Бок (волынка)

Варианты бока , разновидности волынки , играли в Центральной Европе, на территории современных государств Австрии , Германии , Польши и Чехии . Традиция игры на этом инструменте сохранилась и в 20 веке, прежде всего в регионах Богемии Блата, , а также и Эгерланд среди сорбов Саксонии Ходско . [ 1 ] Название «Бок» (по-немецки « бак », то есть козел ) относится к использованию козьих шкур при изготовлении сумки, аналогично обычному использованию других козьих терминов для обозначения волынок в других странах, таких как французская кабретта , испанская гайта и Польская коза .
История
[ редактировать ]Древнейшие письменные упоминания о волынках в Землях Чешской Короны происходят из Збраславской летописи (лат. Chronicon Aulae regiae, 1335 – 1339). Самое раннее описание выдувного изо рта Бока проиллюстрировано на пластине XI и описано Михаэлем Преториусом в его трактате Syntagma Musicum 2, De Organographia (Wolfenbüttel, 1619), пластинах, выпущенных отдельно как Theatrum Instrumentorum (1620). [ 2 ]

Дизайн
[ редактировать ]Гул Бока обычно имеет высоту на две октавы ниже тоники певца . Одиночный дрон и одиночный певчий имеют цилиндрические отверстия и используют одиночные трости . Нынешний вариант бока, как правило, сильфонный , что позволяет волынщику подпевать своей игре. Считается, что эти сильфонные волынки проникли в южную и западную Чехию в первой половине XIX века. [ 3 ]
Певица и гудение завершаются усиливающими колокольчиками из рога или латуни, направленными вверх. Верхний конец певчего часто имеет форму козлиной головы. В инструментах в стиле Эгерланд дрон свисает с сумки вниз, тогда как в варианте Bohemian дрон простирается назад над плечом игрока.
Создатели и игроки
[ редактировать ]Сейчас на этом инструменте в основном играют в Чехии , особенно в Южной Чехии в Страконице и в Западной Чехии вокруг города Домажлице в регионе, известном как Ходско. По мере того, как возрождение этого инструмента продолжается, он также получает распространение в Австрии и Баварии .
В Ходско одним из самых известных производителей бокка (или пукла на местном диалекте ходско) был Болфик Штеффек (1842–1923), который жил и работал в Уезде. Его сын Вук Штеффек (1879–1966) продолжил традицию изготовления и ремонта пукла. Якуб Ян (1902–1978), живший в деревне Жданов, изготовил около 50 волынок Бока. Пожалуй, наиболее востребованными являются работы Якуба Конради (1905–1987) из Домажлиц ; Конрадий сделал более 200 экземпляров, а его сыновья Яромир (1944 г.р.) и Станислав (1946 г.р.) продолжают традицию. [ 4 ] Среди других производителей в западной Чехии - Любомир Юнбауэр (1950 г.р.) из Штода и Ян Глоубек (1958 г.р.) из Кленчи. [ 5 ] Самым плодовитым производителем в недавнем прошлом является Мирослав Яновец из Малонице.
Среди известных исполнителей на этом инструменте — американский музыкант Уэйн Хэнкин , который использовал его в записях Мередит Монк .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Режны, Йозеф. Сербские волынки: инструкция по игре с приложением нот. Будышин: Сербский музей, 1997.
- ^ Преториус, Майкл. Музыкальная синтагма Михаила Преториуса, том второй, Deorganographia: первая и вторая части, плюс все сорок две оригинальные гравюры на дереве из Theatrum istrumentorum. Английский перевод, Гарольд Блюменфельд. Нью-Йорк: Да Капо Пресс, 1980.
- ^ Режны, Йозеф. 5000 лет с дудами (5000 лет с волынкой). Прага: Аула, 2004. стр. 224.
- ^ Свацина, Рудольф. Волынщики и волынщица на Ходске. Домажлице: Рудольф Свачина, 1990. стр. 33-36.
- ^ Блаха, Зденек. Сто пьес для соло и парной волынки. Домажлице: ОКС, 1990. стр. 2.