Искусство сельджуков Ирана

Искусство сельджуков Ирана относится к искусству, созданному во всей восточной части исламского мира, между захватом Багдада (1055 г.) и монгольским нашествием (конец 13 века). [ 1 ]
Кочевники турецкого Ирана происхождения (то есть выходцы из современной Монголии), сельджуки, к концу X века захлестнули исламский мир из восточного ( Трансоксиана и Хорезм). Они постепенно установили власть, играя на вражде между различными микродинастиями региона, и захватили Багдад в 1048 году, фактически положив конец правлению Аббасидов , хотя они сохранили марионетку-халифа на троне Багдада. [ 2 ] Власть Сельджуков, как и их предшественников, со временем уменьшилась, и в самых отдаленных районах родилось множество небольших династий. Конец сельджукского периода в Иране оценивается в 1194 году, хотя производство одноименных предметов датируется концом 12 - началом 13 века и, следовательно, предназначалось для независимых, более мелких правителей. [ 3 ]
Архитектура
[ редактировать ]Религиозная архитектура
[ редактировать ]Именно при Сельджуках так называемый «иранский» план впервые появился , возможно, при перепроектировании Великой мечети Исфахана . Иранский план имеет четыре айвана, расположенных крестообразно вокруг внутреннего двора, а также куполообразное помещение, служащее молитвенной комнатой. ), что это помещение было отделено от остальной части мечети открытым коридором, отделявшим его от древнего гипостильного молитвенного зала. [ 4 ]
Погребальная архитектура
[ редактировать ]
Другим важным памятником этого периода является мавзолей Санджара в Мерве (ныне Туркменистан ), датируемый примерно 1152 годом. Построенный из кирпича , как это традиционно в Иране, он является одним из самых впечатляющих известных погребальных памятников. Он состоит из двух частей: высокого квадратного основания, открытого аркадами в верхней части, и круглого барабана, поддерживающего двойной купол (полусферический внутри и, вероятно, заостренный снаружи). [ 5 ]
Объекты
[ редактировать ]Что касается предметов, то, как мы уже указывали, так называемые «сельджуки» на самом деле относятся к более позднему периоду.
Керамика
[ редактировать ]Керамика этого периода получила значительный прогресс: изобретение кремниевой пасты. Это новый тип пасты, который содержит меньше глины, чем использовавшаяся ранее, но больше кварца . С материалом гораздо труднее работать из-за его твердости, но он также белее и тоньше. [ 6 ]
Белая керамика
[ редактировать ]Украшение этих изделий может в первую очередь играть на внутреннем качестве предмета, подчеркивая его прозрачность, белизну путем нанесения бесцветной глазури и сверления небольших отверстий (украшения в «рисовом зерне») или гравировки надписей на тесте. [ 7 ] Кремнеземная паста позволяет получить очень тонкие, некоторые близкие к прозрачности, стенки белого цвета. Украшение могло быть вырезано, гравировано или лепно.
Анимированные изображения на этом типе керамики встречаются редко.
Этот вид производства осуществляется в таких городах, как Кашан и Горган . Некоторые из них также можно найти в Афганистане . [ 8 ] Производство этой керамики было продолжено и после монгольского нашествия; художники бежали в Сирию и Анатолию , где этот вид продукции встречается до середины 13 века. [ 9 ]
Образцы работ
[ редактировать ]-
Чашка с ослом, 12-13 века, Лувр. [ 10 ]
-
Кувшин с головой животного, 12-13 века, Лувр.
-
Сетчатый кувшин, 1215 г., Метрополитен-музей. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ СЕЛЬДЖУКЫ 11-13 веков.
- ^ Как закончился халифат Аббасидов?
- ^ Искусство периода Сельджуков в Анатолии (1081–1307)
- ^ Масджид-и-Джами: Пятничная мечеть Исфахана.
- ^ Сельджукские украшения из кирпичной кладки и их устойчивость в украшениях Хорезмидов и Ильханидов
- ^ Тите, М.С.; Вольф, С.; Мейсон, РБ (2011). «Технологическое развитие керамики из каменной пасты на исламском Ближнем Востоке» . Журнал археологической науки . 38 (3): 570. Бибкод : 2011JArSc..38..570T . дои : 10.1016/j.jas.2010.10.011 .
- ^ Небольшая коническая чашка на ножке с украшением в виде так называемого «рисового зерна».
- ^ КАШАН vii. КАШАННАЯ ПОСУДА
- ^ Книги Гезы Фехервари
- ^ 14 - Керамика домонгольского Ирана.
- ^ Романтические сцены на плитках Сефевидов и Каджаров