Общество ложных лиц
Общество Фальшивых Лиц — медицинское общество в Хауденосауни , особенно известное своими деревянными масками. [1] Медицинские общества считаются жизненно важной частью благосостояния многих общин коренных народов. Роль общества внутри сообществ заключается в лечении недугов с помощью медицинских ритуалов, при этом Общество Фальшивого Лица имеет власть над болезнями, поражающими зубы, уши, суставы, болезнями, вызывающими воспаления, и кровотечениями из носа. [1] [2] Членство в обществе приобретается через излечение от болезни обществом или через сон о том, что человек должен стать членом общества. [2] [3] Членами общества были мужчины, однако лидером общества всегда была женщина. [1]
В наше время маски стали предметом споров среди хауденосауни. В 1995 году Большой совет Хауденосауни выступил с заявлением, осуждающим распространение и выставку масок, используемых в медицинских ритуалах. Они также призвали вернуть маски коллекционерам и музеям. Традиционалисты хауденосауни возражают против того, чтобы называть маски просто «артефактами», поскольку они воспринимаются не как объекты, а как живое представление духа. их никогда не должны видеть не-ирокезы или люди местного происхождения. [2]
Истории происхождения
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2022 г. ) |
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июнь 2022 г. ) |
Шесть наций
[ редактировать ]Как описано, например, у Фентона (1987), [4] Создатель ( Шонкваиа'тисон на языке Каюга , букв. «он завершил наши тела»), только что завершив формирование земли и всего, что на ней было, ходил вокруг, любуясь своей работой, когда заметил вдалеке нечто, похожее на другого человека. , идя к нему. Вскоре они встретились, и Шонкваиа'тисон спросил незнакомца, откуда он пришел. Незнакомец ответил: «Я верю, что я создатель этой земли, и сейчас хожу вокруг, любуясь тем, что я сделал». Удивленный, Шонкваятисон сказал: «Нет, ты ошибаешься. Это я создал эту землю». Некоторое время они так пререкались, пока, наконец, Шонкваайа'тисон не сказал: «Хорошо, тогда давайте проведем тест и выясним, кто на самом деле создал эту землю». Он указал на гору вдалеке. «Видишь эту гору?» - сказал он. «Мы будем использовать нашу силу, чтобы переместить ее. Тот, кто переместит ее дальше всех, должен обладать наибольшей силой и, следовательно, также должен быть создателем этой земли». Незнакомец согласился на этот вызов и добавил свое собственное правило: «Мы повернемся спиной, — сказал он, — а когда придет очередь, мы повернемся назад, чтобы посмотреть, как далеко сдвинулась гора». Шонкваятисон согласился на это, и они обратились.
Незнакомец пошел первым. Когда он убедился, что сдвинул гору, они развернулись. Шонкваятисон был удивлен, увидев, что гора действительно сдвинулась, хотя и ненамного. «Теперь моя очередь», — сказал Шонкваайатисон, и они снова отвернулись от горы. Позади них послышался шум и суматоха, и незнакомец из любопытства обернулся, прежде чем они согласились на это. Мало ли он знал, что Шонкваайатисон поднес гору так близко к спине незнакомца, что, когда он повернулся, чтобы посмотреть, он ударился о нее лицом. Сила удара согнула его нос и искривила одну сторону лица. При этом незнакомец признал, что Шонкваятисон был более могущественным из них двоих и что он также должен быть создателем земли и всего, что на ней.
Затем Шонкваайа'тисону пришлось решать, что делать с незнакомцем. Поскольку он сдвинул гору (хотя бы немного), незнакомец действительно обладал определенной степенью силы, и Шонкваятисон подумал, что не стоит позволять такому существу оставаться на земле; он собирался заселить землю людьми, и позволять этому незнакомцу сосуществовать с ними, возможно, было бы нехорошо. Он сказал об этом незнакомцу и предложил удалить его из этой земли. Незнакомец умолял Шонкваи'тисона и сказал, что, если ему позволят остаться, он поможет людям, которых Шонкваи'тисон собирался сделать.
«Вот что я сделаю», — сказал незнакомец. «У меня есть сила управлять ветром, и таким образом я могу защитить людей. Если когда-нибудь им будет угрожать сильный ветер или буря, я воспользуюсь своей тростью и не позволю ей разрушить их поселения, а также смогу поднять ее и послать Кроме того, у меня есть сила исцелять болезни, они могут обратиться ко мне, и я помогу им выздороветь. Вот как они это сделают. Когда им понадобится моя помощь, они создадут маску, лицо которой будет по моему образу, и я лично выберу людей, которые создадут эти маски, в ту самую секунду, когда они наложат ее. первый удар по созданию маски, настолько быстро она обретет мою силу. Когда они воспользуются маской, они приготовят определенный вид кукурузной каши и сожгут табак, и из табака сформируются их слова, которые я услышу и приду. Они будут называть меня своим дедушкой, и я буду им помогать, пока жива земля». Шонкваятисон согласился на это и позволил незнакомцу остаться на земле.
Онондага Нация
[ редактировать ]Устная история ирокезов повествует о начале традиции Фальшивого Лица. Согласно рассказам, Создатель Шёнгвайа'дихсум («наш создатель» на языке Онондага ), наделенный целительной силой в ответ на свою любовь к живым существам, встретил незнакомца, которого в Онондаге называли Этисо:да («наш дедушка»). ) или Хадоих ( IPA: [haduʔiʔ] ), и вызвал его на соревнование, кто сможет сдвинуть гору. Этисо:да' сумел заставить гору содрогнуться и сдвинуться лишь на небольшое расстояние. Шёнгвайа'дихса'их заявил, что Этисода' обладает силой, но недостаточной, чтобы значительно сдвинуть гору. Он начал двигать гору, сказав Этисо:да' не оглядываться назад. Быстро повернув голову из любопытства, гора ударила незнакомца по лицу и оставила его лицо изуродованным. Затем Шёнгвайа'дихсум нанял Этисода', чтобы защитить своих детей от болезней и немощей. Но зная, что вид Этисода' не подходит для глаз его детей, Шёнгвайа'дихсум изгнал его жить в пещеры и великие лесные леса только для того, чтобы уйти, когда его призвали лечиться или общаться во сне. Затем Хадоих стал великим целителем, также известным как «Старый Сломанный Нос».
Традиция ложного лица сегодня
[ редактировать ]Ирокезы и по сей день верят, что это существо защищает их в трудную минуту, перенаправляя угрожающие им жестокие ветры и исцеляя больных.
В общинах ирокезов для обозначения этого существа используются разные имена. Этисо:т Хаду 7 я 7 (букв. «наш дедушка, тот, кто его прогоняет») используется в языке Каюга. Gagöhsa» (букв. «лицо») или «Sagojowéhgowa: (букв. «он защищает или защищает их; Великий защитник») у Сенеки . Ethiso:da' (букв. «наш дедушка») в онондаге. В английском языке его чаще всего называют просто False Face .
Маски
[ редактировать ]Дизайн масок несколько разнообразен, но большинство из них имеют определенные особенности. Глаза глубоко посажены и подчеркнуты металлом. Носы изогнуты и кривы. [3] Остальные черты лица изменчивы. Маски окрашены в красный и черный цвета. Чаще всего к волосам надо лбом привязывают кисеты с табаком. Для масок обычно используется липа , хотя иногда используются белая сосна, тополь и клен. [3] Для волос используется конский хвост, который может быть черным, красновато-коричневым, коричневым, серым или белым. До того, как европейцы завезли лошадей, буйвола использовали кукурузную шелуху и волосы .
Делая маску, мужчина идет по лесу, пока его не перемещает Хаду. 7 я 7 вырезать маску из дерева. Хаду 7 я 7 вдохновляет на создание уникальных элементов дизайна маски, а полученный продукт представляет самого духа, наделенного его силами. Маски вырезаются прямо на дереве и снимаются только после завершения. Маски окрашиваются в красный цвет, если они были начаты утром, или в черный, если они были начаты во второй половине дня.
Поскольку маски вырезаны на живых деревьях, они также считаются живыми и дышащими. [1] Им подают подсушенную кукурузную кашу и небольшие мешочки табака в качестве оплаты за услуги.
Ритуал
[ редактировать ]Общество Фальшивого Лица проводит ритуал два раза в год. Церемония включает в себя рассказ о мифе о Ложном Лице, обращение к духам, использующим табак, основной ритуал Ложного Лица и раздачу каши в конце.
Во время основной части ритуала участники Ложного Лица в масках проходят по домам общины, отгоняя болезни, немощи и злых духов. Участники False Face используют погремушки из черепашьего панциря, встряхивают их и растирают по полу и стенам. Прибытие Фальшивых Лиц возвещает еще одно медицинское общество, использующее маски из кукурузной шелухи. При обнаружении больного человека можно провести ритуал исцеления с использованием табака и пения. Табак сжигают, а над больным обдувают древесной золой.
Затем сообщество собирается в длинном доме , куда входят Ложные Лица, и садятся на пол. Люди приносят табак, который собирают по прибытии и сжигают в начале церемонии. Сама церемония призвана обновить и усилить силу собранных масок, а также дух Хаду. 7 я 7 в общем. Ритуал продолжается танцами. В конце ритуала собравшейся толпе раздают кукурузную кашу, и все расходятся по домам.
Ритуал проводится весной и осенью. Другие, меньшие версии, встречаются во время Фестиваля середины зимы и в доме человека по запросу.
Современные конфликты
[ редактировать ]Большой совет Хауденосауни выступил против продажи фальшивых масок частным коллекционерам и музеям. [2] Они утверждают, что общество очень священно и его нельзя ни в какой форме разделять с теми, кто не принадлежит ни к самому обществу, ни к нации, члены которой иногда участвуют в обрядах исцеления, не принадлежащие к обществу. Традиционалисты настаивают на том, что школы не должны имитировать лица в проектах, поскольку они считают это признаком неуважения к народу ирокезов и духу Фальшивого Лица. Многие хауденосауни также проводят кампанию за возвращение масок, которые остались у частных коллекционеров или музеев. Правительства нескольких хауденосауни выступили за возвращение масок общинам, из которых они были получены. Национальный музей американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия, вернул много важных предметов, в том числе маски, и все еще находится в процессе возврата других.
В 1995 году Большой совет Хауденосауни опубликовал онлайн-заявление о политике Хауденосауни в отношении масок. Эти правила запрещают продажу, выставку или изображение масок для публики. Они также осуждают общее распространение информации о медицинских обществах, а также отказывают некоренным народам в любом праве изучать, интерпретировать или представлять убеждения, функции или обязанности этих обществ. [2]
Некоторые художники Хауденосауни оспаривают осуждение распространения масок False Face, поскольку многие полагаются на продажу масок. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Общество ложных лиц | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Маски Общества ложных лиц хауденосауни (ирокезов) | Их или наши?» . 7 марта 2017 года . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с админ. «Общество фальшивых лиц ирокезов | Индейские сетевые корни» . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Фентон, Уильям Н. (март 1991 г.). Ложные лица ирокезов . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0806122946 .