Дьёрдь Ендрасик
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2009 г. ) |
Дьёрдь Ендрассик или Джордж Ендрассик (1898 Будапешт – 1954 Лондон) был венгерским физиком и инженером-механиком.
Йендрассик завершил образование в Будапештском техническом университете имени Йожефа , затем в Берлинском университете , где посещал лекции знаменитых физиков Альберта Эйнштейна и Макса Планка . В 1922 году он получил диплом инженера-механика в Будапеште. С 1927 года он работал в Ganz Rt, где помогал разрабатывать дизельные двигатели, первые несколько экземпляров которых были одно- и двухцилиндровыми. Позже были разработаны 4- и 6-цилиндровые четырехтактные версии, без сжатия и со смесительной камерой.
Дизельные двигатели
[ редактировать ]Йендрасик начал работать в компании Ganz and Company – Danubius Electricity, Machine, Waggon and Shipyard Ltd. Он начал свою деятельность в исследовательском отделе, который представлял собой отдел разработок и экспериментов. Его первая работа включала в себя расчет прочности и подготовку нагрузочных испытаний главных балок нового типа вагона для пригородных железных дорог Голландии. В это время основным направлением исследовательского отдела была разработка среднеоборотного полудизельного двигателя. Это дало Ендрассику возможность изучить теоретические и практические проблемы дизельного двигателя. Интерес Ендрассика вскоре обратился к разработке дизельных двигателей. Он разработал ряд патентов, которые заложили основу для разработки дизельных двигателей малой и средней мощности для использования в транспортных средствах. После двух лет опытно-конструкторских работ в 1927 году был выпущен одноцилиндровый двигатель Jm 130. Он имел диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 160 мм, мощность 12 л.с. при 1000 об/мин при удельном расходе 210 грамм. Позже он был развит в двух-, четырех- и шестицилиндровые версии, которые были устойчивыми, пригодными для железнодорожных и морских двигателей и имели камеру сгорания в передней части. В 1927 году, видя успех дизельных двигателей, Йендрасик разработал первые патенты и двигатели в рамках исследовательского отдела, а летом 1927 года был создан независимый отдел конструкции двигателей Йендрасик. Это отделение продолжало работать после смерти Ендрассика до конца 1958 года. Двигатели Ганца-Йендрасика положили начало автомобилизации железных дорог, но дизельные двигатели также использовались в морских и автомобильных транспортных средствах.
Его патенты купили несколько крупных производителей двигателей, в том числе испанская Hispano-Suiza и британская Vickers, которые в то время были ведущими производителями двигателей. Ендрассик свободно владел немецким, французским, английским и испанским языками, что было связано с его частыми поездками в штаб-квартиры крупных западноевропейских инжиниринговых компаний по делам компании «Ганц» и по делам о продаже собственных патентов. В 1934 году он открыл частный офис, где вместе со своими коллегами спроектировал шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель для Hispano-Suiza. Он также содержал свой собственный офис вместе с Ganz Rt.
В 1934 году он женился на Йоханне Шмаль, старшей дочери Хенрика Шмалля, квалифицированного архитектора. Все более совершенные двигатели Jendrassik стали известны во всем мире и повысили репутацию венгерской промышленности, завода Ganz и, не в последнюю очередь, György Jendrassik. Помимо постоянной деятельности по разработке двигателей, он также занимался реализацией газовых турбин. В его личном кабинете проводились термодинамические расчеты будущей газовой турбины.
Турбовинтовой
[ редактировать ]Позже Ендрассик работал над газовыми турбинами и, чтобы ускорить исследования, в 1936 году основал компанию Invention Development and Marketing Co. Ltd.. В следующем году он успешно запустил небольшой экспериментальный газотурбинный двигатель мощностью 100 л.с. [ 1 ]
Затем Йендрасик начал работу над более крупным турбовинтовым двигателем, который впоследствии стал прототипом CS-1 , произведенным и испытанным на заводе Ганца в Будапеште . Имея осевую конструкцию с 15-ступенчатым компрессором и 7-ступенчатой турбиной, он включал в себя множество современных функций. С прогнозируемой мощностью 1000 л.с. при 13 500 об/мин Cs-1 вызвал интерес в венгерской авиационной промышленности своим потенциалом для использования в современном поколении высокопроизводительных самолетов, и было начато строительство двухмоторного истребителя-бомбардировщика Varga RMI. -1 X/H , чтобы питаться от него. Его первый стендовый запуск состоялся в 1940 году, что сделало его первым в мире турбовинтовым двигателем. Однако возникли проблемы со сгоранием, из-за которых мощность ограничилась примерно 400 л.с. Разработка была прекращена в 1941 году, когда было достигнуто соглашение о производстве двигателя Daimler-Benz DB 605 в Венгрии. [ 1 ] [ 2 ]
Ендрашик стал управляющим директором завода с 1942 по 1945 год. В знак признания его научной деятельности в 1943 году он был избран членом-корреспондентом Венгерской академии наук . После Второй мировой войны он не смог продолжить разработку газовых турбин. Как успешного предпринимателя, в новой Венгрии, где доминировали коммунисты, его окружало политическое недоверие. Перед национализацией крупных компаний коммунистическая партия Матьяша Ракоши провела широкомасштабную политическую кампанию и пренебрежительно пропагандистскую деятельность против богатых промышленников и крупных предпринимателей, а также возложила на богатых социальную ответственность за бедность после войны. Ендрассик больше не чувствовал себя в Венгрии в безопасности. После пребывания в Аргентине в 1948 году он приехал в Лондон, чтобы стать консультантом и директором компании Metropolitan Railcars Ltd., контролируемой Metropolitan Cammell и Metropolitan-Vickers. С 1949 года Ендрассик также был внешним консультантом компании Power Jets (Research and Development) Ltd., с которой он работал до своей смерти, над разработкой теплообменника давления; это перспективный тип тепловой машины, в которой сжатие и расширение газовой среды осуществляется за счет прямого действия участвующих газов без использования механических частей, таких как поршни или лопатки. [ 3 ] Число его изобретений, зарегистрированных только в Венгрии, составляет 77. Его последним изобретением большого значения было устройство компенсации давления для реактивных двигателей в компании Power Jets Ltd.
Патенты в Венгрии
[ редактировать ]За свою жизнь он был указан в 60 патентных заявках в Венгрии:
Номер венгерского патента | Дата подачи | Код отдела | Название патента |
---|---|---|---|
94510 | 09.09.1924 | V/d/2 | Двигатель внутреннего сгорания и способ его работы. |
94538 | 21.05.1926 | V/d/2 | Двигатель внутреннего сгорания с изменяемым крутящим моментом в широком диапазоне. |
94953 | 30.09.1926 | V/d/2 | Механизм привода топливного насоса двигателей внутреннего сгорания |
95627 | 21.04.1927 | V/d/2 | Двигатель внутреннего сгорания с бескомпрессорным впрыском топлива |
98058 | 22.11.1927 | В/е/1 | Клапан, преимущественно для топливных насосов или карбюраторов тепловых двигателей. |
99445 | 25.06.1928 | V/d/2 | Устройство для работы топливного насоса |
99555 | 22.05.1928 | V/d/3 | Серповидная рабочая камера, роликовый насос или электродвигатель. |
100249 | 12.03.1929 | 21/с | Диффузор, в основном для центробежных насосов и компрессоров. |
101099 | 22.03.1929 | V/d/1 | Колесо газовой турбины с радиальным потоком, в основном для газовых турбин постоянного давления. |
102168 | 01.01.1930 | V/d/2 | Двигатель внутреннего сгорания с бескомпрессорным впрыском топлива |
102467 | 21.11.1929 | V/d/2 | Регулятор хода для подпружиненных топливных насосов с буферным ходом |
103750 | 03.07.1930 | V/d/2 | Промывочный насос для двигателей внутреннего сгорания |
103785 | 05.04.1930 | V/d/2 | Оборудование для охлаждения поршней двигателей внутреннего сгорания смазочным маслом |
103968 | 06.05.1930 | 21/с | Поршневой насос |
104125 | 02.08.1930 | V/d/2 | Поршневой насос или двигатель |
104590 | 10.07.1930 | V/d/2 | Оборудование для облегчения запуска энергетических двигателей |
105614 | 19.02.19.19.19.31. | В/е/2 | Способ и устройство для хранения энергии токов и возврата запасенной энергии. |
105664 | 30.11.1928 | V/d/2 | Перепускное отверстие или канал перегородок и перегородок в камере сгорания двигателей внутреннего сгорания с форкамерной системой |
105928 | 07.02.1930 | V/d/2 | Исполнительный механизм топливного насоса |
106412 | 16.10.1930 | 21/с | Процесс и устройство для передачи энергии между жидкими средами |
106453 | 30.05.1931 | 21/с | Всасывающее оборудование для насосов, особенно центробежных. |
108105 | 02.03.1932 | В/е/1 | Оборудование для повышения теплоотдачи жидкостей, протекающих в трубах |
108126 | 1932.04.05. | V/d/2 | Способ устранения вредных скачков давления в корпусах впрыска дизелей без компрессоров |
109447 | 10.01.1933 | XVIII/а | Поверхности охлаждения или нагрева для жидких или газообразных сред |
109728 | 08.04.1930 | V/d/2 | Двухтактный двигатель внутреннего сгорания |
111353 | 11.11.1933 | V/d/2 | Способ и устройство для охлаждения коренных и кривошипных цапф поворотных валов, особенно двигателей внутреннего сгорания. |
111446 | 23.09.1933 | V/d/2 | Перепускное отверстие или канал переборок и перегородок камеры сгорания двигателей внутреннего сгорания с форкамерной системой |
111648 | 14.01.1933 | V/d/2 | Оборудование для крепления предкамер, воздухосборников и т.п. в головках цилиндров двигателей внутреннего сгорания |
113629 | 22.03.1935. | В/е/1 | Сальниковая пластина |
114505 | 01.04.1935 | V/d | Порядок работы и оборудование газовых турбин |
114689 | 15.06.1935 | V/d/3 | Приводные тяги, особенно для высокооборотных двигателей |
114740 | 09.04.1935 | V/d/2 | Порядок работы и оборудование поршневых двигателей внутреннего сгорания, преимущественно для транспортных средств |
117387 | 10.06.1936 | V/d/2 | Оборудование для оперативного контроля двигателей автотранспортных средств |
117559 | 09.07.1936 | В/е/1 | Пара поршневых колец в общей поршневой канавке |
119895 | 13.02.1937 | V/d/2 | Порядок работы газовых турбин и газовая турбина для проведения процедуры |
120477 | 31.05.1935 | 21/с | Роторный аэродинамический компрессор |
120831 | 24.12.1937 | V/d/1 | Способ управления газовыми турбинами и газовая турбина для использования с ними |
120860 | 26.06.1937 | V/d/2 | Оборудование для газовых турбин |
121918 | 26.01.1938 | V/d/2 | Порядок эксплуатации турбин внутреннего сгорания и турбинного оборудования для проведения процедуры |
121919 | 16.04.1938 | V/d/2 | Порядок работы и оборудование газовых турбин |
123678 | 12.07.1938 | V/d/2 | Процесс для группы машин, включающей последовательно и механически независимые турбины и сопутствующее оборудование. |
123679 | 14.07.1938 | V/d/2 | Порядок контроля газовых турбин и сопутствующего оборудования |
124290 | 11.04.1939 | V/d/2 | Порядок эксплуатации и оборудование газовых турбин |
126422 | 02.08.1939 | V/d/2 | Теплообменник |
128044 | 26.07.1940 | V/d/2 | Способ и устройство для клапанов газовой турбины для изменения направления вращения агрегата, совершающего полезную работу |
128045 | 17.10.1940 | 21/с | Процесс и аппарат для компрессорных установок для контроля количества подаваемой рабочей жидкости |
128611 | 28.08.1940 | V/d/2 | Система опор подшипников вращающихся машин с горячей рабочей жидкостью, преимущественно газовых и паровых турбин. |
130185 | 03.07.1941 | В/е/1 | Оборудование для гашения крутильных колебаний |
131263 | 20.12.1941 | XVIII/б | Метод и оборудование сухой закалки |
132904 | 26.02.1942 | V/d/2 | Порядок и аппаратура управления работой газовых турбин. |
133514 | 22.05.1942 | II/ч | Теплообменник |
134340 | 26.11.1942 | V/d/1 | Тепловая турбина, в основном газовая турбина |
134341 | 26.11.1942 | V/d/1 | Тепловая турбина, в основном газовая турбина |
135274 | 16.04.1943 | II/ч | Поверхностный теплообменник, в основном охлаждение |
136421 | 13.07.1943 | V/d/2 | Процесс работы вращающихся машин с лопатками периодического типа в соответствии с периодическим рабочим процессом, а также машина или механическое устройство для осуществления этого процесса |
136611 | 28.01.1943 | II/ч | Теплообменник с теплоаккумулятором |
137368 | 21.06.1943 | V/d/1 | Процесс работы роторных машин с лопастным космосом в переменном направлении потока и роторных машин для осуществления процесса |
138415 | 10.11.1942 | V/d/2 | Способ и устройство для управления регулируемыми газотурбинными установками |
139149 | 12.02.1946 | XVIII/ч | Процесс и устройство для охлаждения высокотемпературных газообразных сред |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Грин В. и Суонборо Г.; «Факты о самолетах», Air Enthusiast Vol. 1 № 1 (1971), стр. 53.
- ^ Gunston World, стр.111.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 24 февраля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )