Лэй Эбби
Аббатство Лай (фр. Abbaye laïque ) было основным компонентом средневековья в западных предгорьях северных Пиренеев. Прилагательное лежал указывало на то, что имущество не принадлежало религиозному ордену. Можно идентифицировать сотню аббатств-мирян, некоторые из которых являются лишь предположениями из-за исчезновения текстов.
Введение
[ редактировать ]Основополагающим принципом было создание прихода лордом или даже крупным фермером, иногда очень мелким, для сбора десятины , чтобы он мог содержать церковь.
Хотя он не был членом церкви, сеньор называл себя отцом ( L'abbé по-французски или L'abat по-баскски), термин, появившийся в 11 веке. Значение слова «отец» произошло от латинского abbas или abbatus , которое произошло от еврейского abba .
Дом Отца был особенным, его часто называли абадия (аббатство по-баскски) и в определенной степени был основой прихода.
Учитывая, что десятина составляет одну десятую часть дохода, всего тридцати ферм было достаточно, чтобы построить жизнеспособное светское аббатство.
Географическое положение
[ редактировать ]Светские аббатства существовали в основном в Беарне , Бигорре и их окраинах. На западе — Суле (Страна Басков), на севере — Шалосс и Турсан , затем на юг — Арманьяк , Астарак и долина Адур . В целом внутренний бассейн Адура . За пределами монастыря практически не было светских аббатств. (Тем не менее, каноник Улисс Шевалье писал в 1882 году о «мирских аббатствах и наличии римских городов под властью консулов»).
История
[ редактировать ]Согласно предположениям, сделанным на основе тезисов Пьера де Марка, эти основания последовали за Каролингской империей , когда ислам приближался к Пиренеям. Столкнувшись с угрозой вторжения, примером которой послужили вторжения викингов в Адур в 9 веке, церковь терпела эти основы, которые позволили ей установить свое присутствие в районах недавней или неопределенной евангелизации.
Эту интерпретацию обсуждают современные историки и археогеографы. Они видят, что местные обычаи раздачи десятины продолжаются в этой форме; эти обычаи могут быть связаны с древней Аквитанией или протобасками на территориях, где феодализм возник недавно.
Некоторые аббатства мирян добились успеха и управлялись могущественными лордами, другие оставались скромными приходами или иногда выходили из употребления и передавались монашеским аббатствам, таким как, аббатство Сен-Жан де Сорд [1] например, .
В позднем средневековье произошло множество конфликтов с церковью, которая считала себя лишенной доходов, но больше не взвешивала угрозу ислама. То же самое было и в Дофине , освобожденном от сарацин и норманнов в 975 году, пережившем затем период феодальной анархии, пагубной для церковных владений, до конца XII века и прибытия епископов-реформаторов.
В одной коммуне может быть два или более мирских аббатства.
В Беарне
[ редактировать ]В старом Беарне аббатство-мирянин имело право на доход или религиозные права, принадлежавшие священнику-мирянину и передававшиеся его потомкам. Некоторым из этих аббатств также было разрешено даровать дворянство своему владельцу. Так было, например, с мирским аббатством Арамитс , построенным в «доменгеадуре», то есть как благородный дом Гастоном Фебом около 1376 года. Семья Арамитс, написание которой со временем менялось ( Арамис , Арамиц ), сохранилась владельцы площади до того дня, пока сын знаменитого мушкетера, увековеченного Александром Дюма, не продал ее двоюродному брату. [ 1 ]
В литературе
[ редактировать ]Принято путать «Отца духовенства» и «Отца священника». Не стал исключением и Александр Дюма со своим персонажем Арамисом в «Трех мушкетерах » . Факсимиле Генри Арамица, он отец, религиозный священник или епископ. Образцом его характера был мирянин и даже протестант. Мария Арамицкая была сестрой Шарля Арамица, его отца, и женой Жана Пейрера, еще одного священника-мирянина (Труа Вилль). От этого союза родился Жан-Арман дю Пейрер, знаменитый граф Труасвиль . [ 1 ] По словам Поля Раймонда , существовало два арамитских мирских аббатства: Абади-Сьюзен и Абади-Жузан .
Ономастика
[ редактировать ]При отсутствии картуляриев , нор или нотариусов можно отличить некоторые светские аббатства по признакам, таким как церковь в сельской местности, вдали от деревни и иногда окруженная большим домом, который на картах часто называют Лабади . Есть также Кастет или Лассаль (место или укрепленный дом). В некоторых случаях встречаются укрепленные церкви, частично состоящие из башни или сторожки, которая раньше служила домом.
Имя Абади и его производные Лабади , Дабади и Лабадиоль в настоящее время являются наиболее распространенной фамилией в Верхних Пиренеях, тогда как в Ла-Суле встречается фамилия Афати .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Информация с дверной панели старого светского аббатства Арамитс.