Jump to content

Раджнараян Чандаваркар

Раджнараян Чандаваркар
Рожденный 1953
Умер 23 апреля 2006 г. (53 года)
Альма-матер
Научная карьера
Поля История

Раджнараян Чандаваркар (1953 – 23 апреля 2006 г.) был читателем истории и политики Южной Азии и научным сотрудником Тринити-колледжа в Кембридже.

Работа Чандаваркара наиболее непосредственно связана с процессами формирования промышленного рабочего класса в Мумбаи . Он работал над определением нового междисциплинарного подхода к пониманию процессов урбанизации, связи между городом и деревней и эволюции промышленного капитализма. Его идеи побудили исследования по широкому кругу тем социальной истории и политики Южной Азии. Это было особенно очевидно в работе студентов-исследователей, которыми он руководил в Кембридже. Новое поколение ученых, которые сейчас работают в Индии, Великобритании, Израиле, Японии, США и Канаде, во многом обязано своими достижениями его наставничеству. Будучи участником семинаров в Кембридже, международных конференций и других академических встреч, он вдохновлял ученых в областях, далеких от его собственной.

Чандаваркар вырос в Бомбее, а затем отправился в Англию для получения высшего образования. Последние годы обучения он закончил в колледже Лансинг в Западном Суссексе. Остальная часть его академической карьеры была тесно связана с Кембриджским университетом в Англии и городом Мумбаи. Он учился на бакалавриате в колледже Гонвилл и Кайус с 1973 по 1976 год, где на него оказал глубокое влияние Гарет Стедман Джонс , его научный руководитель. Затем он защитил докторскую диссертацию под руководством Анила Сила в Тринити-колледже в Кембридже . Он стал научным сотрудником Тринити в 1979 году и оставался связанным с колледжем до своей смерти. С 2001 года он также занимал должность директора Центра исследований Южной Азии в Кембридже. Несмотря на свою пожизненную связь с Кембриджем, он поддерживал прочные связи с Индией, сохраняя свое индийское гражданство, часто возвращаясь с визитами и проводя исследования и принимая непосредственное участие в круги, связанные с его интеллектуальными интересами, его социальными обязательствами и крикетом.

Начав свои исследования Мумбаи в конце 1970-х годов, он быстро овладел ресурсами, доступными в таких библиотеках, как Индийская офисная библиотека, Государственный архив Махараштры и Полицейский архив Мумбаи. Хотя он поглощал исторические материалы, он никогда не поклонялся «фактам». Он исследовал свои записи, критически деконструировал доказательства и стремился разгадать более широкие социальные и политические процессы, которые выявили его данные. Таким образом, он вышел далеко за узкие рамки прямого «эмпиризма». Тем не менее он с подозрением относился к любым исследованиям, не основанным на тщательном анализе архивных материалов, и призывал своих студентов прочно опираться на свои источники.

Раджнараян Чандаваркар умер от внезапного сердечного приступа 23 апреля 2006 года в Медицинском центре Дартмут-Хичкок в Ливане, Нью-Гэмпшир , США. Он присутствовал на конференции в соседнем Дартмутском колледже . На момент смерти ему было пятьдесят два года.

Публикации

[ редактировать ]

Публикации, основанные на его диссертационном исследовании, начали появляться в начале 1980-х годов, и исследователи истории Мумбаи с большим нетерпением ждали его исследования города и его рабочего класса. Когда «Истоки промышленного капитализма» (1994) впервые появились в 1994 году, в некоторых кругах к ним отнеслись с чувством восхищения и даже трепета. Книга характеризовалась огромным исследованием и представляла собой глубину местных исторических знаний, превосходившую все, что существовало в истории труда Южной Азии того времени. «Происхождение» бросило вызов многим существующим интерпретациям; на самом деле он поставил под сомнение предположения о том, какой должна быть история рабочего класса. Исследование вышло за рамки промышленных рабочих мест и профсоюзов и охватило более широкую неформальную экономику Мумбаи, районы, где жили рабочие, и сельские районы, такие как Ратнагири и Декан, откуда родом рабочие. Истоки капитализма, по мнению Чандаваркара, лежат не только в инициативах нескольких лидеров промышленности, но и в множестве социальных сил, которые играли активную роль в формировании новых экономических структур позднего колониального Мумбаи.

В 1998 году за «Происхождением» последовали «Имперская власть и популярная политика» . Это были разнообразные эссе о промышленном капитализме, рабочей политике, полиции Мумбаи, чуме, колониальном дискурсе и природе колониального государства. Некоторые из этих эссе были столь же богаты эмпирически, как и «Происхождение», тогда как другие представляли собой заставляющие задуматься интерпретационные произведения.

Вместе эти две книги и связанные с ними статьи излагают последовательные и фундаментально новые взгляды на историю западной Индии и ее экономику. Во-первых, работа Чандаваркара предложила новое понимание процессов индустриализации и капиталистической трансформации. Вместо того, чтобы рассматривать развитие крупномасштабного производства как простой процесс распространения технологий из Европы в Индию или как свидетельство триумфа первопроходцев-предпринимателей, Чандаваркар поместил этот процесс прямо в исторический контекст, обусловленный империализмом, сельской бедностью, небезопасными рынками, и агентство рабочих. Он утверждал, что создание фабрик часто было попыткой минимизировать риск со стороны почти маргинальных фигур в экономике девятнадцатого века, людей, которые находились в подчинении у иностранных бизнесменов в экспортной торговле, которые сталкивались с постоянными трудностями в мобилизации капитала и которые спешили переходил от одной формы инвестиций к другой в надежде получить быструю прибыль в этом неопределенном деловом климате. Чандаваркар особенно подчеркнул роль рабочей силы в формировании формы промышленного капитализма в Мумбаи. Он рассматривал промышленников и рабочих как участников общего театра взаимодействия; обе группы действующих лиц ограничивали поведение друг друга. Потребности в наборе рабочей силы и сопротивление рабочих постоянно ограничивали возможности капиталистов разрабатывать единую политику, которая могла бы максимизировать прибыль; стратегии промышленников способствовали разногласиям среди их рабочих.

Второй набор вкладов в эти исследования заключался в анализе социальной организации рабочего класса. Он рассматривал социальные формации, начиная от рабочих мест и городских кварталов и заканчивая связями рабочих между деревней и городом. Его исследования выходили за рамки большинства предыдущих исследований труда, в которых часто пытались определить какую-то прочную, устойчивую структуру – будь то каста , класс или место происхождения – как сущность общества рабочего класса. Чандаваркар рассматривал рабочих как вовлеченных в чрезвычайно разнородный и постоянно меняющийся набор отношений. Например, он подверг серьезному сомнению доминирование спекулянтов в рабочем обществе, поставив тем самым под сомнение основную ортодоксальность истории труда. Он продемонстрировал, что джобберы в Мумбаи конкурировали с другими фигурами в рабочих кварталах, и их власть была ограничена необходимостью удовлетворить требования своих клиентов. Чандаваркар также утверждал, что не существует прямой тенденции к развитию классовых социальных связей в контексте занятости в промышленности. Действительно, характеристики рабочих мест и конкуренция различных лидеров за последователей могут привести к появлению как новых разделений, так и новых единств. В случае размытого, хрупкого и постоянно меняющегося характера социальной организации исследования Чандаваркара имели глубокие последствия для понимания городского общества в Южной Азии в целом.

Третья важная область вклада этих книг касалась понимания политики рабочего класса. Работа Чандаваркара выходила за рамки обычных исследований трудовой политики, поскольку она исследовала не только участие рабочих в профсоюзах и Коммунистической партии , но также их участие во всем спектре групп и партий, к которым они присоединились. Такой подход позволил ему подвергнуть сомнению взгляды, которые интерпретировали политические события как свидетельство непрерывной эволюции « классового сознания » или, наоборот, пытались объяснить неспособность рабочих выработать такие обязательства. Чандаваркар убедительно доказывал, что политические пристрастия и идентичность рабочих, в том числе классовые, динамичны и изменчивы и постоянно конструируются в меняющихся политических контекстах. По мере изменения обстоятельств рабочие перемещались между поддержкой коммунистических, националистических и коммуналистических организаций, между проявлениями широкой активности и относительной пассивностью.

«Класс» и «Культура»

[ редактировать ]

Самым противоречивым аспектом Origins and Imperial Power, пожалуй, было их отношение к «культуре». Чандаваркар выступил против подходов, объясняющих поведение рабочих «традиционными» обязательствами, укоренившимися в сельской Индии. Например, он настаивал на том, что поддержание связей с деревней следует рассматривать как стратегию выживания рабочих, а не как свидетельство эмоциональных привязанностей, сохранившихся с более раннего периода. Его недовольство любым статичным представлением рабочей культуры привело к тому, что он стал резким критиком некоторых членов группы Subaltern Studies . Написав, возможно, свою самую полемическую статью в 1997 году, он настаивал:

«Кастовые и родственные связи были жизненно важны для социальной организации рабочих, но не менее важными были и сходства региона и религии, места работы и соседства, профсоюзов и политических партий, которые пересекались друг с другом. Настаивать на том, что культура трудящихся-мигрантов характеризовалась «сильными исконными связями общины, языка, религии, касты и родства», значит закрывать глаза на то, в какой степени их взаимодействие привело к чему-то совершенно иному, и оставаться слепым в той степени, в которой их «культура» также формировалась работой и политикой, а также повседневной борьбой на рабочем месте и в районе» (Чандаваркар 1997, стр. 187).

Но по мере того, как исторические исследования продолжали создавать более динамичные портреты культуры и идентичности рабочего класса , а его собственные исследования стремились оценить рост энтузиазма со стороны рабочих по поводу движений регионального шовинизма и коммунализма, Чандаваркар все больше признавал роль культурных явлений. и процессы в своей работе, и он призывал своих учеников серьезно заниматься вопросами культуры.

Самой важной недавней работой Чандаваркара является его введение (2004) в книгу «Сто лет, сто голосов: мельницы Гирангаона», замечательную устную историю Ниры Адаркар и Мины Менон о районе Гирангаон в Мумбаи. Это длинное эссе оказалось гораздо большим, чем обычное вступление; это была оригинальная исследовательская работа и обширная история рабочего класса города с 1880-х по 1980-е годы, которая, возможно, надолго останется стандартной работой по этой теме. В эссе основное внимание уделялось трансформации преданности рабочего класса с течением времени: от пика профсоюзной и коммунистической активности до движений Самьюкта Махараштра и Шив Сена до Великой забастовки 1982 года. Опираясь на отчеты Адаркара и Менона, в нем предлагалось многогранное объяснение этих событий, касающееся богатой народной культуры Гирангаона, роли капиталистов, призывов и стратегий различных политических партий и лидеров, а также собственных действий и интересов рабочих. В эссе также подчеркивается растущее политическое бессилие рабочих после 1982 года. Вероятно, эта работа лучше всего отражает эволюцию исследований Чандаваркара в последние годы. Однако на момент его смерти несколько других публикаций все еще находились в стадии разработки, в том числе специальный выпуск «Современные азиатские исследования», посвященный истории труда, который он редактировал (в котором он будет отдельно рассказывать об упадке джобберов в Мумбаи) и длинное эссе. о колониализме и демократии. В последние годы он стал все больше интересоваться более широкой историей Мумбаи. Менее чем за двадцать четыре часа до своей смерти он выступил с блестящим докладом о городе с семнадцатого века до наших дней на конференции в Дартмуте. Другие работы, к сожалению, вероятно, были не столь продвинулись, и мы опасаемся, что большая часть объемных исследований Чандаваркара во многих различных областях может теперь остаться неопубликованной.

Наследие

[ редактировать ]

Чандаваркар также оставил богатое наследие в истории Южной Азии, написав через своих учеников. Он был наставником около восемнадцати студентов-исследователей. Его яркая личность и критическое серьезное отношение к работе студентов поначалу могли быть непреодолимыми для его учеников, но также отражали богатое и искреннее интеллектуальное наставничество. Его неустанная критика часто позволяла студентам более плодотворно развивать свои идеи и в то же время формировать более богатые исследовательские идеи. Его иконоборчество также облегчило их способность подвергать сомнению общепринятые знания об исторических теориях, а его огромная работа с архивными материалами подготовила их к оригинальному подходу к доказательствам.

Влияние Чандаваркара отражено в исследованиях его учеников в таких разнообразных областях, как политика городской бедноты в городах Уттар-Прадеш; взаимодействие пола, класса и сообщества среди рабочих джута в Бенгалии ; а также меняющиеся модели формирования общин и развития коммунизма в Малабаре . Многие из его студентов изучали историю труда в контексте новых перспектив, таких как отношения между национализмом и рабочим радикализмом в Солапуре , сравнение между джутовыми рабочими Бенгалии и рабочим классом Данди в контексте британского империализма, а также значение класса в контексте народные движения в городах, производящих джут, за пределами Калькутты . Другие исследовали более широкие области, включая язык политики и идеологические пристрастия националистов в Уттар-Прадеше , а также проблемы городского среднего класса в Гуджарате в колониальный период. Недавнее исследование коммунализма в современном Ахмадабаде было направлено на раскрытие более широких теоретических основ роли этнической принадлежности в политике. Другие его ученики исследовали формирование региональной идентичности в Орисса , политика тамильских мусульман , детство и детский труд в Индии. Через своих учеников Чандаваркар не только стал наставником новой группы историков, но и стимулировал научные исследования в широких и эклектичных областях, охватывающих самые разнообразные аспекты истории Южной Азии.

Что еще более забавно, Чандаваркар имел репутацию сурового надсмотрщика. Академическая жизнь в Кембридже была богата рассказами об интересных и сложных способах обращения Чандаваркара со своими студентами. Действительно, по слухам, одна студентка Чандаваркара спряталась под мостом, чтобы уклониться от него, а другая выверила свое движение в Тринити-колледже, заметив его машину. Со своей стороны, Чандаваркар в шутку обвинил своих учеников в пресловутой постоянно залысине. Однако преданность его учеников и глубокая привязанность к своему руководителю создали прочные связи между ними и их интеллектуальным наставником. Он предупредил их, чтобы они не спешили за самым модным продуктом на рынке, и призвал их выходить за рамки того, что кажется очевидным. Этот серьезный, критический дух исследования и отказ идти на компромисс со своими твердыми убеждениями остается непреходящим наследием Чандаваркара.

  • Субхо Басу, Дуглас Хейнс, «Раджнараян Чандаваркар (1953–2006): интеллектуальная биография» , Экономический и политический еженедельник, Мумбаи, июнь 2006 г.
  • Раджнараян Чандаваркар (1994), Истоки промышленного капитализма: бизнес-стратегии и рабочий класс в Бомбее, 1900–1940. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Раджнараян Чандаваркар (1997), «Становление индийского рабочего класса»; Э. П. Томпсон и история Индии», журнал History Workshop, весна 1997 г. (№ 43).
  • Раджнараян Чандаваркар (1998), Имперская власть и народная политика: класс, сопротивление и государство в Индии, ок. 1850–1950 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Раджнараян Чандаваркар (2004), «От соседства к нации: взлет и падение левых в Бомбейском Гирангаоне в двадцатом веке», вступительное эссе Мины Менон и Ниры Адаркар, « Сто лет, сто голосов: рабочие фабрики Гирангаона» : Устная история , Калькутта: Seagull Books, 2004.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 142ca00ff4934145bbc8b897ba35b31d__1638630780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/1d/142ca00ff4934145bbc8b897ba35b31d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rajnarayan Chandavarkar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)