Спорт в Манипуре
Манипур является домом для населения, занимающегося разными видами спорта.

Спорт на открытом воздухе
[ редактировать ]К видам спорта на открытом воздухе относятся Мукна , Мукна Канджей (или Хонг Канджей ), Сагол Канджей ( поло ), Юби лакпи (кокосовое регби), Оо-Лаоби, Хиян Таннаба (гонки по гребле на лодках) и Арамбай Хунба.
Мукна (борьба)
[ редактировать ]Мукна — популярный вид борьбы. [ 1 ] [ 2 ] У него есть правила, согласованные всеми организациями Мукны и с королевского согласия. Традиционно игру контролирует и организует Пана Лойсанг, правитель государственных и деревенских организаций. Их четверо: Панас-Ахаллап, Нахаруп, Хабам и Лайфам, которые контролируют все расписание и время игр и государственного собрания, на финале которого присутствует правитель, который представляет титул Джатры (Чемпиона) на весь год. с наградой Тхум Нама (Полный мешок соли) и Нгабонг Пхи (ткань ручной работы из хлопчатобумажной пряжи), освобождением от всех государственных пошлин и одеждой Нингхам Самджин (традиционной). В игре есть две категории (1) Тахатнаби (Лига), (2) Наитом (Нокаут).
Лицо короля (Хонг Кан)
[ редактировать ]Мукна Канджей — это игра, в которой сочетаются искусство мукна (борцовский хоккей) и Канджей (трость) для игры в мяч, сделанный из выдержанных бамбука . корней [ 3 ] Происхождение игры восходит к аниконическому поклонению. Люди празднуют Лай Хараоба (фестиваль в честь традиционных божеств) и включают этот предмет в ознаменование окончания фестиваля. Считалось, что покровителем этой игры был Хагемба Нинтоу (король, 1597–1652 гг.). В последующих поколениях игра организуется в деревнях. В настоящее время в Панасе формируются ассоциации по правилам и положениям Мукна Канджея .
Поло
[ редактировать ]Согласно Чайтаролу-Кумбабе, королевским хроникам Манипура, король Кангба, который правил Манипуром намного раньше, чем Нонгда Лайрен Пахангба (33 г. н.э.), представил поло . В 17 веке в нее регулярно играли во время правления короля Хагембы по новым правилам игры. Во времена покойного сэра Чандракирти Сингха KCSI Махараджа Манипура ввел регулярную дичь в Мапал Кангджейбунг (ныне недалеко от парка Тикендраджит) на территории Сана-Ламджеи (ширина 60 на 160 ярдов (55 на 146 м)), являющейся одним Ламджей равен 6 футам (1,8 м). [ нужна ссылка ] В игру можно играть и на меньшей площадке, если того требует случай.
Капитан Роберт Стюарт и лейтенант Джозеф Шерер из британской колониальной эпохи наблюдали, как местные жители играли в эту основанную на правилах игру пулу или саголканджей (буквально «лошадь и палка») в 1859 году. Правила они распространили как поло сначала в Калькутте, а затем в Англии. Джозеф Форд Шерер сейчас считается отцом английского поло , а Манипур – частью легенды поло. [ 4 ] [ 5 ] Поло быстро распространилось и к 1900 году стало частью летних Олимпийских игр.
В Манипуре родились такие известные игроки, как Джубарадж Бир Тикендраджи (Сенапати из армии Манипура), легендарный игрок, описанный миссис Гримвуд (1887–90).
Юби Лакпи
[ редактировать ]Юби лакпи — традиционная полноконтактная игра, в которую играют в Манипуре, Индия , с использованием кокоса, которая имеет заметное сходство с регби . [ 1 ] Юби лакпи буквально означает «похищение кокоса». Кокос смазывают маслом, чтобы он был скользким. Как и во всех видах спорта Манипура, существуют правила игры. В него играют на пышном зеленом газоне. У каждой стороны по 7 игроков на поле площадью около 45x18 метров. [ 6 ] Стойка ворот представляет собой коробку размером 4,5х3 метра в центральной части линии ворот. Кокос служит мячом и предлагается королю, главному гостю или судьям перед началом игры. Цель состоит в том, чтобы бежать, неся смазанный маслом кокос, и физически пересечь линию ворот, в то время как другая команда отбивает и блокирует любую такую попытку, а также пытается схватить кокос и забить гол самостоятельно. В долгой истории Манипура Юби лакпи была ежегодной официальной игрой, на которой присутствовал король, во время индуистского фестиваля Шри Говиндаджи. [ 7 ] Это похоже на игру в регби , [ 8 ] или американский футбол.
Улаоби
[ редактировать ]Улаоби (Ву-Лаоби) — игра на открытом воздухе, в которую играют преимущественно женщины. [ 1 ] Мифология Мэйтея предполагает, что Уманглай Хелои-Тарет (семь божеств–семь фей) играли в эту игру во дворе храма Уманг Лай Лайремби. Количество участников не фиксировано, а делится на две группы (размер по договоренности). Игроки делятся на нападающих (рейдеров) и защитников (избегающих).
Рейдеры говорят «оо», не останавливаясь, пока могут продолжать, и пытаются коснуться Избегающих. Если Рейдер касается Избегателя, говоря «оо», Избегатель выбывает. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все Избегающие не выйдут из игры или не сдадутся. Если рейдер не может сказать «оо» или запыхался, рейдер выбывает. Очки засчитываются за устранение рейдеров/защитников.
Если рейдеры устали, они объявляют о переменах и назначают лимит времени. Принципы Улаоби очень похожи на Кабадди в Индии. Площадка (корт) не размечена; обычно для игры используется открытое пространство в помещении дома или храма. Улаоби, иногда пишется как Вулаоби, очень популярен среди девушек и является источником талантов в Кабадди .
Хианг Таннаба
[ редактировать ]Хиян Танаба (Хиянгба Танаба) — традиционные соревнования по гребле на лодках. [ 1 ] и праздник Панаса. Проводится в ноябре. Это было введено во времена Нинттуреля Кхунджаоба, второго сына короля Хагембы, который вырыл ров Кангла вокруг дворца, чтобы сделать его неприступным, в 1660 году после того, как он взошел на трон в 1652 году. В традиционной функции функционируют две лодки «Танахи». (Гоночная лодка) подробно описаны для лидеров, известных как «Тенгмай Лаппа». В каждой лодке управляют сорок Хироев (лодочников). Лодка, которая достигает финишной линии, становится победителем, и все лодочники поднимают (сейчас) весла высоко в воздух в знак того, что они первыми достигли финишной линии, и таким образом объявляется победитель гонки. Лидер выражает свое почтение божеству и королю Манипура.
Арамбай Хунба
[ редактировать ]Жители Манипура очень любят кататься на лошадях, особенно те, кто живет в деревне недалеко от мест разведения. Поскольку пони легко доступны, мальчики получают возможность покататься на пони без седла верхом на лошади. Иногда они едут на лошадях, используя веревку вместо обычной уздечки, перебрасывая ветки небольших деревьев вместо Арамбая. Эта практика помогла силам Манипура Арамбаи как боевому искусству, которое было очень необходимо при наступлении и отводе войск. Это искусство было очень популярно как местная игра среди молодежи Манипура. Эту игру демонстрируют даже сейчас, во время фестиваля «Квак Джатра» после Дурга Пуджи .
Некоторые подвижные игры, в которые раньше играли дети, почти исчезли. К ним относятся Хутлокпи, Фибул Томба и Чапху Тугайби. В них играют особенно во время кхмерского Нового года. [ 9 ]
Местные игры в помещении
[ редактировать ]Канг
[ редактировать ]Канга играют как мужчины, так и женщины Меитис из Манипура. [ 1 ] Манипури считают, что Канг — это игра, в которую играет божество Пантоиби . Также считается, что Манипури начали играть в эту игру задолго до того, как в Манипур пришел вайшнавизм. В нее играют под навесом здания на земляной площадке (площадке), гладко выровненной в соответствии с курсом «Канг» по мишени на площадке. Позиции игроков обоих хорошо заметны при попадании в цель на площадке. У него есть правила и положения, разработанные ассоциациями в зависимости от обстоятельств игр, будь то соревновательные турниры или дружеские развлечения. Сановники дворца, даже королева и король, также участвовали в общественных мероприятиях. Раньше в «Канг» играли летом, начиная с Чейраоба (Новый год Манипура) и заканчивая Кан Чингба. В настоящее время в эту игру в течение года участвуют несколько турниров, организуемых Ассоциациями. Правила и положения были изменены, чтобы соответствовать улучшенному процессу игры.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и Хомдан Сингх Лисам, Энциклопедия Манипура, ISBN 978-8178358642 , стр. 824-830.
- ^ Вед Пракаш, Энциклопедия Северо-Восточной Индии, Том 4, ISBN 978-8126907069 , стр. 1558-1561.
- ^ Гурмит Канвал, Защитники рассвета, ISBN 978-8170622796 , стр. 48.
- ^ Гораций А. Лаффай (2009), Эволюция поло, ISBN 978-0786438143 , Глава 2
- ^ Серебряный поднос Музея Национальной армии , подаренный капитану Джозефу Форду Шереру . nam.ac.uk.
- ^ Игры коренных народов Манипура . Правительство Манипура.
- ^ Хомдан Сингх Лисам, Энциклопедия Манипура, ISBN 978-8178358642 . стр. 825.
- ^ Миллс, Дж. Х. (2006), Здесь правила Манипура - гендер, политика и спорт в приграничной зоне с Азией, Журнал спорта и социальных проблем, 30 (1), 62-78.
- ^ Сингх, Атом Сунил; Безграничная связь в играх коренных народов между Камбоджей и Манипуру . Сангайский экспресс. 4 июня 2008 г.