Цивилизация Сао
Цивилизация Сао (также называемая Со ) процветала в Центральной Африке ок. от 6 века до нашей эры или 5 века до нашей эры до 16 века нашей эры. [1] Сао жили в бассейне реки Чари на территории, которая позже стала частью Камеруна и Чада . Это самая ранняя цивилизация, оставившая явные следы своего присутствия на территории современного Камеруна. [2] Где-то примерно в 16 веке обращение в ислам изменило культурную самобытность бывшего Сан. Сегодня несколько этнических групп северного Камеруна и южного Чада, особенно сара и котоко , заявляют о своем происхождении от цивилизации Сан.
Происхождение
[ редактировать ]Предполагается, что цивилизация Сао произошла от более ранней культуры Гаджиганна озера Чад , которая датировалась примерно 18-м веком до нашей эры, в конечном итоге приняв форму Сао между 11-м и 4-м веками до нашей эры, так что к концу первого века до н.э. тысячелетии до нашей эры присутствие Сао было прочно установлено вокруг озера Чад и вблизи реки Чари . [3] Города-государства Сана достигли своего апогея где-то между девятым и пятнадцатым веками нашей эры. [4]
Хотя некоторые ученые считают, что цивилизация Сао к югу от озера Чад просуществовала до четырнадцатого или пятнадцатого века, большинство считает, что она перестала существовать как отдельная культура где-то в XVI веке после расширения Империи Борну . [5] Котоко — наследники бывших городов-государств Сао. [6]
Культура
[ редактировать ]Широко распространена теория, согласно которой сао были коренными жителями бассейна озера Чад и что их первоначальное происхождение лежит к югу от озера. [7] Недавние археологические исследования показывают, что цивилизация Сао развилась на основе более ранних культур региона (таких как культура Гаджиганна, которая зародилась примерно в 1800 г. до н. э. и начала строить укрепленные города примерно к 800 г. до н. э.), постепенно усложняясь. [8] [9] [10] [11] такие места, как Зилум в бассейне Чада. Примерами этого являются [10] Артефакты Сао показывают, что это была сложная цивилизация, работавшая с бронзой , медью и железом . [12] Находки включают бронзовые скульптуры и терракотовые статуи фигурок людей и животных, монеты, погребальные урны, домашнюю утварь, ювелирные изделия, богато украшенную керамику и копья. [13] Крупнейшие археологические находки Сао были сделаны к югу от озера Чад.
GT Stride представил следующие важные факты о цивилизации Сан:
[T] Он Итак, люди обладали значительным политическим и художественным гением. Хотя они так и не объединились эффективно, чтобы сформировать империю, они создали города-государства, которые были центрами интенсивного местного патриотизма ... Каждый город был окружен сильными оборонительными стенами и доминировал в жизни окружающей сельской местности, которую он одновременно защищал и управлял. Правительство представляло собой сложную иерархию, возглавляемую божественным правителем ... За исключением церемониальных случаев, правители редко появлялись на публике и даже тогда оставались скрытыми от общего взгляда ширмой. Женщины занимали уважаемое положение в обществе, а королева-мать и старшая сестра правителя оказывали значительное политическое влияние на правительство штатов. Люди Со были в основном оседлыми земледельцами, но среди них были ремесленники, обладающие значительными промышленными и художественными заслугами. Они умели работать как с глиной, так и с металлом, создавая домашнюю утварь, инструменты и произведения искусства для религиозных целей. Впечатляющие предметы, найденные археологами, включают погребальные урны и ... фигурки животных и людей из глины и бронзы. Все это было достигнуто ... примерно до 700 года нашей эры ... Энергия правительства и цивилизации лучше всего демонстрируется их длительным сопротивлением империям Канема и Борну [ так в оригинале ] и тем фактом, что многие культурные особенности канури [ были позднее] заимствованы из So.
- Г.Т. Страйд, Народы и империи Западной Африки [14]
Этнические группы в бассейне озера Чад, такие как Будума , Гамергу, Канембу , Котоко и Мусгум, заявляют о своем происхождении от реки Сао. Лебеф поддерживает эту связь и проследил символизм искусства Сао в произведениях подгрупп гути и тукури народа логоне-бирни . [15] Устные истории добавляют дополнительные подробности о людях: Сао состояли из нескольких кланов по отцовской линии, которые были объединены в единое государство с одним языком, расой и религией. В этих повествованиях Сао представлены как гиганты и могучие воины, которые сражались и побеждали своих соседей. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уокер (2011) .
- ^ Хадженс и Трилло (1999) , с. 1051.
- ^ ДеЛанси и ДеЛанси (2000) , стр. 237.
- ^ ДеЛанси и ДеЛанси (2000) , стр. 237; Уокер (2011) .
- ^ Рэнсом (1989) , с. 18; Инсолл (2003) , с. 281.
- ^ Лебеф (1969) , стр. 53–120.
- ^ Перейти обратно: а б Фансо (1989) , с. 18.
- ^ Огюстен (июль 2006 г.). «Пути к сложности: взлет и упадок чадского государства» . Gefame: Журнал африканских исследований . 3 (1). hdl : 2027/spo.4761563.0003.101 .
- ^ Бройниг П., Нюссе М., Франке Г. (июнь 2008 г.). «Ранние скульптурные традиции в Западной Африке: новые свидетельства из бассейна Чада на северо-востоке Нигерии» . Античность . 82 (316): 423–437. дои : 10.1017/S0003598X00096915 .
- ^ Бройниг П., Нойманн К., Ван Нир В. (июнь 1996 г.). «Новые исследования голоценовых поселений и окружающей среды бассейна Чада в Нигерии». Африканский археологический обзор . 13 (2): 111–145. дои : 10.1007/BF01956304 . JSTOR 25130590 .
- ^ Фансо (1989) , с. 19; Уокер (2011) .
- ^ Фансо (1989) , с. 18; Хадженс и Трилло (1999) , с. 1051.
- ^ Страйд и Ифека (1971) , стр. 113–115.
- ^ Фансо (1989) , с. 19; Лебеф (1969) , с. 137–173.
Библиография
[ редактировать ]- ДеЛэнси, Марк В.; ДеЛэнси, Марк Дайк (2000). Исторический словарь Республики Камерун (3-е изд.). Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-3775-1 . - Пятое издание (2019 г.) в Google Книгах .
- Фансо, Веркиджика Г. (1989). История Камеруна для средних школ и колледжей . Том. 1. Макмиллан. ISBN 978-0-333-47121-0 .
- Хадженс, Джим; Трилло, Ричард (1999). Грубый путеводитель по Западной Африке (3-е изд.). Грубые гиды. - Пятое издание (2008 г.) в Google Книгах .
- Инсолл, Тимоти (2003). Археология ислама в Африке к югу от Сахары . Кембриджская мировая археология. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65702-0 .
- Лебеф, Энни, доктор медицины (1969). Котоко : Очерк священности власти ( Княжества на французском языке). Издания Национального центра научных исследований.
- Лебеф, Жан-Поль; Объезд, А. Массон (1950). Цивилизация Чада с последующим исследованием бронзы Сана [ Цивилизация Чада: исследование бронзы Сана ] (на французском языке). Пэрис: Пайот.
- Левцион, Неемия ; Хопкинс, JFP (1981). Корпус ранних африканских источников по истории Западной Африки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-22422-2 .
- Палмер, Герберт Ричмонд (1967) [1928]. Суданские мемуары. В основном это переводы ряда арабских рукописей, относящихся к Центральному и Западному Судану . Том. 3 тома. Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780429057847 . ISBN 978-0-4290-5784-7 . S2CID 197522624 .
- Страйд, GT; Ифека, Кэролайн (1971). Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории, 1000–1800 гг . Нельсон. ISBN 978-0-17-511448-1 .
- Уокер, Робин (2011). Когда мы правили: древняя и средневековая история черных цивилизаций . Черный классический пресс. ISBN 978-1-58073-045-7 .
- Уэст, Бен (2011). Камерун (3-е изд.). Брэдт Путеводители. ISBN 978-1-84162-353-5 .