Су Бинци
Су Бинци | |
---|---|
Су Бинци | |
![]() Су Бинци в 1945 году | |
Рожденный | 1909 |
Умер | 30 июня 1997 г. | ( 1997-06-30 )
Альма-матер | Пекинский педагогический университет |
Известный | Модель «Региональные системы и культурные типы» доисторического Китая |
Дети | Су Кайчжи |
Научная карьера | |
Поля | Археология древнего Китая |
Учреждения | Пекинский университет |
Су Бинци ( китайский : 苏秉琦 ; Уэйд-Джайлс : Су Пин-ци ; 1909 - 30 июня 1997) был китайским археологом и соучредителем археологической программы Пекинского университета . Он был главным археологическим теоретиком Китая в течение 50 лет. [ 1 ] и в последние годы своей жизни считался высшим авторитетом в археологии Китая . [ 2 ] Он был наиболее известен своей моделью китайского неолитического культурного развития «региональных систем и культурных типов» ( 区系类型 ), которая отвергала традиционный взгляд на китайскую культуру, исходящую из основного региона Центральной равнины , и получила широкое распространение. В дальнейшем она была развита Кван-чжи Чангом как модель китайской сферы взаимодействия.
Биография
[ редактировать ]Су родился в 1909 году в Гаоян уезде провинции Хэбэй . С 1928 по 1934 год изучал историю в Пекинском педагогическом университете . [ 3 ] После окончания университета он присоединился к Институту исторических исследований Академии Бэйпин (предшественнику Китайской академии наук ) и его команде раскопок на археологическом объекте Додзитай в Баоцзи , провинция Шэньси , где он провёл три года, с 1934 по 1937 год. [ 3 ] под руководством старшего археолога Сюй Сюшена , [ 2 ] который оказал на него значительное влияние. [ 4 ] Су завершил отчет о раскопках в 1945 году, но был опубликован только в 1948 году. [ 3 ]
В 1940 году Су написал книгу, анализирующую типы глиняных треножников ли ( 鬲 ), раскопанных в Додзитае, но потерял рукопись в хаосе Второй китайско-японской войны . Часть содержания была опубликована в его отчете о раскопках, но прошло 40 лет, прежде чем сокращенная версия исследования была наконец опубликована. Книга была высоко оценена как «вероятно, самый амбициозный и систематический проект типологии керамики» в китайской археологии. [ 3 ] Су использовал типологию сосудов Ли для определения этнической принадлежности археологических памятников, и его методология была принята поколениями китайских ученых. [ 2 ]
После основания Китайской Народной Республики в 1949 году Су стал научным сотрудником Института археологии Китайской академии социальных наук (до 1977 года находился в составе Китайской академии наук ). В 1952 году он стал соучредителем первой в Китае университетской программы археологии в Пекинском университете , тогда еще на факультете истории, где он обучал многих ведущих археологов Китая, на которых он оказал большое влияние. После смерти Ся Ная Су был избран его преемником на посту президента Китайской археологической ассоциации в 1986 году. [ 3 ] [ 5 ]
Су Бинци умер 30 июня 1997 года. В 2005 году его биографию, написанную его сыном Су Кайчжи (苏恺之 опубликовало издательство Joint Publishing ) . [ 5 ]
Мультирегиональная модель
[ редактировать ]После перерыва в академических исследованиях, вызванного Культурной революцией , в 1979 году Су предложил влиятельную модель китайского неолитического культурного развития «региональные системы и культурные типы» ( 区系类型 ) (опубликованную в 1981 году в журнале Wenwu ). Отвергая традиционную точку зрения, согласно которой Центральная равнина ( долина Хуанхэ ) была колыбелью китайской цивилизации и простиралась до отсталых регионов остальной части Китая, Су утверждал, что археологические данные доказали, что древние культуры развивались одновременно в нескольких регионах и оказали влияние друг на друга, в том числе на Центральную равнину. [ 6 ]
Многие ученые, особенно ученики Су, считают многорегиональную модель его самым важным теоретическим вкладом. По мнению Ли Фэна из Колумбийского университета , хотя эта теория «не более чем синтезирует то, что уже было обнаружено обширными археологическими работами» недавнего прошлого, она была мощным инструментом для анализа доисторического развития в неолитическом Китае. [ 7 ] По мнению археолога Кван-чжи Чанга из Гарвардского университета , теория Су узаконила взгляд на древний Китай, который считался ересью. [ 8 ] На основе модели Су Чанг разработал модель «Сферы китайского взаимодействия» в 1986 году. Их теории с тех пор получили широкое признание в научных кругах. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мюррей (1999) , с. 591.
- ^ Jump up to: а б с Лю и Чен (2012) , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Ван (1997) , с. 31.
- ^ Деньги (1997) , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Чжао, Чжэньцзян (25 ноября 2015 г.). «Что такое теория «звездного неба» китайской культуры, предложенная мастером археологии Су Бинци?» . Проверено на китайском языке) ( 12 февраля 2018 г.
- ^ Чанг (1999) , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Ли (2013) , с. 18.
- ^ Чанг (1999) , с. 59.
Библиография
[ редактировать ]- Чанг, Кван-чи (1999). «Китай накануне исторического периода» . В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Ли, Фэн (2013). Ранний Китай: социальная и культурная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-65234-7 .
- Лю, Ли ; Чен, Синцань (2012). Археология Китая: от позднего палеолита до раннего бронзового века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64310-8 .
- Мюррей, Тим (1999). Энциклопедия археологии: Великие археологи, Том 2 . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-199-1 .
- Ван, Тао (март 1997 г.). «Создание китайской археологической школы: Су Бинци и современная китайская археология» . Античность . 71 (271): 31–36. дои : 10.1017/S0003598X00084507 . ISSN 0003-598X . S2CID 163489280 .
- Чжан, Лянжэнь (2014). "Китай" . В Карвере, Мартин; Гайдарская, Биссерка; Монтон-Субиас, Сандра (ред.). Полевая археология со всего мира: идеи и подходы . Спрингер. ISBN 978-3-319-09819-7 .