Раджнараян Чандаваркар
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
Раджнараян Чандаваркар | |
---|---|
Рожденный | 1953 |
Умер | 23 апреля 2006 г. (53 года) |
Альма-матер | |
Научная карьера | |
Поля | История |
Раджнараян Чандаваркар (1953 – 23 апреля 2006 г.) был читателем истории и политики Южной Азии и научным сотрудником Тринити-колледжа в Кембридже.
Фон
[ редактировать ]Работа Чандаваркара наиболее непосредственно связана с процессами формирования промышленного рабочего класса в Мумбаи . Он работал над определением нового междисциплинарного подхода к пониманию процессов урбанизации, связи между городом и деревней и эволюции промышленного капитализма. Его идеи побудили исследования по широкому кругу тем социальной истории и политики Южной Азии. Это было особенно очевидно в работе студентов-исследователей, которыми он руководил в Кембридже. Новое поколение ученых, которые сейчас работают в Индии, Великобритании, Израиле, Японии, США и Канаде, во многом обязано своими достижениями его наставничеству. Будучи участником семинаров в Кембридже, международных конференций и других академических встреч, он вдохновлял ученых в областях, далеких от его собственной.
Чандаваркар вырос в Бомбее, а затем отправился в Англию для получения высшего образования. Последние годы обучения он закончил в колледже Лансинг в Западном Суссексе. Остальная часть его академической карьеры была тесно связана с Кембриджским университетом в Англии и городом Мумбаи. Он учился на бакалавриате в колледже Гонвилл и Кайус с 1973 по 1976 год, где на него оказал глубокое влияние Гарет Стедман Джонс , его научный руководитель. Затем он защитил докторскую диссертацию под руководством Анила Сила в Тринити-колледже в Кембридже . Он стал научным сотрудником Тринити в 1979 году и оставался связанным с колледжем до своей смерти. С 2001 года он также занимал должность директора Центра исследований Южной Азии в Кембридже. Несмотря на свою пожизненную связь с Кембриджем, он поддерживал прочные связи с Индией, сохраняя свое индийское гражданство, часто возвращаясь с визитами и проводя исследования и принимая непосредственное участие в круги, связанные с его интеллектуальными интересами, его социальными обязательствами и крикетом.
Начав свои исследования Мумбаи в конце 1970-х годов, он быстро овладел ресурсами, доступными в таких библиотеках, как Индийская офисная библиотека, Государственный архив Махараштры и Полицейский архив Мумбаи. Хотя он поглощал исторические материалы, он никогда не поклонялся «фактам». Он исследовал свои записи, критически деконструировал доказательства и стремился разгадать более широкие социальные и политические процессы, которые выявили его данные. Таким образом, он вышел далеко за узкие рамки прямого «эмпиризма». Тем не менее он с подозрением относился к любым исследованиям, не основанным на тщательном анализе архивных материалов, и призывал своих студентов прочно опираться на свои источники.
Раджнараян Чандаваркар умер от внезапного сердечного приступа 23 апреля 2006 года в Медицинском центре Дартмут-Хичкок в Ливане, Нью-Гэмпшир , США. Он присутствовал на конференции в соседнем Дартмутском колледже . На момент смерти ему было пятьдесят два года.
Публикации
[ редактировать ]Публикации, основанные на его диссертационном исследовании, начали появляться в начале 1980-х годов, и исследователи истории Мумбаи с большим нетерпением ждали его исследования города и его рабочего класса. Когда «Истоки промышленного капитализма» (1994) впервые появились в 1994 году, в некоторых кругах к ним отнеслись с чувством восхищения и даже трепета. Книга характеризовалась огромным исследованием и представляла собой глубину местных исторических знаний, превосходившую все, что существовало в истории труда Южной Азии того времени. «Происхождение» бросило вызов многим существующим интерпретациям; на самом деле он поставил под сомнение предположения о том, какой должна быть история рабочего класса. Исследование вышло за рамки промышленных рабочих мест и профсоюзов и охватило более широкую неформальную экономику Мумбаи, районы, где жили рабочие, и сельские районы, такие как Ратнагири и Декан, откуда родом рабочие. Истоки капитализма, по мнению Чандаваркара, лежат не только в инициативах нескольких лидеров промышленности, но и в множестве социальных сил, которые играли активную роль в формировании новых экономических структур позднего колониального Мумбаи.
В 1998 году за «Происхождением» последовали «Имперская власть и популярная политика» . Это были разнообразные эссе о промышленном капитализме, рабочей политике, полиции Мумбаи, чуме, колониальном дискурсе и природе колониального государства. Некоторые из этих эссе были столь же богаты эмпирически, как и «Происхождение», тогда как другие представляли собой заставляющие задуматься интерпретационные произведения.
Взносы
[ редактировать ]Вместе эти две книги и связанные с ними статьи излагают последовательные и фундаментально новые взгляды на историю западной Индии и ее экономику. Во-первых, работа Чандаваркара предложила новое понимание процессов индустриализации и капиталистической трансформации. Вместо того, чтобы рассматривать развитие крупномасштабного производства как простой процесс распространения технологий из Европы в Индию или как свидетельство триумфа первопроходцев-предпринимателей, Чандаваркар поместил этот процесс прямо в исторический контекст, обусловленный империализмом, сельской бедностью, небезопасными рынками, и агентство рабочих. Он утверждал, что создание фабрик часто было попыткой минимизировать риск со стороны почти маргинальных фигур в экономике девятнадцатого века, людей, которые находились в подчинении у иностранных бизнесменов в экспортной торговле, которые сталкивались с постоянными трудностями в мобилизации капитала и которые спешили переходил от одной формы инвестиций к другой в надежде получить быструю прибыль в этом неопределенном деловом климате. Чандаваркар особенно подчеркнул роль рабочей силы в формировании формы промышленного капитализма в Мумбаи. Он рассматривал промышленников и рабочих как участников общего театра взаимодействия; обе группы действующих лиц ограничивали поведение друг друга. Потребности в наборе рабочей силы и сопротивление рабочих постоянно ограничивали возможности капиталистов разрабатывать единую политику, которая могла бы максимизировать прибыль; стратегии промышленников способствовали разногласиям среди их рабочих.
Второй набор вкладов в эти исследования заключался в анализе социальной организации рабочего класса. Он рассматривал социальные формации, начиная от рабочих мест и городских кварталов и заканчивая связями рабочих между деревней и городом. Его исследования выходили за рамки большинства предыдущих исследований труда, в которых часто пытались определить какую-то прочную, устойчивую структуру – будь то каста , класс или место происхождения – как сущность общества рабочего класса. Чандаваркар рассматривал рабочих как вовлеченных в чрезвычайно разнородный и постоянно меняющийся набор отношений. Например, он подверг серьезному сомнению доминирование спекулянтов в рабочем обществе, поставив тем самым под сомнение основную ортодоксальность истории труда. Он продемонстрировал, что джобберы в Мумбаи конкурировали с другими фигурами в рабочих кварталах, и их власть была ограничена необходимостью удовлетворить требования своих клиентов. Чандаваркар также утверждал, что не существует прямой тенденции к развитию классовых социальных связей в контексте занятости в промышленности. Действительно, характеристики рабочих мест и конкуренция различных лидеров за последователей могут привести к появлению как новых разделений, так и новых единств. В случае размытого, хрупкого и постоянно меняющегося характера социальной организации исследования Чандаваркара имели глубокие последствия для понимания городского общества в Южной Азии в целом.
Третья важная область вклада этих книг касалась понимания политики рабочего класса. Работа Чандаваркара выходила за рамки обычных исследований трудовой политики, поскольку она исследовала не только участие рабочих в профсоюзах и Коммунистической партии , но также их участие во всем спектре групп и партий, к которым они присоединились. Такой подход позволил ему подвергнуть сомнению взгляды, которые интерпретировали политические события как свидетельство непрерывной эволюции « классового сознания » или, наоборот, пытались объяснить неспособность рабочих выработать такие обязательства. Чандаваркар убедительно доказывал, что политические пристрастия и идентичность рабочих, в том числе классовые, динамичны и изменчивы и постоянно конструируются в меняющихся политических контекстах. По мере изменения обстоятельств рабочие перемещались между поддержкой коммунистических, националистических и коммуналистических организаций, между проявлениями широкой активности и относительной пассивностью.
«Класс» и «Культура»
[ редактировать ]Самым противоречивым аспектом Origins and Imperial Power, пожалуй, было их отношение к «культуре». Чандаваркар выступил против подходов, объясняющих поведение рабочих «традиционными» обязательствами, укоренившимися в сельской Индии. Например, он настаивал на том, что поддержание связей с деревней следует рассматривать как стратегию выживания рабочих, а не как свидетельство эмоциональных привязанностей, сохранившихся с более раннего периода. Его недовольство любым статичным представлением рабочей культуры привело к тому, что он стал резким критиком некоторых членов группы Subaltern Studies . Написав, возможно, свою самую полемическую статью в 1997 году, он настаивал:
«Кастовые и родственные связи были жизненно важны для социальной организации рабочих, но не менее важными были и сходства региона и религии, места работы и соседства, профсоюзов и политических партий, которые пересекались друг с другом. Настаивать на том, что культура трудящихся-мигрантов характеризовалась «сильными исконными связями общины, языка, религии, касты и родства», значит закрывать глаза на то, в какой степени их взаимодействие привело к чему-то совершенно иному, и оставаться слепым в той степени, в которой их «культура» также формировалась работой и политикой, а также повседневной борьбой на рабочем месте и в районе» (Чандаваркар 1997, стр. 187).
Но по мере того, как исторические исследования продолжали создавать более динамичные портреты культуры и идентичности рабочего класса , а его собственные исследования стремились оценить рост энтузиазма со стороны рабочих по поводу движений регионального шовинизма и коммунализма, Чандаваркар все больше признавал роль культурных явлений. и процессы в своей работе, и он призывал своих учеников серьезно заниматься вопросами культуры.
Самой важной недавней работой Чандаваркара является его введение (2004) в книгу «Сто лет, сто голосов: мельницы Гирангаона», замечательную устную историю Ниры Адаркар и Мины Менон о районе Гирангаон в Мумбаи. Это длинное эссе оказалось гораздо большим, чем обычное вступление; это была оригинальная исследовательская работа и обширная история рабочего класса города с 1880-х по 1980-е годы, которая, возможно, надолго останется стандартной работой по этой теме. В эссе основное внимание уделялось трансформации преданности рабочего класса с течением времени: от пика профсоюзной и коммунистической активности до движений Самьюкта Махараштра и Шив Сена до Великой забастовки 1982 года. Опираясь на отчеты Адаркара и Менона, в нем предлагалось многогранное объяснение этих событий, касающееся богатой народной культуры Гирангаона, роли капиталистов, призывов и стратегий различных политических партий и лидеров, а также собственных действий и интересов рабочих. В эссе также подчеркивается растущее политическое бессилие рабочих после 1982 года. Вероятно, эта работа лучше всего отражает эволюцию исследований Чандаваркара в последние годы. Однако на момент его смерти несколько других публикаций все еще находились в стадии разработки, в том числе специальный выпуск «Современные азиатские исследования», посвященный истории труда, который он редактировал (в котором он будет отдельно рассказывать об упадке джобберов в Мумбаи) и длинное эссе. о колониализме и демократии. В последние годы он стал все больше интересоваться более широкой историей Мумбаи. Менее чем за двадцать четыре часа до своей смерти он выступил с блестящим докладом о городе с семнадцатого века до наших дней на конференции в Дартмуте. Другие работы, к сожалению, вероятно, были не столь продвинулись, и мы опасаемся, что большая часть объемных исследований Чандаваркара во многих различных областях может теперь остаться неопубликованной.
Наследие
[ редактировать ]Чандаваркар также оставил богатое наследие в истории Южной Азии, написав через своих учеников. Он был наставником около восемнадцати студентов-исследователей. Его яркая личность и критическое серьезное отношение к работе студентов поначалу могли быть непреодолимыми для его учеников, но также отражали богатое и искреннее интеллектуальное наставничество. Его неустанная критика часто позволяла студентам более плодотворно развивать свои идеи и в то же время формировать более богатые исследовательские идеи. Его иконоборчество также облегчило их способность подвергать сомнению общепринятые знания об исторических теориях, а его огромная работа с архивными материалами подготовила их к оригинальному подходу к доказательствам.
Влияние Чандаваркара отражено в исследованиях его учеников в таких разнообразных областях, как политика городской бедноты в городах Уттар-Прадеш; взаимодействие пола, класса и сообщества среди рабочих джута в Бенгалии ; а также меняющиеся модели формирования общин и развития коммунизма в Малабаре . Многие из его студентов изучали историю труда в контексте новых перспектив, таких как отношения между национализмом и рабочим радикализмом в Солапуре , сравнение между джутовыми рабочими Бенгалии и рабочим классом Данди в контексте британского империализма, а также значение класса в контексте народные движения в городах, производящих джут, за пределами Калькутты . Другие исследовали более широкие области, включая язык политики и идеологические пристрастия националистов в Уттар-Прадеше , а также проблемы городского среднего класса в Гуджарате в колониальный период. Недавнее исследование коммунализма в современном Ахмадабаде было направлено на раскрытие более широких теоретических основ роли этнической принадлежности в политике. Другие его ученики исследовали формирование региональной идентичности в Орисса , политика тамильских мусульман , детство и детский труд в Индии. Через своих учеников Чандаваркар не только стал наставником новой группы историков, но и стимулировал научные исследования в широких и эклектичных областях, охватывающих самые разнообразные аспекты истории Южной Азии.
Что еще более забавно, Чандаваркар имел репутацию сурового надсмотрщика. Академическая жизнь в Кембридже была богата рассказами об интересных и сложных способах обращения Чандаваркара со своими студентами. Действительно, по слухам, одна студентка Чандаваркара спряталась под мостом, чтобы уклониться от него, а другая выверила свое движение в Тринити-колледже, заметив его машину. Со своей стороны, Чандаваркар в шутку обвинил своих учеников в пресловутой постоянно залысине. Однако преданность его учеников и глубокая привязанность к своему руководителю создали прочные связи между ними и их интеллектуальным наставником. Он предупредил их, чтобы они не спешили за самым модным продуктом на рынке, и призвал их выходить за рамки того, что кажется очевидным. Этот серьезный, критический дух исследования и отказ идти на компромисс со своими твердыми убеждениями остается непреходящим наследием Чандаваркара.
Ссылки
[ редактировать ]- Субхо Басу, Дуглас Хейнс, «Раджнараян Чандаваркар (1953–2006): интеллектуальная биография» , Экономический и политический еженедельник, Мумбаи, июнь 2006 г.
- Раджнараян Чандаваркар (1994), Истоки промышленного капитализма: бизнес-стратегии и рабочий класс в Бомбее, 1900–1940. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Раджнараян Чандаваркар (1997), «Становление индийского рабочего класса»; Э. П. Томпсон и история Индии», журнал History Workshop, весна 1997 г. (№ 43).
- Раджнараян Чандаваркар (1998), Имперская власть и народная политика: класс, сопротивление и государство в Индии, ок. 1850–1950 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Раджнараян Чандаваркар (2004), «От соседства к нации: взлет и падение левых в Бомбейском Гирангаоне в двадцатом веке», вступительное эссе Мины Менон и Ниры Адаркар, « Сто лет, сто голосов: рабочие фабрики Гирангаона» : Устная история , Калькутта: Seagull Books, 2004.
Другие ссылки
[ редактировать ]- 1953 года рождения
- смертей в 2006 г.
- Выпускники колледжа Гонвилл и Кайус в Кембридже
- Выпускники Тринити-колледжа Кембриджа
- Индийские индусы
- Историки Юго-Восточной Азии
- Историки Южной Азии
- Индийские эмигранты в Англии
- Директора индийских институтов
- Люди, получившие образование в Лансинг-колледже
- Ученые из Мумбаи
- Индийские историки XX века
- Академики Кембриджского университета