Нос вправо
Нарес -юкс ( нарс-юх ) или сибирская лира. [ 1 ] — музыкальный инструмент, разновидность бокс- лиры , на котором играют народы Ханты -Мансийского автономного округа Российской Сибири .
Этимология
[ редактировать ]У остяков ( хантов ) инструмент называется нарес-джюх , что означает «музыкальное дерево». [ 2 ] или «поющее дерево» [ 3 ] на хантыйском языке . На этом же инструменте играет народ манси (ранее известный как вогулы ), и он известен как сангкултап (или сангвылтап , санквылтап ) на вогулском языке . [ 2 ]
Различные имена и варианты написания включают: наресюк , нарс-юх , [ 4 ] нарас-юкс , нарс-джух , нарес-юк , возможно, нанус [ 5 ] храбрый , [ 6 ] панан-джух , или шонгорт . [ 7 ]
Конструирование и игра
[ редактировать ]В традиционной форме полый корпус инструмента вырезается из цельного куска дерева (ели или кедра) длиной около 100 см. Один конец заострен, а другой раздвоен на два рычага, на которых установлена перекладина, удерживающая механизм настройки. Дека имеет толщину около 0,5 см и покрывает все тело, кроме раздвоенного конца. Ближе к заостренному концу корпуса установлен мост. Звуковая стойка установлена внутри инструмента, между задней частью корпуса и декой, чтобы обеспечить поддержку в положении подставки. Обычно имеется пять нитей сухожилий или кишечника. Рычаги настройки из дерева или кости используются для натяжения струн, натягивая их вокруг перекладины. [ 8 ] [ 9 ] [ 6 ] Струны настраиваются диатонически, на мажорный или минорный пентахорд. [ 1 ] [ 8 ] Эти лиры также отличаются размещением в резонирующем корпусе камешков, вызывающих дребезжание. [ 10 ] Современные образцы могут иметь металлические струны, увеличенное количество струн, колки или штифты, а также корпус без раздвоенного конца.
Нарес-джукс играется с использованием техники блокировки: игрок играет по струнам правой рукой, а пальцами левой руки приглушает те струны, которые не предназначены для звучания. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Хутан — арочно-угловая арфа хантов и манси.
- Тонкори , длинная пятиструнная цитра аналогичной формы, принадлежащая народу айнов северной Японии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Курт Сакс (22 сентября 2006 г.). История музыкальных инструментов . Публикации Courier Dover. стр. 267–. ISBN 978-0-486-45265-4 . Проверено 20 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Сивилла Маркузе (апрель 1975 г.). Обзор музыкальных инструментов . Харпер и Роу. п. 376 . ISBN 978-0-06-012776-3 . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ Sovetskiĭ komitet solidarnosti stran Azii i Afriki; Institut vostokovedenii︠a︡ (Akademii︠a︡ nauk SSSR); Institut Afriki (Akademii︠a︡ nauk SSSR) (1984). Asia and Africa today . Asia and Africa Today. p. 27 . Retrieved 15 September 2012 .
- ^ Фредерик Крейн (1972). Сохранившиеся средневековые музыкальные инструменты: предварительный каталог по типам . Университет Айовы Пресс. п. 8 . Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ Лола Романуччи-Росс; Дэниел Э. Моерман (1991). Антропология медицины: от культуры к методу . Бергин и Гарви. п. 63. ИСБН 978-0-89789-262-9 . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Марджори Мандельштам Бальцер (1 ноября 1999 г.). Упорство этнической принадлежности: сибирская сага в глобальной перспективе . Издательство Принстонского университета. стр. 192 –. ISBN 978-0-691-00673-4 . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Америкас Фезерман (1891). Социальная история рас человечества . Тикнор. стр. 551– . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Хейкки Сильвет (1991). Ханти «Мелодии, исполняемые на лире» . Эстонская академия наук. стр. 17–20.
- ^ Отто Андерссон (1930). Смычковая арфа . Ривз, Лондон. стр. 136–8.
- ^ Британская энциклопедия, Inc; Уильям Бентон (1974). Новая Британская энциклопедия Британская энциклопедия п. 419. ИСБН 978-0-85229-290-7 . Проверено 18 мая 2012 г.