Остановка прилива
Остановка прилива (фр. Étaler les marées ) была маневром, использовавшимся в эпоху парусного спорта. В морях с сильным приливом , например, у берегов Западной Европы , особенно в Ла-Манше , сила прилива на корабле может равняться или превосходить силу, получаемую от парусов. Так что для корабля, движущегося по Ла-Маншу при слабом ветре, благоприятный прилив мог удвоить скорость; и наоборот, когда прилив изменился, корабль мог замедлиться до полной остановки или даже откатиться назад. Чтобы справиться с этим, корабли становились на якорь, « остановив прилив », чтобы сохранить свое движение. Эта техника сыграла важную роль в военно-морских конфликтах того периода.
В действиях, которые длились долгое время (или, по крайней мере, после смены прилива) и происходили при слабом ветре или штиле, остановка прилива могла иметь решающее значение. в битве при Барфлёре Например, , когда эскадра Шовелла была застигнута наводнением и бросила якорь, «Сэндвич» , капитан которого не смог к этому подготовиться, был унесен приливом к французской боевой линии и через нее , и тоже бросил якорь; она подверглась их сосредоточенному огню и получила значительный ущерб.
Поскольку сброс и взвешивание якоря требуют времени и усилий, решение сделать это и когда это сделать может иметь решающее значение. В битве при Бичи-Хед , когда ситуация изменилась, союзный флот оказался в невыгодном положении; Торрингтон смог встать на якорь во время отлива раньше, чем французы, которые были унесены от него, получив передышку для своего флота. Позже он смог использовать наводнение , чтобы спастись. В Барфлере Турвилю в такой же ситуации удалось спастись тем же способом.
Флот, стоящий на якоре и стоявший в условиях прилива, был очень уязвим для атаки боевых кораблей ; все флоты того времени имели для этой цели боевые корабли. Флот, поднимающийся вверх, направит боевые корабли на противника, и единственным выходом для него, если они не смогут уничтожить его артиллерийским огнем или отразить удар с помощью лодок, будет перерезать якорные тросы и бежать.
Разрез и бег также можно было использовать для получения преимущества во времени при использовании прилива для спасения, но это означало потерю якоря; в длительном бою, где это могло случиться неоднократно, у корабля могли закончиться якоря, и он окажется беспомощным перед приливом, или ему придется пожертвовать своей пушкой, чтобы быстро подобрать замену. Примечательно, что это произошло с французским флотом во время преследования Барфлера; Эскадра Турвиля, не имея возможности обогнуть мыс Гаага с остальной частью своего флота и имея якоря, волочащиеся из-за сильного наводнения, была вынуждена отрезаться, оставив их проноситься вдоль побережья Нормандии и высаживать на берег в Шербуре и Ла-Хоге .
Источники
[ редактировать ]- Обри П.: Поражение армады Джеймса Стюарта 1692 (1979) ISBN 0-7185-1168-9