Парженица (народный узор)

Парженица — узор в форме сердца это традиционный ремесленный и декоративное народное искусство народа горал , проживающего в горном районе на юге Польши . Его часто можно встретить вышитым на верхней передней стороне мужских брюк . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Этот характерный декоративный мотив, вероятно, зародился в Венгрии и к началу 20 века стал одним из самых узнаваемых декоративных узоров в Подгалье . [ 1 ] Происхождение этого термина неясно, возможно, оно связано со старопольскими глаголами parznąć и parznić, означающими осквернить какой-либо объект. [ 3 ] Первоначально это название также применялось к различным другим предметам, популярным в повседневной жизни народа Горал, включая деревянные формы, используемые при производстве сыра, и мотивы в форме сердца, используемые в резьбе по дереву . [ 4 ] . Происхождение самого узора также неясно, некоторые авторы полагают, что он был завезен из Венгрии . [ 1 ] Во второй половине XIX века первые парзеники, изготовленные в Татрах, представляли собой простые веревочные петли, которыми закрепляли разрезы переда суконных брюк. Такие петли не давали шерстяной ткани осыпаться. Со временем местные мастера переняли темно-синюю или красную нить и добавили дополнительные петли, чтобы создать орнамент, а не простую петлю. Со временем аппликации были заменены вышивкой и добавлено больше цветов. [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]
парзеница Вышивка (также называемая цифрой ) датируется серединой 19 века. Первоначально это были простые веревочные петли, которыми закрепляли разрезы переда суконных брюк. Они имели практические функции и защищали ткань от истирания. «Рыцарский узел» — декоративный мотив, уложенный в три петли бечевки, характерный для мужского костюма горца. [ 6 ] [ 5 ] часто используется как основа для парзеницы. Это один из старейших типов парзениц, присутствующий в традиционном костюме горцев Сондецких Бескидов , Горцев и других местностей.
Современный вид парзеница получила от тех портных , которые стали использовать красную или темно-синюю нить, одновременно увеличивая количество петель. Позже аппликационный дизайн был заменен вышивкой. Использование шерстяной пряжи позволило парзенице стать более красочной, и со временем она стала самостоятельным брючным украшением, разработанным талантливыми портными и вышивальщицами . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кондра, Джилл. 2013. Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда мира . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, с. 600.
- ^ Хиндс, Джоан. 2002. Мир украшений: добавьте глобальный дизайн к современной моде и декору . Иола, Висконсин: Krause Publications, с. 77.
- ^ Дзядовец, Иоанна (2010). Тендера, Паулина (ред.). Представления горцев, или о Подгалье и их культуре (на польском языке). Краков. стр. 67–90.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Требуня, Станислава; Кубения, Яцек; Белатович, Анна (2011). Одежда горцев Подгалья . Народные костюмы в Польских Карпатах, т. 4 (на польском и английском языках). Перевод Доманьской Моники. Краков; Милувка: Фонд братьев Голец. стр. 250. ISBN 9788392551812 . ОСЛК 804547001 .
- ^ Jump up to: а б Новак-Германович, Кристина (2014). «Костюм». Этнология Полона . 35 : 101–123.
- ^ Мулкевич, Ольга (1955). «Парженице Горчанские» . Польское народное искусство - Контексты . 9 (4): 217–222.
- ^ Бирнбаум, Александра Мэйс (1992). Восточная Европа Бирнбаума . ХарперПерэнниал. п. 625. ИСБН 9780062780836 .