ты не ешь
Хумаливо — деревня Чумаш , расположенная в современном Малибу, Калифорния . «Хумаливо» означало «там, где громко звучит прибой». Деревня занимала холм напротив лагуны в Малибу-Лагун-Стейт-Бич . [ 1 ] Соседняя Тонгва называла деревню Онгобехангна . [ 2 ] Деревня Хумаливо была внесена в Национальный реестр исторических мест (NRHP) в 1976 году. На этом месте присутствуют культурные остатки, состоящие из многочисленных человеческих захоронений, артефактов и других культурных материалов. Возраст некоторых участков можно датировать 7000 лет. [ 3 ]
Чумаш
[ редактировать ]Культура
[ редактировать ]Археологические данные показали, что существует корреляция между погребальной практикой и социальной организацией народа чумаш. Есть свидетельства того, что чумаши жили большими и относительно плотными общинами. Эти сообщества контролируются иерархией вождей и других элитных деятелей. Их защищают вооруженные люди, которые также работают, чтобы его прокормить. [ 4 ] Одним из способов идентификации вождей является наличие у них полигинных отношений с двумя или тремя женщинами, поскольку у простолюдинов, как правило, был только один супруг. [ 4 ] Эта традиция прекратилась после колонизации Испании, поскольку католическая церковь считала многоженство грехом. Кажется очевидным, что тела этих вождей очерчены значительным количеством бус, возложенных на них при похоронах. В литературе также показано, что богатых или элитных чумашей хоронили вместе на родовых участках. Это показало археологам важность семьи в обществе и то, как она связана с классом и богатством. Чумаши часто торговали природными ресурсами, такими как бусы из ракушек, со своими соседями Тонгва и Ачахемен. [ 5 ]
Привычная эксплуатация и ресурсы
[ редактировать ]История народа чумаш, проживающего в районе пролива Санта-Барбара, насчитывает тысячелетия, по археологическим данным, не менее одиннадцати тысяч человек. Они населяли различные территории побережья Калифорнии, такие как материковая часть пролива Санта-Барбара, внутренние долины и даже острова между Малибу и Сан-Луис-Обиспо. Обилие и разнообразие ресурсов прибрежных вод, земной среды, а также домашних растений и животных позволило им не только оставаться стабильными, но и процветать на этой земле. После колонизации земля начала страдать от засух или нехватки ресурсов из-за условий, в которые она попала во время европейской колонизации. Эти проблемы были вызваны перенаселением, эксплуатацией ресурсов и нестабильными климатическими условиями. [ 6 ]
Территория
[ редактировать ]Человеческая линия на острове Санта-Роза прослеживает миграцию мореплавателей с севера на Нормандские острова 13 000 лет назад. Люди, говорящие на языке хокан, перемещались между Нормандскими островами и материковой частью Калифорнии. [ 7 ] Среди юто-ацтекских деревень в районе Лос-Анджелеса чумаш паваймкар , что означает «в воде», [ 8 ] Санта Санта Нормандском и острова Санта-Роза расположены на -Барбара -Крус- Лимув Острова острове , Анакапа- Аньяпах , остров Сан-Мигель -Тукан Вима. До контакта с испанцами численность чумаша составляла от 15 000 до 20 000 человек. Соседние деревни в Хумаливу включают Каньон Малибу , Таллопоп , Пойнт-Думе Сумо Каньон Лечуза , Локсостокс'ни , Деревню Вестлейк Хипук , Рэббит Грейд Лалиманукс и Эль Эскопион Хувам. , [ 9 ]
Томолы
[ редактировать ]
Пойнт Мугу- Муву , что означает «пляж», был стартовой площадкой для томолов , этнографических оценок, путь до восточной окраины острова Санта-Крус занимал полдня. Деревня Хумаливо была местом приземления Тиат Пиму или Пимунгна (остров Каталина) . дощатых каноэ [ 10 ] Чумаш Томолы — старейшая известная форма океанских плавсредств, существующая в Северной Америке. Сформированный из красного дерева, Чумаш собирал коряги вдоль побережья. Йоп , похожее на смолу вещество из сосновой смолы и асфальта, скрепляло доски, скрепленные сухожилиями животных, для создания каноэ. Томолы открыли доступ к морским и наземным ресурсам, одновременно установив доступные торговые пути. Дощатые каноэ приобрели полностью измененную форму к 1100–1150 гг. н.э. Владение и использование томолов приобрело более высокий социальный статус. [ 11 ]
Погребальные ритуалы в зависимости от социального класса
[ редактировать ]Тип похорон, которые проводятся в честь умершего члена общества, свидетельствует об его богатстве и социальном классе. Люди часто оставляют на могилах символические погребальные подношения, демонстрирующие их роль в обществе. Например, друзья и родственники могут оставить часть каноэ на могиле изготовителя каноэ.
Похороны простого человека. У обычного человека или простого человека могут быть очень простые похороны, в присутствии только близких друзей и семьи. Обычно в их могилы не клали много вещей. Большую часть их имущества сожгли, чтобы уничтожить все воспоминания о человеке. Могилы простолюдинов также обычно не имели опознавательных знаков, поскольку у них не было денег, чтобы себе это позволить. [ 12 ]
Периодическая траурная церемония: люди чумаши проводили большую церемонию раз в несколько лет, чтобы почтить память всех простолюдинов, умерших после последней. Поскольку эта церемония предназначена для того, чтобы почтить память большого количества людей, она очень сложна и может занять до двух лет, чтобы накопить достаточно ресурсов для проведения надлежащей церемонии. [ 12 ]
Похороны кого-то социально значимого. В отличие от обычных похорон обычного члена общества, у человека, имеющего большое социальное значение, будет гораздо более масштабная, более сложная и дорогая церемония. Важными считались роли вождя, религиозных деятелей или других богатых членов общества. Будет публичная траурная церемония, на которой примут участие не только ближайшие родственники, но и многие люди. [ 12 ] Вождя, скорее всего, хоронили с множеством бус и меховой накидкой, указывающей на его статус. [ 4 ] Чем больше бус в могиле, тем богаче и влиятельнее должен был быть человек. В отличие от простой, безымянной могилы, которая была бы у простого человека, на могиле кого-то важного был бы установлен большой столб, чтобы обозначить значимость. Есть также свидетельства того, что чумаши содержали семейные захоронения и что место их могилы имело большое социальное значение. [ 12 ]
Аки, или гробовщики, обычно были либо мужчинами третьего пола, либо женщинами в постменопаузе. Чумаши выбирали на эту роль людей, не обладающих способностью к размножению, чтобы им не был причинен вред от загрязняющих веществ, используемых во время различных обрядовых процессов. [ 12 ]
Положение тела: тела чумаша обычно хоронят головой в юго-западном направлении, предположительно для того, чтобы дух человека мог путешествовать через океан в страну мертвых. [ 13 ]
Региональная история Малибу
[ редактировать ]Европейская деятельность Испании: 1542–1770-е гг.
[ редактировать ]1–13 октября 1542 года исследователь Хуан Родригес Кабрильо бросил якорь в лагуне Малибу и потребовал эту землю для короля Испании. Он назвал лагуну «Пуэбло-де-лас-Каноас» (Город каноэ), имея в виду огромные каноэ Умаливо по прибытии на береговую линию. Экспедиция Кабрильо на окраину Мезоамерики закончилась его смертью на острове Каталина в 1543 году.
22 февраля 1776 года испанский исследователь Хуан Баутиста де Анса возглавил экспедицию, которая разбила лагерь в Малибу-Крик. [ 3 ]
Францисканские миссии на территории Чумаша: 1769–1834 гг.
[ редактировать ]Из двадцати одной францисканской миссии народы чумаш сыграли значительную роль в создании Миссии Сан-Буэнавентура , Миссии Санта-Барбара и Миссии Санта-Инес . Испанские захватчики эксплуатировали земли Чумаша и начали разводить скот, используя ресурсы Чумаша, такие как бусины из ракушек, в качестве валюты. В нескольких отчетах, описывающих встречу испанцев и чумаша, объясняется, как чумаши приветствовали испанцев до колонизации едой и развлечениями, такими как танцы и пение.
1772 | Сан-Луис-Обиспо |
1782 | Святой Бонавентура |
1786 | Санта-Барбара |
1787 | Концепция Пурисима |
1804 | Санта-Инез |
К 1805 году все жители Хумаливо были отправлены в следующие миссии.
Мексикано-американская Калифорния
[ редактировать ]После обретения Мексикой независимости в 1821 году мексиканское правление существовало в Калифорнии с 1822 по 1848 год. Правительство Мексики поощряло заселение Альта-Калифорнии , предоставляя видным людям крупные земельные гранты, называемые «ранчо». В 1800-х годах Хосе Бартоломе Тапиа , участник испанской экспедиции 1776 года, получил в награду за свою службу Испании ранчо Топанга Малибу Секит площадью 13 330 акров (5 390 гектаров) , «Ранчо Малибу». Хосе Тапиа владел ранчо до 1848 года, когда оно было продано Леону Виктору Прюдомму. Это было во время переходного периода от мексиканского правления к Соединенным Штатам в Калифорнии. [ 3 ]
После того, как в 1848 году американо-мексиканская война закончилась Договором Гуадалупе-Идальго , Мексика уступила Альту-Калифорнию Соединенным Штатам. В Законе о земельных претензиях 1851 года Соединенные Штаты решили проигнорировать те статьи договора, которые обещали соблюдать права собственности на существующие испанские и мексиканские земельные гранты. Ранчо Топанга Малибу Секит не смогло документально подтвердить право собственности на Тапиа, и иск был отклонен. В 1857 году Мэтью Келлер (также известный как Дон Матео Келлер) купил всю собственность у Прюдоммов за 1400 долларов, или около 10 центов за акр.
24 октября 1864 года претензии Келлера на ранчо Малибу были подтверждены. К 1892 году Фредерик Гастингс Риндж и Мэй Найт Риндж, четвёртые и последние владельцы всего ранчо Малибу, приобрели участок площадью 13 330 акров. [ 3 ]
Дом Адамсона
[ редактировать ]Историческая достопримечательность Калифорнии и Национальный реестр исторических мест. Дом Адамсона был построен дочерью Риндджа Родой Риндж Адамсон и ее мужем Мерриттом Адамсоном в 1929 году. Дом Адамсона и музей лагуны Малибу расположены на холме Вакеро, к востоку от лагуны Малибу, которая на протяжении поколений служила свалкой для мусора и кладбищем. для коренного народа чумаш. [ 14 ]
Пересказ истории
[ редактировать ]Хотя многие старейшины Чумаш записали большую часть своей истории и взаимодействия с европейцами с помощью этнографических данных, опубликованные отчеты были переведены и рассказаны учеными-иностранцами. Ранние истории часто изображали народ чумаш как примитивный или даже вымерший народ, культура которого исчезла. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэмпсон, Майк. «Хумаливо: Этнографический обзор чумаша в Малибу» . Ca.gov . Департамент парков и отдыха Калифорнии . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «Отделение CNPS в горах Сан-Габриэль» . cnps-sgm.org . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о воздействии проекта парка Малибу Наследие на окружающую среду» . Археологические ресурсы . Раздел 3D. Январь 2009 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Гэмбл, Линн Х. Мир чумаша в европейской контактной силе, торговле и пиршестве среди сложных охотников-собирателей . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2008.
- ^ Чавес, Ив. «Художники коренных народов, изобретательность и сопротивление в калифорнийских миссиях после 1769 года». 2017, 347.
- ^ Jump up to: а б Дартт-Ньютон, Дина, и Эрландсон, Джон М. «Маленький выбор для чумаша: колониализм, крупный рогатый скот и принуждение в период миссии в Калифорнии». American Indian Quarterly 30 (2006): 416-), P.416-430.
- ^ Хаас, Элизабет (2014). Святые и граждане: истории коренных народов колониальных миссий и мексиканской Калифорнии . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Монрой, Дуглас (1990). Брошенный среди незнакомцев. Создание мексиканской культуры в приграничной Калифорнии . Регенты Калифорнийского университета.
- ^ «Языковая школа Шмувич Чумаш» . Фонд Виштойо Чумаш . Новоа Медиа. Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Эргл, Долан Х. (5 января 2007 г.). Путеводитель по уроженцам Калифорнии: введение в коренные народы с древнейших времен до наших дней . Компания Trees Pres. п. 251. ИСБН 9780937401118 .
- ^ Линн, Гэмбл (2 ноября 2002 г.). «Американская древность» (PDF) . Археологические свидетельства происхождения дощатого каноэ в Северной Америке . 67 :302 . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Холлимон, Сандра Э. (2001). «Смерть, пол и народы чумаш: траурный церемониализм как интегративный механизм». Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 10 (1): 41–55. дои : 10.1525/ap3a.2001.10.1.41 .
- ^ Грин, Териса М. (2001). «Археологические свидетельства местной религии после контакта: Земля мертвых Чумаш». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 23 (2): 319–328. JSTOR 27825769 .
- ^ Рэндалл, Дэвид К. (14 марта 2017 г.). Король и королева Малибу: правдивая история битвы за рай . WW Нортон и компания.
Библиография
[ редактировать ]- ЗЕЛЕНЫЙ, ТЕРИСА М. (16 апреля 2018 г.). «Археологические свидетельства местной религии после контакта: Земля мертвых Чумаш». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 23 (2). Музей Малки: 319–328. JSTOR 27825769 .
- Дэвис, Майк (16 апреля 1995 г.). «Дело о том, чтобы позволить Малибу сгореть». Обзор экологической истории . 19 (2). Издательство Оксфордского университета от имени Общества истории леса и Американского общества истории окружающей среды : 1–36. дои : 10.2307/3984830 . JSTOR 3984830 . S2CID 158026230 .