Образование в Приштине

Образование в Приштине , столице Косово , состоит из начального, среднего и высшего образования. В Приштине находится ряд государственных и частных учреждений, таких как Университет «Хасан Приштина» , Национальная библиотека Косово и Академия наук и искусств Косово . На протяжении прошлого столетия Приштина привлекала значительное количество студентов из Косово. Сегодня в городе Приштина проживает большое количество интеллектуалов, профессоров, ученых, студентов и специалистов в различных сферах.
Образование в Приштине в прошлом
[ редактировать ]Основание учебных заведений в Приштине
[ редактировать ]Среди первых школ, известных в Приштине, были школы, открытые во времена Османской империи, до 1912 года. [1] Албанцам было разрешено посещать эти школы, большинство из которых были религиозными, и лишь немногие из них были светскими. [1] В 1913 году в Приштине было открыто несколько начальных школ и гимназий с сербским языком обучения. [2] Период после османского правления, между 1916 и 1918 годами, также был важен для системы образования в Косово. В этот период Приштина вместе с другими муниципалитетами, такими как Феризай и Призрен , была оккупирована Болгарией . [2] Болгарские оккупанты не разрешили открывать школы с албанским языком обучения, однако из-за положительного влияния австро -венгров на территорию Болгарии некоторые религиозные католические школы были разрешены в Приштине и других оккупированных ими муниципалитетах. [2] В 1916 году в Приштине была открыта Болгарская национальная гимназия. [2] Ситуация с образованием в регионе под властью Болгарии была хуже, чем в регионе, оккупированном австро-венгерскими войсками, где было разрешено открыть 300 школ с албанским языком обучения. [1]
Образование в период существования Югославии и Социалистической Федеративной Республики Югославии
[ редактировать ]В 1919–1939 годах в Югославии были закрыты все албаноязычные школы и разрешено обучение только на сербско-хорватском языке . [1] Около четырех (4) процентов югославов посещали среднее образование, причем сельские районы являются регионами с наименьшим количеством участников, поскольку доступ к школам практически отсутствовал. [1] В этот период самой маргинализированной группой, лишенной возможности посещать школу, были девочки из мусульманских семей. [1]
Во время Второй мировой войны Косово присоединилось к Албании под итальянской оккупацией. [1] Это ознаменовало позитивный поворот в системе образования в Косово и Приштине/Приштине, в частности, поскольку школы на албанском языке . было разрешено открывать [1] Помимо сотен начальных школ, открытых в Приштине, была также основана первая в этом муниципалитете средняя школа на албанском языке - Сами Фрашери. [3] После Второй мировой войны Косово снова вошло в состав Югославии . В этот период этнические албанцы были признаны национальным меньшинством, албанский язык был принят, а начальные школы на албанском языке были разрешены, в то время как более высокие уровни образования по-прежнему предлагались только на сербско-хорватском языке . [1] В 1968 году в конституцию были внесены поправки, разрешающие открытие школ с албанским языком обучения на всех уровнях. [1] После Второй мировой войны образование в Косово осуществлялось на трёх языках: сербском , албанском и турецком . [1] а после 1953 года уроки на этих трех языках стали проводиться в одной школе. [1]
После 1968 года продолжилось создание албаноязычных учебных заведений. [1] В 1969 году Албанский университет Приштины . был открыт [1] Тексты и учебные материалы были импортированы из Албании в рамках соглашения между Тиранским университетом и университетом Приштины в 1970 году. [1] В 1981 году в Приштинском университете 75 процентов составляли этнические албанцы из 47 000 студентов, обучавшихся в нем. [1] В конце 70-х — начале 80-х годов экономическая ситуация в Косово и Югославии ухудшалась. Более того, негативная дискриминация студентов по этническому признаку побудила албанских студентов Приштинского университета организовать 11 марта 1981 года массовую акцию протеста, известную как Студенческие протесты 1981 года . [4] В результате жестоких студенческих волнений вновь были введены ограничения на образование албанцев. [1] В результате этого протеста предыдущее соглашение между Албанией и Косово об обмене учебными материалами было расторгнуто, и сербско-хорватские книги начали переводиться на албанский язык для удовлетворения потребностей университета. [1] Кроме того, студенты, преподаватели и профессора, участвовавшие в этих протестах, были исключены, в результате чего были исключены более 260 студентов и более 210 преподавателей/профессоров. [1]
Контекст в период существования Союзной Республики Югославии и Сербии и Черногории
[ редактировать ]В период отмены автономии Косово (1989-1990 гг.) образование в Косово претерпело дальнейшие изменения. [1] В 1990 году была принята новая учебная программа, в большей степени ориентированная на изучение сербской культуры и истории, которая сделала сербохорватский язык обязательным предметом в средних школах Косово. [1] Кроме того, учащиеся, желающие поступить в средние школы, должны были сдать тест по сербскому языку . [1] В результате после 1992 года остались только начальные школы на албанском языке, а в средних школах и Приштинском университете единственным языком обучения был сербский. [1]
Частные албанские школы
[ редактировать ]В 1990-е годы косовары создали параллельную систему образования как временное решение ситуации, сложившейся в тот период. [1] Около 300–450 000 студентов бойкотировали государственные учебные заведения и посещали параллельные частные школы с албанским языком обучения. [1] В течение более шести лет албанско-косовские студенты посещали параллельные начальные и средние школы и не могли посещать университет, поскольку им не разрешалось поступать или посещать университет или Приштину. [1] Эти частные/параллельные школы располагались в мечетях, частных домах, гаражах и т. д. [1]
1 сентября 1996 года президент Сербии Милошевич и лидер Косово Ругова подписали соглашение, которое позволило этническим албанским студентам и учителям вернуться в школы. [1] Однако это соглашение так и не было реализовано, что привело к протестам, проходившим с октября 1997 года по январь 1998 года. [1] И снова во время этих протестов несколько студентов были арестованы и избиты полицией. 23 марта 1998 года было подписано еще одно соглашение, которое позволило албанским студентам вернуться в школы и в Приштинский университет. [1] Однако это соглашение не позволяло интегрировать албанских студентов и школьников с сербскими. Чтобы сохранить это, был применен посменный график, так что сербские студенты посещали лекции утром, а албанцы - во второй половине дня. [1] В ответ на это соглашение и чтобы продемонстрировать свое несогласие, сербские студенты и преподаватели Приштинского университета организовали акцию протеста, на которой собралось 10 000 человек. [1]
Контекст в период и после этнического конфликта 1998-1999 гг.
[ редактировать ]После конфликта Объединенная миссия в Косово начала работу по созданию учебных заведений. Власти МООНК пытались создать школы, которые работали бы в единой системе и обучались бы на выбранном ими языке. [5] Среди первых изменений, принятых в 2001 году, были новая структура учебной программы и изменения в организации образовательной системы. [6] В то время, когда власти МООНК пытались создать органы и учреждения образования в Приштине, сербские и албанские чиновники образования возобновили работу школ в этом городе. [7]
Одним из факторов, оказавших влияние на формирование политики в области образования в Косово в то время, была растущая урбанизация. По некоторым оценкам, число людей, живущих в Приштине, утроилось по сравнению с периодом до начала кампании НАТО: с примерно 200 000 жителей до конфликта до примерно 650 000 в 2002 году. [8] По состоянию на 2007–2008 годы в Приштине одиннадцать школ (11) работали в две (2) смены, а одна школа работала в четыре (4) смены из-за большого количества учеников. [9]
Среди других проблем, существовавших в то время в Приштине, связанных с образованием, были высокие показатели отсева из начальной и средней школы среди девочек, представителей этнических меньшинств и детей в сельских районах. [10] Далее, что касается учителей и профессоров, основная проблема заключалась в их зарплате. В то время зарплаты преподавателей в главном кампусе Приштины были довольно низкими. Немногим профессорам платили зарплату, которая составляла немногим более 100 долларов США в месяц. [11]
Среди основных действий, предпринятых Министерством образования, науки и технологий (MEST) на так называемом этапе становления (1999–2002 годы), было оживление системы образования в Косово, особенно путем содействия улучшению и строительству новой школьной инфраструктуры. , размещение всех учащихся в школах, а также разработка и внедрение законов и постановлений для обеспечения надлежащего функционирования системы образования. [12]
В 2002 году МЕСТ сформулировал новую структуру организации образовательных учреждений. Отныне система образования будет состоять из дошкольного образования (от 9 месяцев до шести лет), обязательного образования, состоящего из 5 лет начального образования, 4 лет неполного среднего образования и 3 или 4 лет старшего среднего образования в зависимости от школа. [13] По данным этой организации, по состоянию на 2004/2005 год в Приштине было всего 3 дошкольных учреждения и в них воспитывалось 1542 ребенка, из которых только пять (5) были боснийцами, два (2) хорвата, восемь (8) турецких, двое (2) горанских. и четыре (4) других. [14] Тем не менее, по состоянию на 2007/08 год количество дошкольных учреждений в Приштине увеличилось с 3 до 9, в то время как число представителей этнических меньшинств, посещающих эти учреждения, сократилось на 5, при этом осталось только два (2) боснийца и три (3) турка. [15]
Начиная с 2004/05 учебного года начальное и неполное среднее образование основывалось на модели 5 + 4 года. [16] В Приштине в том же учебном году действовало 60 начальных и средних школ, в которых обучение ведется только на албанском языке. [16] Общее число студентов составило 32 370 человек, из которых 15 583 были женщинами, и все они были албанскими студентами. Среднее количество студентов в классе в том учебном году в Приштине составляло 26,71. [17] В 2005/06 учебном году количество начальных и неполных средних школ увеличилось на 63, а в двух (2) школах теперь будет преподаваться также и на других языках; однако в 2007/08 году это число снова уменьшилось в 61 школе, и только в одной из них обучение проводилось на смешанных языках. [18] В этих школах обучались 34 703 албанца, 32 боснийца, 30 ашкали, 1 цыган и 199 турецких учащихся. [19]
Начиная с 2002/03 учебного года обучение в старших классах средней школы длилось три (3) или четыре (4) года, в зависимости от академических программ, установленных MEST. [20] В 2004/05 учебном году в Приштине было 12 школ, в которых лекции читались только на албанском языке. [20] Общее количество студентов в этом году составило 9060, из них 4423, а среднее количество студентов в классе составило 30,10. [21] В 2005/06 учебном году две (2) школы из общего числа 12 стали смешанными школами, в которых преподаются другие языки помимо албанского, причем одна из них - саамский фрашери. [22]
Что касается специальных учебных заведений, то в период после конфликта и до обретения Косово независимости в Приштине была только одна школа - «Перпарими». [23] Кроме того, в 2004/05 учебном году действовало в общей сложности 7 частных школ: 1 дошкольная, 3 начальных и 3 средние школы. [24] Приштинский университет в этот период был сильно децентрализован. В нем было четырнадцать факультетов и шесть высших школ. По состоянию на 2001 год в нем обучалось более 19 000 студентов. [11]
Контекст после провозглашения независимости Косово
[ редактировать ]Регулирующий орган
[ редактировать ]После провозглашения независимости институты, принимающие решения, продолжили формулировать и принимать политику, законы и постановления, связанные с образованием. Образовательные полномочия муниципалитета Приштины регулируются Законом № 03/L-068 об образовании в муниципалитетах Республики Косово. Статья 4 предусматривает исключительные полномочия муниципалитетов в том, что касается местных интересов, при этом они действуют в соответствии с применимым законодательством в отношении положений государственного дошкольного, начального и среднего образования. Некоторые из компетенций муниципалитета Приштины и других муниципалитетов включают регистрацию и прием учащихся, лицензирование всех государственных образовательных учреждений, трудоустройство учителей и другого школьного персонала, выбор директора и/или заместителя директора учебных заведений, оплату труда. управленческого персонала, а также другого наемного персонала, преподавателей и другого профессионального персонала, а также надзор и контроль за учебным процессом [25]
Кроме того, в соответствии с Законом о местном самоуправлении муниципалитеты имеют право сотрудничать с другими муниципалитетами и другими органами власти, включая муниципалитеты, учреждения и государственные учреждения Республики Сербия, в сфере образования. [26]
Что касается высшего образования, все полномочия и обязанности принадлежат Министерству образования, науки и технологий (MEST). Законом об образовании в муниципалитетах Республики Косово и Законом о высшем образовании предусмотрено, что вышеупомянутое министерство отвечает за планирование развития высшего образования в Косово, регулирование государственных и частных поставщиков высшего образования, содействие равенству возможности в доступе и поступлении в высшее образование, в развитии и обучении персонала, создании Государственного совета по высшему образованию, который консультирует министра по вопросам высшего образования, лицензировании частных поставщиков высшего образования и других обязанностях, предусмотренных Законом. [27]
Современная ситуация в сфере образования в Приштине
[ редактировать ]Проблемы в сфере образования
[ редактировать ]Выборы в местные органы власти 2013 года привели к появлению нового руководства муниципалитета Приштины. Новый мэр Приштины Шпенд Ахмети , представляющий движение « Ветевендосье » или движение за самоопределение, подчеркнул, что во время его полномочий сфера образования является главным приоритетом.
В настоящее время в городе Приштина имеется только восемь государственных дошкольных учреждений, в которых обучаются 1886 детей, тогда как в целом дошкольные классы в Приштине посещают 2074 ученика в возрасте 5–6 лет. 80 процентов детей в возрасте 0–6 лет находятся вне системы. Фактически, семьи, которым удается отдать своих детей в государственные детские сады, находятся в очень привилегированном положении, поскольку спрос превышает предложение почти в десять раз. По данным Косовского статистического агентства, в 2011 и 2012 годах в Приштине родилось 7685 детей от матерей, постоянно проживающих в Приштине.
Текущие проблемы, затрагивающие образование в Приштине
[ редактировать ]- Соотношение детей и учителей — на 10–15 детей в возрасте 1–2 лет приходится только один учитель, а для детей в возрасте 2–3 лет — только один учитель на 15 и более детей.
- Отсутствие мест для чтения в большинстве государственных детских садов. Эти области необходимы для чтения для умственного развития детей.
- В большинстве государственных детских садов нет помещений для занятий гимнастикой или спортивных площадок. Дошкольные учреждения помимо той роли, которую они играют в психическом развитии детей, должны заботиться и о физическом развитии детей.
- В Приштине 40 частных детских садов. Стоимость отправки ребенка в частный детский сад по сравнению с уровнем жизни довольно высока и, как правило, труднодоступна для большинства родителей, поскольку на это уходит от 80 до 100 евро, в то время как средний доход составляет 250-400 евро. Более того, большое количество этих детских садов работают без лицензии и часто принимают больше детей, чем могут вместить их возможности, что приводит к низкому качеству образования, но также увеличивает риски для детей. Хотя лицензирование находится в компетенции Министерства образования, муниципалитет Приштины не смог собрать точные данные о том, сколько из этих детских садов работает и как
В городе Приштина 41 начальная школа и неполная средняя школа, в которых учатся 34 342 ученика (MED, 2011–2012 гг.). В городе действуют 22 начальные и средние школы (в том числе музыкальная школа Якова Пренка), и основными проблемами, которые необходимо решить, являются
- Большое количество учащихся в начальных и средних школах. В результате возникает ситуация, которая влияет на качество получаемого образования и успехи учащихся. Помимо отсутствия школьных помещений, набор учащихся часто осуществляется без определенных критериев. Бывают случаи, когда родители записывают своих детей в школы, находящиеся за пределами их района, но выбирают лучшие школы.
Еще одна отмеченная проблема заключается в том, что средние школы Приштины вынуждены принимать учащихся из других муниципалитетов из-за отсутствия определенных профилей в этих муниципалитетах, что привело к перегрузке классов.
Последние реформы
[ редактировать ]Первым решением, принятым новым руководством муниципалитета Приштины под руководством мэра Шпенда Ахмети, было повышение прозрачности процесса собеседований с работниками образования. Решение позволяет родительскому совету, студенческому совету, гражданскому обществу и средствам массовой информации участвовать в собеседованиях с кандидатами для отбора педагогических кадров. [28]
Высший законченный уровень образования | Общий | албанский | сербский | турецкий | боснийцы | Рим | Ашкали | Египетский | Горани | Другие | Предпочитаю не отвечать | Отсутствующие данные |
Общий | 147,494 | 143,969 | 370 | 1,741 | 354 | 40 | 382 | 7 | 158 | 298 | 58 | 117 |
Нет законченного образования | 6,676 | 6,442 | 25 | 27 | 34 | 12 | 99 | н/д | 5 | 24 | 3 | 5 |
Начальное образование | 9,322 | 9,001 | 43 | 91 | 26 | 11 | 113 | 1 | 12 | 7 | 2 | 15 |
Младшая средняя школа | 37,965 | 37,228 | 72 | 337 | 52 | 6 | 111 | 3 | 57 | 48 | 11 | 40 |
Старшая средняя школа | 62,682 | 61,229 | 181 | 866 | 131 | 9 | 57 | 3 | 63 | 90 | 18 | 35 |
Средняя школа | 4,747 | 4,573 | 20 | 91 | 28 | 1 | н/д | н/д | 4 | 21 | 4 | 5 |
Бакалавриат, Бакалавр | 21,671 | 21,176 | 28 | 284 | 77 | 1 | 1 | н/д | 14 | 67 | 9 | 14 |
Аспирант (магистр) | 3,612 | 3,510 | 1 | 42 | 5 | н/д | 1 | н/д | 3 | 36 | 11 | 3 |
Структура и атрибутика учебных заведений Приштины
[ редактировать ]Образование в Косово состоит из дошкольного образования, начального и неполного среднего образования, старшего среднего образования и университетского образования: [29]
Дошкольное образование
[ редактировать ]Дошкольное образование включает детей в возрасте от 1 до 6 лет, а дошкольное образование - детей от 5 до 6 лет.
В 2012/2013 учебном году в Приштине действовало восемь дошкольных учреждений. [30] Общее количество детей, обучающихся в этих учреждениях, составило 1886 человек, из них 874 девочки. [30] Этнический состав в этих учреждениях в том же учебном году составлял 1858 албанцев, 6 боснийцев и 22 турка. [31]
Помимо государственных дошкольных учреждений в Приштине есть ряд частных, таких как Bardha 1,2,3,4,5 и 6, Te Adi, Eni Adu Ars, Koshti i Enderrave, Princess, Lepurushi, Folja Jone, Fillesa. , Чипполино, Моллекукья, Деа, Влера, Миккимаус, Пейтон, Элита, Эдина, Маленькие звезды, Ультиан, Ррона, Близнецы 2, Клеа, Хайди, Рина, Линда и Джони. [32]
Начальное и неполное среднее
[ редактировать ]Начальное и неполное среднее образование является обязательным и состоит из двух уровней. В первый уровень включены классы с 1 по 5 (начальная школа), а во второй уровень - классы с 6 по 9 (неполная средняя школа). [33] Эти учреждения посещают дети в возрасте от 6 до 15 лет. [33]
В Приштине в 2012/12 учебном году было 59 школ, из которых 57 читали лекции только на албанском языке, а 2 школы читали лекции на смешанных языках. [34] Общее количество студентов по состоянию на 2013 год составило 32 140 человек, из них 15 476 женщин. [35] Среднее количество учеников в классе в Приштине в 2012/13 учебном году составляло 24,6. [35] В том же учебном году начальное и неполное среднее образование посещали 31 898 албанцев, 23 боснийца, 64 ашкали и 152 турка. [36]
Старшие средние школы
[ редактировать ]Количество средних школ в муниципалитете Приштина составляет 14, из них 12 албанских и 2 смешанные. [37] Статистические данные показывают, что в последнее время общее количество учащихся в средних школах составляет 6562 ученицы и 6838 учащихся мужского пола, в среднем 33,1 ученика в классе. [37] Учащиеся по этническому признаку в младших классах среднего образования составляют 13 277 албанцев, 12 боснийцев, 26 ашкали, 0 цыган, 84 турка, 0 египтян, 1 горани и 0 хорватов. [37] В Приштине есть одна специальная школа Пермарими для детей с отклонениями в развитии, в которой обучается 146 учеников. [37]
Высшее образование
[ редактировать ]Государственные учреждения
[ редактировать ]

Приштинский университет был открыт в 1970 году, и курсы велись на двух языках: албанском и сербском, что позволило албанским студентам учиться на своем родном языке, что также было целью создания университета в Косово.
С момента основания по 1996 год Приштинский университет окончили 60 000 студентов, из которых 38 000 закончили обучение на албанском языке. [38]
В Приштинском университете имеются следующие факультеты:
- Кафедра философии
- Кафедра математики и естественных наук
- Кафедра филологии
- Юридический факультет
- Департамент экономики
- Департамент инженерии и архитектуры
- Кафедра электротехники и вычислительной техники
- Кафедра машиностроения
- Медицинский факультет
- Департамент искусств
- Министерство сельского хозяйства
- Департамент геонаук и технологий
- Департамент спортивных наук
- Департамент образования
- Департамент прикладных наук и бизнеса - Пейе
- Департамент прикладных наук и техники – Митровице и
- Департамент прикладных наук и инженерии - Феризай [39]
В прошлом году руководство Приштинского университета единогласно приняло решение изменить название с Приштинского университета на Университет Хасана Приштины, признав одним из исторических деятелей Хасана Приштины. [40]
В феврале 2014 года ректор косовского государственного университета «Хасан Приштина» Ибрагим Гаши подал в отставку после протестов, которые прошли в конце января-начале февраля среди студентов, когда стало известно, что некоторые преподаватели университетов публиковали работы в фейковых онлайн-журналах для получения академических степеней. . [41]
Частные учреждения
[ редактировать ]Таблица 1.4: Список частных высших учебных заведений в Приштине, аккредитованных Министерством образования, науки и технологий [42]
Особые соображения к системе образования в Приштине
[ редактировать ]Студенты из сообществ большинства и меньшинства
[ редактировать ]В районе Приштины/Приштины учащиеся из албанской, боснийской и турецкой общин посещают одни и те же классы или школы. В то время как школы, основанные на сербской учебной программе и в контексте муниципалитета Приштины, расположены в муниципалитете Грачаница/Грачаница и объединяют учащихся из сербских и цыганских общин.
Приштинский университет предлагает несколько курсов боснийского и турецкого языков по турецкой филологии (50 мест), боснийскому и турецкому языкам для преподавателей (по 35 мест), информационным технологиям (на боснийском языке, 35 мест) и деловому администрированию (на боснийском языке, 80 мест). ). [43]
Гендерный баланс
[ редактировать ]Таблица 1.5: Гендерное распределение в учебных заведениях города Приштины: [29]
Студентки в Приштине | ||||||||||||
Высший законченный уровень образования | Общий | албанский | сербский | турецкий | боснийцы | Рим | Ашкали | Египетский | Горани | Другие | Предпочитаю не отвечать | Отсутствующие данные |
Общий | 74,930 | 72,937 | 200 | 898 | 270 | 19 | 196 | 4 | 87 | 207 | 34 | 78 |
Нет законченного образования | 5,399 5 | 5,226 | 19 | 24 | 30 | 7 | 71 | н/д | 2 | 13 | 3 | 4 |
Начальное образование | 6,457 | 6,249 | 31 | 67 | 24 | 6 | 56 | 1 | 8 | 6 | 1 | 8 |
Младшая средняя школа | 22,072 | 21,640 | 45 | 179 | 45 | 4 | 48 | 2 | 36 | 37 | 8 | 28 |
Старшая средняя школа | 27,121 | 26,348 | 77 | 438 | 97 | 1 | 20 | 1 | 34 | 70 | 12 | 23 |
Средняя школа | 2,016 | 1,936 | 9 | 35 | 19 | н/д | н/д | н/д | н/д | 12 | 1 | 4 |
Бакалавриат, Бакалавр | 10,221 | 9,951 | 19 | 139 | 52 | 1 | 1 | н/д | 5 | 41 | 3 | 9 |
Аспирант (магистр) | 1,487 | 1,435 | н/д | 15 | 2 | н/д | н/д | н/д | 2 | 25 | 6 | 2 |
Докторантура/доктор философии | 157 | 152 | н/д | 1 | 1 | н/д | н/д | н/д | н/д | 3 | н/д | н/д |
Студенты мужского пола в Приштине | ||||||||||||
Высший законченный уровень образования | Общий | албанский | сербский | турецкий | боснийцы | Рим | Ашкали | Египетский | Горани | Другие | Предпочитаю не отвечать | Отсутствующие данные |
Общий | 72,564 | 71,032 | 170 | 843 | 84 | 21 | 186 | 3 | 71 | 91 | 24 | 39 |
Нет законченного образования | 1,277 | 1,216 | 6 | 3 | 4 | 5 | 28 | н/д | 3 | 11 | н/д | 1 |
Начальное образование | 2,865 | 2,752 | 12 | 24 | 2 | 5 | 57 | н/д | 4 | 1 | 1 | 7 |
Младшая средняя школа | 15,893 | 15,588 | 27 | 158 | 7 | 2 | 63 | 1 | 21 | 11 | 3 | 12 |
Старшая средняя школа | 35,561 | 34,881 | 104 | 428 | 34 | 8 | 37 | 2 | 29 | 20 | 6 | 12 |
Средняя школа | 2,731 | 2,637 | 11 | 56 | 9 | 1 | н/д | н/д | 4 | 9 | 3 | 1 |
Бакалавриат, Бакалавр | 11,450 | 11,225 | 9 | 145 | 25 | н/д | н/д | н/д | 9 | 26 | 6 | 5 |
Аспирант (магистр) | 2,125 | 2,075 | 1 | 27 | 3 | н/д | 1 | н/д | 1 | 11 | 5 | 1 |
Докторантура/доктор философии | 662 | 658 | н/д | 2 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 2 | н/д | н/д |
Вопросы безопасности
[ редактировать ]
Во многих школах муниципалитета Приштины нет безопасной и доступной среды для детей из-за отсутствия противопожарного оборудования, в то время как в некоторых школах также отсутствуют аварийные выходы, а учащиеся с ограниченными возможностями не имеют свободного доступа в школы. Для решения этих проблем муниципалитет разработал план инвестиций в:
- Чистая и здоровая окружающая среда для всех детей
- Оснастить и пополнить запас противопожарной техники во всех школах.
- Создать аварийные выходы во всех школах, где они отсутствуют. Обеспечить легкий доступ к школам для детей с особыми потребностями. Разместить дорожные знаки и светофоры на каждой улице рядом со школами. На маршрутах, где опасность выше, муниципалитет привлечет персонал, который поможет детям пересечь дорогу. дорога.
Другие учебные заведения Приштины
[ редактировать ]Национальная библиотека Косово, известная под разными названиями на протяжении всей истории Косово, является важным учебным заведением для города Приштина. [44] Нынешнее здание было открыто 25 ноября 1982 года. Его площадь составляет 16 500 квадратных метров, оно состоит из 99 куполов. [44] Эта библиотека служит центральным библиотечным учреждением Косово и центром библиотечной информации на национальном уровне. [44]
Еще одной важной библиотекой для города Приштины является городская библиотека «Хивзи Сулеймани». [45] Эта библиотека предположительно была основана в 1945 году, но работу на нынешнем объекте начала в 1947 году. [45] В 1953–1956 годах она выполняла роль национальной библиотеки после закрытия Национальной библиотеки Косово. [45]
Академия наук и искусств – необходимое учреждение системы образования, расположенное в Приштине. [46] Это учреждение было основано в 1975 году как Ассоциация науки и искусства Косово. [46] 18 апреля 1978 года Ассоциация была преобразована в Академию наук и искусств. Роль этой академии заключалась и остается вносить вклад в научные исследования. [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | История, культура и идентичность албанцев в Косово» . Рефмир . Проверено 06 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Цифры и факты об образовании в Косово». Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine , KEC, стр.54.
- ^ «Цифры и факты об образовании в Косово». Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine , KEC, стр.57.
- ^ «Цифры и факты об образовании в Косово». Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine , KEC, стр.63.
- ^ «Параллельные миры – Восстановление системы образования в Косово» , МИПО, стр.8
- ^ «Косово - Восстановление системы образования после гражданского конфликта». Архивировано 3 марта 2014 г. в archive.today , Аманда Кроуфорд, доступ 23 февраля 2014 г.
- ^ «Параллельные миры – Восстановление системы образования в Косово» , МИПО, стр.50
- ^ «Параллельные миры – Восстановление системы образования в Косово» , МИПО, стр.58
- ^ «Показатели и статистические данные в образовании 2004/05, 05/06, 06/07». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.40.
- ^ «Параллельные миры – Восстановление системы образования в Косово» , МИПО, стр.60
- ^ Перейти обратно: а б «Параллельные миры – Восстановление системы образования в Косово» , МИПО, стр.62
- ^ «Показатели и статистические данные в образовании 2004/05, 05/06, 06/07». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.7.
- ^ «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.6.
- ^ «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.8.
- ^ «Статистика образования в Косово, 2007–08 годы». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 14
- ^ «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 17.
- ^ «Статистика образования в Косово за 2007–08 годы». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 13.
- ^ «Статистика образования в Косово за 2007–08 годы». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 24.
- ^ «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.28.
- ^ «Статистика образования в Косово 2005–06». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.22.
- ^ «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.33.
- ^ «Обзор статистики образования в Косово за 2004/05 год». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine , MEST, стр.36.
- ^ «Закон № 03/L-068 об образовании в муниципалитетах Республики Косово» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2014 г. Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Закон №. 03/L-040 О местном самоуправлении. Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Закон № 04/L-037 о высшем образовании в Республике Косово» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2014 г. Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Педагогические работники Приштины дают публичное интервью» . Позвоните . 6 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Характеристики образования» (PDF) . esk.rks-gov.net . Октябрь 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Статистика образования в Косово за 2012/13 год». Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 5.
- ^ «Статистика образования в Косово за 2012/13 год». Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine , MEST, стр.6.
- ^ «Дошкольные учреждения Приштины» . Gardens.blogspot.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Статистика образования в Косово за 2012/13 год». Архивировано 2 марта 2014 года в Wayback Machine , MEST, стр. 12.
- ^ «Статистика образования в Косово за 2012/13 год». Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б «Статистика образования в Косово за 2012/13 год». Архивировано 2 марта 2014 года в Wayback Machine , MEST, стр. 15.
- ^ «Статистика образования в Косово за 2012/13 год». Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Статистика образования в Косово за 2012/13 год». Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine , MEST, стр. 117.
- ^ «Состояние высшего образования в Косово, Эльмар Пихл» (PDF) .
- ^ «История Приштинского университета» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года.
- ^ Решения KSHC-SE на 2013 г. (BPUAL и BPRAL)
- ^ «Руководитель косовского университета увольняется после бурных протестов» . Рейтер . 8 февраля 2014 г.
- ^ «Министерство по борьбе с онлайн-мошенничеством – masht-gov.net» .
- ^ «Небольшинство косовских сообществ в системах начального и среднего образования» . сайт ОБСЕ .
- ^ Перейти обратно: а б с «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2014 г. Проверено 2 марта 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) стр.10 - ^ Перейти обратно: а б с «Перезапуск, Спорт/Культура/Библиотеки.aspx» .
- ^ Перейти обратно: а б с «Академия наук и искусств Косово (АШАК)» . ashak.org .