Лилли Яннаш
Лилли Яннаш | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1872 |
Умер | 1968 |
Национальность | немецкий |
Род занятий | Пацифист, активист, журналист, графолог |
Организация(и) | Немецкое общество этической культуры ; Bund Neues Vaterland (Новая Отечественная лига); Международная женская лига за мир и свободу ; Немецкая лига прав человека |
Лилли Яннаш (1872 г.) [ 1 ] – 1968) [ 2 ] был немцем [ 3 ] феминистка, пацифистка, [ 4 ] журналист, графолог , соучредитель пацифистской организации Bund Neues Vaterland . [ 5 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лилли Яннаш родилась в 1872 году в семье директора немецкого банка и матери-француженки. [ 6 ] О ее молодости мало что известно, но Яннаш стала выдающимся членом немецкого движения за мир. [ 5 ]
Лига Нового Отечества (Новая Отечественная лига)
[ редактировать ]Яннаш был членом Общества этической культуры . [ 4 ] основан Фридрихом Вильгельмом Ферстером , философом и борцом за мир, [ 6 ] и Немецкой ассоциации монистов, [ 4 ] «научная квазирелигия, основанная немецким зоологом и сторонником эволюции Эрнстом Геккелем ». [ 7 ] Именно через Общество этической культуры, членом которого она была с начала 20 века, Яннаш стала участвовать в организованном пацифизме. [ 5 ] Она также была автором журнала Общества Ethische Kultur и была одним из основателей Немецкой лиги светского и нравственного образования в 1906 году. [ 5 ] В 1908 году она была делегатом первого Международного конгресса по нравственному воспитанию . [ 8 ]
Яннаш не верил, что любая форма милитаризма или империализма, независимо от ее национального происхождения, может когда-либо считаться «этической». [ 9 ] В 1914 году Яннаш вместе с Альбертом Эйнштейном , Отто Леманном-Руссбульдтом , Куртом фон Теппером-Ласки и другими основал Bund Neues Vaterland (Новый Отечественный союз). [ 5 ] Ранее в том же году Яннаш основал в Берлине издательство Neues Vaterland, которое опубликовало книгу Лемана-Руссбюльдта « Die Schépfung der Vereinigte Statten von Europa» («Создание Соединенных Штатов Европы»). [ 5 ] Лига была пацифистской, [ 10 ] и описывается как:
разнородная группа людей, чья оппозиция военной политике немецкого имперского истеблишмента склеила их вместе. В его состав вошли консерваторы, либералы, демократы, социалисты, пацифисты, интернационалисты и филантропы из всех слоев среднего класса и дворянства. [ 4 ]
Яннаш стал секретарем BNV. [ 4 ] и административный директор. [ 5 ] Она публично выступила против политики аннексии Германии, вместо этого выступая за мирные переговоры и усиление демократии. [ 5 ] В 1916 году власти Германии запретили БНВ любую публичную деятельность. [ 11 ] а в марте Яннаш был арестован и заключен в тюрьму без суда на четыре месяца по обвинению в государственной измене. [ 5 ] Ее освобождение произошло благодаря активным усилиям семьи и друзей, в том числе Уго Хаазе . [ 5 ] Несмотря на запрет на любую политическую деятельность до конца войны, Яннаш продолжала свою пацифистскую деятельность. [ 5 ] Она была ярым критиком Церкви за ее провоенную позицию и антипатию к пацифизму. [ 5 ]
Послевоенный активизм
[ редактировать ]Яннаш принимала активное участие в немецком отделении Международной женской лиги за мир и свободу и была членом Международного секретариата по образованию в духе пацифизма. [ 5 ] В этих и многочисленных статьях она выступала за международное примирение, отказ от военной службы по соображениям совести и широкое распространение образования в области мира. [ 5 ]
Яннаш также открыто критиковал так называемый « Черный ужас на Рейне» , называя его одновременно расистским и сексистским. [ 12 ] В «Черном ужасе» говорится о «неоднократных обвинениях, высказанных в немецкой прессе и других источниках, о массовых злоупотреблениях в отношении женщин и детей, совершаемых французскими цветными войсками, дислоцированными на оккупированной территории вдоль Рейна». [ 13 ] Э. Кульман описывает статью Яннаша как «самую резкую критику кампании «Ужас Рейнской области». [ 14 ] Кульман пишет об этом в статье для немецкого журнала в ноябре 1920 года:
Яннаш сравнил выходки крестового похода с немецкой народной сказкой «Крысолов из Гамельна», в которой волынщик (в данном случае участники кампании «Ужас Рейнской области») играл неотразимую музыку (мести, рыцарской чести и женской защиты), одновременно делая безответственные заявления ( об африканских солдатах). Немецкий народ, как заметил Яннаш, был втянут в бесконечный цикл мести раздутыми заявлениями кампании о позоре со стороны колониальных войск. Яннаш объяснил, что, используя колонии, французы увековечивали дух возмездия, вызванный духом возмездия, вызванным агрессивными методами травли, начатыми немцами во время войны, особенно во время их собственной оккупации Бельгии и части Франции. [ 14 ]
Яннаш поделилась собственным опытом жизни в послевоенной Рейнской области, находящейся под оккупацией, а также сообщениями о популярности африканских солдат среди местного населения. [ 14 ] Она также подчеркнула бывшую оккупацию Германией некоторых частей Франции и депортацию тысяч женщин и девочек в 1916 году для принудительных сельскохозяйственных работ. [ 14 ] Яннаш утверждал, что жестокое обращение немецких войск с жителями оккупированных территорий забывается или игнорируется. [ 14 ] Статья Яннаша была опубликована в The Crisis . [ 13 ] Фридрих Вильгельм Ферстер также опубликовал в 1921 году брошюру, осуждающую поведение немцев во время войны, но он и Яннаш были исключениями из преобладающего духа в послевоенной Германии. [ 6 ] Об этом Яннаш написал следующее:
Мужественное провозглашение истины считается предательством, и человек, который упорно придерживается этой задачи, немедленно подвергается пулям и дубинкам пангерманистов » . [ 6 ]
К 1922 году спорная «кампания черного позора» в значительной степени сошла на нет. [ 15 ]
На протяжении послевоенных лет Яннаш работал над франко-германским сближением , продолжая осуждать милитаризм и националистическую пропаганду. [ 5 ] В 1923 году она учредила «фонд примирения с французским и бельгийским народом», стремясь признать и возместить разрушительное воздействие немецких войск на оккупированных территориях Франции и Бельгии. [ 5 ] Была собрана значительная сумма и передана французскому пацифисту Марку Саннье на Третьем Международном демократическом конгрессе. [ 5 ] В 1924 году Яннаш опубликовал книгу, в которой задокументированы военные преступления Германии и нарушения международного права: [ 5 ] зверства милитаризма. [ 6 ] Он был переведен на французский язык как «Аутентичные документы немецкой жестокости во время Великой войны» (1925 г.) и на английский как «Немецкий милитаризм в действии: сборник документов» (1926 г.). [ 6 ]
Яннаш широко читал лекции и пытался противостоять антифранцузской пропаганде в немецкой прессе, публикуя информацию о пацифистских усилиях и франко-германском примирении. [ 5 ] Она основала Немецкую лигу прав человека и помогла создать Франко-германскую лигу в Рейнской области. [ 5 ] Хотя некоторые женщины-борцы за мир сознательно держались отдельно от активистов-мужчин, рассматривая войну как «выражение мужского доминирования в обществе», Яннаш была среди тех, кто «предпочитал подчеркивать свою солидарность с мужчинами-борцами за мир, такими как изгнанный французский писатель Ромен Роллан или немецкий социалист Эдуард Бернштейн ». [ 16 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В последние годы 1920-х годов Яннаш разочаровался перед лицом растущих националистических настроений в Германии. [ 5 ] Она отошла от политической деятельности и работала графологом в Висбадене и Франкфурте . [ 5 ] После захвата власти нацистами в 1933 году в доме Яннаш произошел обыск, и она подверглась допросу франкфуртской полицией. [ 5 ] Она бежала во Францию, поселилась в Страсбурге и продолжила работать графологом. [ 5 ] Подробности ее последующих лет неизвестны. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Феминистки социальной справедливости в США и Германии: диалог в документах, 1885-1933 гг . Итака: Издательство Корнельского университета. 1998. ISBN 978-0-8014-8469-8 .
- ^ «Каталог Немецкой национальной библиотеки» . портал.dnb.de . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Яннаш, Лилли (1872?-?) · Цифровое издание Джейн Аддамс» . digital.janeaddams.ramapo.edu . Проверено 05 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Геннер, Хуберт; Кастаньетти, Джузеппе (1996). «Альберт Эйнштейн как пацифист и демократ во время Первой мировой войны» . Наука в контексте . 9 (4): 325–386. дои : 10.1017/S0269889700002556 . ISSN 1474-0664 . S2CID 143904985 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Джозефсон, Гарольд (1985). Биографический словарь современных миротворцев . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-22565-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джон Н. Хорн (2001). Немецкие зверства, 1914 год . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08975-2 .
- ^ «Немецкий Монистенбунд | квазирелигия» . Британская энциклопедия . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Международный конгресс по нравственному воспитанию. 1-й, Лондон; Спиллер, Густав (1909). Документы по моральному воспитанию, представленные на первом Международном конгрессе по моральному воспитанию, проходившем в Лондонском университете 25–29 сентября 1908 года; . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон, Д. Натт.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Интернирование гражданского населения во время Первой мировой войны: европейская и глобальная история, 1914–1920 гг. 113757190X, 9781137571908, 9781137571915» . dokumen.pub . Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Зульцер, Вольф В. (1982). Дело Николая: биография . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0-8143-1701-3 .
- ^ « Исправить скатившийся в пропасть грузовик с помощью шелковой нити: немецкое движение за мир 1914–1918 годов» . Иссуу . 29 октября 2015 года . Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Кульман, Эрика (01 января 2011 г.). «Кампания ужасов в Рейнской области и последствия войны» . Последствия войны : 89–110. дои : 10.1163/ej.9789004191723.i-432.34 . ISBN 9789004182769 .
- ^ Jump up to: а б Кризис Том. 21, вып. 5 . Издательство Кризис. 1921. с. 222.
- ^ Jump up to: а б с д и Кульман, Эрика А. (2008). Реконструкция патриархата после Великой войны: женщины, гендер и послевоенное примирение между народами . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-61276-1 . OCLC 320588937 .
- ^ Боак, Хелен (01 ноября 2015 г.). «Женщины и политика» . Женщины в Веймарской республике . Издательство Манчестерского университета. дои : 10.7765/9781526101617.00008 . ISBN 978-1-5261-0161-7 .
- ^ «Рецензия на книгу: Пацифизм и феминизм в Первой мировой войне» (PDF) . Лондонский бюллетень Немецкого исторического института . XXXII (1): 115. Май 2010 г.