1981 г. Формирование кабинета министров Нидерландов.

Формирование кабинета министров произошло в Нидерландах после всеобщих выборов 26 мая 1981 года . Формирование привело к инаугурации второго кабинета Ван Агта 11 сентября, в состав которого вошли Христианско-демократический призыв (CDA), Лейбористская партия (PvdA) и Демократы 66 (D'66). Кабинет министров распался незадолго до заявления правительства , но был исправлен в течение трех недель.
Фон
[ редактировать ]Ван Agt I Кабинет
[ редактировать ]Выборы последовали в конце срока полномочий первого кабинета Ван Агта , коалиции Христианско-демократического призыва (CDA) и Народной партии за свободу и демократию (VVD). Кабинет министров был сформирован в 1977 году после рекордно длительного процесса формирования коалиции . Во время этого формирования первоначально были предприняты попытки создания коалиции с крупнейшей партией, Лейбористской партией , CDA и Демократами 66 (D'66). Когда на заключительном этапе это не удалось, была быстро сформирована коалиция ХДП и ВВД. Сотрудничество разделило CDA, где некоторые члены парламента, известные как сторонники CDA , просто обеспечивали поддержку и доверие кабинету министров. Несмотря на незначительное большинство и лоялистов, кабинету министров удалось завершить свой срок.
Отношения между премьер-министром ХДП Дрисом ван Агтом и вице-премьером ВВД Хансом Вигелем , которые оба снова были лидерами партии, были хорошими. Однако отношения между Ван Агтом и лидером PvdA Йоопом ден Уйлом долгое время были натянутыми. Это уже имело место, когда Ван Агт был министром в кабинете Ден Уйла (1973–1977), но ситуация еще больше ухудшилась во время формирования 1977 года и оппозиции Ден Уйла кабинету министров. Их характеры сыграли значительную роль в этой вражде. Католик Ван Агт придерживался релятивистского подхода к политике, который не был оценен Ден Уилом, выходцем из кальвинизма.
Избирательная кампания
[ редактировать ]
Кампания была довольно прохладной. Финансовые и социально-экономические проблемы, возникшие после нефтяного кризиса 1979 года, вызвали определенную апатию. Ван Агт искал поддержки для продолжения политики и предпочитал коалицию CDA, VVD и D'66. Однако лидер D'66 Ян Терлоу исключил эту комбинацию. Ван Агт потенциально был готов править вместе с PvdA, даже под руководством Ден Уйла. Аналогичным образом, PvdA заявила то же самое. Партия опасалась повторения 1977 года и смягчила свою стратегию поляризации. Надежды на правительство левого большинства исчезли, когда D'66 исключил сотрудничество с Коммунистической партией Нидерландов (КПН). [ 1 ] С другой стороны, был упомянут «вариант Стафорста», в котором CDA и VVD будут искать поддержки у небольших правых христианских партий, хотя Ван Агт заметил, что «мы не можем управлять страной таким образом». [ 2 ]
Результаты выборов
[ редактировать ]
Крупным победителем на этих выборах стала партия D'66, которая увеличила количество мест с восьми до семнадцати. Партии «большой тройки» CDA, PvdA и VVD потеряли места. ХДП поднялась с 49 на 48 мест, ПвдА - с 53 на 44, а ВВД - с 28 на 26. В результате потерь ХДП и ВВД коалиционное правительство потеряло большинство. Среди других победителей - РПФ (новая, получившая два места), ПСП (полученная два) и КПН (получившая одно). Фермерская партия (участвовавшая в качестве Правой народной партии в 1981 году) и DS'70 исчезли из Палаты представителей.
Информаторы Любберс и Де Конинг
[ редактировать ]
королева Беатрикс В первые дни после выборов обращалась за советом к своим постоянным советникам и лидерам парламента. Ван Агт предложил назначить двух информаторов CDA из-за политической сложности и срочности. Он рассматривал возможность назначения члена Сената Пита Стенкампа вместе с лидером парламента Руудом Любберсом или министром по сотрудничеству в целях развития Яном де Конингом . Ден Уил, Терлоу и Вигель считали, что одного информатора CDA достаточно. Беатрикс, взошедшая на трон в 1980 году, также обращалась за советом к своим государственным министрам - практика, обычно приберегаемая для тупиковых ситуаций на более поздних этапах процесса формирования. Яап Бургер (PvdA), Марга Кломпе (CDA) и Маринус Рупперт (ARP) выступали за создание коалиции PvdA, CDA и D'66. Виллем Дрис (бывший PvdA), которого посетила Беатрикс, посоветовал члену CDA Йелле Зейлстре снова стать премьер-министром. 30 мая Беатрикс назначила Любберса и Де Конинга информаторами. По словам сотрудника парламентской группы, их выбор стал результатом лоббирования со стороны Любберса среди других партийных лидеров и государственных министров. [ 3 ]

Информаторам было поручено выяснить, какой кабинет министров может "рассчитывать на максимально широкую поддержку в законодательном органе". Они быстро поняли, что единственной возможностью для этого является коалиция CDA, PvdA и D'66. Они начали предметные переговоры по разработке программы управления. Несмотря на разногласия, первый проект коалиционного соглашения был представлен 25 июня. Он предложил перенаправить 4 миллиарда гульденов к 1985 году. Кабинет министров временно воздержится от размещения крылатых ракет и будет ждать результатов переговоров между Соединенными Штатами и Советским Союзом . Ван Агт охарактеризовал соглашение как «такую же политику, что и предыдущий кабинет министров, с добавлением немного PvdA». Это вызвало критику со стороны Д'66 и его собственной партии. [ 4 ]
Выбор премьер-министра
[ редактировать ]Информаторы одновременно задали вопрос партиям, кто должен стать премьер-министром. Естественно, CDA предложила на эту должность Ван Агта. Внутри партии раздавались голоса, предлагающие заменить Ван Агта, например, на Любберса, чтобы спасти отношения с PvdA, если Ден Уил уйдет в отставку. Для PvdA позиция Ван Агта была неприемлемой, хотя они стремились предотвратить еще один провал, как в 1977 году, из-за позиции Ван Агта. D'66 также выступил против Ван Агта, надеясь предложить Терлоу в качестве «моста» между CDA и PvdA. Однако 20 июня совет партии CDA подтвердил свою приверженность кандидатуре Ван Агта. Таким образом, информаторы постоянно откладывали вопрос о премьер-министре. [ 4 ]
Тем временем информаторы предложили раздачу портфелей. И CDA, и PvdA получат по шесть министерских должностей, а D'66 — три. Помимо поста премьер-министра, CDA будет занимать вопросы образования, юстиции, сотрудничества в целях развития, финансов, сельского хозяйства и рыболовства. PvdA получит внутренние дела (вместе с постом заместителя премьер-министра), CRM, иностранные дела, социальные вопросы, жилищное строительство и территориальное планирование. В качестве шестого варианта они могли выбрать между «Транспорт и управление водными ресурсами» или «Общественное здравоохранение и гигиена окружающей среды», а другой вариант - D'66. D'66 был недоволен, как и PvdA. Сочетание министра внутренних дел с должностью заместителя премьер-министра, казалось, не оставляло места Ден Уйлу, который никогда не проявлял интереса к внутренним делам. Терлоу был особенно встревожен по поводу Министерства обороны и предпочел Лоренса Яна Бринкхорста по иностранным делам . [ 5 ]

После опубликования соглашения 1 июля Ван Агт предложил то, что он назвал «большим скачком вперед». Соглашение было бы принято без изменений, если бы стороны согласились на его пост премьер-министра. Это предложение было отклонено Терлоу и Ден Уйлом. 3 июля Ван Агт и председатель CDA Пит Букман предприняли попытку прорыва, убедив Зийлстру принять пост премьер-министра. Однако Зийлстра отказался по личным причинам и из-за существенных возражений против соглашения. Даже Кломпе и Беатрикс не смогли его убедить. Впоследствии CDA проинформировало Ден Уила и Терлоу о покушении. 6 июля D'66 неохотно согласился на назначение Ван Агта премьер-министром, что PvdA расценило как предательство. Столкнувшись с этим решением, парламентская группа PvdA в конечном итоге согласилась назначить Ван Агта премьер-министром, хотя одиннадцать членов проголосовали против. Затем PvdA нужно было добиться большей выгоды от коалиционного соглашения, получить лучшие портфели и включить Эда ван Тейна , который выступал против принятия Ван Агта, в качестве информатора. Поначалу Ван Агт отказался от этого последнего пункта, но в итоге под давлением согласился. [ 6 ]
Информаторы Любберс, Де Конинг и Ван Тейн
[ редактировать ]
10 июля Ван Тейн был назначен информатором. [ 7 ] После двухдневного перерыва переговоры возобновились. Еще необходимо было проработать несколько спорных вопросов, таких как ядерная энергия, ядерное оружие, минимальный доход и жилье. Образование, в частности, оказалось проблематичным. CDA и PvdA договорились о желаемой для PvdA средней школе , но оба претендовали на факультет. Ден Уйл также претендовал на финансы, а Терлоу желал иностранных дел. [ 8 ]
20 июля переговорщики и информаторы собрались на решающее заседание. В качестве решения, предложенного Ван Тейном, Ден Уил был назначен министром социальных дел и занятости, министром проекта по вопросам занятости, интеграционным министром социально-экономического сектора и дополнительно ответственным за дела Антильских островов. Его роль была названа «суперминистром» в Haagsche Courant . Это привело в ужас в CDA, восприняв это как поражение Ван Агта. Д'66 тоже был в ярости, поскольку должность, отведенная Терлоу в экономических вопросах, была сокращена. В качестве компромисса в сфере образования был предложен министр PvdA. В качестве «сторожевых псов» были назначены два госсекретаря CDA, что Ден Уил счел неприемлемым и отложил. [ 9 ]
Заседание парламентской группы
[ редактировать ]
На следующий день парламентские группы D'66 и PvdA согласовали результаты переговоров. Парламентская группа CDA сочла соглашение неприемлемым, посчитав, что было уступлено слишком много важных позиций. Ван Агт с трудом защищал результат. Впоследствии парламентская группа предложила поправки. Однако 27 июля информаторы отказались возобновить соглашение, настаивая на том, что решение должно принять CDA. Большинство было готово принять соглашение и разрешить оставшиеся споры под руководством форматера. Двенадцать членов, включая лоялистов, публично выразили нежелание следовать за Ван Агтом. Лишь 30 июля парламентская группа согласилась на письмо, в котором заявила о своей готовности сформировать правительство при условии исключения из соглашения раздела, посвященного обороне. Что касается социально-экономического раздела, они считали, что на этапе формирования следует обратиться за советом к президенту De Nederlandsche Bank Джелле Зейльстре , председателю Социально-экономического совета Яну де Поусу. и директор Бюро анализа экономической политики Сеес ван ден Бельд , все видные члены CDA. Ден Уйл вновь счел это неприемлемым. [ 10 ]
Несмотря на письмо CDA, информаторы подготовили окончательный отчет и представили его как окончательное соглашение. Ван Агт категорически возражал, но парламентская группа по-прежнему хотела продолжить. Однако в тот же день от соглашения дистанцировалась и парламентская группа D'66, не согласившись с утверждением информаторов о том, что остальные вопросы решены. [ 11 ]
Форматоры Кремерс и Ван Тейн
[ редактировать ]
Несмотря на возражения D'66, Беатрикс намеревалась назначить форматировщиков. 4 августа она назначила на эту должность Ван Тейна и Лимбургского комиссара короля Сьенга Кремерса (CDA). Им было поручено сформировать кабинет министров на основе итогового отчета информаторов, практически исключая новые переговоры. Они начали работать над назначениями министров и 11 августа внесли предложение. [ 12 ]
12 августа Ван Агт потребовал дополнительного сокращения бюджета на 4,5 миллиарда гульденов на 1982 год в результате политики уходящего кабинета министров. Ден Уйл и Терлоу снова были в ярости, поскольку осуществление сокращений было оставлено на усмотрение кабинета министров. Последующие обсуждения ухудшились и, по словам некоторых присутствующих, едва не привели к физической ссоре. [ 13 ]
17 августа форматировщики попытались представить выводы парламентским группам. Ден Уйл и Терлоу заявили о своей поддержке. Ван Агт отказался, заявив, что уйдет в отставку, если значительная часть его парламентской группы проголосует за. Правление парламентской группы попросило Ван Агта смягчить свою позицию. Бывший министр Вильгельм Фридрих де Гаай Фортман , выступая за сотрудничество с PvdA, открыто раскритиковал поведение Ван Агта и парламентской группы. 19 августа парламентская группа CDA проголосовала. За соглашение проголосовали двенадцать из 47 членов, даже без Ван Агта. Шестнадцать членов, включая Любберса, проголосовали против только для того, чтобы не допустить отставки Ван Агта. Это показало, что большинство действительно поддержало формирование правительства с PvdA и D'66. Следовательно, форматировщики почувствовали себя вынужденными отказаться от своего мандата. [ 14 ]
Информатор Де Гаай Фортман
[ редактировать ]
20 августа Беатрикс снова проконсультировалась со своими постоянными советниками и лидерами парламента. Ван Агт рекомендовал назначить «авторитетного члена ХДП», добавив, что им пока не следовало выражать предпочтение коалиции. Он упомянул Стенкампа и Виллема Шолтена как подходящих для этого профиля. Терлоу также поддержал информатора CDA и упомянул Де Гая Фортмана. Государственный министр Руперт также упомянул его имя. Когда королева предложила Де Гаая Фортмана, Ван Агт, немного подумав, сказал, что не будет противиться этому. Ден Уил предпочитал, чтобы член PvdA был информатором CDA, в то время как Ван Вигель считал, что отставка действующего кабинета должна быть отклонена, пока D'66 блокирует сотрудничество с CDA и VVD. В тот же вечер Беатрикс назначила де Гаая Фортмана информатором. [ 15 ]

Услышав это, Ван Агт позвонил больным и сообщил Букману, что уходит с поста лидера парламента и переговорщика. Он счел свою позицию переговорщика несостоятельной из-за позиции парламентской группы, а также раскритиковал подход королевы за выбор члена CDA, явно поддерживающего коалицию с PvdA. Впоследствии Любберс был назначен лидером парламента, хотя Ван Агт рекомендовал Де Конинга. Правление парламентской группы заявило в пресс-релизе, что Ван Агт все равно должен стать премьер-министром. За кулисами Ван Агт вместе со Стенкампом и министром финансов Фонсом ван дер Стее разработали социально-экономическую программу, которую Любберс должен был обсудить. [ 16 ]
Отношения между Де Гаем Фортманом и Ван Агтом улучшились, когда Де Гаай Фортман лично посетил его дома. Они добились прогресса по оставшимся спорным вопросам. Любберс был готов отказаться от конкретного сокращения бюджета на 4,5 миллиарда гульденов, предложив кабинету министров позже определить сумму на основе «качественных факторов». С другой стороны, Ден Уилу пришлось признать, что для его планов трудоустройства необходим план финансирования. Любберсу удалось убедить Ван Агта и Ван дер Сти согласиться на соглашение, хотя оба не проявили энтузиазма. Впоследствии Де Гаай Фортман подготовил окончательный отчет, в котором рекомендовал назначить Ван Агта форматировщиком. [ 17 ]
Форматор восьми
[ редактировать ]
Ван Агт был назначен форматировщиком 2 сентября, и ему пришлось действовать «на основе заключений информатора профессора Де Гаая Фортмана». Это означало отсутствие пересмотра программы. Он вел свою работу из Катшуиса, чтобы держать журналистов на расстоянии. Формирование министерской команды, состоящей из политических «тяжеловесов», прошло гладко. 8 сентября состоялось «предучредительное обсуждение», которое нельзя было назвать учредительным обсуждением , поскольку съезду PvdA еще предстояло одобрить участие министров PvdA. В ходе консультации Ван Агт хотел, чтобы министры PvdA заявили, что они не могут заблокировать положительное решение о размещении крылатых ракет, которое PvdA отказалось обсуждать снова. [ 18 ] Несмотря на то, что многие «точки раздора» со стороны левого крыла ПвДА не были достигнуты, подавляющее большинство партийного съезда проголосовали за участие в кабинете министров. Однако конгресс решил, что министры ПВА должны уйти в отставку, если кабинет продолжит размещение крылатых ракет. [ 19 ]

10 сентября состоялись фактические учредительные консультации. Там министры ПвДА подтвердили в письме, написанном Ван Тейном во время его попытки создания, что они будут сотрудничать с размещением крылатых ракет, но впоследствии уйдут в отставку. 11 сентября кабинет министров был приведен к присяге. Из-за дождя сцена борда не могла состояться на ступеньках Палеис-Хойс-тен-Бош , и ее пришлось перенести в помещение. [ 18 ]
Правительственный кризис
[ редактировать ]
Заявление правительства было запланировано на 17 октября. Ден Уйл немедленно начал излагать свои планы трудоустройства, быстро столкнувшись с другими министрами как из CDA, так и из D'66. По их мнению, его планы не соответствовали коалиционному соглашению и угрожали чужому бюджету. За этим последовали предложения от 8 октября о дополнительных пяти миллиардах расходов, в то время как 4,25 миллиарда необходимо сократить. Предложение Ден Уйла позволить увеличить дефицит бюджета было отклонено министром финансов Ван дер Сти и министром экономики Терлоу. Из-за разногласий заявление правительства было отложено на неделю. Были предприняты попытки найти компромисс, но в ночь с 15 на 16 октября министры ПвДА проголосовали против окончательного предложения Ван Агта. 16 октября министры подали королеве прошение об отставке. [ 20 ]
Информаторы Де Галан и Хальберштадт
[ редактировать ]
Сразу после разрыва министры выразили желание исправить раскол. Любберс хотел взять на себя задачу формирования, но CDA не хотело создавать впечатление, что после своей значительной роли в формировании они были полны решимости возродить кабинет любой ценой. Более того, они считали, что причиной разрыва стала PvdA, и поэтому они должны предоставить информатора. Поэтому три стороны дали рекомендации в этом направлении. Поэтому 17 октября экономисты PvdA Сеес де Галан и Виктор Хальберштадт . информаторами были назначены [ 21 ] Обращались также к директору De Nederlandsche Bank (DNB) Виму Дуйзенбергу, но он отказался, опасаясь связать DNB с коалиционным соглашением. [ 22 ]
Три стороны подошли к процессу исправления ситуации оптимистично. Игра с обвинениями носила внутренний характер, и о дискуссиях мало что было раскрыто. Финансово осмотрительные информаторы в начале ноября представили предложение профинансировать план занятости одним миллиардом за счет временного сбора солидарности. Эта идея исходила от FNV председателя Вима Кока . После внесения корректировок предложение было принято министрами D'66, но министры CDA остались против. CDA согласилась бы только в том случае, если бы рабочее движение не выдвинуло требований по заработной плате, которые свели бы на нет повышение налогов, предусмотренное политикой занятости, что было неприемлемо для PvdA. Вечером 4 ноября министры достигли компромисса, согласившись рассмотреть реакцию рабочего движения через год, при этом не исключается мера по заработной плате. Затем информаторы представили свой окончательный отчет, и от имени кабинета министров Ван Агт запросил у королевы разрешение вернуться в должность. [ 23 ]
Последствия
[ редактировать ]
Даже после этого новый кабинет столкнулся с проблемами. Он упал 29 мая 1982 года, всего через шесть месяцев после истечения срока его действия.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рамакерс 2016 , стр. 81–83.
- ^ Рамакерс 2016 , с. 84.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 84–86.
- ^ Jump up to: а б Рамакерс 2016 , стр. 87–88.
- ^ Рамакерс 2016 , с. 89.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 90–92.
- ^ Рамакерс 2016 , с. 91.
- ^ Рамакерс 2016 , с. 92.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 92–93.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 93–95.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 95–96.
- ^ Рамакерс 2016 , с. 97.
- ^ Рамакерс 2016 , с. 98.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 98–99.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 99–101.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 100–102.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б Рамакерс 2016 , с. 106.
- ^ Рамакерс 2016 , с. 105.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 107–108.
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 108–109.
- ^ Ван Баален, Карла; Ван Кессель, Александр (2012). Формирование кабинета министров за пятьдесят шагов (на голландском языке). Бум . п. 72. ИСБН 9789461055729 .
- ^ Рамакерс 2016 , стр. 109–110.
Ссылки
[ редактировать ]- Рамакерс, Январь (2016). « Кабинет министров, который никогда не должен был быть создан» . В Ван Баалене, Карла; Ван Кессель, Александр (ред.). Формирование кабинета министров 1977–2012 гг. (PDF) (на голландском языке). Амстердам: Бум . стр. 81–114. ISBN 9789461054661 .
