Перикуэс

Перику коренными народами были Мексики . Они жили в Капской области, самой южной части Южной Нижней Калифорнии . Они вымерли в лингвистическом и культурном отношении с конца 18 века.
Имя
[ редактировать ]Перику также известны как Перикуэс, Кора и Эдуэс.
Территория
[ редактировать ]

Территория народа Перику располагалась вдоль южной окраины полуострова Нижняя Калифорния , от Кабо-Сан-Лукас на восток до Кабо-Пульмо , вместе с большими островами Серральво, Эспириту-Санто, Ла-Партида и Сан-Хосе в Калифорнийском заливе. Уильям К. Мэсси считал, что восточная часть Капского региона, включая Баия-лас-Пальмас и Баия-Вентана , была оккупирована группой Гуайкура, известной как Кора. [ 1 ] Последующее повторное исследование этноисторических данных позволяет предположить, что Кора была синонимом Перику. [ 2 ] [ нужна страница ]
Статус района Ла-Пас неясен. Мэсси поручил его двум группам Гуайкуры: Кора и Арипе. У. Майкл Мэтес утверждал, что он принадлежал Перику в 16 и 17 веках, но где-то между 1668 и 1720 годами был захвачен Гуайкурой. [ 3 ] Альтернативная интерпретация состоит в том, что это была спорная территория между Перику и Гуайкурой на протяжении всего раннего исторического периода.
Язык
[ редактировать ]Язык Перику вымер и не подтвержден. Свидетельства о языке, на котором говорят перику, ограничены несколькими словами и менее чем дюжиной географических названий. [ 4 ] Миссионеры- иезуиты признали язык Перику, отличный от языка Гуайкура . Мэсси предположил, что Перику и Гуайкура вместе составляли гуайкурскую языковую семью, но, похоже, это было основано исключительно на их географической близости. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Предварительный контакт
[ редактировать ]Археологические данные о территории Перику простираются, по крайней мере, еще в ранний голоцен , около 10 000 лет назад, и, возможно, в поздний плейстоцен . [ 5 ] [ нужна страница ] Характерные гипердолихоцефальные (длинноголовые) черепа, найденные в захоронениях Капского региона, наводят на мысль некоторых ученых, что предки Перику были либо иммигрантами из Тихого океана, либо остатками некоторых из первых колонизаторов Нового Света. [ 6 ] [ нужна страница ] [ 7 ] Особо был отмечен своеобразный погребальный комплекс Лас-Пальмаса , включающий вторичные захоронения, окрашенные красной охрой и захороненные в пещерах или скальных убежищах. [ 8 ] Продолжающееся использование атлатля и дротика наряду с луком и стрелами еще в 17 веке, спустя долгое время после их замены на большей части Северной Америки, использовалось в качестве аргумента в пользу исключительной степени изоляции в южной Нижней Калифорнии. [ 9 ]
Харуми Фудзита проследил меняющиеся модели эксплуатации морских ресурсов и расселения в доисторическом Капском регионе. По словам Фудзиты, примерно после 1000 года нашей эры в Капском регионе возникли четыре крупных центра социально-экономического и церемониального значения: недалеко от Кабо-Сан-Лукас, в Кабо-Пульмо, в Ла-Пасе и на острове Эспириту-Санто. [ 5 ] [ нужна страница ]
Ранние контакты
[ редактировать ]Контакты Испании с Перику начались в 1530-х годах, сначала когда Фортун Хименес и мятежники из экспедиции, отправленной Эрнаном Кортесом , завоевателем центральной Мексики, достигли Ла-Паса, а вскоре после этого последовала экспедиция под руководством самого Кортеса. [ 10 ]
Спорадические встречи, иногда дружеские, а иногда враждебные, связывали Перику с чередой европейских исследователей, каперов, миссионеров, манильских галеонов и охотников за жемчугом на протяжении 16, 17 и начала 18 веков.
18 век
[ редактировать ]
Иезуиты в основали свою первую постоянную миссию в Нижней Калифорнии в Лорето 1697 году, но только более двух десятилетий спустя они почувствовали себя готовыми переехать в Капский регион. Миссии, обслуживающие Перику, по крайней мере частично, были созданы в Ла-Пасе (1720 г.), Сантьяго (1724 г.) и Сан-Хосе-дель-Кабо (1730 г.). Резкий поворот произошел в 1734 году, когда началось восстание Перику, в результате которого иезуиты столкнулись с самым серьезным испытанием в Нижней Калифорнии. Два миссионера были убиты, и на два года контроль иезуитов над Капской областью был прерван. [ 11 ] [ нужна страница ] Однако больше всего пострадали сами Перику: к и без того разрушительным последствиям болезней Старого Света добавились человеческие жертвы в боях. К тому времени, когда испанская корона изгнала иезуитов из Нижней Калифорнии в 1768 году, перику, похоже, уже вымерли в культурном отношении, хотя некоторые из их генов могут сохраниться в местных метисов популяциях .
Традиционная культура
[ редактировать ]Перику известны прежде всего благодаря рассказам первых европейских посетителей. [ 12 ] [ нужна страница ] [ 13 ] Наиболее подробные из них оставили английские каперы, проводившие время в Кабо-Сан-Лукас в 1709–1710 и 1721 годах. [ 14 ] [ нужна страница ]
Существование и материальная культура
[ редактировать ]Перику наиболее известны своей морской ориентацией, добычей рыбы, моллюсков и морских млекопитающих в водах южной части Калифорнийского залива. Наземные ресурсы, такие как агава, плоды кактусов, мелкая дичь и олени, также имели важное значение. Земледелием не занимались.
Перику были одной из немногих групп аборигенов на побережье Калифорнии, которые владели водными транспортными средствами, кроме туле-бальзы, и использовали деревянные плоты и двухлопастные весла. Сети, копья или гарпуны, дротики, луки и стрелы были орудиями добычи рыбы и мяса. Для переноски использовались мешки, корзины и тыквы, поскольку гончарного дела не было. Потребности в жилье и одежде были минимальными, хотя женщины носили юбки из волокон или шкур животных, а представители обоих полов использовали различные формы украшений.
Социальная организация
[ редактировать ]Разделение труда среди Перику, очевидно, основывалось главным образом или исключительно на полу и возрасте. По разным сведениям, они были либо моногамными, либо полигамными. Сообщества, похоже, были политически независимыми. Руководящие должности передавались по наследству и иногда занимались женщинами. Межобщинные и межэтнические войны, похоже, были частыми, а конфликты с гуайкурой носили хронический характер.
Религия
[ редактировать ]Фрагменты мифологии Перику были записаны в начале 1730-х годов. [ 15 ] Шаманы утверждали, что способны сверхъестественным образом исцелять больных. Погребальные и траурные обряды были особенно тщательно продуманными.
Люди верили во всемогущего мастера по имени Нипарайя, создателя неба и земли. Его жена Амайкойонди, и у них было трое сыновей. Одного зовут Куайайп, он создал расу людей. Позже он был убит ими. Вторым был Акараги. Третьего называли Вак или Тупаран, в зависимости от секты. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мэсси (1949) .
- ^ Лейландер (1997) .
- ^ Мэтес (1975) .
- ^ Леон-Портилья (1976) .
- ^ Jump up to: а б Фудзита (2006) .
- ^ Гонсалес-Хосе и др. (2003) .
- ^ Заклепка (1909) .
- ^ Мэсси (1955) .
- ^ Мэсси (1961) .
- ^ Мэтес (1973) .
- ^ Таравал (1931) .
- ^ Лейландер (2000) .
- ^ Мэтес (2006) .
- ^ Эндрюс (1979) .
- ^ Венегас (1979) , Том 4 стр. 524-5.
- ^ Спенс, Льюис (2006). Индейские мифы . Дуврские бережливые издания. п. 138. ИСБН 9780486445731 .
Ссылки
[ редактировать ]- Эндрюс, Томас Ф. (1979). Английские каперы в Кабо-Сан-Лукас . Лос-Анджелес: Книжный магазин Доусона.
- Фудзита, Харуми (2006). «Капский регион». В Доне Лейландере; Джерри Д. Мур (ред.). Предыстория Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 82–98.
- Гонсалес-Хосе, Роландо; Гонсалес-Мартин, Антонио; Эрнандес, Мигель; Пуччарелли, Гектор М.; Сарди, Марина; Росалес, Альфонсо; ван дер Молен, Сильвина (2003). «Краниометрические доказательства выживания палеоамериканцев в Нижней Калифорнии». Природа (на испанском языке). Том 425. стр. 62–5.
- Лейландер, Дон (1997). «Лингвистическая предыстория Нижней Калифорнии». У Гэри С. Брескини; Труди Хаверсат (ред.). Вклад в лингвистическую предысторию Центральной и Нижней Калифорнии . Салинас, Калифорния: Coyote Press. стр. 1–94.
- Лейландер, Дон (2000). Ранняя этнография Калифорнии: 1533-1825 гг . Салинас, Калифорния: Coyote Press.
- Леон-Портилья, Мигель (1976). «На языке Перику Нижней Калифорнии». Анналы антропологии . 13 :87–101.
- Мэсси, Уильям К. (1949). «Племена и языки Нижней Калифорнии». Юго-западный журнал антропологии . 5 (3): 272–307.
- Мэсси, Уильям К. (1955). История культуры в Капском регионе Нижней Калифорнии, Мексика (докторская диссертация). Беркли: Калифорнийский университет.
- Мэсси, Уильям К. (1961). «Выживание метателя дротиков на полуострове Нижняя Калифорния». Юго-западный журнал антропологии . 17 (1): 81–93.
- Мэтс, В. Майкл (1973). Конкистадор в Калифорнии: 1535 год . Лос-Анджелес: Книжный магазин Доусона.
- Мэтс, В. Майкл (1975). «Некоторые новые наблюдения относительно коренных жителей Ла-Паса, Южная Нижняя Калифорния». Журнал Калифорнийской антропологии . 2 (2): 180–182.
- Мэтс, В. Майкл (2006). «Этноисторические свидетельства». В Доне Лейландере; Джерри Д. Мур (ред.). Предыстория Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 42–66.
- Ривет, Пол (1909). «Антропологические исследования Нижней Калифорнии». Журнал Общества американистов Парижа . 6 :147–253.
- Таравал, Сигизмунд (1931). Индийское восстание в Нижней Калифорнии, 1734-1737 гг . Лос-Анджелес: Общество Кивира.
- Венегас, Мигель (1979). Калифорнийские произведения отца Мигеля Венегаса, SJ — 5 томов . Ла-Пас, Мексика: Автономный университет Южной Нижней Калифорнии.