Фторовое травление
Часть серии о |
История печати |
---|
![]() |
Фторовое травление — это техника гравюры, разработанная кружком художников, работавших в Кракове и Варшаве в первые два десятилетия двадцатого века. Вероятно, как вредное воздействие на здоровье граверов, так и хрупкость материала привели к отказу от этой техники. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Новый способ гравюры, известный как фторное травление, был разработан польским химиком Тадеушем Эстрайхером (1871–1952) в начале двадцатого века. Коммерческие производители стекла по всему миру использовали травление в качестве стандартного украшения для питья и других стаканов с середины девятнадцатого века как более дешевую альтернативу гравировке. Токсичная плавиковая кислота также использовалась для маркировки стеклянных трубок, используемых в научных лабораториях. Однако для травления фтором, как впервые описал в 1912 году Иероним Уайлдер , обычную стеклянную пластину покрывали канифолью (твердой смолой, полученной из определенных видов хвойных деревьев), после чего художник гравировал на ней рисунок, который затем обрабатывался плавиковая кислота. [ 2 ] На стеклянную пластину наносили краску, протирали и печатали на прокатном прессе так же, как на традиционной гравированной медной пластине, при этом принтер тщательно избегал опасности разрушения стекла под давлением роликов. Стекло легко разбилось, возможно, именно поэтому не так много отпечатков в этой технике было сделано или сохранилось.
Стеклянная матрица ранее использовалась во Франции для клише Франсуа Милле , Камиля Коро и Шарля Добиньи , среди других. В этом методе вместо травления изображения рисунок делался иглой на стеклянной панели, покрытой коллодием — химическим веществом, используемым в классической фотографии. Затем композицию подвергали воздействию света на светочувствительной бумаге, как при фотографическом процессе. [ 3 ]
Текущее использование
[ редактировать ]Эстрейхер предложил своему другу, польскому художнику Станиславу Выспянскому (1869–1907), идею применения техники маркировки стеклянных трубок на стеклянной пластине в художественных целях. Выспянский разработал множество композиций в этой технике, получившей название фторового травления, но сейчас известны только пять, из которых три представлены в польских коллекциях. Эта необычная техника гравюры вызвала интерес у других польских художников, работавших в Кракове и Варшаве, таких как Фердинанд Рущиц (1870–1936), Ева Асзер-Либровиц (1883–1943) – сестра еврейского архитектора и художника Ежи Ашера (1884–1943). 1944) – Янина Бобиньска (1894–1973), Болеслав Чарковский. (1873–1937), Микалоюс Константинас Чюрленис (1875–1911), Игнация Джонова (1867–1953), Ядвига Кернбаумовна (даты жизни неизвестны, но в 1912 году она была членом Ассоциации Юнг Арт ), Евгениуш Моравский-Домброва (1871). –1948), Мария Плоновская (1878–1955), Эмилия Высоцкая (1888–1973) и Зигмунт Каминский (1888–1969). [ 4 ] Другим художником, увлеченным новой техникой, был Леон Вычулковский (1852–1936), который, как упоминается в его мемуарах, в мае 1904 года сделал свою первую гравюру фтором — автопортрет в пяти красках. [ 5 ] [ 6 ] Последним художником, применившим технику фторового травления, был Станислав Домбровский (1882–1973), которому известны две гравюры 1920 года, которые сегодня хранятся в Национальной библиотеке в Варшаве.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вальдемар Делуга, «Фторовое травление в Кракове, Варшаве и Вильнюсе, 1901–20», Print Quarterly , xxxvi, вып. 2 июня 2019 г., стр. 162–168.
- ^ Х. Уайлдер, Графика. Гравюра на дереве, меди, литография. Советы библиотекарям и любителям искусства , Львов, 1912, с.
- ^ [Г. Монье и М. Серво], «Некоторые термины, характерные для техники гравюры», в «Hommage à Corot: Картины и рисунки из французских коллекций» , Париж, 1975, с. 178.
- ^ Об Ашере-Либровиче см. К. Прочаска, Юзеф Крамштик: Семейный, социальный, литературный и научный пасьянс , Варшава, 2018, стр. 116–119.
- ^ Л. Вычулковский, Письма и воспоминания , под редакцией М. Твардовской, Вроцлав, 1960, стр. 110. Отпечаток подписан и датирован Л. Вычулом. / 1904. М. Третер, Графика Леона Вычулковского , Краков, 1925, стр. 19.
- ^ «Графика», http://ciurlionis.eu/en/graphics/ .