СС Ольза
СС Ольза в конце 1938 или начале 1939 года. | |
История | |
---|---|
Польша | |
Имя | СС Ольза |
Владелец | Доставка Польша |
Заказал | 1938 |
Строитель | Гдыняский судостроительный завод |
Заложен | 28 августа 1938 г. |
Запущен | 8 сентября 1939 г. |
Судьба | захвачен нацистской Германией в сентябре 1939 г. |
История | |
Нацистская Германия | |
Имя | Западная Пруссия |
Приобретенный | 14 сентября 1939 г. |
Судьба | захвачен Советским Союзом в 1945 году |
История | |
Советский Союз | |
Имя | Ингул |
Приобретенный | 1945 |
Судьба | Списан в июне 1970 г. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 1250 т |
Длина | 68,22 м |
Луч | 10,67 м |
Высота | 6,55 м |
Установленная мощность | 850 км (625 кВт) |
Движение | 1 паровая машина системы Ленца |
SS Olza был первым сухогрузным грузовым судном, построенным в Польше после восстановления независимости страны в 1918 году, и единственным крупным торговым судном, построенным до Второй мировой войны . Принадлежащая компании Żegluga Polska , она была названа в честь реки Олза , протекающей через Тешинскую Силезию .
В 1918 году Польша восстановила независимость, и на основании обещания президента Вудро Вильсона предоставить Польше доступ к морю новообразованная Польская Республика получила Польский коридор и крошечную полоску побережья Балтийского моря . Однако Польше не был предоставлен порт Данциг (Гданьск), и город был превращен в Вольный город Данциг . Таким образом, несмотря на сохранение некоторых прав и ограниченного суверенитета над городом, Польша не имела ни своего порта, ни верфей . Чтобы обеспечить независимость внешней торговли и судоходства, был построен порт Гдыня , в основном благодаря усилиям Евгениуша Квятковского , а также несколько верфей, обслуживающих как польский флот, так и торговый флот. Одновременно различные польские университеты начали готовить кадры будущих военно-морских инженеров. Среди них был Хенрик Гелджик , молодой инженер, выпускник Данцигского технологического университета. За сравнительно короткое время, всего за несколько лет, Гдыня стала процветающим морским портом и серьезным конкурентом Вольного города.
Верфи в Гдыне изначально ориентировались на суда меньшего размера, подходящие для круизов по Балтийскому морю, но не для открытого моря. Однако к концу 1930-х годов на верфях накопился достаточный опыт, и было принято решение о постройке большого сухогруза для Польского торгового флота — первого такого судна, построенного полностью в отечественном строительстве. Судно, спроектированное Генриком Гелджиком, было названо SS Olza , в честь одноименной реки, протекающей через Тешинскую Силезию.
Киль был заложен 28 августа 1938 года на Гдынском судостроительном заводе . Большая часть элементов была произведена на металлургическом заводе Згода в Свентохловице , а мелкие детали были закуплены у других подрядчиков в Польше и Великобритании. Работы продолжались по плану, и спуск на воду был запланирован на середину сентября 1939 года. Однако 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, развязав Вторую мировую войну. Поскольку польско-немецкая граница проходила всего в дюжине километров от Гдыни, верфь находилась практически на линии фронта. В связи с этим было решено спустить корабль на воду досрочно 8 сентября 1939 года, чтобы заблокировать стапель на случай, если верфь перейдет под контроль Германии.
После захвата Гдыни немцами корабль был реконструирован и передан в состав немецкой морской пехоты, а в мае 1941 года переименован в «Вестпреуссен». Корабль перемещался из порта в порт, в конце концов пришвартовался в Кенигсберге , где был захвачен наступающей Красной Армией .
Дальнейшая судьба корабля долгое время была неизвестна. После войны ее не вернули в Польшу, и в немецких архивах ее следов не обнаружено. Расследование с целью найти корабль было проведено в 1980-х годах Польским телевидением . Выяснилось, что в 1958 году корабль был переоборудован Советским Союзом в состав Калининградского рыболовного флота и переименован в «Ингул» ( русский : ИНГУЛ ). Корабль находился в эксплуатации до июня 1970 года, когда его отозвали и в конечном итоге сдали на слом. [1]