Jump to content

СС Ольза

СС Ольза в конце 1938 или начале 1939 года.
СС Ольза в конце 1938 или начале 1939 года.
История
Польша
Имя СС Ольза
Владелец Доставка Польша
Заказал 1938
Строитель Гдыняский судостроительный завод
Заложен 28 августа 1938 г.
Запущен 8 сентября 1939 г.
Судьба захвачен нацистской Германией в сентябре 1939 г.
История
Нацистская Германия
Имя Западная Пруссия
Приобретенный 14 сентября 1939 г.
Судьба захвачен Советским Союзом в 1945 году
История
Советский Союз
Имя Ингул
Приобретенный 1945
Судьба Списан в июне 1970 г.
Общие характеристики
Тоннаж 1250 т
Длина 68,22 м
Луч 10,67 м
Высота 6,55 м
Установленная мощность 850 км (625 кВт)
Движение 1 паровая машина системы Ленца

SS Olza был первым сухогрузным грузовым судном, построенным в Польше после восстановления независимости страны в 1918 году, и единственным крупным торговым судном, построенным до Второй мировой войны . Принадлежащая компании Żegluga Polska , она была названа в честь реки Олза , протекающей через Тешинскую Силезию .

В 1918 году Польша восстановила независимость, и на основании обещания президента Вудро Вильсона предоставить Польше доступ к морю новообразованная Польская Республика получила Польский коридор и крошечную полоску побережья Балтийского моря . Однако Польше не был предоставлен порт Данциг (Гданьск), и город был превращен в Вольный город Данциг . Таким образом, несмотря на сохранение некоторых прав и ограниченного суверенитета над городом, Польша не имела ни своего порта, ни верфей . Чтобы обеспечить независимость внешней торговли и судоходства, был построен порт Гдыня , в основном благодаря усилиям Евгениуша Квятковского , а также несколько верфей, обслуживающих как польский флот, так и торговый флот. Одновременно различные польские университеты начали готовить кадры будущих военно-морских инженеров. Среди них был Хенрик Гелджик , молодой инженер, выпускник Данцигского технологического университета. За сравнительно короткое время, всего за несколько лет, Гдыня стала процветающим морским портом и серьезным конкурентом Вольного города.

Верфи в Гдыне изначально ориентировались на суда меньшего размера, подходящие для круизов по Балтийскому морю, но не для открытого моря. Однако к концу 1930-х годов на верфях накопился достаточный опыт, и было принято решение о постройке большого сухогруза для Польского торгового флота — первого такого судна, построенного полностью в отечественном строительстве. Судно, спроектированное Генриком Гелджиком, было названо SS Olza , в честь одноименной реки, протекающей через Тешинскую Силезию.

Модель Olza в Национальном морском музее в Гданьске .

Киль был заложен 28 августа 1938 года на Гдынском судостроительном заводе . Большая часть элементов была произведена на металлургическом заводе Згода в Свентохловице , а мелкие детали были закуплены у других подрядчиков в Польше и Великобритании. Работы продолжались по плану, и спуск на воду был запланирован на середину сентября 1939 года. Однако 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, развязав Вторую мировую войну. Поскольку польско-немецкая граница проходила всего в дюжине километров от Гдыни, верфь находилась практически на линии фронта. В связи с этим было решено спустить корабль на воду досрочно 8 сентября 1939 года, чтобы заблокировать стапель на случай, если верфь перейдет под контроль Германии.

После захвата Гдыни немцами корабль был реконструирован и передан в состав немецкой морской пехоты, а в мае 1941 года переименован в «Вестпреуссен». Корабль перемещался из порта в порт, в конце концов пришвартовался в Кенигсберге , где был захвачен наступающей Красной Армией .

Дальнейшая судьба корабля долгое время была неизвестна. После войны ее не вернули в Польшу, и в немецких архивах ее следов не обнаружено. Расследование с целью найти корабль было проведено в 1980-х годах Польским телевидением . Выяснилось, что в 1958 году корабль был переоборудован Советским Союзом в состав Калининградского рыболовного флота и переименован в «Ингул» ( русский : ИНГУЛ ). Корабль находился в эксплуатации до июня 1970 года, когда его отозвали и в конечном итоге сдали на слом. [1]

  1. ^ Кождонь, Витольд (28 августа 2018 г.). «Несчастная Ольза». Голос . п. 5.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 150f0d635704b20dbddefc79db83dc34__1653799320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/34/150f0d635704b20dbddefc79db83dc34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Olza - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)