Новости Бристольского университета
- ↑ Airborne Engineering. Архивировано 18 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элементы ракетной установки , 7-е изд., 2001 г., Wiley-Interscience. Sutton and Biblarz Эта книга представляет собой подробное введение во многие аспекты ракетной техники и краткое описание различных сопел, компенсирующих высоту (стр. 75–84).
- Aerospaceweb.org На этом сайте обсуждаются различные типы сопел, включая конструкцию расширения-отклонения.
- UKRocketman.com Отчет о проекте STERN и связанных с ним проектах.