Новые фермерские кинотеатры
Новые фермерские кинотеатры | |
---|---|
Расположение | 701 Brunswick Street, Нью-Фарм , город Брисбен , Квинсленд , Австралия |
Координаты | 27 ° 27'54 "ю.ш., 153 ° 02'33" в.д. / 27,4649 ° ю.ш., 153,0426 ° в.д. |
Расчетный период | 1919–1930-е годы (межвоенный период) |
Построен | в. 1921 –1970 гг. |
Официальное название | Кинотеатры Village Twin, Театр Астор, Кинотеатр Мертир, Кинотеатр Village Twin |
Тип | государственное наследие (построено) |
Назначен | 24 марта 2000 г. |
Справочный номер. | 602101 |
Значительный период | в. 1921 , 1924, 1937, 1970 (ткань) 1921 – по настоящее время (социальный) |
Важные компоненты | зрительный зал, фойе – вход, проекционная кабина/биобокс |
New Farm Cinemas — кинотеатр по адресу 701 Brunswick Street, New Farm , город Брисбен , Квинсленд , Австралия . Впервые он был построен ок. 1921 год . Он также известен как Театр Астор, Кинотеатр Мертир и кинокомплекс Village Twin. Хотя реконструкция кинотеатра New Farm Cinemas не внесена в список наследия, она сохранила элементы кинотеатра Village Twin Cinema, внесенного в список наследия, который был добавлен в Реестр наследия Квинсленда 24 марта 2000 года. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Village Twin at New Farm, открытый в конце 1970 года, был первым комплексом кинотеатров-близнецов в Квинсленде и одним из первых многозальных кинотеатров в Австралии . Это была реконструкция популярного театра Астор, основанного как Мертирский картинный дворец ок. 1921 год , на том же месте, на углу улиц Брансуик и Баркер. [ 1 ]
Этот участок – часть более крупного земельного участка, отчужденного в 1845 году – был разделен в 1880 году на жилой участок площадью 44 насеста (1100 м²). 2 ), а коттедж, выходящий на Баркер-стрит и Оксли-лейн, по-видимому, сохранился к 1883 году. Судя по всему, не было никакой застройки северной части этого квартала до получения одобрения городского совета Брисбена в сентябре 1921 года. , чтобы Моусли и Холлидей из Нью-Фарм построили картинное шоу с бетонными и железными стенами на углу улиц Баркер и Брансуик. Театр, известный как Картинный дворец Мертира, функционировал как минимум к 1923 году и, вероятно, открылся в конце 1921 года. [ 1 ]
Кинотеатр Мертир был третьим кинотеатром, основанным в Нью-Фарме, который в начале 20 века был одним из Брансуик самых густонаселенных пригородов Брисбена, особенно к северу от -стрит . Кинотеатр Earls Court, один из первых кинопоказов в Брисбене, работал на углу улиц Брансуик и Кент с ок. 1912 г. и был отремонтирован как Кинотеатр Риволи ок. 1920 год . Кинотеатр Колизей был основан ок. 1918 год , дом 528 по Брансуик-стрит [недалеко от угла Харкорт-стрит], но, похоже, закрылся в начале 1920-х годов. Все три театра были расположены на главной улице Нью-Фарм, в непосредственной близости друг от друга, в самом центре пригорода. Конкуренция среди первых экспонентов пригородных кинопоказов была сильной, и, несмотря на огромную популярность кинофильмов, только Мертирский кинопалас (переоборудованный в Театр Астора в 1924 году) пережил появление звукового кино в конце 1920-х годов и экономическую депрессию начала 1920-х годов. 1930-е годы. [ 1 ]
Ричард Фрэнсис Стивенс и Чарльз Эрик Манро, основавшие одну из самых успешных сетей кинотеатров в пригородах Брисбена в межвоенный период, проявили интерес к Мертирскому картинному дворцу по крайней мере к 1924 году, когда они поручили брисбенскому архитектору Клоду Э. Хамфрису спроектировать дополнения и изменения к театр. Примерно в это же время Хамфрис выполнил ряд заказов для театров, в том числе для театров в Тувонге и Кельвин-Гроув , а фасады, которые он спроектировал, представляли собой богато украшенные фантазии в смутно «средиземноморском» стиле. Разрешение городского совета Брисбена на реконструкцию Мертирского кинопаласа было получено в сентябре 1924 года, и вполне вероятно, что изменения были завершены к концу года. Фасад театра Астор 1924 года мало менялся до реконструкции 1970 года, несмотря на впечатляющую реконструкцию театра стоимостью 7000 фунтов стерлингов , предпринятую в 1937 году по проекту архитектора Джорджа Рэя, которая обеспечила вместимость 1145 человек. [ 1 ]
Стивенс и Манро, более 45 лет выставлявшиеся в Асторе как Merthyr Theaters [Pty] Ltd, превратили Астор в один из самых успешных пригородных кинотеатров Брисбена. С 1920-х по 1950-е годы переезды были популярным развлечением. Пригородные кинотеатры, многие из которых имели тщательно продуманные уличные фасады, были местными достопримечательностями и служили центром местной общественной деятельности. Владельцы театров были местными жителями и знали своих покровителей по имени. Их зрители, большинство из которых жили в нескольких минутах ходьбы, одевались по этому случаю и регулярно бронировали места, чтобы обеспечить себе хорошие места. [ 1 ]
После появления телевидения в Брисбене в конце 1950-х годов посещаемость кинотеатров неуклонно снижалась. Внедрение широких экранов, ярких цветов и превосходных звуковых систем не смогло остановить эту мировую тенденцию, и многие пригородные театры Брисбена закрылись в 1960-х и 1970-х годах. С 1950-х годов крупные выставочные сети противодействовали потере зрителей с жесткой крышей строительством автомобильных кинотеатров. Другой подход, впервые примененный в Австралии в Мельбурне в 1960-х годах, заключался в создании многозальных кинотеатров внутри существующих театров с одним зрительным залом. Первой из этих многоэкранных адаптаций, судя по всему, стал Государственный театр в Мельбурне, который в начале 1960-х годов был переоборудован в два отдельных театра — «Форум» и «Рапалло». Позже в том же десятилетии Village Theaters поручила мельбурнским архитекторам Рону Дж. Монсборо и партнерам преобразовать бывший кинотеатр Rivoli в Камбервелле в кинотеатры-близнецы Rivoli. [ 1 ]
В середине 1969 года Верден Ричард Стивенс и Дуглас Фрэнсис Стивенс заключили 10-летнюю аренду театра Астор у компании Merthyr Theaters Pty Ltd, но оказалось, что в следующем году кинотеатр был продан компании Village Theaters (Brisbane) Proprietary Limited. выставочная компания из Мельбурна, аренда театра и право собственности на него были переданы новым владельцам в 1971 году. [ 1 ]
В 1970 году компания Village Theaters поручила компании Ron G Monsborough and Associates спроектировать двойной кинотеатр на существующем пространстве театра Астор. Администрированием контракта занималась брисбенская архитектурная фирма Briggs, Petersen & Burdett. Реконструкция театра Астор стала первым проектом Village Theaters в Квинсленде, вторым кинотеатром-близнецом и, возможно, третьим многозальным кинотеатром, построенным в Австралии. При переоборудовании Монсборо экономически адаптировал существующий объем раннего кино, чтобы создать два меньших, но просторных театра под одной крышей. Кинотеатры расположены один за другим, между ними имеется общая проекционная коробка. Чертежи переоборудования 1970 года показывают, что новые потолки были прикреплены к существующим изогнутым деревянным фермам. Эти фермы были характерны для театрального дизайна Квинсленда, и понятно, что немногие из них остались в Брисбене . [ 1 ]
The Газета Telegraph описала Рона Монсборо как «признанного ведущего австралийского архитектора-дизайнера кинотеатров» и что Village Twin «является лучшим примером его выдающихся способностей в этой области». В конце 1960-х Монсборо побывал в США, Канаде, Европе и на Дальнем Востоке, чтобы изучать дизайн кино. Он был архитектором Village Theaters Group и до сих пор работает консультантом по дизайну кинотеатров. Монсборо также спроектировал преобразование бывшего театра Метро на Альберт-стрит в 1973 году в трехзальный кинотеатр Albert Cinemas. [ 1 ]
Рекламируемый как «новая концепция кинематографических развлечений» , Village Twin открылся 26 декабря 1970 года. Cinema One ( Голубой зал ) имел вместимость 555 мест, а Cinema Two ( Фиолетовый зал ) - 352 места. Комплекс включал в себя кофейня и мини-художественная галерея, и все это считалось ультрасовременным как по дизайну, так и по отделке. Особо следует отметить Cinema One, который один кинообозреватель того времени описал как «красивый зал цвета морской волны с крышей, которая заставляет думать о белых кораллах» . Это был первый кинотеатр, в котором было ковровое покрытие от стены до стены, и роскошные качества комплекса в то время сильно подчеркивались в прессе. Особенностями фойе были фонтан и настенные кованые медные фигуры Близнецов, которые символизировали двойные аспекты комплекса. [ 1 ]
Реконструкция кинотеатра также отразила современные концепции программирования и маркетинга кинотеатров. На момент открытия предполагалось, что в более крупном Cinema One будут показаны популярные, кассовые фильмы, пользующиеся широкой аудиторией, в то время как в меньшем Cinema Two будут показываться современные фильмы с более ограниченной общественной популярностью. Тогдашний генеральный менеджер Брюс Симпсон заявил, что «комплекс ориентирован на искушённых молодых людей города… но не оттолкнет тех, кто придерживается более консервативных взглядов» . The Village Twin сохранил репутацию производителя качественных артхаусных фильмов. В начале 1980-х годов Cinema Two была арендована группой Valhalla, которая управляла кинотеатрами в Мельбурне и Сиднее и демонстрировала в основном возрожденные и немейнстримовые фильмы. [ 1 ]
По крайней мере, с 1984 года Edenfile Pty Ltd владела половиной доли Village Theaters в Village Twin Cinemas. В августе 1999 года базирующаяся в Мельбурне компания Palace Cinemas выкупила 50% акций Edenfile, создав таким образом сеть кинотеатров Palace во всех столицах Австралии. [ 1 ]
Кинотеатры были закрыты в 2003 году, в 2000 году Palace открыл еще один кинотеатр в Брисбене в Фортитьюд-Вэлли, и здание несколько лет стояло заброшенным. Кинотеатры пришли в плохое состояние и стали предметом опасений по поводу сноса, особенно когда в 2011 году по соображениям безопасности был снесен зрительный зал «Голубая комната» 1970 года в задней части здания. В феврале 2013 года он был приобретен Питером и Стивеном Соуррисами, владельцами театра «Ятала Драйв-Ин». Новые владельцы восстановили уцелевшие части театра и расширили его с двухзального до шестизального. Первая очередь с отреставрированной Пурпурной комнатой и новой Бронзовой комнатой открылась 1 августа 2014 года как New Farm Cinemas, а остальные четыре кинотеатра откроются в декабре 2014 года. [ 2 ] [ 3 ]
Описание Village Twin Cinemas (1970–2003)
[ редактировать ]
Village Twin располагался на углу улиц Брансуик и Баркер-стрит, Нью-Фарм и граничил с Оксли-лейн сзади. [ 1 ]
Экстерьер
[ редактировать ]Внешняя форма во многом напоминала бывший театр Астор и состояла из каменных стен с большой остроконечной крышей, покрытой гофрированным железом. Вход в кинотеатр был со стороны Брансуик-стрит, с пожарными выходами на переулок и Баркер-стрит. [ 1 ]
Верхняя часть парадного фасада была окрашена в черный цвет и закрыта белыми алюминиевыми полосами, прикрепленными горизонтально к несущему каркасу, прикрепленному к оригинальному фасаду. В правом верхнем углу была прикреплена большая оранжевая надпись, выполненная в стиле корпоративного логотипа Village 1970-х годов. вершина фронтона . За этим фасадом виднелась [ 1 ]
Нижняя часть передней стены была облицована керамической плиткой с темно-зеленой эмалированной отделкой, которая также обрамляла угол Баркер-стрит. Профиль плиточного участка был таков, что можно было различить выступающие опоры первоначального фасада. Пять двойных стеклянных дверей вели на широкую лестницу, ведущую в холл. Проем, имевший те же пропорции, что и у «Астора», увенчивался обшитой деревянными панелями переборкой с потолочным освещением. По обе стороны от входных дверей в кафельных стенах были установлены три стеклянные витрины с плакатами о текущих и предстоящих достопримечательностях. Консольный навес , поочередно облицованный алюминиевыми полосами, и флуоресцентное освещение проецировалось на улицу. Этот световой эффект был призван способствовать переходу от темного интерьера фойе к яркому освещению улицы. [ 1 ]
Фасад Баркер-стрит был пустым и окрашен в два тона оливково-зеленой краски, в соответствии с восходящим уклоном улицы. Были свидетельства существования ранней бетонной стены, силуэт обшитых панелями участков в верхней части стены, а конфигурация водосточных труб выглядела такой же, как и в Асторе. [ 1 ]
Камины
[ редактировать ]В целом интерьер весьма демонстративен для начала 1970-х годов, периода, когда кинотеатр был переоборудован в комплекс-близнец. Фойе имеет ступенчатую форму, мало чем отличаясь от величественных картинных дворцов межвоенного периода, где вход в кинотеатр был организован, чтобы усилить впечатления от посещения. Фойе имело верхнюю и нижнюю части с единой декоративной схемой. Кинотеатры располагались над фойе и располагались спина к спине, между ними была общая проекционная комната. [ 1 ]
Нижнее фойе было просторным, с внутренней отделкой из темно-коричневого кирпича и горизонтальными деревянными панелями, окрашенными в темно-коричневый цвет; потолок тоже был обшит тем же темным деревом. Эта тема продолжается в мусорных баках, пепельницах и витринах, изготовленных из той же древесины с прочными горизонтальными элементами дизайна и алюминиевыми деталями. Освещение из коробчатых деревянных ламбрекенов проходило вдоль стен как в верхнем, так и в нижнем холле, а также на лестнице. Пространство фойе было расположено симметрично, с лестницами одинаковой детализации по обе стороны от центральной кассы. Касса располагалась в пространстве под лестницей кинотеатра «2» (ранее там располагался фонтан и декоративный светильник). Яркий геометрический ковер с узором из фиолетовых, зеленых и синих кругов и эллипсов на черном фоне покрыл пол по всей площади фойе, включая лестницу. [ 1 ]
Вдоль правой стороны нижнего фойе располагалась большая ниша , в которой раньше располагались кафе и художественная галерея. Подсобное помещение с кухней осталось, но уже не использовалось. Вдоль стены Баркер-стрит тянулся длинный банкет, обитый ярко-синим винилом и шерстью, и здесь стояло несколько стульев и столов. На противоположной стороне фойе была дверь, которая вела в кабинет управляющего и кладовую. Рядом с ним находится помещение, где раньше располагалась касса, но оно было обшито горизонтальными деревянными панелями, что соответствовало остальному интерьеру. Вывески по всему фойе состояли из бронзовых металлических надписей, прикрепленных непосредственно к деревянным элементам, таким как двери. [ 1 ]
Лестница в верхний вестибюль была прочной, с прямоугольными настенными деревянными перилами, срезанными под углом на каждом конце. Центральный поручень имел минимальные балясины , что еще раз подчеркивало горизонтальность деревянных деталей во всем интерьере. Входы в кинотеатры располагались друг напротив друга в верхнем фойе. У каждого входа была пара тяжелых деревянных двойных дверей, утопленных в вестибюлях для лестницы, ведущей в зрительный зал. Бронзовые металлические надписи с надписью Cinema One The Blue Room и Cinema Two The Purple Room располагались над дверями, зеркально отражая друг друга. В верхнем фойе доминировал большой, но изящный подвесной светильник из хрусталя, расположенный в центре потолка. В верхнем фойе располагались две фиолетовые виниловые скамейки и два небольших столика со стульями. [ 1 ]
Кенди-бар располагался в фойе со стороны Баркер-стрит. Офис, который раньше был частью кафе, находился рядом с моноблоком на уровне между верхним и нижним фойе с небольшими ступеньками между ними. Двери мужского и женского туалетов находились напротив моноблока. Двери были обшиты деревянными панелями, гармонирующими с остальным интерьером, и имели вывески в том же стиле. В женских туалетах сохранилась отдельная дамская комната с небольшой виниловой скамейкой и большими зеркалами на дальней стене. Туалетные кабинки и столешницы были выполнены из терраццо нейтрального цвета. Мужские туалеты имели большой вестибюль, на ярко-желтой стене которого висела медная скульптура. Туалетные перегородки также были выполнены из терраццо. [ 1 ]
Крутая лестница вела в зал кинотеатра. Контраст между гладким темным стилем фойе и ярким изобилием света и цвета в кинотеатрах усилил ощущение эскапизма и фантазии, характерное для многих кинодизайнов. [ 1 ]
Голубая комната
[ редактировать ]
Голубая комната была более просторной и богато украшенной из двух кинотеатров. Самой очевидной особенностью был сводчатый потолок, оштукатуренный лунный пейзаж с кратерами различной глубины, скрывающими красные, синие и зеленые огни. Более крупные и мелкие кратеры чередуются со светлыми кратерами, создавая богатую и сложную поверхность. На трёх контурах расположены 294 световых шара. Используя эти различные схемы и цветные шары, можно добиться разнообразных световых эффектов. Ламбрекен, скрывающий встроенное освещение, закрывал пересечение потолка и стены, а бирюзовые шерстяные портьеры падали на ковер, поднимавшийся на стену примерно на метр. оригинальный ковер с круглым точечным узором в стиле оп-арт Во всем кинотеатре использовался синего и коричневого цветов. Изгиб свода обрамляет ширму, состоящую из нескольких слоев бирюзовых шерстяных драпировок, образующих занавес и окружение. Архитектурные чертежи реконструкции 1970-х годов показывают, что оштукатуренные потолки прикреплены к нижнему поясу более ранней изогнутой древесины. ферма . [ 1 ]
Зрительный зал имел два отдельных уровня сидений: пол передней части слегка наклонялся к экрану, а пол задней части имел крутой наклон. Сидения в зале были обиты синим винилом, а в спинках сидений были встроены круглые подстаканники для напитков. Деревянные перегородки с горизонтальными панелями разделяли места для сидения, а прочная балюстрада с такими же деталями шла вдоль края пустоты наверху входной лестницы. Внутри располагалась небольшая ниша с сиденьем для билетера, что напоминало о том периоде, когда в кинотеатрах нанимали билетеров, чтобы проводить людей на их места и следить за ними на протяжении всего сеанса. Домофон в этой нише до сих пор используется для обеспечения связи между сотрудниками. [ 1 ]
Фиолетовая комната
[ редактировать ]
В Фиолетовой комнате царила более нежная атмосфера; однако потолок также был важной особенностью. Потолок был покрыт плавающим напыленным вермикулитом, квадратными панелями над скрытым фиолетовым освещением, полупрозрачными световыми коробами из фиолетовой смолы и квадратными вентиляционными отверстиями для кондиционирования воздуха, расположенными в неправильном порядке. В передней половине зала был использован ковер того же дизайна, что и в Голубой комнате, но в оттенках фиолетового и лилового; однако позже ковер в фойе стал использоваться на лестницах и в коридорах. В задней части располагался фиолетовый вариант ковра в фойе. Фиолетовая комната имела ту же конфигурацию сидений, что и Синяя комната, но с меньшим количеством мест. Сиденья были обиты фиолетовым винилом, а стены покрыты фиолетовыми шерстяными портьерами. Детализация древесины была такой же, как и в Cinema One, а также включала сиденье швейцара. Настенное освещение было скрыто под ламбрекенами наверху стен. Справа от экрана находилась пожарная лестница. [ 1 ]
Общая проекционная комната располагалась в задней части каждого зала, и в нее можно было попасть из обоих кинотеатров. [ 1 ]
Описание новых фермерских кинотеатров (2014–)
[ редактировать ]Отремонтированный Purple Room кинотеатра Village Twin Cinema является флагманским кинотеатром комплекса New Farm Cinema, но с современными креслами, который вмещает всего 224 человека по сравнению с вместимостью Village Twin 352 человека. Purple Room вновь открылся 1 августа 2014 года. [ 4 ] На месте моноблока Village Twin создан новый «Бронзовый зал», вмещающий 79 человек. Бронзовый зал открылся 1 августа 2014 года. [ 5 ]
В декабре 2014 года был открыт совершенно новый «Синий зал» на 96 человек, а также еще три кинотеатра: «Красный зал» (124 места) и два кинотеатра «Золотого класса» (45 и 40 человек). [ 6 ]
Список наследия
[ редактировать ]Кинотеатры Village Twin Cinemas были внесены в Реестр наследия Квинсленда 24 марта 2000 года, удовлетворяя следующим критериям. [ 1 ]
Это место важно для демонстрации эволюции или закономерностей истории Квинсленда.
Комплекс важен тем, что с начала 1920-х годов он постоянно используется в качестве кинотеатра и связан с выставкой кинофильмов в Нью-Фарме. Кинотеатр важен как первый кинотеатр-близнец в Квинсленде (1970 г.) и один из первых многозальных кинотеатров в Австралии. [ 1 ]
Это место демонстрирует редкие, необычные или находящиеся под угрозой исчезновения аспекты культурного наследия Квинсленда.
Это редкий сохранившийся и удивительно неповрежденный образец такого типа. [ 1 ]
Это место потенциально может дать информацию, которая будет способствовать пониманию истории Квинсленда.
Будучи реконструкцией существующего кинотеатра, это место также может раскрыть важную информацию о более ранней структуре этого места и, таким образом, способствовать нашим знаниям о дизайне кинотеатров 1920-х и 1930-х годов в Квинсленде. В частности, важны сохранившиеся изогнутые деревянные фермы, уникальные для дизайна кинотеатра Квинсленда, а также фасад и внешняя форма бывшего Астора 1920-х годов. [ 1 ]
Место важно для демонстрации основных характеристик определенного класса культурных мест.
Комплекс важен тем, что демонстрирует основные особенности декора кинотеатров, в частности, своеобразие дизайна конца 1960-х — начала 1970-х годов. [ 1 ]
Это место важно из-за его эстетической значимости.
Особую эстетическую ценность имеет интерьер. Высокодекоративные лепные потолки зрительного зала кинотеатра, деревянные панели, кирпичная облицовка, ковровые покрытия и фурнитура в фойе, а также оригинальные и сохранившиеся внутренние цветовые решения - все это придает эстетическому и архитектурному значению здания. Дизайн иллюстрирует чувство эскапизма и фантазии, которое занимает центральное место в традициях кино и театрального дизайна. [ 1 ]
Это место имеет сильную или особую связь с определенным сообществом или культурной группой по социальным, культурным или духовным причинам.
Расположенное на небольшом возвышении на оживленной Брансуик-стрит, это место является известной достопримечательностью Нью-Фарм, а театр на этом месте был центром общественной деятельности и популярной культуры в пригороде с 1920-х годов. У кинозрителей Брисбена он вызывает особую ассоциацию как ранний альтернативный или артхаусный кинотеатр. Таким образом, Village Twin важен для демонстрации эволюции и специализации киноаудитории. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть «Village Twin Cinemas (запись 602101)» . Реестр наследия Квинсленда . Совет по наследию Квинсленда . Проверено 1 августа 2014 г.
- ^ «История» . Новые фермерские кинотеатры. Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ Боченски, Натали (31 июля 2014 г.). «Занавес New Farm Cinemas открывает новую эру» . Брисбен Таймс . Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА (КИНО 1)» . Новые фермерские кинотеатры. Архивировано из оригинала 18 ноября 2016 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ «БРОНЗОВЫЙ ЗАЛ (КИНО 2)» . Новые фермерские кинотеатры. Архивировано из оригинала 18 ноября 2016 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ «Кинотеатры» . Новые фермерские кинотеатры. Архивировано из оригинала 18 ноября 2016 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
Атрибуция
[ редактировать ] Эта статья в Википедии изначально была основана на «Реестре наследия Квинсленда», опубликованном штатом Квинсленд по лицензии CC-BY 3.0 AU (по состоянию на 7 июля 2014 г., архивировано 8 октября 2014 г.). Географические координаты были первоначально рассчитаны на основе «Границ реестра наследия Квинсленда», опубликованного штатом Квинсленд по лицензии CC-BY 3.0 AU (по состоянию на 5 сентября 2014 г., заархивировано 15 октября 2014 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии сноса Голубой комнаты — на некоторых фотографиях виден потолок «лунного пейзажа».